Электронная среда для обучения аспирантов-медиков

Резюме

Использование электронной образовательной среды медицинским вузом для обучения аспирантов зависит не только от компетенций преподавателя, но и от самих аспирантов. Актуальным вопросом использования электронной среды становится анализ понимания аспирантами особенностей организации электронного обучения и степени их готовности к обучению с использованием информационнообразовательных ресурсов, интерактивного посещения занятий, интерактивного взаимодействия с преподавателем. В статье автор знакомит с результатами исследования, проведенного на кафедре медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России.

Ключевые слова:электронная образовательная среда, электронное обучение, информационнообразовательные ресурсы, контроль усвоения материала, электронные библиотеки, способы коммуникации, компетенции преподавателя

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 2. С. 139-147. doi: 10.24411/2220-8453-2018-12009.

Подготовка аспирантов-медиков любой формы специализации - это, прежде всего, получение ими самостоятельного опыта проведения клинических, фундаментальных и трансляционных исследований, полное погружение в свою тематику. При очном обучении в аспирантуре (совмещение научной и практической деятельности) аспирантам зачастую сложно покинуть свое рабочее место для посещения лекций и семинаров. Позволить аспиранту обучаться в аспирантуре, не снижая качества практической деятельности, поможет использование медицинскими учебными заведениями электронной образовательной среды. За счет интеграции электронных и классических (традиционных) средств обучения расширяются возможности обучающихся в освоении образовательных программ, в том числе предметов, предусмотренных ФГОС, но не имеющих прямого отношения к работе аспиранта (например, философия, иностранные языки и т.д.).
Используя электронную образовательную среду, медицинский вуз обеспечивает аспирантам индивидуальный и свободный доступ к информационно-образовательным ресурсам организации, электронно-библиотечным системам. Разделение содержания электронного курса на модули упрощает поиск необходимых учебных материалов. Обеспечивается гибкость обучения, возможность интерактивного посещения занятий, интерактивного взаимодействия с преподавателем. У преподавателей появляется возможность использовать объективные критерии для оценивания знаний.
Актуальным вопросом использования электронной среды становится анализ понимания аспирантами особенностей организации электронного обучения и степени их готовности к обучению с помощью интерактивного взаимодействия. Каков уровень осведомленности современных аспирантов о принципах и технологиях обучения в электронной образовательной среде, какой способ электронного обучения будет предпочтителен для них?
Для выяснения ответов на перечисленные вопросы на кафедре медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России в феврале-марте 2018 г. было проведено исследование, в котором принял участие 61 аспирант 2-го года обучения московских медицинских организаций (табл. 1). Для получения первоначальных данных был использован метод полуформализованного опроса.
олученные данные позволили провести анализ следующих параметров электронной образовательной среды.
■ Опыт обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
■ Знание способов организации электронного обучения, видов обучения, используемых технологий.
■ Способы подачи информационного материала.
■ Виды коммуникаций в процессе обучения.
■ Контроль успеваемости и усвоения материала.
■ Доступ к информационно-образовательным ресурсам, библиотечным системам.
Данная статья содержит результаты анализа проведенного исследования, которые представлены в виде диаграмм (рис. 1-4), таблиц (табл. 1-5), а также в виде качественной оценки полученных результатов.
Опыт электронного обучения
У большинства аспирантов (83%) есть опыт дистанционного обучения (рис. 1).
Организация электронного обучения
В основном обучение проходило асинхронно (85%). Для общения с преподавателем использовались электронная почта и телефон. Процесс обучения был организован с использованием слайд-лекций, видеолекций, электронных учебников и методических пособий. Гораздо реже, в 15% случаев, организовывалась онлайн-трансляция лекции и была возможность интерактивного общения с преподавателем с помощью чата и телефона (синхронное обучение) (рис. 2).
Осведомленность аспирантов о способах организации электронного обучения
Аспиранты малознакомы с существующими способами организации систем электронного обучения. О системах, основанных на базе коробочного программного обеспечения (WebTutor, Moodle, WebSoft и т.д.) или на базе SaaS-сервисов (Coursera, Khan Academy) ничего не знают 2/3 опрошенных аспирантов. Теоретические знания о них есть примерно у 20% аспирантов. В 2 раза больше аспирантов (45%) владеют теоретической информацией по обучению, основанному на переводе учебных материалов в формат HTML с последующим их размещением на сайте. Тем не менее среди аспирантов есть те, кто обучался на курсах, основанных на различных системах обучения, либо те, кто сам разрабатывал подобные учебные материалы (табл. 2).
В проведенном исследовании аспирантам-медикам было предложено задание разработать свой вариант электронной образовательной среды.
Выбор предпочтительного варианта обучения 2/3 аспирантов (69%) выбрали разработку синхронного варианта обучения с интерактивным взаимодействием по заранее утвержденному расписанию занятий (рис. 3).
Способы предоставления информации
В первую тройку способов предоставления образовательной информации при электронном обучении входят презентации, фотографии и видео. Именно их выбрали аспиранты, если бы разрабатывали самостоятельно курс лекций для электронного обучения. К следующим способам предоставления информации относятся графики и тексты. По мнению аспирантов, анимация, аудио, музыкальное сопровождение презентаций, графиков, фотографий - не самые подходящие варианты для предоставления информационно-образовательной информации.
Виды коммуникации в процессе обучения
Выбор коммуникации между преподавателем и аспирантом зависит от конкретной задачи, возникающей в процессе обучения, простоты, надежности и эффективности ее установления (табл. 4). Именно по таким критериям были выбраны, упорядочены и обоснованы способы взаимодействия.


