Динамика публикационной активности по сегменту "непрерывное медицинское образование" в современных информационных системах

Резюме

Одна из ключевых задач современной системы здравоохранения в Российской Федерации - достижение высочайшего профессионального уровня специалиста здравоохранения. Качество, надежность и безопасность лечения - вот залог того, что здравоохранение на государственном уровне будет соответствовать высоким международным стандартам. Достичь этого можно в том числе за счет внедрения и организации корректной системы непрерывного медицинского образования.

В последние годы стало популярно определять эффективность работы научнопедагогических сотрудников, а также актуальность проблематики и востребованность научных решений при помощи науко- и библиометрических показателей. Соответственно рост наукометрических показателей может, с одной стороны, свидетельствовать о повышении результативности научной работы, а с другой - о потребности решения проблем в исследуемой теме.

Цель настоящего исследования - определение значимости вопросов развития и внедрения непрерывного образования путем анализа науко- и библиометрических параметров профильных научных журналов по непрерывному образованию, в том числе по непрерывному медицинскому образованию.

На 1-м этапе исследования анализировали журналы, входящие в отечественную базу научного цитирования, по следующим критериям: динамика числа журналов, место журнала в рейтинге SCIENCE INDEX за 2013-2017 гг., изменение общего числа цитирований журнала в текущем году. На 2-м этапе аналогичную процедуру осуществляли по зарубежной базе научного цитирования. Приведенные качественные и количественные результаты могут свидетельствовать о высокой научной и практической значимости расширения публикационной активности по проблемам непрерывного образования, в частности непрерывного медицинского образования.

Ключевые слова:непрерывное образование, непрерывное медицинское образование, наукометрические параметры, библиометрические параметры, базы научного цитирования

Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3. С. 76-88. doi: 10.24411/2220-8453-2018-13003

В рамках европейской стратегии экономического развития "Европа-2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста"1 образование является одним из основных факторов формирования конкурентной и динамичной экономики. Само по себе образование служит предпосылкой улучшения социального положения, формирования гражданской позиции, личностной и профессиональной реализации, повышения возможностей занятости. При этом акцент ставится не на преподавание знаний, а на развитие индивидуальных способностей и обучение человека учиться.

Концепция непрерывного образования не позволяет рассматривать его как статичное явление. Обучение - неотъемлемая часть деятельности человека во все периоды его жизни. Независимо от возраста у людей есть потребность постоянно совершенствовать и дополнять ранее приобретенные знания, повышать свою культуру, расширять кругозор. Необходимость непрерывного повышения профессионального уровня в рамках уже полученной специальности, сохранение прежних и получение новых компетенций в условиях прогрессивно увеличивающегося объема научной информации привели к появлению нового термина - "непрерывное профессиональное образование".

1 http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20

Профессиональное образование специалистов здравоохранения в нашей стране всегда отличалось особой консервативностью, регламентностью и неразрывной связью с допуском к профессиональной деятельности. В течение многих лет традиционной формой обучения врачей были периодические циклы повышения квалификации, представлявшие в своей основе критически укороченную программу подготовки по соответствующей специальности. Прохождение таких циклов было обязательно для всех медицинских работников независимо от их профессиональных потребностей. Однако на практике существовали и другие возможности для повышения компетентности: чтение периодики, посещение различных образовательных мероприятий, участие в клинических разборах и конференциях на своем рабочем месте. Несколько позже для образовательных целей врачам стало доступно и все информационное пространство Интернета. Постепенно в процессы подготовки и повышения квалификации медицинских работников все больший вклад стали вносить некоммерческие профессиональные сообщества, а активное развитие новых образовательных технологий, таких как симуляционное и электронное обучение, дистанционные технологии, вывело дополнительное профессиональное образование на качественно новый уровень.

При этом сложность заключалась в отсутствии единых подходов к реализации всех этих инноваций, недостаточности материально-технического обеспечения их внедрения, неполной регламентации видов образовательной активности и их объемов.

С 2013 г. в России начинает формироваться новая организация повышения квалификации медицинских работников, которая в конце 2017 г. ложится в основу Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации (приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926). Основными принципами образования специалистов здравоохранения в рамках данной концепции являются его непрерывность, преемственность и последовательность между его уровнями и ступенями, регламентность и персонификация обучения, а также информатизация образовательного процесса. И если практика уже задала вектор непрерывности медицинского образования, включив в этот процесс большую часть профессиональных сообществ, сотни образовательных организаций, сотни тысяч специалистов здравоохранения, образовательная активность которых исчисляется миллионами часов, то академическая среда все еще находится в дискуссии по этому вопросу.

