Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения

Резюме

В статье сформулированы основные критерии эффективности и направления обучения в сфере симуляционного медицинского образования для практического здравоохранения, представлен обобщенный опыт Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы (МСЦ Боткинской больницы) в подготовке специалистов практического здравоохранения хирургического профиля. Эффективность и результативность симуляционного обучения медицинских работников для практического здравоохранения и медицинской науки определяются критериями, среди которых значимыми являются практические результаты, практико-ориентированный формат обучения, очная форма реализации образовательных программ и общая трудоемкость их освоения, объективность экспертизы профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения, непрерывное повышение профессионального уровня медицинских работников.
Положительный опыт работы МСЦ Боткинской больницы показал целесообразность инвестирования материальных средств в многопрофильный образовательный центр, сегодня являющийся идеальной практической площадкой для постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов здравоохранения. Эффективная деятельность и результативность МСЦ Боткинской больницы подтверждает значимость применения инновационных технологий в организации дополнительного профессионального образования медицинских работников для столичного практического здравоохранения и медицинской науки.

Ключевые слова:симуляционное обучение, симуляционный центр, результативность обучения,критерии оценки

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 2. С. 15-29. doi: 10.24411/2220-8453-2018-12001.

Сегодня обеспечение качества образования и развития медицинских кадров в России крайне актуально. Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г. является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг, качество которых должно соответствовать потребностям населения и передовым достижениям медицинской науки*.


* Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года от 17 ноября 2008 года № 1662-р.


В последние годы государство осуществило качественный прорыв в системе здравоохранения: идет процесс технологической модернизации, медицинские учреждения переоснащаются новым высокотехнологичным оборудованием, внедряется новый формат допуска к медицинской деятельности в РФ, развиваются непрерывное медицинское и фармацевтическое образование и профессиональное развитие, основанные на использовании новейших достижений в области здравоохранения. Работа на современном оборудовании представляет достаточно сложный многогранный процесс, требует специальной узкопрофессиональной подготовки специалистов практического здравоохранения, позволяющей обучающимся приобретать и совершенствовать профессиональные компетенции, наиболее актуальные и востребованные в настоящий момент на рынке труда, делать специалиста конкурентоспособным, повышать его творческую профессиональную самореализацию. Все это способствует повышению требований к качеству подготовки специалистов здравоохранения и определяет необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса в сфере дополнительного профессионального образования, использования инновационных технологий медицинского образования для баланса теоретической и практической подготовки.
Требования новых профессиональных стандартов, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы - выполнению трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт и современные условия профессиональной деятельности в здравоохранении, диктуют необходимость изменений в методологии медицинского образования. Сегодня актуальными задачами системы здравоохранения РФ в целом и Департамента здравоохранения г. Москвы в частности в области медицинского последипломного образования являются разработка и обоснование современных, более эффективных методов подготовки специалистов практического здравоохранения, внедрение объективных способов оценки знаний и качества освоения практических навыков обучающимися.
Основная миссия создания и предназначение медицинских симуляционных центров заключаются в совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских специалистов, развитии кадрового потенциала здравоохранения в целях усовершенствования качества, эффективности и безопасности медицинской помощи. К настоящему времени накоплен достаточный опыт применения симуляционных (имитационных) методов во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски и угрозы.
Цель данного исследования - определение критериев и показателей оценки эффективности симуляционного обучения для развития практического здравоохранения и медицинской науки.


Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения
Материал и методы
С 2015 г. на базе крупнейшей столичной клиники активно функционирует Учебный центр для медицинских работников - Медицинский симуляционный центр ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы (далее - МСЦ Боткинской больницы), представляющий собой уникальную многопрофильную виртуальную клинику, по ряду особенностей не имеющую аналогов в мире: впервые применен принцип бинарности помещений для образовательных учреждений -возможность оперативного переоборудования учебных помещений в клинические; самый крупный комплекс симуляторов высшего уровня реалистичности с современным программным обеспечением; многофункциональный инновационный виртуальный комплекс "Медицина катастроф" под управлением высокотехнологичного программно-аппаратного комплекса "Learning Space".
На сегодняшний день МСЦ Боткинской больницы является одним из крупнейших МСЦ в Европе и РФ как по площади, на которой размещаются симуляционное оборудование, медицинская техника и учебные узкоспециализированные клиники и отделения, так и по количеству, разнообразию и интерактивности представленных в центре симуляторов. Сопутствующее техническое оснащение МСЦ Боткинской больницы отвечает самым современным стандартам организации МСЦ.
С октября 2015 г. по июнь 2018 г. обучение в МСЦ Боткинской больницы прошли 24 944 слушателя, совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы и ведущими специалистами практического здравоохранения разработано более 200 уникальных образовательных программ.




По данным мониторинга, анализа и обобщения собственной организационнообразовательной практики, мнения преподавательского состава, отзывов слушателей, проходивших профессиональную подготовку в МСЦ Боткинской больницы, определены критерии и показатели эффективности симуляционного обучения для развития практического здравоохранения и медицинской науки в Москве.
Основными критериями оценки эффективности образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы (дополнительные профессиональные программы с применением симуляционных технологий), являются (рис. 1):
1. Практическая результативность:
практический выход (ориентация на практический результат) применительно к медицинской среде - положительная динамика показателей, продуктивность и результативность работы учреждений в целом для столичного здравоохранения в улучшении качества оказания медицинской помощи.
2. Практико-ориентированность обучения: подготовка кадров для практического здравоохранения в практикоориентированном формате с целью совершенствования профессиональных компетенций, формирования востребованных знаний, умений и практического опыта для решения актуальных задач в сфере обеспечения населения качественной медицинской помощью.
3. Очная форма обучения: реализация образовательных программ симуляционного содержания в очной форме (с отрывом от работы) способствует качественной отработке мануальных навыков в условиях, реалистично имитирующих клиническую ситуацию, что в свою очередь позволяет достичь желаемого положительного эффекта от организации симуляционного обучения.








4. Трудоемкость обучения: сроки реализации образовательных программ и общая трудоемкость освоения программ расчитывается в академических часах (акад. ч), учитывая все виды аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы слушателя, контроля качества освоения программы.
5. Объективность оценки:проведение объективной экспертизы профессиональной компетентности специалистов практического здравоохранения (оценка качества подготовки специалистов по итогам освоения образовательных программ).
6. Непрерывность: регулярное повышение профессионального уровня медицинских работников столичного здравоохранения путем реализации образовательных программ симуляционного содержания в высокореалистичной образовательной среде.
Качество профессиональной подготовки специалиста здравоохранения прежде всего определяется тем, насколько специалист умеет применить полученные знания на практике. Поэтому ведущим направлением в сфере медицинского образования является значительное усиление практического аспекта подготовки специалистов здравоохранения путем применения передовых образовательных технологий при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Эффективность образовательного процесса является важным показателем и представляет собой интегрированную меру качества обучения и контроля сформированных во время обучения навыков.
Для оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения необходимо учесть следующие, тесно взаимосвязанные показатели:
■ доступность и индивидуализация обучения;
■ соответствие структуры и содержания обучения актуальным потребностям и тенденциям здравоохранения;
■ уровень технической оснащенности учебного процесса;
■ реализация мульти- и междисциплинарного подхода;
■ качество методического сопровождения образовательного процесса;
■ показатели, характеризующие результаты контрольно-оценочной деятельности;
■ ожидаемые положительные изменения в области практического здравоохранения.




В работе использовали методы теоретического познания, наблюдения, сравнения, группировки данных, системного анализа и обобщения. Эмпирической базой исследования является Концепция непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля в МСЦ Боткинской больницы (оптимальная программа для возможности планирования образовательного маршрута специалистами на ближайшую перспективу), включая лапароскопическую, робот-ассистированную и амбулаторную хирургию, эндоскопию и лапароскопическую гинекологию.




