Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения"

РезюмеУспешное освоение специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" зависит от многих факторов, среди них полученный уровень базового образования, лидерство в студенческом коллективе и овладение навыками управления имеют большое значение, способствуют дальнейшему карьерному росту и повышению эффективности работы руководящего состава отрасли. При помощи методов педагогического эксперимента: аналитического, логического и монографического, - авторским коллективом был проанализирован и обобщен опыт формирования лидерских качеств у студентов ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России, проходящих подготовку в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета. Полученные результаты наглядно свидетельствуют, что данная подготовка студентов в течение учебного года по специально разработанной программе, включающая 23 учебные темы и предусматривающая широкое использование методов активного обучения, позволяет формировать у будущих лидеров здравоохранения высокий профессионализм, инновационное мышление, творческий склад ума, современную мировоззренческую культуру и высокую социальную ответственность.

Ключевые слова:обучение, подготовка, руководитель, лидер, здравоохранение, лаборатория мастерства

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 156-163.

Эффективность деятельности системы здравоохранения, качество и доступ­ность оказываемой населению медицин­ской помощи, степень технологического оснащения лечебно-диагностического процесса, результативность принятых ре­шений во многом определяются профес­сиональной подготовкой, лидерским по­тенциалом и стилем работы руководящего состава отрасли [1-3].

Минздрав России уделяет особое вни­мание подбору и подготовке специалистов по специальности "организация здраво­охранения и общественное здоровье". Формируется кадровый резерв из опыт­ных врачей, проводится их обучение перед назначением на руководящую должность в ординатуре, магистратуре, в системе до­полнительного профессионального обра­зования по программам профессиональ­ной переподготовки, они привлекаются к участию в системе непрерывного меди­цинского и фармацевтического образова­ния, осуществляется всесторонний анализ эффективности их работы [4-6].

Общепризнано, что успешное станов­ление врачей-организаторов здравоохра­нения и общественного здоровья зависит от многих факторов, среди которых полу­ченный уровень базового образования, лидерство в студенческом коллективе и освоение навыков управления занима­ют большое значение, способствуют даль­нейшему карьерному росту и повышению эффективности их работы [1, 3, 7].

Цель - проанализировать опыт работы педагогического коллектива образова­тельной организации по формированию и развитию лидерских качеств у студентов.

Методы: педагогического эксперимен­та, аналитический, логический, моногра­фический.

База исследования: кафедра обще­ственного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилакти­ческого факультета ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицин­ский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

За 260-летний период педагогической, научной и медицинской деятельности ФГАОУ ВО "Первый Московский госу­дарственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава Рос­сии стал признанным лидером отече­ственного медицинского образования [1, 4, 7]. Среди многочисленных инно­вационных образовательных техноло­гий, которые применяются в учебно-воспитательном процессе, с 2016 г. на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета реализуется проект подготовки студен­тов в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения".

Основные цели данного образователь­ного проекта:

разработка оптимальной модели разви­тия лидерских качеств у студентов меди­цинских образовательных организаций;

формирование резерва потенциаль­ных лидеров здравоохранения;

обеспечение углубленного освоения студентами специальности "органи­зация здравоохранения и общественное здоровье";

осуществление профессиональной ориентации лиц, изъявивших желание продолжить обучение в ординатуре, для последующего назначения на руково­дящие должности в здравоохранении;

улучшение у студентов коммуникатив­ных навыков;

повышение эффективности работы студенческого самоуправления и др.

Для достижения указанных целей сформулирована миссия лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здраво­охранения": сохранять и приумножать наследие отечественной школы подго­товки руководителей здравоохранения. Выбран девиз для обучающихся студентов: "Хочешь быть лидером, будь им!"

К обучению в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" привлекаются студенты Сеченовского университета и других образовательных организаций, предпочтительно со стар­ших курсов, по специальностям: "лечеб­ное дело", "медико-профилактическое дело", "педиатрия", "стоматология", "фармация", "медицинская кибернети­ка", "медицинская биохимия", "медицин­ская биофизика" (уровень специалитета), а также по специальности "сестринское дело" (уровень бакалавриата). Оптималь­ная численность учебной группы - 15 че­ловек. Учебная нагрузка для освоения программы подготовки составляет 282 ч и реализуется полностью в течение одного учебного года.

До проведения конкурсного отбора пре­тенденты на обучение проходят электрон­ную регистрацию, подают заведующему кафедрой общественного здоровья и здра­воохранения им. Н.А. Семашко или руково­дителю лаборатории мастерства "Фабри­ка лидеров здравоохранения" заявление и заявку по установленной форме.

