Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения

Резюме

В статье рассмотрены перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс медицинского вуза. Предложены методы организации информационного и методического сопровождения самостоятельной подготовки студентов. Освещена проблема кадрового обеспечения системы дистанционного обучения в вузе. Формирование информационных компетенций студентов-медиков предлагается осуществлять с использованием системы дистанционного обучения Learning Management System (LMS) Moodle. Представлены результаты анализа использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе на основе данных анкетирования студентов.

Ключевые слова:электронная образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, медицинское образование, самостоятельная работа студентов

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 2. С. 102-111. doi: 10.24411/2220-8453-2018-12006.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность предполагает изменение принципов доступа к получению знаний и определяет вектор развития современной системы образования во всем мире. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013) закрепляет понятия "электронное обучение", "дистанционные образовательные технологии" (ДОТ) [1]. В распоряжении участников образовательного процесса появляются новые средства и технологии, которые в совокупности составляют дидактическую и техническую базу электронного обучения.
Информационно-коммуникационные и педагогические технологии в электронном обучении используются в тесной взаимосвязи по принципу дополнительности. В условиях непрерывного развития ИКТ возникает необходимость изменений форм и методов традиционного преподавания, усиливается необходимость постоянного расширения спектра применяемых инноваций в обучении.
Медицинское образование - особая отрасль, требующая значительных усилий и затрат времени со стороны обучающихся, большая часть которого отводится на освоение практических навыков, поэтому возможности электронного обучения используются с ограничениями. В полном объеме новый формат обучения востребован в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в области медицины.
Тем не менее применение ДОТ при реализации образовательных программ для очной формы обучения по всем медицинским специальностям является актуальным, по мере того, как профессионально-ориентированные информационные технологии приобретают все большее распространение в практической медицине. Создание нормативной правовой базы для Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья", подписанного президентом России 30 июля 2017 г., в настоящее время является приоритетным и охватывает 3 основных направления: формирование Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), легализацию электронных медицинских документов и применение телемедицинских технологий [2].
В силу происходящих изменений образовательный процесс в медицинских университетах модернизируется посредством внедрения качественно новых средств и технологий, использования современной компьютерной техники, электронных образовательных ресурсов. В ФГБОУ ВО "Рязанский медицинский университет им. И.П. Павлова" Минздрава России (далее - РязГМУ им. акад. И.П. Павлова) технологии электронного обучения получают применение прежде всего как средство для оперативной доставки основной и дополнительной учебной информации, организации самостоятельной работы студентов (СРС), для самоконтроля полученных знаний. Эффективность самостоятельной работы в условиях внедрения дистанционных образовательных технологий зависит от следующих факторов:
■ активного взаимодействия преподавателя и студентов, несмотря на их удаленность;
■ качества разработанных дистанционных учебных курсов (ДУК) для информационно-методической поддержки процесса обучения;
■ способов представления учебных и методических материалов, организации обратной связи;
■ ИТ-компетентности преподавателя. Вполне реальной видится возможность преподавания с использованием ДОТ теоретических дисциплин по ряду циклов (например, общественное здоровье и здравоохранение, история, философия, правоведение, экономика, естественнонаучные дисциплины и др.). Такая установка соответствует нормам, регламентирующим возможность применения ДОТ при реализации профессиональных образовательных программ в очной форме обучения по гуманитарным, социальноэкономическим и математическим дисциплинам в системе подготовки по специальностям, для которых очно-заочная (вечерняя), заочная форма и форма экстерната не допускаются.


