Блог Рональда Хардена

Резюме



Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 2. С. 217-224.


APMEC-2018 в Сингапуре, оценка значимых аспектов, Bawa-Garba и фейковые новости, конференция Ottawa в Абу-Даби и AMEE-2018 в Базеле
Опубликовано 19.03.2018


APMEC-2018, Сингапур:еще одна грандиозная конференция
15-я Азиатско-Тихоокеанская конференция по вопросам медицинского образования (Asia Pacific Medical Education Conference, APMEC) проводилась в январе 2018 г. в Сингапуре. Это важное событие в календаре мероприятий, посвященных медицинскому образованию; в этом году в нем приняли участие более 1400 человек. Основная тема конференции - "Технологии: совершенствование подходов к обучению с целью улучшения качества медицинской помощи". В своей презентации "Обучение и технологии, а не обучающие технологии" я рассказал о том, что внедрение новых технологий в обучение позволит вывести образовательный процесс из "башни из слоновой кости" в реальный мир. Я полагаю, что рассмотрение технологий с педагогической точки зрения с высокой вероятностью поможет улучшить качество медицинской помощи. Мною была подчеркнута проблема перехода от обучения "на всякий случай" (just-in-case) к обучению "точно в срок" (just-in-time), и мое выступление привлекло особый интерес участников конференции. Необходимость работы со студентами в рамках адаптивного подхода к обучению была одной из ключевых тем во время ответов на вопросы аудитории после презентации. Проблема адаптивного обучения - одна из ключевых на повестке дня. В рамках подготовки к конференции AMEE-2018 (An International Association for Medical Education, AMEE) в Базеле мы получили на рассмотрение более 150 кратких обзоров статей по данному вопросу. Этой теме были посвящены 2 короткие сессии для обсуждения, сессия с представлением стендовых докладов, семинар на преконференс и непосредственно на конференции. Адаптивному обучению будет посвящено и специальное издание журнала "Medical Teacher" под редакцией Марка Куирка (Mark Quirk). Брайан Ходжес (Brian Hodges) подготовил заставляющую задуматься презентацию о сочетании технологий, милосердия и медицинского обучения. Он отметил, что, хотя когнитивные навыки и технический прогресс будут и в дальнейшем неотъемлемым элементом в развитии здравоохранения, ценность профессии врача в будущем прежде всего связана с гуманизмом и состраданием.
Я убежден, что преимущества государственной системы экзаменов, внедряемой в настоящее время, перевешивают ее недостатки. Ричард Фуллер (Richard Fuller) из Лидса написал интересную статью "Нет всеобщему тестированию" ("A ban on big testing"), где он выражает свои опасения, касающиеся масштабных итоговых квалификационных экзаменов со строгой психометрической базой. По его мнению, в большей степени нужны программные подходы к оценке, а также оценка на рабочем месте с более действенной поддержкой обучающихся. Он подчеркнул необходимость более специализированных форм оценки, основанных на способностях обучающихся; эра крупномасштабного тестирования с единым для всех подходом может завершиться.
Линда Харасим (Linda Harasim), профессор коммуникации из Университета Саймона Фрезера (Канада), ставшая, по ее словам, одним из пионеров онлайн-обучения, подготовила довольно необычную презентацию, занявшую целых 40 мин, вместо исходно запланированных в программе 20 мин. В ней она противопоставила искусственный интеллект, направленный на автоматизацию преподавания и замену людей в этой области, и технологии, дополненные с помощью средств искусственного интеллекта, задача которых заключается в совершенствовании и приумножении когнитивных способностей человека. Ею были высказаны веские аргументы против Massive Open Online Courses, MOOC (Массовые открытые онлайн-курсы) и низкого уровня взаимодействия между преподавателями и обучающимися. В ходе ответов на вопросы после ее презентации Питер де Йонг (Peter de Jong) отметил, что это не всегда так. На семинаре после своей презентации Линда Харасим предложила ряд тем для размышления:
1. В настоящее время технология в большей степени является источником угрозы, а не способствует развитию навыков мышления и обучения.
2. Технологические решения в действительности не являются непогрешимыми, поэтому они не должны быть решающими.
3. Цифровые технологии нельзя назвать ни этичными, ни заслуживающими доверия ("правдивость" Гугла, "ложь" Фейсбука).
4. 2018 г.: 200-летие романа Мэри Шелли "Франкенштейн". "Горе мне! Я выпустил в мир чудовище!" (цитата из перевода З. Александровой].
5. Вначале мы создаем технологии, а потом они меняют нас.
6. Нам нужно время на то, чтобы все это обдумать и обсудить.
7. Зачем стремиться к внедрению искусственного интеллекта, чтобы он в конечном итоге занял наше место?
Меня всегда интересовали новые разработки в области составления учебных планов; на конференции Кан Ю Бен (Kang Yew Beng) из Международного медицинского университета (IMU) в Малайзии представила интересный пример из собственной практики. Наш курс ESME (Ключевые навыки для преподавателя медицины) на APMEC посетили более 60 участников. Во время перерывов на кофе и ланч стенд AMEE привлекал множество участников однако я практически все перерывы был занят, так как подписывал книги на стенде издательского дома "Elsevier".