К сожалению, до сих пор в определении характеристик развития и квалификационного роста субъекта медицинской деятельности основной акцент делается на количественных показателях, хотя содержательная наполненность обучения по-прежнему остается наиболее актуальной. Одно из наиболее современных направлений развития непрерывного образования - создание методики индивидуализации обучения.

Существенную долю в решении этих задач занимает научно-исследовательская работа, очерченная и выраженная активностью авторов в публикационном пространстве обозначенной темы. Ставшие уже традиционными науко- и библиометрические показатели свидетельствуют об актуальности проблематики и востребованности научных решений по ней. Соответственно рост наукометрических показателей может стать критерием эффективности научнопедагогического сотрудника, с одной стороны, и актуальности решения проблем в исследуемой теме - с другой.

В настоящем исследовании представлен обзор публикационной активности, связанной общей тематикой "непрерывное образование", представлены выводы об актуальных тенденциях в данной области как в нашей стране, так и за рубежом.

Цель нашей работы - определение значимости вопросов развития и внедрения непрерывного образования путем анализа науко- и библиометрических параметров профильных научных журналов по непрерывному образованию, в том числе по непрерывному медицинскому образованию. Анализ выполняли с использованием отечественных и зарубежных баз научного цитирования (научная электронная библиотека eLIBRARY.ru, Scopus, Web of Science).

Анализ публикационной активности по качественным и количественным характеристикам журналов выполняли в системе eLIBRARY.ru на основе тематического рубрикатора: код - 14.15.25, рубрика - "Непрерывное (перманентное) образование". В результате заданных ограничений поиска найден 1 журнал "Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров".

Библиометрические показатели

Импакт-фактор РИНЦ 2017: 0,490.

Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 1548.

Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 г.: 1691.

Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 г. по тематике "Народное образование. Педагогика": 58.

Для более детального анализа было решено расширить обзор до рубрики 14.15.00 "Система образования". Найдено 29 журналов со следующими библиометрическими показателями.

Max импакт-фактор РИНЦ 2017: 1,913.

Min импакт-фактор РИНЦ 2017: 0,014.

Долевое распределение (в процентном соотношении) найденных журналов по импакт-фактору РИНЦ 2017 представлено на рис. 1.

При проведении тематического анализа содержания исследуемых журналов выделено несколько рубрик с наибольшей представленностью педагогической направленности (рис. 2).

Для детального изучения общих показателей прироста числа журналов, проблематики и авторской активности в анализ были включены журналы с импакт-фактором выше 0,5. Данный показатель позволил считать соответствующие журналы репрезентативными для всей выборки журналов под кодом 14.15.00 (табл. 1).

Следующие критерии, по которым проводился анализ, - это динамика числа журналов, место журнала в рейтинге SCIENCE INDEX с 2013 по 2017 г., изменение общего числа цитирований журнала в 2018 г.

В общей динамике числа журналов по соответствующему направлению (непрерывное образование) лидирующую позицию занимает журнал "Перспективы науки и образования" (рис. 3).

Лидирующие позиции по месту журнала в рейтинге SCIENCE INDEX с 2013 по 2017 г. занимают журналы "Перспективы науки и образования" и "Муниципальное образование: инновации и эксперименты" (рис. 4).

По динамике показателя изменения общего числа цитирований в 2018 г. лидирующие позиции занимают журналы "Перспективы науки и образования", "Муниципальное образование: инновации и эксперименты" и "Непрерывное образование: XXI век" (рис. 5).

Для журналов, имеющих наиболее высокие показатели по указанным выше критериям, был проведен анализ тематических рубрик (табл. 2).

На 2-м этапе исследования подобная процедура анализа была проведена по зарубежной базе научного цитирования в системе Scopus Preview на основе отрасли знания.

В качестве ключевого показателя значения цитирования научных журналов в системе Scopus используется метрика CiteScore. CiteScore - это простой и ясный способ измерения числа цитирований научных периодических публикаций, таких как журналы, книжные серии и т.д. CiteScore определяется отношением числа ссылок, сделанных в определенный год, на документы, опубликованные в предыдущие 3 года в данном журнале, к числу документов (того же типа, что и ссылки), опубликованных в данном журнале в предыдущие 3 года. Анализ выполняли по критериям,аналогичным использованным при анализе отечественных поисковых систем. По запросу "отрасль знания: Social Sciences: Education (Социальные науки: образование)" найдено 1017 журналов со следующими показателями: Max CiteScore: 8,4; Min CiteScore: 0,01 (рис. 6).

Для детального изучения общих показателей прироста, проблематики и авторской активности в анализ были включены журналы с показателем метрики CiteScore выше 5. Данный показатель позволил считать соответствующие журналы репрезентативными для всей выборки журналов Social Science: Education (табл. 3).