Несмотря на бурное развитие и внедрение в медицинскую среду высокотехнологичного оборудования, врач любой специальности обязан владеть всем арсеналом накопленных знаний и навыков, в трудной неоднозначной ситуации позволяющих выбрать единственно верный диагноз и провести адекватные лечебные мероприятия. Поэтому непрерывное профессиональное образование и компетентностный подход к образовательной деятельности признаны в качестве совершенствования практической подготовки медицинских работников.
В МСЦ Боткинской больницы впервые в РФ разработана и внедрена Концепция непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля, в основе которой лежит уникальная программа непрерывного обучения и развития, направленная на подготовку квалифицированных специалистов для возможности работы на самом современном оборудовании с применением высокотехнологичных материалов, используемых в учреждениях Департамента здравоохранения г. Москвы, по таким направлениям, как лапароскопическая и робот-ассистированная хирургия для высокоэффективного оказания медицинской помощи. В рамках Концепции разработана и активно реализуется программа непрерывного обучения хирургов первичного звена (амбулаторных хирургов) с целью повышения уровня амбулаторной хирургической помощи в столичном здравоохранении (рис. 2).
В проектировании и создании образовательных программ хирургического профиля (см. таблицу) участвует творческая группа разработчиков, в состав которой входят ведущие специалисты отечественного практического здравоохранения, учебно-методического и инженернотехнического отделов МСЦ Боткинской больницы, руководителем которой является доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный врач РФ, главный хирург Департамента здравоохранения г. Москвы, главный врач ГБУЗ "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Алексей Васильевич Шабунин.
Комплексный подход с поэтапным и последовательным освоением практических умений и созданием условий, воссоздающих реальные условия работы для специалистов, максимально обеспечивающих эффективность обучения для практического здравоохранения, позволяет оптимально подойти к вопросам обучения и развития специалистов практического здравоохранения.




Результаты и обсуждение
Современный уровень развития имитационного обучения, внедрение передовых педагогических технологий, в том числе авторских методик, успешно применяющихся сегодня в МСЦ Боткинской больницы, позволили реализовать качественно новый вид практической подготовки и объективной оценки уровня сформированности практических навыков, обеспечивающий высокое качество практической подготовки медицинских кадров, внося при этом положительный вклад в развитие столичного здравоохранения и медицинской науки.
Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что реализация оптимальной программы непрерывной клинической подготовки специалистов практического здравоохранения хирургического профиля, опирающаяся на широкое внедрение инновационных комплексов и интерактивных образовательных технологий, способствует плавному переносу полученного практического навыка от имитации в клинику к реальному пациенту, непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций, повышению профессионального уровня специалиста.




На официальном сайте ГБУЗ "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы в разделе "Симуляционный центр" размещены аннотации к дополнительным профессиональным программам по направлениям, в которых представлена подробная информация о цели реализации программы, совершенствуемых компетенциях, планируемых результатах освоения, особенностях и структуре симуляционного курса (освещены симуляционные модули), дана общая характеристика программы.
Современные тенденции медицинского образования, обусловленные использованием симуляционной техники, в процессе обучения позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических сценариев, отточить мануальные навыки отдельных диагностических и лечебных манипуляций. Именно в условиях симуляционного центра обучение может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на меж- и мультидисциплинарное обучение, на выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом.
В используемых в МСЦ Боткинской больницы формах обучения преобладают манипуляции на тренажерах, симуляторах, фантомах, разыгрывание клинических ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, проведение клинического сценария, что позволяет специалистам многократно отработать определенные действия, дает возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося при сопровождении учебного процесса своевременными подробными профессиональными инструкциями со стороны преподавателя-практика.