Проблема кадрового обеспечения системы дистанционного обучения в вузе
В соответствии с приказом от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" наличие в штате педагогических работников, имеющих соответствующий уровень подготовки, является обязательным условием использования ДОТ в учебном заведении. Как показывает опыт многих вузов, использование ДОТ требует административного решения довольно сложных организационных и кадровых проблем.
На начальном этапе при внедрении инноваций руководства вузов зачастую сталкиваются с консерватизмом и сопротивлением со стороны преподавательского состава. Первые эксперименты по использованию ДОТ, как правило, начинаются с небольшой группы единомышленников. Со временем, понимая общую политику руководства и оценивая возможности электронного обучения, количество преподавателей, проявляющих интерес к использованию ДОТ в учебном процессе, значительно увеличивается. Постепенное повышение доли дистанционных образовательных технологий в учебном процессе университета способствует их активному использованию при освоении широкого спектра основных и дополнительных образовательных программ.
В настоящее время доступ для пользователей к системе дистанционного обучения (СДО) РязГМУ им. акад. И.П. Павлова возможен по адресу: http://eLearn.rzgmu.ru в режиме 24/7. Для ее организации используется система управления обучением Learning Management System (LMS) Moodle, спроектированная в соответствии с требованиями современной педагогики. LMS Moodle располагает широким спектром средств для разработки дистанционных учебных курсов, что обеспечивается различными инструментами для создания и размещения учебнометодических материалов в разных форматах. Система обеспечивает удаленное взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также проведение различных видов контроля успеваемости. В дистанционные учебные курсы могут быть встроены дополнительные интернет-сервисы, а также платформы для проведения вебинаров. По уровню предоставляемых возможностей система Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами, в силу чего зарекомендовала себя с положительной стороны в российских медицинских университетах [3, 5, 7, 9].
Внедрение СДО в РязГМУ им. акад. И.П. Павлова рассматривается как многоплановая задача, требующая комплексного подхода к решению. Одним из основополагающих компонентов формирующейся СДО университета является преподаватель. Его деятельность в системе обусловлена интерактивностью образовательной среды, а также формами и методами обучения, реализованными в дистанционных учебных курсах. Специфика педагогической деятельности в условиях постоянного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) формирует потребность в специальной подготовке преподавателей, в целенаправленном формировании необходимых компетенций, позволяющих организовать учебный процесс с использованием ДОТ. Неразвитая система подготовки кадров для электронного обучения может быть обозначена как проблема, препятствующая внедрению ДОТ в университетах. Ее успешное решение для медицинских университетов предполагает необходимость обобщения опыта в лидирующих вузах, формирования внутривузовской системы подготовки преподавателей к внедрению ДОТ.
В РязГМУ им. акад. И.П. Павлова на базе факультета дополнительного профессионального образования накоплен определенный опыт в этом направлении. Слушатели имеют возможность обучаться по дополнительной образовательной программе "Технологии дистанционного обучения", которая рассчитана на 72 академических часа и включает лекции, лабораторный практикум, самостоятельную работу. Подготовка преподавателей для работы в системе дистанционного обучения развивается по 2 направлениям: 1) разработка дистанционного учебного курса; 2) реализация ДУК в процессе обучения.
Комплексный характер работы преподавателя в СДО предполагает наличие определенного набора профессиональных компетенций. Согласно типологии Н.В. Никуличевой, данные компетенции можно отнести к 3 группам.
1. Компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии).
2. Компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде).
3. Компетенции в области информационных технологий (ИКТ-компетенции) [8].
Применение ДОТ осуществляется в среде Moodle, в результате чего формирование необходимых компетенций происходит наиболее эффективно. Основным результатом обучения на курсах повышения квалификации является возможность использовать разработанные дистанционные курсы в учебном процессе университета для различных специальностей и направлений, при реализации основных и дополнительных образовательных программ.