Был проведен анализ журналов по критерию изменения метрики CiteScore с 2013 по 2017 г. (рис. 7).

Более подробный анализ авторской активности и тематической направленности журналов был осложнен их отсутствием в открытом доступе и необходимостью платной подписки на них в системе Scopus.

Проведенный поисковый запрос тематики "Сontinuing education" в наукометрической базе Scopus показал наличие около 47,5 тыс. публикаций, связанных с тематикой "непрерывное образование". Запрос выявил самую раннюю публикацию на данную тематику, датированную 1929 г. Так, журнал "Industrial & Engineering Chemistry", публикуя отчет о деятельности Американского химического общества, указывал на программы повышения квалификации Института Американского химического общества для "наиболее амбициозных и желающих стать более ценными сотрудниками на производстве". После этого в публикациях по указанной теме следует большой временной перерыв - вплоть до конца 1940-х гг. И только в 1947 г. в журнале "Journal of Public Health Dentistry", издающемся и индексируемом в Scopus без перерыва по сей день, выходит статья Фреда Вертхаймера (F. Wertheimer), директора Бюро здравоохранения (Стоматология) Мичиганского отдела здравоохранения "Michigan's continuing education program for dentists" ("Мичиганская программа непрерывного образования для стоматологов") с представлением выездных обучающих программ выдающихся клиницистов для стоматологов. Можно считать, что данная статья является первой публикацией по тематике "непрерывное медицинское образование".

Начиная с 1960-х гг. наблюдается резкий рост публикационной активности по тематике "непрерывное образование": от 4 статей в 1955 г. до 161 в 1969 г.

Во второй половине 1990-х гг. происходит экспоненциальный рост публикационной активности, связанной с темой "непрерывное образование"(с 828 публикаций в 1997 г. до 2856 в 2003 г.), после которого наблюдается ее неожиданный спад (до 1098 публикаций в 2017 г.). Тенденция спада публикационной активности, не характерная для развивающихся компетенций, указывает на дальнейшее развитие публикационной тематики "непрерывное образование" в профильных областях, таких как "непрерывное педагогическое образование", "непрерывное медицинское образование", "непрерывное инженерное образование". И действительно, поисковые запросы по выборочным темам "continuing medical education", "continuing teacher education", "continuing engineering education" показывают пусть и не экспоненциальный, но довольно устойчивый рост публикаций в профильных темах общей тематики "непрерывное образование" в новейшее время.

Поисковый запрос "continuing education" в базе данных Web of Science Core Collection показал наличие 9407 публикаций2, связанных указанной тематикой. Анализ результатов исследования демонстрирует уверенный рост числа публикаций по теме "непрерывное образование" в 2000-х гг. (рис. 8).

На 1-м месте по публикационной активности по данной тематике с большим отрывом от остальных стран находятся США (3838 публикаций)3. 2-ю позицию занимает Канада (714 публикаций), 3-ю -Германия (524 публикации). Примечательно, что в пятерку лидеров по публикационной активности в теме "непрерывное образование" входит и страна с развивающейся экономикой - Бразилия (4-е место, 459 публикаций). 5-е место в рейтинге занимает Англия (435 публикаций). Россия находится на 23-м месте с 60 публикациями по данной тематике.

2 По состоянию на октябрь 2018 г.

3 За период с 1975 по октябрь 2018 г.

Среди образовательных организаций лидером в публикационной активности по теме "непрерывное образование" является университет Торонто (187 публикаций), все остальные представители лидирующей десятки находятся на территории США.

Анализ научных областей изданий, публикующих материалы, связанные с темой "непрерывное образование", указывает уже на профильную тематику, доминирующую в общей теме "непрерывное образование". Среди научных областей лидируют именно медицинские (6 из 10 первых): Nursing (1,071 публикации, 2-е место), Public Environmental Occupational Health (685 публикаций, 4-е место), Medicine General Internal (610, 5-е место), Health Care Sciences Services (584, 6-е место), Dentistry Oral Surgery Medicine (427, 7-е место), Pharmacology Pharmacy (412, 8-е место). Данный факт указывает на благоприятный публикационный климат, а следовательно, на большую востребованность и проработанность проблематики непрерывного образования именно в области медицинского образования. Кроме того, 9 из 10 высокоцитируемых публикаций по теме "непрерывное образование" относятся к медицине (7 - к научной области "Medicine, General & Internal", 2 - к научной области "Health Care Sciences & Services"). Четверка лидеров изданий по теме "непрерывное образование" имеет медицинскую направленность: "Journal о1 Continuing Education In Nursing" (199 публикаций, индексированных Web of Science Core Collection, 1-е место по числу публикаций, категория "Nursing", 4-й квартиль), "Journal Of Continuing Education In The Health Professions" (147 публикаций, 2-е место, категория Education, Scientific Disciplines", 3-й квартиль и категория "Health Care Sciences & Services", 4-й квартиль), "American Journal Of Pharmaceutical Education" (131 публикация, 3-е место, категория "Education, Scientific Disciplines", 3-й квартиль и категория "Pharmacology & Pharmacy", 4-й квартиль), "Journal Of The American Dental Association" (74 публикации, 4-е место, категория "Dentistry, Oral Surgery & Medicine", 1-й квартиль).