Оценка действительно значимых аспектов
Это тема февральского номера (2018) журнала "ASCD Education Leadership" ("Управление образованием"). В статьях этого номера подчеркнуто, что нам необходимы действенные способы оценки, а не стандартизированные тесты. В своей статье Дж. МакТай (J. McTighe) отметил, что педагогам требуется ответить на 3 основных вопроса: 1. Что действительно имеет значение в современном образовании? 2. Как мы должны оценивать значимые аспекты? 3. Каким образом наши оценки могут не просто использоваться для измерения этих аспектов, но и способствовать улучшению их качества?". Мне понравилась его аналогия между реалистичными заданиями и игрой в спорте: "Хотя игроки могут знать (правила) и обладать определенными навыками (например, дриблинг), для игры необходимо общее понимание (стратегии игры) и способность к практическому применению знаний (умение использовать навыки и выбирать подходящую стратегию для достижения успеха в конкретных игровых ситуациях). Определение значимых аспектов помимо проверки наличия требуемых знаний и освоения навыков должно включать оценку результативности на "игровом поле". Я полагаю, это актуально и для медицинского образования.
Хадиза Бава-Гарба (Hadiza Bawa-Garba) и фейковые новости
В феврале 2018 г. большое внимание общества в целом и представителей медицинского образования/прессы привлек случай доктора Хадизы Бава-Гарбы, проходившей обучение по специальности "педиатрия", которую признали виновной в причинении смерти и исключили из регистра GMC (Генерального медицинского совета). В 2015 г. ее обвинили в смерти 6-летнего ребенка. Доктор не распознала ранние признаки сепсиса, недооценила потенциальные последствия серьезных отклонений результатов анализа газового состава крови и, как следствие, не сообщила об угрозе осложнений консультанту. Когда у ребенка произошла остановка сердца, его ошибочно приняли за другого пациента с отметкой DNACPR (не реанимировать). По решению суда GMC Великобритании в феврале 2018 г. исключил ее из регистра медицинских работников. Это вызвало бурю возмущения в медицинской общественности. Основная проблема была связана с тем, что, согласно опубликованным в Интернете высказываниям, в обвинении против нее использовали ее портфолио, в котором она признавала свои ошибки. Это стало причиной очень правдоподобных опасений по поводу возможного использования личных дневников в судебных делах против врачей. На самом деле, несмотря на многочисленные сообщения и высказываемые опасения, при расследовании этого случая портфолио Бава-Гарбы НЕ использовалось как доказательство ее вины. В ее деле действительно есть ряд вопросов, вызывающих беспокойство, в частности это системные ошибки, допущенные в больнице при оказании медицинской помощи в данном конкретном случае, включая недостаточную укомплектованность штата. Обществу нужны гарантии наличия "безопасного места" (как в случае с авиацией), в котором врачи могут публично признаваться в своих ошибках. В своем письме в Британском медицинском журнале ("British Medical Journal") Теренс Стивенсон (Terence Stephenson), председатель GMC, отметил, что GMС изучит применение в медицинской практике законодательной нормы о причинении смерти вследствие халатности.
Форма представления информации о случае Бава-Гарбы и фальшивые новости (распространенное мнение об использовании ее электронного портфолио при доказательстве вины) отвлекли внимание от других проблем, связанных с этим делом, в частности от системных ошибок. Согласно всеобщему мнению, фальшивые новости - одна из важнейших проблем средств массовой информации. В частности, проблема фейковых новостей стала предметом одного из семинаров на Вестминстерском медиафоруме (состоялся 26 апреля 2018 г. в Лондоне). Открытый университет в своем перечне ключевых инноваций за 2017 г. также упоминает "навигацию в обществах эпохи постправды". Согласно его предложению, в учебный план следует включить способность к критической оценке и к ответственному распространению информации.
■ Ferguson R., Barzilai S., Ben-Zvi D., Chinn C.A., Herodotou C., Hod Y., et al. Innovating
Pedagogy. 2017: Open University Innovation Report 6. The Open University, UK.
■ Stephenson T. GMC chair's reply to Nick Ross' letter. BMJ. 2018; 360: 323.


