Блог Рональда Хардена

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 178-184.

Манила и Макао, электронное обучение следующего поколения, учитель как куратор, первый выпуск Medical Teacher на китайском языке и многое другое

Опубликовано 14.12.2017

Манила и Макао

Недавно я вернулся из поездки по Ма­ниле и Макао. В Маниле я выступал перед 5-тысячной аудиторией на вручении пре­мии мира Гузи за 2017 г., в ходе которой чествовали 12 лауреатов со всего мира за их работы в различных областях. Ме­роприятия, проводившиеся в течение 3 дней, включали Азиатско-Тихоокеанский медицинский форум, официальный при­ветственный обед и церемонию награж­дения, проводимую в Международном конференц-центре Филиппин. Пэт Лилли выступила на форуме с презентацией, посвященной коммуникации в ме­дицинском образовании. Мое выступление на форуме было посвящено перспективам развития медицинского образования.

Из Манилы мы направились в Макао, где увидели интересные разработки в области образования, включая впечатляющий симуляционный центр для ординаторов и специа­листов, повышающих свою квалификацию. После моей лекции о роли учителя в меняю­щемся мире мне была вручена медаль Генри Фока. Эта медаль вручалась всего второй раз. Мы были впечатлены общим развитием Макао - он в 8 раз опережает Лас-Вегас с его доходами от казино.

Во время поездок у нас была возможность пообщаться с Нивом Патилом - он помогал нам в их организации. Нив присоединяется к Комитету по хирургическому образованию AMEE, в 2018 г. планирующему обширную программу на конференции АМЕЕ в Базеле, и предлагает провести на конференции заключительную сессию, касающуюся хирургиче­ского образования. Особое внимание на ней будет уделяться основным проблемам в об­ласти хирургического образования в ходе сеансов контроля видеоассистированных операций. Это стало поводом для того, чтобы обсудить с Нивом еще одну важную проблему. Он указал на то, что многие студенты-медики, получающие максимально высокие оценки на экзаменах и дипломы с отличием, на практике оказываются не самыми эффективными и успешными врачами. Для проверки этого утверждения он использовал 4 критерия.

Приходит ли врач на неотложный вызов в течение 5-10 мин?

Совершает ли он ошибки при назначении лекарств, используя компьютерную систе­му выписки лекарственных препаратов?

Соответствует ли качество выполнения им практических процедур, например вене­пункции, принятым стандартам?

И наконец, обращается ли он за помощью только в том случае, когда это необходимо?

Следующее поколение электронного обучения

Я считаю, что полезно заглядывать за пределы медицины и высшего образова­ния, - нужно знать, что происходит в других сферах образования. Мой первоначальный интерес к результат-ориентированному обучению, и оценке портфолио возник после прочтения одной из статей, опубликованных в журнале Education Leadership, пред­назначенном для учителей американских школ. Поэтому я с интересом ознакомился с отчетом "Электронное обучение следующего поколения: навыки и стратегии" (Next Generation E-Learning: Skills and Strategies), подготовленным Ассоциацией развития талантов (ATD) - всемирной профессиональной организацией, поддерживающей рабо­тодателей, активно развивающих знания и навыки своих сотрудников.

Association for Talent Development. 2017. Next Generation E-Learning: Skills and Strategies. Accessed on: www.td.org/research

Ранее эта ассоциация была известна как Американское общество по обучению и раз­витию (ASTD) - заметьте, как изменилось название! Упомянутый отчет основан на опросе 546 лидеров в области развития способностей, большинство из них представляли круп­ные коммерческие и некоммерческие организации. Электронное обучение в отчете опре­делено как "асинхронное структурированное самостоятельное обучение, которое предо­ставляется в электронном виде. Электронное обучение может включать предварительно записанный контент лекций и видеоматериалов, иллюстративные материалы и/или текст, интеллектуальные викторины, моделирование, игры и другие интерактивные элементы".

Хотя в отчете предполагалось, что необходимо пересмотреть это определение, новые характеристики, о которых идет речь, не удивляли. Они включали более высокий уровень персонализации, большую интерактивность, расширенное использование видеоряда и повышенное внимание к содержанию, представленному на уровне микрообучения.