Конкурсный отбор проводится в 3 этапа.

I этап - собеседование, которое на­правлено на изучение мотивов студентов в освоении и развитии лидерских качеств.

В процессе собеседования обсуждаются следующие вопросы: успеваемость студен­та при освоении программы специалитета (бакалавриата); участие в студенческом самоуправлении и работа на руководя­щих должностях в студенческом совете, профессиональном союзе обучающихся, волонтерском центре, студенческом науч­ном кружке, спортивной секции, студенче­ском спортивно-оздоровительном лагере "Сеченовец", старостами учебных групп и др.; с какой целью студент старается сформировать и развить у себя лидерские качества; наличие планов у студента стать эффективным руководителем; планирует ли он после освоения программы специалитета поступать в ординатуру, в какую образовательную организацию и по какой специальности и т.д.

II этап - прохождение онлайн-тестирования на интернет-ресурсе: http://onlinetestpad.com/ru/tests/psychology/boss, которое позволяет провести диа­гностику лидерских способностей по ме­тодике, разработанной Е. Жариковым и Е. Крушельницким [8].

III этап - проводится во время тренин­гов, на которых преподаватель выявляет заинтересованность студента в освоении учебного материала, его активность и ли­дерские способности. Рекомендуемые тренинги: мы выбираем старосту груп­пы; создаем первое впечатление о себе; лидер и его качества; твое имя и харак­терные для тебя лидерские качества; ты и твое место в окружающем мире и др. [9].

На основании полученных во время конкурсного отбора данных среди пре­тендентов отбираются для обучения в ла­боратории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" наиболее перспектив­ные для работы в здравоохранении лица, которые проявляют инициативу углублен­ного освоения специальности "органи­зация здравоохранения и общественное здоровье", стремятся стать лидерами в коллективе, планируют улучшить навы­ки общения с людьми, мечтают о карьере заведующего лечебно-диагностическим отделением и руководителя медицинской (фармацевтической) организацией или хотят повысить уверенность в себе.

Обучение в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" направлено на освоение студентами сле­дующих умений, навыков и владений: непрерывное совершенствование про­фессионального мастерства и лидер­ских качеств; использование в процессе самообразования и профессиональной деятельности наиболее эффективных интернет-ресурсов; самоанализ уровня лидерства и его развитие; формирова­ние группы последователей и воспитание в ней лидеров; планирование карьерного роста; планирование рабочего времени; принятие решения; делегирование пол­номочий своим подчиненным; управление коллективом в повседневной деятель­ности и при возникновении конфликтных ситуаций; организация самообразования сотрудников; использование различных стилей в работе; противостояние манипу­лированию; определение приоритетных направлений в работе; отработка офици­альных документов и контроль за доку­ментооборотом; эффективное выступле­ние перед многочисленной аудиторией; проведение служебных совещаний; при­ем посетителей; эффективная постановка задач по телефону; определение рисков в работе и нивелирование их влияния на пути достижения цели; размещение, устройство и оборудование медицинских организаций; формирование имиджа ме­дицинской организации; организация и проведение научно-практических кон­ференций; сохранение личной работоспо­собности и повышение стрессоустойчивости; рациональное трудоустройство на новую должность.

В соответствии с программой под­готовки в лаборатории мастерства "Фа­брика лидеров здравоохранения" плано­вые занятия проводятся 2 раза в неделю: по средам - дистанционно, по учебно-методическим материалам, размещенным на Едином образовательном портале; по пятницам - под руководством препода­вателя, в аудитории с 16.00 до 19.00; еще один день обучаемые посвящают разра­ботке актуальных для медицины проектов. В случае пропуска аудиторного занятия студент обязан его отработать у руководи­теля группы в течение 2 нед.

Программа подготовки включает 23 темы: лидерство - основа эффективного управления в здравоохранении; самоана­лиз лидерских качеств; успешный лидер в студенческой среде; формирование ли­дерских качеств; лидеры Сеченовского университета; формирование коллектива; выступление перед коллективом; прием посетителей; общение с коллегами по те­лефону; проверка отработанного докумен­та; манипулирование и способы противо­стояния; повышение работоспособности лидера; документационное оформление инновационных направлений в управ­лении медицинской организацией; эф­фективный руководитель медицинской организации; планирование обучения медицинских кадров в межаккредитационный период в системе непрерывного медицинского и фармацевтического обра­зования; самообразование медицинских и фармацевтических кадров; делегиро­вание главным врачом больницы полно­мочий своим заместителям и контроль их исполнения; принятие решения при нестандартной ситуации в управлении медицинским коллективом; размещение, устройство и оборудование медицинской организации; формирование имиджа медицинской организации; подготовка и проведение научно-практической кон­ференции в медицинской организации; выбор места работы и трудоустройство специалиста в медицинскую организа­цию; эффективные формы подготовки, обеспечивающие формирование у обучае­мых лидерских качеств.