Конференция Ottawa в г. Абу-Даби
На этой неделе я уезжаю на 18-ю конференцию Ottawa в г. Абу-Даби, для которой подготовил презентацию с более детальным обсуждением об изменении роли медицинского преподавателя. Ранее в блоге я уже упоминал, что для подготовки презентации по интересовавшей меня теме я обычно выделяю примерно 30 ч. В статье, опубликованной Ассоциацией развития талантов (Association for Talent Development, ATD) по результатам опросов, я обнаружил интересный факт: на подготовку материалов для 1 ч обучения в рамках очной формы профессиональной подготовки в среднем нужно 38 ч. Более подробно об этом я напишу в следующей записи, посвященной конференции Ottawa.
Defelice R. 2018. How long to develop one hour of training? (Сколько времени нужно на подготовку 1 ч занятий?) Updated for 2017. Association for Talent Development. Дата просмотра: 28/02/18, адрес: https://www.td.org/insights/how-long-does-it-take-to-develop-one-hour-of-training-updated-for-2017.


AMEE-2018 в Базеле: подано рекордное количество заявок
У нас грандиозные планы на AMEE-2018 в Базеле (Швейцария) в августе 2018 г.; полагаю, нас ждет потрясающая, информативная программа. Мы получили на рассмотрение 3766 рефератов - это на 7,5% больше, чем в 2017 г. Каждый реферат передавали на рассмотрение 3 экспертам; мы признательны всем принявшим участие. Значительное внимание привлек раздел по обучению в хирургии (впервые в программе АМЕЕ). Мы работаем над новым форматом стендов AMEE в выставочном зале. Буду рад встрече в Базеле! Если вы не сможете присутствовать лично, у вас есть возможность услышать наших великолепных лекторов мирового уровня с их пленарными докладами, а также широкий диапазон симпозиумов по важным актуальным темам медицинского образования на онлайн-сессиях AMEE Live Online. Как и ранее, существенный вклад в конференцию внесут студенты. На адрес International Federation of Medical Students' Associations (IFMSA) поступило более 1200 заявок на участие в студенческой команде!


Вовлечение студентов в образовательный процесс
Я очень рад, что студенты принимают все более активное участие в образовательном процессе. Как уже упоминалось выше, они вносят важный вклад в проведение ежегодной конференции AMEE.
Более 30 студентов со всего мира в настоящее время участвуют в 3-м студенческом курсе ESME (Essential skills for medical educator) (Ключевые навыки для преподавателя медицины), проводимом Джоном Дентом (John Dent), Ричардом Хейсом (Richard Hays) и Кейт Кеннеди (Cate Kennedy). Студенты, завершившие курс и выполнившие задание, получат сертификат ESME по медицинскому образованию. Очень вдохновляет растущее количество писем в редакцию "Medical Teacher" от студентов, комментирующих статьи преподавателей.
Говоря об участии студентов в образовательном процессе, хотелось бы упомянуть интересную статью на eSchool News, в которой описано участие студентов из некоторых школ штата Колорадо (США) в процессе собеседования новых преподавателей при их приеме их на работу. Студенты опрашивают кандидатов, наблюдают за проведением уроков и вносят свой вклад в отбор новых преподавателей.
Beck P. How next-generation learning supports every student (Как образовательная программа нового поколения помогает каждому студенту). eSchool News. Дата просмотра: 02/03/18, https://www.eschoolnews.com/2018/03/02/next-generation-learning-supports-every-student/


Сообщения с конференции Ottawa-2018 в г. Абу-Даби, программа конференции AMEE-2018, вопросы медицинского образования, а также IMEC-2018
Опубликовано 3.04.2018