Киран Уолш в осеннем выпуске журнала Британской образовательной исследова­тельской ассоциации (BERA) Research Intelligence, рассуждавший о стоимости и ценно­сти электронного обучения, описывает подачу информации в BMJ Learning как понятную, в "разжеванном" виде, с элементами интерактивности и формой обратной связи для ре­шения проблем.

Walsh K. Cost and Value in E-Learning: The Importance of Context.

BERA ResIntel. 2017; 134: 30-31.

Куратор информации

В книге о 8 ролях учителя, написанной в соавторстве с Пэт Лилли, рассматривая учи­теля как поставщика информации, мы выделяем 3 основные функции:

учитель - проводник или передатчик информации;

учитель - куратор информации;

учитель - тренер для студента как искателя информации.

В литературе, посвященной медицинскому образованию, маловато написано о роли учителя как куратора информации, доступной для студентов. Пол Уорли, будучи дека­ном Университета Флиндерса, на встрече Международной ассоциации преподавателей медицинских наук в Австралии предложил свой вариант: учителям не нужно предо­ставлять студентам всю информацию об основных науках, - и продемонстрировал свой iPhone: всю необходимую информацию можно получить, используя только телефон. Учи­тель должен сделать информацию доступной для студентов. Я и раньше считал конфе­ренции Эллиота Маси по преподаванию и обучению в США весьма ценными. Я знаю, что он организует новую Лабораторию курирования и обучения (Curation and Learning Lab), девиз которой: "Курирование - это ключ к обучению на рабочем месте в эпоху динамич­ного и расширяющегося контента, контекста и сотрудничества". Под курированием он имеет в виду процесс поиска, сортировки, организации, ранжирования, классификации, рекомендации, проверки, очистки, отслеживания и персонализации учебных ресурсов.

Medical Teacher на китайском языке

Тревор Гиббс только что вернулся из поездки в Гуанчжоу в Китае, где открылся офис AMEE и был опубликован первый номер Medical Teacher на китайском языке. Перево­дом занималась доктор Ингзи Хуань (Yingzi Huang), шеф-редактор китайского издания Medical Teacher. Для китайской версии было отобрано 8 статей из последних выпусков Medical Teacher, наиболее значимых для местного преподавательского сообщества. К ним относятся документы о формировании роли врачей, прикладном значении обуче­ния профессиям в области здравоохранения, разработке дизайна качественного иссле­дования, повышении эффективности обучения и профессиональном образовании. Две статьи о профессиональном образовании были взяты из тематического выпуска журна­ла за июнь 2017 г.

Декабрьское собрание AMEA

На неделю я уезжал на Конференцию Asian Medical Education Association (AMEA) в Гон­конг. В 2017 г. исполнилось 20 лет Азиатской ассоциации медицинского образования, а так­же праздновался 130-летний юбилей медицины в Гонконге. Я провел пленарное заседа­ние на первой встрече AMEA 20 лет назад и сослался на модель SPICES для разработки учебной программы и оценки; мне предложили провести дополнительную презентацию в 2017 г. Я воспользовался этой возможностью, чтобы проанализировать, как изменились аспекты модели SPICES с тех пор, и предвосхитить будущие тенденции каждой области: студенто-ориентированные (Studentcentred), проблемно-ориентированные (Problem-based), интегрированные (Integrated), общественно-ориентированные (Community-based), факультативные (Electives) и систематические (Systematic). В первой и в последней, вероятно, был достигнут наибольший прогресс. Конечно, вы можете поспорить с этим утверждением. Ряд выдающихся докладчиков внесли свой вклад в программу AMEA, и в своем следующем по­сте я попытаюсь рассказать, что оказало наибольшее влияние на меня.

Азиатско-Тихоокеанская конференция по медицинскому образованию (APMEC)

Я также работал над своим выступлением на Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию в Сингапуре, которая пройшла в январе 2018 г. Ее тема -"Технологии: совершенствование образования для улучшения медицинской помощи". Среди проблем, которые я затронул, был переход от обучения "на всякий случай" к обу­чению "точно в срок". Я помню, как несколько лет назад был впечатлен, когда разго­варивал с военнослужащими на учебной сессии в Центре Гордона по исследованиям в сфере медицинского образования в Майами. Они рассказывали, как военные врачи звонили из Афганистана по пути на экстренные вызовы, чтобы получить советы о том, чего можно ожидать, и как решить эти проблемы. Я запросил у Барри Иссенберга до­полнительную информацию, которую мог бы использовать для своей презентации для APMEC, и он определил для меня две ключевые статьи:

1. Davis J.S., et al. Use of mobile learning module improves skills in chest tube insertion. J Surg Res. 2012; 177: 21-6.