Поисковый запрос "непрерывное медицинское образование" ("continuing medical education") по базе данных Web of Science Core Collection подтверждает предположение о том, что развитие темы непрерывного образования в новейшее время идет по пути профильной дифференциации. Общее число публикаций по теме "Непрерывное медицинское образование", индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection, составляет 4944, что сопоставимо с числом публикаций по более общей теме "непрерывное образование".

Динамика валовой продуктивности в теме "непрерывное медицинское образование" также показывает общую тенденцию роста, хотя и не всегда стабильную (рис. 9).

Формальные показатели публикационной активности по теме "непрерывное медицинское образование" сохраняют свои географические акценты, как и в теме "непрерывное образование". Так, например, ведущие позиции по публикационной продуктивности по теме "непрерывное медицинское образование" выявляются у образовательных учреждений США (8 из 10 первых) и Канады (2 из 10 первых). Однако, что особенно позитивно и обращает на себя внимание, прослеживается повышение качества индексируемых публикаций. Если по теме "непрерывное образование" топ-10 занимают журналы 3-го и 4-го квартиля, то в теме "непрерывное медицинское образование" 8 из 10 журналов-лидеров по числу публикаций - это журналы 1-го квартиля по категориям Health Care Sciences & Services, Education, Scientific Disciplines, Medicine, General & Internal, Dermatology, Pediatrics. Это важное свидетельство в пользу актуальности темы "непрерывное медицинское образование".

При исследовании значимости темы с помощью формальной оценки продуктивности/авторитетности научных публикаций (h-индекс темы) были выявлены следующие тенденции:h-индекс темы "непрерывное образование" ("Continuing education"), рассчитанный на платформе Web of Science, соответствует значению 84 при 9407 публикациях и среднем числе цитирований одной публикации 6,69; h-индекс темы "непрерывное медицинское образование" составляет уже 112 при 4944 публикациях и среднем числе цитирований одной публикации 16,42 (публикационное окно 1975-2019 гг.). В табл. 4 представлены формальные показатели публикационной активности в темах, смежных с темой "непрерывное медицинское образование", рассчитанные в базе данных Web of Science Core Collection.

Таким образом, качественные и количественные показатели, полученные на основе проведенного анализа науко- и библиометрических параметров научных журналов по непрерывному образованию, свидетельствуют о высокой научной и практической значимости расширения публикационной возможности по проблемам непрерывности образования, в частности непрерывного медицинского образования.

Конфлит интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp. (дата обращения: 20.10.2018)

2. Реферативная база данных Scopus. URL: https://www.scopus.com.(дата обращения: 20.10.2018)

3. Поисковая система Web of Science. URL: https://apps.webofknowledge.com. (дата обращения: 20.10.2018)

4. Акоев М.А., Маркусова В.А., Москалева О.В., Писляков В.В. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии : монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 214. 250 с.

5. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: 2018 (статистический сборник). М. : НИУ ВШЭ, 2018. 320 с.

6. Бусыгина Т.В. Библиометрический анализ документально-информационного потока по нанобиотехнологиям на основе реферативной базы данных Scopus (издательство Elsevier) // Библиосфера. 2009. № 4. С. 31-42.

References

1. Scientific electronic library eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp. (date of access October 20, 2018) (in Russian)

2. Reference Database Scopus. URL: https://www.scopus.com. (date of access October 20, .2018) (in Russian)

3. Search system Web of Science. URL: https://apps.webofknowledge.com. (date of access October 20, 2018) (in Russian)

4. Akoev M.A., Markusova V.A., Moskaleva O.V., Pislyakov V.V. Guide to scientometrics: indicators of the development of science and technology: Monograph. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, 214: 250 p. (in Russian)

5. Gorodnikova N.V., Gokhberg L.M., Ditkovsky K.A., et al. Science indicators: 2018 (statistical digest). Moscow: NIU VShE, 2018: 320 p. (in Russian)

6. Busygina T.V. Bibliometric analysis of the documentary information flow on nanobiotechnologies based on the Scopus abstract database (Elsevier publishers). Biblosfera [Bibliosphere]. 2009; (4): 31-42. (in Russian)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»