Вклад академика Б.В. Петровского в развитие системы медицинского образования (к 110-летию со дня рождения)

РезюмеАкадемик Б.В. Петровский, выдающийся русский хирург, ученый, педагог, организатор здравоохранения и медицинской науки, основатель крупнейшей научной школы, внес большой вклад в реформирование национальной системы медицинского образования. По инициативе и под руководством Б.В. Петровского в целях улучшения качества подготовки специалистов здравоохранения проводилась реорганизация высшей медицинской школы, интенсивно развивалась и качественно совершенствовалась система последипломного обучения. Б.В. Петровскому принадлежит приоритет в создании учебно-научно-производственных комплексов как оригинальной формы организации научно-исследовательской, лечебной и педагогической деятельности, им были предложены принципы преподавания хирургии на до- и последипломном этапах. Основные идеи академика Б.В. Петровского о специализации, этапности, преемственности, непрерывности при подготовке врачей прочно вошли в жизнь и сегодня не утратили своей актуальности.

Ключевые слова:система медицинского образования, качество подготовки медицинских кадров, ординатура, повышение квалификации врачей, принципы преподавания хирургии, роль вузовской науки, учебно-научно-производственные комплексы, этико-деонтологическое воспитание

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 172-177.

Академик Борис Васильевич Петров­ский, выдающийся русский хирург, ученый, педагог, организатор здравоохра­нения и медицинской науки, основатель крупнейшей научной школы, более 30 лет возглавлял кафедру госпитальной хирур­гии ФГАОУ ВО "Первый Московский госу­дарственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России и организованный на базе этой кафедры Научно-исследовательский институт кли­нической и экспериментальной хирургии (сегодня - ФГБНУ "Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петров­ского") и в течение 15 лет занимал пост министра здравоохранения СССР (1965­1980 гг.). Осознавая в полной мере, что подготовка специалистов - один из глав­ных вопросов здравоохранения в условиях научно-технического прогресса, разви­тия и специализации науки, в том числе медицинской, и рассматривая проблему обучения медицинских кадров как важную и сложную задачу, требующую самого при­стального внимания и неотложных реше­ний, Б.В. Петровский внес большой вклад в реформирование национальной систе­мы медицинского образования. Основные идеи академика Б.В. Петровского о спе­циализации, этапности, преемственности, непрерывности при подготовке врачей прочно вошли в практику.

По инициативе и под руководством Б.В. Петровского в целях улучшения ка­чества обучения молодых специалистов проводилась реорганизация высшей ме­дицинской школы, вводились новые про­граммы и учебные планы в медицинских институтах, новые специальности, созда­вались новые учреждения учебного про­филя, новые педиатрические и стоматоло­гические факультеты, были приняты меры, направленные усиление роли науки в вузах. Для усиления системы усовершен­ствования и специализации врачей были созданы новые факультеты и институты усовершенствования врачей, открыты фа­культеты повышения квалификации для преподавателей медицинских вузов, раз­вивалась система последипломной подго­товки медицинских кадров на базе клиник научно-исследовательских институтов, а также на местных крупных больничных и поликлинических базах, решалась зада­ча по обеспечению усовершенствования практических врачей через 5 лет, во мно­гих государственных институтах усовер­шенствования врачей были организованы специальные циклы по подготовке руко­водящих кадров здравоохранения всех уровней, большое внимание уделялось расширению материально-технической базы учреждений системы повышения квалификации медицинских работников и совершенствованию учебного процесса.

В докладе на торжественном собра­нии представителей медицинской обще­ственности столицы, посвященном Дню медицинского работника, в июне 1974 г. Б.В. Петровский сказал: "Любые достиже­ния медицинской науки, самая совершен­ная медицинская техника окажутся полез­ными лишь в том случае, если у постели больного будет гуманный и образованный человек - врач, вооруженный передовы­ми знаниями, мыслящий современными категориями. Вот почему важная пробле­ма сегодняшнего дня - повышение ква­лификации врача. Мы должны повысить качество подготовки врачей и средних медицинских работников, улучшить систе­му усовершенствования врачей. Знания врачей постоянно должны совершенство­ваться и углубляться, только тогда будет повышаться и качество медицинской по­мощи" [1]. В законодательном порядке было закреплено, что в нашей стране усовершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников является государственной за­дачей, а систематическое повышение ква­лификации - обязанность каждого врача и провизора. В настоящее время это реа­лизуется через внедряемую систему не­прерывного медицинского и фармацевти­ческого образования.