2. Motola, I. et al. Just-in-time learning is effective in helping first responders manage weapons of mass destruction events. J TraumaAcuteCareSurg. 2015; 79 (4).

http://v2.mededworid.org/hardens-biog/reuection-items/December-2017

Бинарное мышление, 722 млн долларов для финансирования американских медицинских школ, 11 качеств, нужных, чтобы для выйти из зоны комфорта, и еще много интересного

Опубликовано: 29.01.2018

Бинарное мышление - враг критического мышления

Каждую неделю я читаю колонку Найла Фергуссона в Sunday Times. Недавно он вспоминал о прошедшем 2017-м и выражал свою обеспокоенность в связи с тем, мир ранее не был так категоричен: теперь ты любишь Дональда Трампа либо ненавидишь его; ты принимаешь Брексит либо отвергаешь его. Он считает, что часто люди существу­ют в некоем информационном пузыре, населенном только теми, кто разделяет их взгляд на мир. К сожалению, решения, касающиеся учебной программы, тоже часто описывают как бинарные проблемы: вы либо за, либо против проблемно-ориентированного обу­чения или интеграции. Я попытался отойти от этого, и впервые описал модель учебной программы SPICES, представляя каждый вопрос в виде непрерывного спектра, а не как две крайности. Возможно, проблема образования на основе компетентностного подхода заключается в том, что она рассматривается бинарно: она либо нравится, либо нет.

722 млн долларов для финансирования американской медицинской школы

В 2017 г. я упоминал, что Медицинская школа Вермонтского университета собрала 100 млн долларов для перехода от традиционных лекций к альтернативной учебной программе. Это стало приоритетом для декана университета. Недавно Гарвардская медицинская школа объявила, что она собрала 722 млн долларов, а это составляет 96% целевого показателя по сбору средств. Как сообщается, с момента своего вступления в должность в январе 2017 г. декан Медицинской школы Джордж К. Дейли потратил более 4 мес в первый год работы на сбор средств. После своего назначения в качестве основных приоритетных направлений декан Дейли отметил, что нужно сделать программу обучения на факультетах более разнообразной, возможно, возродив какие-то забытые направле­ния. Одним из методов активизации преподавательского состава был стартовый капитал для воплощения новых идей. Интересно, как отличаются взгляды на важность финанси­рования в США и Великобритании. Не могу себе представить, что декан британского уни­верситета треть своего рабочего времени посвящает инициативам по сбору средств...

11 качеств, нужных, чтобы выйти из зоны комфорта

Так называется пост Дэвида Джерина от 31 декабря 2017 г. Планируя 2018 г., он ре­шил приложить больше усилий, чтобы выйти за пределы зоны комфорта. Дэвид цитиру­ет Джона Максвелла: "В зоне комфорта нет роста, а в зоне роста нет комфорта". Вот 11 качеств, которые он будет практиковать, чтобы выйти из зоны комфорта.

1. Страстный - увлеченный педагог делает все возможное.

2. Отчаянный - все должны чувствовать, что твоя работа необходима. Вы должны хотеть, чтобы каждый студент добился успеха.

3. Дерзкий - будьте смелым, будьте отважным.

4. Решительный - ничто не дается просто так; конечно, проблемы и препятствия бу­дут всегда.

5. Преданный идее - нужно больше вовлеченности, а не подотчетности.

6. С разбитым сердцем - будучи педагогом, можно ожесточиться и даже стать цинич­ным. Не забывайте о добром отношении к студентам, коллегам и остальным людям.

7. Значительный - живите осмысленно, старайтесь изменить ситуацию.

8. Творческий - в каждом человеке есть творческое начало, и он хочет развивать его.

9. Экстраординарный - разница между обычным и экстраординарным - в маленькой приставке "экстра".

10. Мужественный - будьте готовы побороть свой страх и рискнуть.

11. Любопытный - спрашивайте обо всем. Задавайте правильные вопросы. Все это позволит вам выйти из зоны комфорта.