Сообщения с конференции Ottawa-2018 в г. Абу-Даби
В обсуждении оценки компетентности в медицинских профессиях звучали такие эпитеты, как "хороший", "новый", "спорный" и "неудобный" (Hart & Harden, 2000). Я посетил 18-ю конференцию Ottawa в г. Абу-Даби, которая проходила с 10 по 14 марта 2018 г. На церемонии открытия конференции, на которой присутствовало более 1000 участников со всего мира, я предположил, что стандартные подходы, обсуждаемые на конференции, включают Объективный структурированный клинический экзамен (Objective structured clinical examination, OSCE), тесты для оценки успеваемости и портфолио.
Новые подходы, требующие дальнейшего изучения, включают использование доверенной профессиональной активности, аналитики обучения и новых подходов к отбору. Среди спорных подходов упоминались оценки ситуативных решений, государственные экзамены для выдачи лицензии и компетентность^ подход. Неудобные вопросы включали проблему неуспевающих студентов, оценку поведения и переаттестацию врачей. Конференцию открыл шейх Нахайян бин Мубарак Аль Нахайян (Nahyan bin Mubarak Al Nahyan), министр толерантности; в своем приветствии участников конференции в Эмиратах он отметил важность образования, особенно медицинских работников (см. фото). В 1984 г. меня впечатлили организаторские таланты и взгляды шейха Нахайяна, когда он был вице-канцлером г. Эль-Айн, а я присутствовал на небольшом переходном комитете, задача которого заключалась в открытии нового медицинского колледжа в Эмиратах.




Вероятно, на конференциях мы должны больше узнавать об успехах и неудачах и учиться на этих примерах. Действительно, эта проблема была предложена в качестве темы конференции AMEE. Хочу поблагодарить Меган Мак-Коннелл (Meghan McConnell) из Оттавы за доклад на конференции о проблемах, с которыми она столкнулась при разработке OSCE для оценки и разграничения между немедицинскими компетенциями эксперта для CanMEDS. Группе пришлось признать неудачу и вернуть грант, выделенный на выполнение работы. Были неясны конкретные причины неудачи: необходимы большая ясность и понимание различных компетенций CanMEDS, сложности с OSCE как с инструментом оценки, проблема с подходом, принятым для внедрения OSCE, либо необходимость более детальных консультаций и экспертной работы. К сожалению, из-за того что ее доклад занял 20 мин вместо 10, выделенных на презентацию, не осталось времени, чтобы обсудить важные вопросы, которые были затронуты в выступлении. Модераторов обычно инструктируют, чтобы они напоминали докладчикам о необходимости соблюдать регламент, но иногда сложно прервать выступление лектора. На некоторых конференциях используется система предупреждения с загорающимся красным светом либо на экране отображается оставшееся время. На одной из конференций, которую я посетил, микрофон отключали через 30 с по истечении выделенного времени.
Конференция закончилась яркими презентациями, в которых рассказывалось о 3-м обновлении Согласованных рекомендаций Ottawa по оценке профессионализма, надлежащей практике оценки и отбору. Группа специалистов по вопросам профессионализма под председательством Брайана Ходжеса (Brian Hodges) отметила, что согласованные рекомендации, исходно опубликованные в журнале "Medical Teacher" после Конференции Ottawa в г. Майами, привлекли много внимания и оказали существенное влияние на подходы к оценке профессионализма в разных странах мира. Надеюсь, это найдет свое отражение в статье. Предложенная пересмотренная версия согласованных рекомендаций была доработана при содействии участников конференции. Предварительная редакция для обсуждения будет опубликована на сайте AMEE (www.amee.org) до выпуска итогового текста. Мы ждем обновления других Согласованных рекомендаций по использованию технологий в оценке, по оценке эффективности деятельности, по вопросам оценки и исследований, а также по оценке межпрофессиональной компетентности на следующей конференции Ottawa в г. Куала-Лумпур в 2020 г. Мы будем рады любым предложениям по темам, которым могут быть посвящены Согласованные рекомендации.

