Научная работа ординаторов в медицинском институте ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"

Резюме

В статье представлен опыт организации научной работы ординаторов на факультете последипломного обучения врачей медицинского института ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова". На всех кафедрах подготовка ординаторов осуществляется по новым требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, кроме теоретического курса и практики ординаторы также занимаются научной деятельностью.

Ключевые слова:ординатор, образование, научная работа

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 2. С. 170-173. doi: 10.24411/2220-8453-2018-12012.

Медицинское образование - это обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни: подтверждение квалификации, повышение квалификационной категории, интеграция в личный профессиональный опыт всех новых достижений медицинской науки и врачебной практики [1]. Перед системой повышения квалификации специалистов здравоохранения стоят непростые задачи по обновлению содержания образовательного процесса, поддержанию соответствующего уровня преподавания в целях достижения доступности, качества и эффективности дополнительного профессионального и последипломного образования [2, 4].
Ординатура - это ступень многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации. Ординатура является формой непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.
Основная задача ординатуры - подготовка высококвалифицированных специалистов к самостоятельной работе в органах и учреждениях здравоохранения или в частной практике [3].
В современном медицинском образовании имеются возможности и специальные технологии для его ориентации на потребности, ожидания и интересы обучающихся. Создаются условия, позволяющие студентам наиболее полно осуществлять свою личностную и профессиональную самореализацию [1].
Цель нашей работы - изучить организацию научной работы ординаторов в медицинском институте ФГАОУ ВО "СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова".
Материал и методы
Статистический анализ по данным отчета медицинского института.
Объект исследования - научная работа ординатора в медицинском институте ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" в системе непрерывного медицинского образования.
Результаты и обсуждение
Со стороны научно-профессорского состава обучение по программам ординатуры требует индивидуального подхода к каждому обучающемуся, в нашем медицинском институте эта работа осуществляется в соответствии с профессиональными и практическими предпочтениями ординаторов, с учетом имеющейся у них подготовки.
Каждый ординатор прикреплен к соответствующей кафедре под руководством опытных доцентов, профессоров. Обучение в ординатуре дает не только широкое и всестороннее развитие профессиональных навыков, но и формирует научные навыки. Во время обучения обучающиеся нарабатывают основы клинического мышления, изучая процессы возникновения болезни, тактику лечения, методы профилактики и реабилитации, которые в будущей профессиональной деятельности помогают им анализировать клиническую ситуацию как с точки зрения теории, так и на практике. Научно-исследовательская работа дает глубокие знания по выбранной специальности и способствует формированию научных взглядов у ординаторов. На всех кафедрах, где они обучаются, есть возможность заниматься научно-исследовательской работой.
Медицинский институт ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" имеет хорошо оснащенную материально-техническую базу, современное оборудование и материалы, что позволяет нашим ординаторам организовать и осуществлять научную деятельность с учетом их научных интересов. В научных библиотеках ординаторы анализируют обзор литературы по выбранной теме исследований, проводят патентный поиск и набирают научный материал.
После изучения научной темы ординаторы обсуждают ее на научно-практических форумах, конференциях, проводимых на кафедрах, научных мероприятиях с участием экспертов, преподавателей. За 2012-2017 гг. на 9 всероссийских и международных научнопрактических конференциях ординаторы представили 22 устных и постерных доклада (табл. 1).
После окончания ординатуры многие соискатели остаются, продолжают научноисследовательскую работу дальше, обучаясь в аспирантуре (табл. 2).
Для повышения результативности работы с ординаторами необходимо информировать их о перспективах профессиональной карьеры и научной деятельности, дальнейшей профессиональной самореализации, предоставляя возможность продолжить образование по программам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.
Заключение
Основные направления повышения качества обучения в ординатуре: широкое привлечение ординаторов к научноисследовательской работе; подготовка и защита курсовых работ по результатам собственных исследований; публикация научных статьей по результатам исследований; внедрение в практическое здравоохранение результатов собственных научных исследований.
Кроме того, важно совершенствовать умения и знания, внедрять научные исследования и разработки в практику специалистов. Результаты научно-исследовательской работы, проводимой преподавателями кафедр, отражены в научных статьях. В процессе обучения ординаторов, аспирантов и слушателей курсов по программам дополнительного профессионального образования широко используются учебно-методические материалы.

Литература

1. Бородулина Т.В., Носкова М.В., Корякина О.В., Шкиндер Н.Л. Анализ мотивации и готовности выпускников к профессиональной деятельности // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3 (25). С. 80-86.

2. Гончарова Н.В. Инновационный подход к подготовке управленческих кадров сферы образования // Инновационные технологии управления персоналом: сб. ст. участников Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2015. С. 77-82.

3. Глыбочко П.В. Образовательно-кадровый континуум в здравоохранении // Мед. образование и вузовская наука. 2015. № 1. С. 6-9.

4. Ризаханова О.А., Лаптева Е.С. Современные критерии оценки качества обучения управленческих кадров в условиях реформирования системы последипломного образования // Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3 (28-29). С. 69-76.

References

1. Borodulina T.V., Noskova M.V., Koryakina O.V., Shkinder N.L. Analysis of motivation and readiness of graduates for professional activity. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016; 3 (25): 80-6. (in Russian)

2. Goncharova N.V. Innovative approach to the training of management personnel in the educational field. In: Innovacionnye texnologii upravleniya personalom: sb. st. uchastnikov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative technologies of personnel management: collection of articles of participants of the all-Russian scientific and practical conference]. Chel’yabinsk, 2015: 77-82. (in Russian)

3. Glybochko P.V. Training-personnel continuum in healthcare. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka. [Medical Education and College Science]. 2015; 1: 6-9. (in Russian)

4. Rizaxanova O.A., Lapteva E.S. Modern criteria for assessing the quality of management training under the conditions of the postgraduate training reformation. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; 2-3 (28-29): 69-76. (in Russian)