1-е место. Отправка выполненного задания по электронной почте
Электронная почта есть у всех аспирантов. Это популярный современный способ интернет-коммуникации. Аспиранты считают, что она удобна для электронного обучения, для получения и проверки выполненных заданий:
■ "Выполнение задания по e-mail экономит время, позволяет пользоваться почтой 24 часа в сутки в течение 7 дней в неделю (24/7) в удобное для аспиранта время".
■ "Даже если студент пришлет задание и задаст вопрос в 12 ч ночи, преподаватель сможет дать ответ в установленное преподавателем время".
■ "Если в процессе выполнения заданий вопросов не возникает, то, вероятно, наиболее простой способ - отправить его по электронной почте".
2-е место. Онлайн-консультация преподавателя с использованием Skype, WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.
■ Учитывая большую распространенность мессенджеров - Skype, WhatsApp, Viber, Telegram и т.д., становится "разумным использованием в обучении" онлайн-консультации с преподавателями. Аспиранты считают, что:
■ "Мессенджеры - удобное, доступное и простое средство общения".
■ "Онлайн-консультации наиболее информативны".
■ "Появляется возможность выстраивать диалог", "удобно сразу задать интересующий вопрос".
■ "Возможность поддерживать беседу на визуальном уровне".
3- е место. Чаты между преподавателем и обучающимся (сообщение в виде текста)
Чаты, организованные в виде текстовых сообщений, во время проведения онлайн-занятия позволяют аспиранту:
■ "Получить пояснения сразу во время лекции".
■ "Записанные в текстовом виде чаты позволяют вернуться к ответу, еще раз его прочесть".
4- е место. Офлайн-консультация
Такая консультация "стимулирует аспиранта к самостоятельному поиску ответа, дает ему возможность получать пояснения от преподавателя после самостоятельно выполненной работы". В этом случае аспирант уже обладает определенным багажом знаний, он меньше отвлекает преподавателя, и в то же время аспирант не привязан к определенному времени. У аспиранта есть возможность индивидуально планировать свое время для выполнения самостоятельной работы, а Интернет позволяет обеспечить связь из любой точки, где бы не находились аспирант или преподаватель.
5- е место. Использование возможностей Skype и групп в социальных сетях для выполнения группового задания
Групповые занятия "позволяют обсуждать вопросы и получать ответы от таких же,как он аспирантов".
6- е место. Использование аудиосвязи для обсуждения темы занятия онлайн
Голосовая связь с преподавателем обеспечивает "живое эмоциональное общение", "своевременный ответ, пока материал еще в голове", гарантирует "закрепление полученной информации".
Эффективность обратной электронной связи между преподавателем и аспирантом
Эффективная электронная обратная связь во время обучения зависит от ряда факторов. К ним относятся обоюдная заинтересованность преподавателя и аспиранта, взаимопонимание между ними, возможность аспиранта высказать и доказать свою точку зрения, совпадение научных интересов аспиранта и преподавателя. В таком случае аспирант может получить ответ на вопрос от более опытного преподавателя.
Связь во многом зависит от доступности контакта, хорошего сетевого покрытия Интернета. Технические факторы, такие как отсутствие стабильного интернет соединения, сбои (например, отсутствие звукового сопровождения), могут стать сдерживающими факторами для осуществления обратной связи.
К причинам, сдерживающим эффективность обратной связи, аспиранты отнесли наличие определенных человеческих факторов: недостаток времени у преподавателя, его нежелание выходить за рамки лекции. К сдерживающим факторам относится невнимательное изучение аспиранта учебного материала, когда "аспирант задает вопросы с очевидными ответами", либо когда аспирант не пытается сам ответить на возникший вопрос, "используя доступные источники информации", неточная формулировка аспирантом вопроса и недопонимание вопроса преподавателем и т.д.
Доступ к электронным библиотекам
Аспиранты хотят, чтобы электронная образовательная среда медицинского образовательного учреждения давала им доступ к следующим российским электронно-библиотечным системам: к российскому информационно-аналитическому порталу LIBRARY.RU, федеральной электронной медицинской библиотеке, библиотеке ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России, Центральной медицинской научной библиотеке им. И.М. Сеченова. А также к библиотекам организаций по узкоспециализированным тематикам.