На заключительном заседании доклад Стефании Геринг (Stephanie Hering) из Швейцарского центра аккредитации был посвящен вопросам обучения будущих врачей - аккредитации и обеспечению качества в медицинском образовании (Educating tomorrow's doctors - accreditation and quality assurance of medical education). В своей презентации она перечислила спектр оцениваемых показателей. В ходе обсуждения после презентации я задал вопрос: уделялось ли достаточно внимания общим качествам, так как не было сказано ни слова о таких качествах, как креативность. Это вызвало интерес у ряда присутствующих, несколько людей в разговорах со мной в дальнейшем отметили важность оценки способностей будущих врачей к внедрению изменений, инновациям и созданию нового. В недавней статье в "Sunday Times" была рассмотрена новая программа обучения в шотландских школах под названием "Curriculum for Excellence" (Программа высоких достижений) и обсуждался вопрос, чему должны учить в школах: фактам или креативности. По мнению Линдси Патерсон (Lindsay Paterson), профессора по образовательной политике в Эдинбургском университете, "факты в сочетании с креативностью представляют собой идеальное сочетание", но его трудно достичь на практике.
Ужин на конференции был устроен в лагере в пустыне после захватывающей поездки по песчаным дюнам. В лагере в пустыне нам организовали представление для знакомства с местной культурой. На этой фотографии я с соколом.




Hart I. & Harden R.M.. The Ottawa Conferences: the good, the new, the controversial and the uncomfortable (Конференции Ottawa: "хорошее", "новое", "спорное" и "неудобное"). Med Teach. 2010; 22 (4): 331-3.


Сегодняшнее медицинское образование и AMEE-2018
Мы получили рекордное количество рукописей, поданных на конференцию AMEE-2018 - около 3800. Каждую из них рассматривают 3 или 4 эксперта, и мы объединяем весь накопленный материал в итоговую программу. Мне всегда было интересно оценить весь спектр представленных докладов, как со временем меняются охватываемые в них вопросы. В 2018 г. основное внимание в программе уделяется менторству, доверенной профессиональной активности (entrusted professional activity, EPA), выгоранию и стрессу, а также эмпатии. С прошлого года сохраняется интерес к анатомии и отбору. Некоторые эксперты задались вопросом "Что же такое медицинское образование?". Некоторые авторы обратились к таким проблемам: имела ли значение работа с детьми в школе, направленная на формирование у них заинтересованности в карьере врача, и имело ли значение расширение гражданской ответственности врача, например, в связи с изменениями климата.
Мы получили 82 доклада, из них нам нужно было отобрать 12 для заседаний "Точки зрения" (Points of View) на конференции AMEE-2018. В них освещен ряд спорных вопросов медицинского образования, в частности подавление креативности у наших студентов в процессе обучения, необходимость борьбы с выгоранием, потенциал компетентностно-ориентированного медицинского образования и необходимость конструктивной критики, важность обсуждения неудач, требующих решения проблемы постдипломного образования, практический опыт компьютерного адаптивного тестирования при проведении тестов для оценки успеваемости, восстанавливающий творческий отпуск у преподавателей теоретических дисциплин, принципиальное непринятие суждений, пытливость в медицине, оценка работы врачей пациентами, вопросы проблемно-ориентированного обучения, умение справляться с усталостью и использование иммерсивной технологии. Мне было интересно услышать реакцию участников конференции на поднятые вопросы.
Манья Уитакер (Manya Whitaker), доцент по вопросам образования из Колледжа штата Колорадо (США), в своем докладе "Chronicle Vitae" рассказала, как получить максимальную пользу от участия в конференции. Она рекомендует участвовать в семинарах перед конференцией, работать совместно и уделять внимание книжным стендам на выставке.


IMEC-2018
В начале следующей недели я уезжаю на заседание Академического совета Международного медицинского университета и на Международную конференцию по вопросам медицинского образования (IMEC) в Куала-Лумпуре. Более подробно о программе и представленных докладах я напишу в следующей записи. Для своего выступления на открытии в качестве основного тезиса я выбрал лейтмотив недавно опубликованной книги Дана Понтефракта (Dan Pontefract) "Open to Think" (Открытый для новых идей), который звучит так: "Мечтай, решай, делай!" ("Dream, decide, do!"); я использовал его, для того чтобы проиллюстрировать дальнейшие разработки в области технологии дополненного эффективного обучения в медицинском образовании. Нам не следует использовать технологии просто для улучшения того, что мы и так делаем; нам нужно задействовать свое воображение и креативность для совершенствования подходов к обучению.


Рональд Харден

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»