Решающую роль в совершенствовании структуры и организации последиплом­ного медицинского образования сыграла передача 10 ведущих медицинских вузов страны и всех 12 институтов усовершен­ствования врачей из ведения министерств здравоохранения союзных республик в подчинение Министерства здравоохра­нения СССР (МЗ СССР), в составе которого было организовано Главное управление медицинских учебных заведений, - это положительно отразилось не только на количестве специалистов, проходящих все виды последипломного обучения, но и главным образом на качестве их подго­товки. С этого периода началась разработ­ка и внедрение во все институты единых методических принципов обучения, норм и требований, учебных планов и про­грамм, было введено единое планирова­ние, основанное на реальной потребности органов здравоохранения в различных видах повышения квалификации врачей и провизоров, с координацией всех пла­нов по специализации и усовершенство­ванию в Главном управлении медицин­ских учебных заведений (ГУМУЗ).

Составной частью реформы медицин­ского образования явилось введение су­бординатуры и интернатуры. Выступая в 1975 г. на заседании Ученого медицин­ского совета МЗ СССР по вопросам под­готовки врачей, Б.В. Петровский наметил пути решения ряда проблем. "Для улуч­шения преподавания хирургии студентам III-V курсов необходимо показывать все многообразие патологии, надо вернуться к пироговскому принципу преподавания, осуществить четкую интеграцию про­граммы по терапии и хирургии в вопросах выбора метода лечения; повысить требо­вательность к домашней самоподготовке студентов, к их активной работе на лек­циях; бескомпромиссно оценивать знания и умения студентов на экзаменах. В суб­ординатуре никакими смежными дисци­плинами, кроме анестезиологии и реани­мации, студенты заниматься не должны; обязательна отработка операционной тех­ники на трупах и дежурства не реже 3 раз в мес; не выполнивших программу остав­лять на 2-й год без выдачи стипендии; об­учение проводить в скоропомощных боль­ницах по ургентной хирургии. Необходима преемственность между субординатурой и интернатурой, обучение надо проводить на той же кафедре по единой программе, единой методике; сократить группы ин­тернов до 8 человек; на 60-70 кроватей -1 группа субординаторов и 2 интерна; го­сударственный экзамен по специальности проводить после интернатуры, а не субор­динатуры; четко определять уровень зна­ний и умений выпускника; база работы со студентами и интернами получает статус клинической, в которой должности глав­ного врача, заместителей и заведующих отделениями должны занимать сотруд­ники одного медицинского вуза (заве­дующие кафедрами, профессора, доцен­ты, ассистенты); отчет клинической базы должен начинаться с раздела об обучении студентов и о повышении квалификации врачей больницы. Ординатура должна го­товить квалифицированного хирурга, це­лесообразно принимать в нее лишь через 3 года после окончания интернатуры; руко­водит ординатором заведующий кафедрой лично, за что ему начисляется 200 часов в год; ординатор должен вести 15 больных; экзаменационная комиссия по окончанию ординатуры должна определять врачебную категорию и указывать должность, на кото­рой может работать данный специалист" [2]. Предложенные Б.В. Петровским прин­ципы преподавания хирургии на до- и по­следипломном этапах и сегодня не утрати­ли своей актуальности.

Академик Б.В. Петровский считал, что "нашей бедой является разделение здраво­охранения на 3 части - научную, учебную и практическую, каждая из которых вы­полняет свои функции, цели и задачи, ко­торые подчас не совпадают, и чем скорее мы сломаем искусственные барьеры, тем больший эффект мы получим" [2]. Еще в середине XVIII в. М.В. Ломоносов рато­вал за объединение под одной крышей гимназии, университета и академии наук, о необходимости перестройки вузовской науки, поиска путей совершенствования системы обучения и воспитания молодых специалистов писали В.И. Вернадский, Л.Д. Ландау, А.И. Берг и другие выдающие­ся ученые, но начало воплощению пере­довых идей в этом направлении было по­ложено Б.В. Петровским. Созданная им в 1963 г. новая организационная структура "кафедра - Научно-исследовательский институт" стала прообразом существую­щих ныне госпитальных клиник ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Се­ченова" Минздрава России, ФГБОУ ВО "Российский национальный исследо­вательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России и других медицинских вузов и стала от­личной клинической базой для работы со студентами, ординаторами, врачами. 5 июля 1968 г. было принято постановле­ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", которое предусматривало объединение научно-исследовательских институтов с профильными кафедрами медицинских вузов и институтов усовер­шенствования врачей. Учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) по­степенно возникли во многих медицинских институтах, однако академику Б.В. Петров­скому принадлежит первенство в создании этой оригинальной формы организации научно-исследовательской, лечебной и пе­дагогической деятельности [3].