Geurin, D. Many of the 11 points, but not aLL, resonate with me. 2017. 11 things to be instead of comfortabLe. Accessed on 03/01/18 at http://www.davidgeurin.com/2017/12/11-things-to-be-instead-of-comfortabLe.htmL

Систематические обзоры

С момента создания Сотрудничества в области развития доказательных подходов в медицинском образовании (BEME) в 1999 г. я был приверженцем научных исследова­ний. Однако меня беспокоит то, как выбираются статьи для систематических обзоров. На первом этапе для систематического обзора по межпрофессиональному образова­нию было отобрано 2000 опубликованных документов, но поскольку ни один из них не соответствовал критериям включения, не сделано никаких выводов о межпрофессио­нальном образовании. В статье, опубликованной в "Education Researcher", Вольгемут (Wolgemuth) и соавт. описывают новый метод систематического обзора под названием "Критический синтез конструкции" (CCS), бросая вызов всем нам. Этот метод не вклю­чает методологическое исключение как неотъемлемую часть скрининга. Как отмечают авторы, исключение документов из-за их несоответствия методологическому стандар­ту противоречит идее обзора полной базы знаний. Гласс (Glass) (2000 г.) был "твердо убежден, что метаанализ должен затрагивать все исследования: хорошие, плохие и по­средственные". Авторы описывают, что критический синтез конструкции, используемый в качестве систематического метода, прекрасно подходит для детального исследования конструкций в синтезе исследований, которые исключают первичную литературу по ме­тодологическим критериям.

Wolgemuth, J.R., Hicks, T. & Agosto. Unpacking assumptions in research synthesis: a critical construct synthesis approach. EducResearcher. 2017; 46 (3): 131-9.

Лекции

Лукас (Lucas) и Бернштейн (Bernstein) во 2-м издании своей книги "Психология пре­подавания: Пошаговое руководство" (Teaching Psychology: A step-by-step guide) пред­полагают, что сегодня лекции имеют плохую репутацию, - многие считают их старо­модными, скучными и неэффективными. Но они отмечают, что ценность лекций может зависеть от личности преподавателя: они могут быть эффективным педагогическим инструментом или воротами к беспросветной скуке. Авторы делятся многими совета­ми по чтению лекций. Обычно заканчивая лекцию, я предлагаю студентам тему для размышления. То, что делают Лукас и Бернштейн, считаю полезным дополнительным предложением. Вовлеките студентов в игру, закрутите интригу. Как вам такой тизер: "В пятницу вы сможете выяснить, в каком стиле вас воспитывали" или "В следующий раз мы узнаем, сколько среди нас дальтоников".

Lucas S.G., Bernstein D.A. Teaching Psychology: A step-by-step guide, 2nd Edition.

Psychology Press, Taylor and Francis. NewYork. 2015; 277 p.

Курс ESME и оптометристы

Курс "Основные навыки в области медицинского образования" (ESME) продолжает привлекать преподавателей разных дисциплин. Присоединяйтесь к нам, занятие за­планировано на апрель 2018 г. В группе будет 10 слушателей, а сам курс организован Коллегией оптометристов.

Технологии и обучение

Я завершил свое пленарное выступление на Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию в Сингапуре в конце января 2018 г. Моя тема - "Обу­чение и технологии, а не технология обучения" (Learning and Technology, not Learning Technology). Приведу ссылку на интересную видеодискуссию между консультантом по вопросам образования Стивеном Андерсоном и Родом Бергером (http://www.edcircuit.com/build-pedagogy-before-technology). Стивен Андерсон утверждает, что "Технология приходит и уходит. Нам надо сосредоточиться на педагогике и процессах".

Однако Стив Даунс в своем посте от 26 декабря 2017 г. сомневается, создает ли акцент только на педагогике риск слепоты в отношении того, что можно сделать с по­мощью технологий. В Медицинской образовательной группе Scottish Deans был очень информированный и полезный подкомитет по технологиям. Однако часто возникала дилемма: технологическая группа отвечает за разработку подходов к удовлетворению образовательных потребностей, определенных главным комитетом, или же сам техно­логический комитет должен генерировать инновации. Я расскажу об APMEC в одном из своих следующих постов.

А пока всего наилучшего вам в 2018 г.!

Рональд Харден

http://v2.mededworld.org/hardens-blog/reflection-items/January-2018

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»