Среди англоязычных ресурсов аспиранты хотят пользоваться в первую очередь PubMed-текстовой базой медицинских публикаций и ее ключевой составляющей MEDLINE. Доступ к поисковой платформе Web of Science, объединяющей реферативные базы данных публикаций в научных журналах, базе данных Scopus. Аспиранты хотели бы использовать для обучения библиотеку международной организации Cochrane, изучающей эффективность медицинских технологий, электронные публикации издательского дома Elsevier, медицинскую электронную библиотеку AMEDEO, узконаучные специализированные журналы (например, "World of Urology") и др.
Контроль успеваемости и усвоения знаний аспирантами в электронно-образовательной среде
Большинство аспирантов полагают, что при электронном обучении контроль успеваемости оптимален в форме тестов (80%) с последующей балльной оценкой. К тому же контроль усвоения знаний в электронной образовательной среде можно осуществлять, проверяя задания, выполненные в виде эссе, рефератов, организуя онлайн-собеседования, выполнения зачетных заданий в конце каждого курса. Контроль по медицинской тематике можно проводить с помощью ситуационных задач и анализа клинических случаев, на основании научно-исследовательских работ и отчетов аспирантов.
Компетенции преподавателя
Специфика электронного обучения требует наличия у преподавателя определенных знаний и компетенций в области технологического и содержательного обеспечения сложной образовательной среды. Ответы аспирантов на вопрос: "Какими знаниями, компетенциями должен обладать преподаватель, проводящий занятия с помощью дистанционных образовательных технологий?" позволили составить рейтинг компетенций, необходимых преподавателям медицинского вуза (табл. 5).
Преподаватель, проводящий занятия с использованием электронной образовательной среды, по мнению аспирантов медиков, прежде всего должен быть знаком с принципами разработки электронных об-разовательных ресурсов, применения технологии кейс-метода, в которых используются конкретные клинические случаи. Он должен иметь представление о возможностях образовательного портала своего учебного заведения, быть осведомлен о технических вопросах организации электронного обучения.
Проведенное исследование показало, несмотря на то что в целом у аспирантов есть опыт дистанционного обучения, они мало осведомлены о существующих системах организации электронного обучения. Тем не менее аспиранты хорошо представляют, как должна быть устроена электронная среда обучения, готовы обучаться в ней.
Уменьшая необходимость очного посещения лекционных занятий, обеспечивая доступ к интерактивным курсам, эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса и контролируя результаты освоения основной образовательной программы, медицинский вуз может обеспечить аспирантам возможность успешно учиться в аспирантуре, углубленно изучать интересующие предметы, вариативные дисциплины, получать допуски к сдаче кандидатских минимумов.

Литература

1. Крутий И.А., Шестак Н.В. Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий "Педагогика" // Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 35-41.

2. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: девять правил эффективного виртуального класса. М. : Альпина Паблишер, 2012.

3. Шестак Н.В., Старостенкова Т.А., Тараканов П.Ю. Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины "Педагогика" // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 73-79.

References

1. Krutiy I.A., Shestak N.V. The willingness of the teaching staff of medical educational institutions to use distance learning technologies Russian medical Academy of Continuing Professional Education. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (4): 35-41. (in Russian)

2. Murdoch M., Muller T. The learning explosion 9 rules to ignite your virtual classrooms. Moscow: Alpina Publisher, 2012. (in Russian)

3. Shestak N.V., Starostenkova A.T., Tarakanov Yu.P Distance learning at residency: implementation of the theoretical courses on the example of "Pedagogy" discipline. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016; (3): 73-79. (in Russian)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»