Много сил и энергии Борис Васи­льевич отдавал педагогической работе, своим примером подчеркивая высокую ответственность педагога в сложном и де­ликатном процессе формирования новых поколений врачей. Б.В. Петровский не уставал повторять, что накопление зна­ний - процесс постоянный, требующий систематической работы не только на сту­денческой скамье, нои в течение всей жизни врача, и к этому следует приучать себя как можно раньше. Специфика рабо­ты врача требует, чтобы он в течение всей своей профессиональной деятельности всегда был на уровне требований совре­менной медицинской науки, постоянно повышал свою квалификацию. По убеж­дению Б.В. Петровского, становление спе­циалиста должно происходить на хорошей базе знаний фундаментальных наук (ана­томии, физиологии, пропедевтики) и опы­та работы врачом общей практики.

Подготовленные Б.В. Петровским на основе богатого хирургического опыта и стремления помочь молодым овладеть сложной профессией врача "Избранные лекции по клинической хирургии", опу­бликованные в 1968 г., и учебник "Хирур­гические болезни", изданный в 1980 г., стали настольными книгами для студентов старших курсов медицинских вузов и мо­лодых специалистов. Лекции академика Б.В. Петровского всегда поражали глуби­ной мысли, прозорливостью, принципи­альной оценкой вчерашнего, сегодняш­него и завтрашнего дня России. Борис Васильевич - Учитель, общаясь с которым, врачи росли не только профессионально, но обогащались в историческом, культур­ном, общеобразовательном отношениях.

Особое внимание Б.В. Петров­ский всегда уделял проблеме этико-деонтологического и правового воспи­тания молодых специалистов (в 1988 г. вышло его фундаментальное двухтомное руководство "Деонтология в медицине") и пропаганде научного наследия корифеев отечественной медицины, что, безусловно, имело важное значение для воспитания студентов, врачей, научных работников в лучших традициях отечественной науки и медицины и решения проблемы гума­низации обучения в системе медицинско­го образования и врачевания в целом. В 1987 г. студенты и врачи получили воз­можность знакомиться с историей и традициями Российского научного центра хирургии (РНЦХ), основными научными достижениями и приоритетами хирурги­ческой школы академика Б.В. Петровского в Музее хирургии, открытом в РНЦХ по инициативе Б.В. Петровского.

"Решение любой проблемы прежде всего зависит от наличия соответствую­щих специалистов, поэтому подготовка и усовершенствование врачей должны быть предметом постоянной заботы орга­низаторов здравоохранения", - говорил Б.В. Петровский в докладе на VIII совеща­нии министров здравоохранения социа­листических стран в декабре 1966 г. [4]. Учитывая это обстоятельство, несмотря на широкий круг стоявших перед ним задач, академик Б.В. Петровский сумел сделать очень много для интенсивного развития и качественного совершенствования си­стемы обучения медицинских кадров в на­шей стране.

Сегодня, сопоставляя основные по­ложения действующего Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и "Концепции развития не­прерывного медицинского и фармацевти­ческого образования в Российской Феде­рации на период до 2021 года", мы видим, что многие предложения и начинания в решении проблем медицинского обра­зования схожи с идеями, приоритетами, принципами, высказанными академиком Б.В. Петровским.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский Б.В. Программа мира КПСС и гуманизм советской медицины (Доклад министра здра­воохранения СССР на торжественном собрании представителей медицинской общественности столицы, посвященном Дню медицинского работника, 7 июня 1974 года) // Медицинская газета. 12.06.1974. С. 1-2.

2. Петровский Б.В. Тезисы выступления на заседании Ученого медицинского совета МЗ СССР // Руко­пись, 1975, 6 м/п с. (из архива Б.В. Петровского).

3. Петровский Б.В. Справка о Госпитальной хирургической клинике // Рукопись, 1975, 6 м/п с. (из архива Б.В. Петровского).

4. Черкасов В.Л. VIII совещание министров здравоохранения социалистических стран. М. : Медицина, 1967. 199 с.