Дистанционные учебные курсы как часть электронной образовательной среды медицинского университета
РязГМУ им. акад. И.П. Павлова имеет достаточно развитую электронную образовательную среду (ЭОС). Основные информационные функции ЭОС традиционно выполняет портал вуза, но реализация образовательных функций в условиях электронного обучения предполагает формирование системы дистанционного обучения в университете. В качестве платформы для разработки дистанционных учебных курсов выбрана LMS Moodle, которая одновременно обеспечивает организацию доступа к электронным образовательным ресурсам, а также интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса (преподавателей и студентов/слушателей).
В качестве информационного наполнения ЭОС рассматривают электронные образовательные ресурсы по специальностям, разработанные кафедрами (электронные учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы и другие материалы для организации СРС), электронные ресурсы научной библиотеки университета (внутренние и внешние). В состав компонентов ЭОС включены открытые образовательные ресурсы, профильные научнообразовательные сайты, размещенные во внешней среде. Дидактика применения ЭОС в образовательном процессе предполагает, что основная функция преподавателей состоит в управлении процессом обучения. Использование ЭОС в процессе обучения строится на оценке и отборе преподавателями содержания, средств, форм, методов и технологий обучения для достижения педагогических целей.
Для эффективного функционирования ЭОС в университете обеспечивается ее техническая и информационная поддержка. LMS Moodle дает возможность организовать различные режимы взаимодействия студентов с ЭОС в рамках следующих видов учебной деятельности: лекции в компьютерных классах, также в режиме вебинаров; презентации; поддержка аудиторных практических, лабораторных занятий, тематические форумы учебных групп; неформальное общение студентов в ходе освоения дисциплины (чат-режим); онлайн-консультации преподавателей (индивидуальные и групповые); контрольные мероприятия (проведение тестирования). Инструменты Moodle позволяют размещать в модулях дистанционных курсов текстовую, звуковую, визуальную информацию, задания, тесты, глоссарии, опросники, а также ссылки на специализированные сайты медицинской информации, медицинские библиотеки, сайты медицинских профессиональных сообществ, базы данных и т.д.
В числе перспективных технологий электронного обучения в медицине отметим видеоконференции, вебинары, виртуальные мастер-классы и др. Эффективность применения дистанционных образовательных технологий может быть обеспечена при выполнении следующих условий: 1) непрерывного визуального наблюдения обучающихся за всеми процессами диагностики в реальном времени; 2) видеоконтакта между обучаемыми и преподавателем; 3) онлайн-демонстрации действий высококвалифицированных специалистов, сопровождаемых комментариями; 4) оперативного доступа к банкам информации по новым методам диагностики и лечения, описания сложных случаев и т.д.
Разрабатываемые кафедрой математики, физики и медицинской информатики РязГМУ им. акад. И.П. Павлова дистанционные учебные курсы по дисциплинам "медицинская информатика", "информационные технологии в здравоохранении", "информационные технологии в профессиональной деятельности", "физика, математика" позволяют осуществлять информационную поддержку проведения учебных занятий для всех специальностей очной формы обучения, а также дистанционное консультирование и обеспечивать СРС.
В рамках разрабатываемых дистанционных учебных курсов использование ДОТ применяется для организации индивидуальной и/или групповой работы студентов. Для достижения поставленных целей преподаватели выполняют следующие виды методической деятельности:
■ разработку системы заданий с указанием сроков выполнения и форм текущего и итогового контроля;
■ выявление дополнительных интернетресурсов, уточнение условий доступа к ним;
■ размещение в ДУК необходимых учебных, справочных и методических материалов по выполнению СРС, ссылок на внешние информационные ресурсы;
■ освоение и реализацию методики дистанционного консультирования.
Как известно, широкие возможности для оперативной онлайн-коммуникации -одна из сильных сторон Moodle: система поддерживает обмен файлами различных форматов; сервис-рассылки позволяют информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях; форум дает возможность организовать обсуждение учебных вопросов; чат позволяет получать консультации у преподавателей в режиме онлайн. Так, например, разработанный дистанционный учебный курс "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 34.02.01 "сестринское дело" (СПО) имеет модульную структуру (рис. 1). Тематические модули курса содержат необходимый учебнометодический материал, тексты практических заданий, методические разработки для выполнения лабораторных работ, глоссарии, средства для самоконтроля знаний (тестовые задания), коммуникативные инструменты и др.