Для всех категорий слушателей в МСЦ Боткинской больницы организована обязательная итоговая аттестация, положительный результат которой является одним из условий выдачи документа о повышении квалификации. Контроль знаний обучающихся осуществляется после модульного обучения в объеме, предусмотренном учебным планом соответствующей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации с использованием системы объективного контроля процесса усвоения в режиме реального времени с применением видео- и звукозаписи и последующим индивидуальным обсуждением с преподавателем (во время дебрифинга). Качество знаний оценивается на всех этапах подготовки на основании поэтапной (помодульной) экспертизы качества совершенствования профессиональных компетенций в процессе обучения и выявляет практическую подготовленность слушателей в соответствии с требованиями квалификационных характеристик специалиста.
За годы функционирования в МСЦ Боткинской больницы (с октября 2015 г. по май 2018 г.) в рамках реализации Концепции непрерывного обучения и развития врачей хирургического профиля проведено 519 курсов повышения квалификации общей трудоемкостью освоения соответствующих дополнительных профессиональных программ 15 678 академических часов, общее количество обученных специалистов практического здравоохранения по хирургическому направлению составило 2228 человек (рис. 3, 4).




Основные принципы работы учебного центра для медицинских работников - МСЦ Боткинской больницы, такие как инновационный и практико-ориентированный подходы в организации дополнительного профессионального образования, многопрофильность, мульти- и междисциплинарность, в некоторой степени позволили стандартизировать процесс симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы, создать единую методологию учебного процесса, разработать и ввести объективные критерии оценки качества эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения.
Спустя чуть более 2,5 лет можно уверенно сказать, что деятельность многофункционального образовательного центра - Учебного центра для медицинских работников - МСЦ Боткинской больницы вносит значительный положительный результат в развитие практического здравоохранения и медицинской науки в Москве: подготовлены высокопрофессиональные кадры для работы на самом современном оборудовании с помощью высокотехнологичных материалов, используемых в учреждениях Департамента здравоохранения г. Москвы по таким направлениям, как лапароскопическая и робот-ассистированная хирургия, что в свою очередь привело к увеличению высокотехнологических вмешательств с использованием современных технологий:
■ с использованием роботических комплексов: с 2015 г. по 2017 г. количество роботических вмешательств увеличилось на 210 %1 (рис. 5);
■ по итогам 2017 г. количество оперативных вмешательств с использованием лапароскопических технологий выросло с 34,1% (в 2014 г.) до 64,7% (в 2017 г.)1 (рис. 6);
■ с 2015 г. по 2017 г. количество удалений доброкачественных образований увеличилось на 170%2 (рис. 7). Положительная динамика показателей в области лапароскопических, эндоскопических и роботических вмешательств свидетельствует о значительном повышении экономической эффективности оказания медицинской помощи населению.

1 Организационно-методический отдел Департамента здравоохранения г. Москвы. 2014-2017 гг.

2 Организационно-методический отдел Департамента здравоохранения г. Москвы. 2015-2017 гг.





Заключение
Использование передовых высокореалистичных виртуальных технологий обучения, привлечение ведущих специалистов отечественного здравоохранения к преподавательской деятельности, интенсивность и интерактивность обучения, максимальная индивидуализация обучения, включение в образовательные программы наиболее актуальных проблем с учетом современных достижений медицины позволяют МСЦ Боткинской больницы занимать лидирующие позиции в сфере дополнительного профессионального образования.
Система мониторинга позволяет оценить качество симуляционного обучения медицинских работников, если определены стандарты, установлены критерии, по которым можно судить о достижении результатов деятельности, ведутся сбор и соответствующая обработка данных, качественная оценка результатов и принимаются соответствующие меры.
Значимость симуляционного обучения в дополнительном профессиональном образовании и обеспечении качества подготовки современных медицинских кадров очевидна. Мы убеждены, что инновационные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального развития обеспечивают качественную подготовку специалистов практического здравоохранения, что в свою очередь способствует снижению врачебных ошибок, уменьшению осложнений и существенно повышает эффективность и безопасность оказываемой медицинской помощи населению.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»