СРС в СДО РязГМУ им. акад. И.П. Павлова предполагает расширение информационно-образовательной среды вуза посредством размещения в ДУК ссылок на открытые образовательные ресурсы сети Интернет, электронные библиотеки и архивы. Учебная деятельность студентов в ДУК строго регламентируется преподавателем в соответствии с календарным графиком, в котором приводятся рекомендации по срокам освоения учебного материала, использованию дополнительных источников. Кроме того, все события курса, в том числе открытие или закрытие доступа к материалам того или иного модуля, отображаются в блоке "Календарь".
В рамках ДУК СРС в полной мере реализуется в соответствии с условиями ее организации; среди них выделим следующие:
■ предварительная подготовка студентов к выполнению лабораторных работ в компьютерном классе;
■ разнообразие форм самостоятельной работы;
■ ознакомление студентов с источниками получения информации, необходимой для выполнения заданий;
■ оказание преподавателем оперативной консультационной помощи;
■ проверка и оценка преподавателем результатов СРС.
Методические указания и инструкции, размещаемые в модулях ДУК, содержат описание рациональных приемов самостоятельной работы,рекомендации по освоению теоретического материала и выполнению заданий; требования по подготовке к итоговой аттестации, а также описание методики оценивания самостоятельной работы студента на основе разработанной карты баллов. В среде Moodle можно оценивать сообщения в тематическом форуме, записи в глоссарии, результаты выполнения различных типов заданий, результаты текущего тестирования и др. За активность в работе над курсом преподаватель может выставлять бонусные баллы. Студенты имеют возможность получить консультацию" в режимах онлайн (сервис "Чат") и офлайн (сервисы "Обмен сообщениями", "Организационный форум"). Организуя обучение в ДУК, преподаватель определяет возможные способы аудиторного консультирования и отработок пропущенных занятий, предоставляя студентам соответствующую контактную информацию в персональном профиле.
Преподаватель разрабатывает и график проведения дистанционных консультаций, который доводится до студентов в новостном форуме. Организации СРС предполагает четкую систему контроля, при этом наиболее результативным признается календарное планирование контролирующих мероприятий с их последующим поэтапным выполнением. Среда Moodle позволяет регулировать самостоятельную деятельность студентов, анализировать ее эффективность. В частности, преподаватель получает сведения о количестве посещений дистанционного курса, времени пребывания в нем, просмотре студентом отдельных модулей и разделов, имеет возможность отслеживать количество и качество выполненных заданий. Преподаватель может выводить отчеты о деятельности каждого студента в отдельности или о работе группы в целом с использованием соответствующих встроенных инструментов для анализа статистической информации. Проведенный анализ позволяет корректировать возникающие в ходе обучения вопросы, своевременно влиять на процесс оптимизации СРС.

Оценка результативности использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе проводится также в ходе анкетирования с использованием инструментария,размещенного на портале https://webanketa.com. Результаты проведенного в СДО РязГМУ им. акад. И.П. Павлова анкетирования по отдельным ключевым вопросам представлены ниже.




74% респондентов удовлетворены качеством учебных и методических материалов, остальные 26% высказали ряд замечаний, что позволяет продолжать работу над содержанием дистанционных курсов.
Важнейший элемент текущего контроля в дистанционных курсах - тестовые задания. 70% студентов не высказали замечаний к качеству тестовых заданий, остальные отметили ряд недостатков, сведения о которых представлены ниже.
При изучении дистанционных курсов 87,8% студентов использовали дополнительные источники, что позволяет сделать вывод о готовности студентов работать с различными видами источников информации в процессе обучения, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Студентами в ходе анкетирования были высказаны следующие предложения по развитию системы дистанционного обучения, в частности:
■ увеличить количество дисциплин, размещаемых в СДО;
■ активнее использовать мультимедийные ресурсы;
■ добавить примеры решения задач и выполнения заданий.


Заключение
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод о положительной тенденции в использовании системы дистанционного обучения для поддержки учебного процесса в РязГМУ им. акад. И.П. Павлова и определить направления дальнейшего совершенствования размещаемых в ней дистанционных курсов. Обращает на себя внимание сравнительно большой процент ответов, свидетельствующих о привлекательности для респондентов методов "живого" обучения в ходе аудиторных занятий. В этой связи необходимо отметить перспективность развития модели смешанного обучения (blended learning model), которая в современных условиях расценивается как оптимальная для эффективной передачи знаний, так как позволяет гармонично сочетать преимущества аудиторных занятий и технологий дистанционного обучения.



Литература

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429#05992833507207169

2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья № 242-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221184&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8481858128693005#09120512782981511 .

3. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Развитие дистанционных образовательных технологий для формирования информационно-образовательной среды в медицинском вузе // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018 [текст] : сб. тр. междунар. науч.-техн. форума : в 10 т. Т. 9 / под общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань: Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2018; Рязань. С. 18-22.

4. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационно-образовательной среды как условие развития образовательного процесса в медицинском университете // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2017 [текст] : материалы II междунар. науч.-техн. и науч.-метод. конф. / под общ. ред. О.В. Миловзорова. Рязань : Рязан. гос. радиотехн. ун-т, 2017. С. 150-152.

5. Баринов Э.Ф., Николенко О.И., Балыкина А.О., Твердохлеб Т.А. Использование платформ электронного обучения для управления внеаудиторной самостоятельной работой студентов в медицинских университетах // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 3 (11). [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2930

6. Кадырова Э.А. Организация самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения РГРТУ // Ученые записки Института гуманитарных и социальных знаний. Вып. 1 (11) : материалы V междунар. науч.-практ. конф. "Электронная Казань-2013" (ИКТ в образовании: технологические, методические и организационные аспекты их использования). Ч. 2. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2013. С. 79-83.

7. Курмунгулов А.А., Фролова О.И., Соловьева С.В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 116-119.

8. Никуличева Н.В. Какими компетенциями должен обладать преподаватель дистанционного обучения и как их сформировать // e-Learning PRO. 2009. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://api.ning.com/files/1sis*NDPC-YCaoQ4foudVniR9UDZ8lPiyr68ZZT*E-xzDigVFwOd1loiQ**P*N1EANLUBx2kI*Dpi*agP-qIp0NNiG*RwYan/elPROmag_1109.pdf

9. Симонян Р.З. К вопросу о положительных перспективах дистанционного образования в медицинских вузах России // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12. С. 1357-1359.

References

1. Federal law "On Education in RF" dated 29 December 2012 No. 273-FZ. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158429#05992833507207169

2. Federal law "On making amendments in certain RF legal acts concerning the issues of information technologies implementation in healthcare No. 242-FZЗ. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221184&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8481858128693005#09120512782981511 .

3. Avacheva T.G., Kadyrova E.A. E-learning educational techniques development for information educational environment shaping at medical higher educational establishment. In: O.V. Milovzorov (ed.). Modern Technologies in Science and Education - СТНО-2018 [text]: International Scientific-Technical Forum Collection of Papers: in 10 vol. Vol. 9. Ryazan’: Ryazanskiy Gosudarstvenniy Radiotekhnicheskiy Universitet, 2018: 18-22.

4. Avacheva T.G., Kadyrova E.A. Information educational environment shaping stipulating educational process development at medical university. In: O.V. Milovzorov (ed.). Modern Technologies in Science and Education - СТНО-2017 [text]: II International Scientific-Technical (and Methodogical) Conference Collection of Papers. Ryazan’: Ryazanskiy Gosudarstvenniy Radiotekhnicheskiy Universitet, 2017: 150-2.

5. Barinov E.F. Nikolenko O.I. Balykina A.O., Tverdohleb T.A. E-learning platforms implementation to manage medical universities extramural independent studies. In: Lifelong Learning: ХХI Century. 2015; 3 (11). [Electronic resource]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2930 .

6. Kadyrova E.A. How to organize independent studies in RSREU e-learning system. In: Humanitarian and Social Knowledge Institute Transactions. Issue 1 (11); V International Scientific-Practical Conference Papers. "Electronic Kazan’-2013" (ICT in education: technological, methodological and organizational aspects of implementation). Part 2. Kazan’: UNIVERSUM, 2013: 79-83.

7. Kurmungulov A.A., Frolova O.I., Soloviova S.V. Prospects for e-learning techniques implementation into medical university educational process. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2017; (8/9): 116-9.

8. Nikulicheva N.V. The competencies e-learning lecturer should possess and ways of developing such competencies. e-Learning PRO. 2009; (11). [Electronic resource]. URL: http://api.ning.com/files/1sis*NDPC-YCaoQ4foudVniR9UDZ8lPiyr68ZZT*E-xzDigVFwOd1loiQ**P*N1EANLUBx2kI*Dpi*agP-qIp0NNiG*RwYan/elPROmag_1109.pdf

9. Simonyan R.Z. On e-learning education positive prospects in Russian medical universities. Mezhdunarodniy zhurnal prikladnikh i fundamental’nikh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Researches]. 2016; (12): 1357-9.