Выбор данных тем был обусловлен не­обходимостью освоения студентами ка­честв не только неформального лидера, но и руководителя медицинской органи­зации, который, согласно общепринятой классификации, является формальным лидером и должен владеть теоретически­ми знаниями и практическими навыками управления коллективом [12].

По каждой теме для подготовки сту­дентов к занятиям разработаны в виде за­даний учебно-методические материалы, которые включают следующие разделы: тема учебного занятия; дата и место про­ведения занятия; цель занятия; метод про­ведения занятия; учебно-методические рекомендации обучаемым; вопросы для теоретического обсуждения; задания для практической отработки вопросов во вре­мя занятия; список рекомендованной ли­тературы.

Для проведения занятий используют­ся не только учебные классы кафедры, но и компьютерные залы Методического цен­тра аккредитации специалистов. Это позво­ляет широко применять информационнокоммуникативные технологии, а также методы активного обучения, такие как де­ловые игры, тренинги, кейс-стади, круглые столы, мастер-классы, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), разработка про­ектов, просмотр учебных видеофильмов, перевернутый класс и др. [7, 9-11, 13].

Темы проектов студенты выбирают са­мостоятельно. В зависимости от объема предстоящей работы, проекты могут быть коллективными и индивидуальными. В качестве коллективных проектов сту­дентам предлагают организовать и про­вести Московскую олимпиаду "Менедж­мент и лидерство в здравоохранении", организовать и провести студенческую научную конференцию на актуальную для здравоохранения тему, разработать и из­дать практикум к деловой игре, с после­дующим проведением по нему занятия в роли тьютора. Индивидуальные проек­ты предусматривают подготовку доклада и презентации на интересующую студента и актуальную для здравоохранения тему, выступление по ней в учебных группах и на студенческих научных конференциях с целью формирования группы последо­вателей.

В процессе обучения в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здраво­охранения" бережно поддерживается корпоративная культура взаимоотноше­ний студентов и преподавателей, которая предусматривает следующие правила: главными участниками на занятии явля­ются студенты, преподаватели выступают в роли консультантов; посещение занятий добровольное, но освоение каждой пла­новой темы, выполнение проекта и сдача зачета - обязательное условие образо­вания; приветствуется любая разумная инициатива в обучении; чтобы получить результат, нужно трудиться, уважительно относиться к окружающим и опыту пред­шественников.

Промежуточный контроль знаний осу­ществляется методом опроса по заранее разработанным вопросам. Итоговое зачет­ное занятие проводится симуляционно-коммуникативным методом, суть которого заключается в имитации во время зачета условий, в которых работают специалисты административного аппарата медицин­ских организаций. Аудитория перед за­четом переоборудуется в рабочий кабинет специалиста по организации здравоох­ранения и общественному здоровью. На основании положений, изложенных в при­казе Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н "Об утверждении квалификаци­онных требований к медицинским и фар­мацевтическим работникам с высшим об­разованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские нау­ки"", во время зачета обучаемые высту­пают в роли главного врача, заместителя главного врача, заведующего структур­ным подразделением, врача-методиста или врача-статистика. Их рабочие места комплектуются ноутбуками, телефонными аппаратами и канцтоварами для ведения записи. Банк заданий разделен на 4 те­матические группы: выступление перед коллективом; прием посетителя; общение по телефону; проверка у исполнителя от­работанного документа [9, 14].

С целью своевременного доведения до студентов информации о работе лабо­ратории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" и популяризации ее деятельности необходимые материалы размещены на интернет-странице и на стенде кафедры, в группе социальной сети "ВКонтакте", а также в изданном проспекте. Пакет учебно-методических материалов для подготовки студентов к занятиям и сдачи зачета размещен на Едином образовательном портале Сече­новского университета.

В случае досрочного прекращения подготовки обучаемый должен заполнить специально разработанную анкету и на­править ее на адрес электронной почты руководителя лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения".

Лицам, успешно завершившим обуче­ние в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" и сдавшим симуляционно-коммуникативным методом зачет, в торжественной обстановке вручает­ся свидетельство установленного образца.

Оценка качества учебно-воспитатель­ного процесса в лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" проводится с помощью метода анкетно­го опроса, к которому в конце учебного года привлекаются все сдавшие зачет студенты [4, 6].

Освоение студентами программы под­готовки в лаборатории мастерства "Фа­брика лидеров здравоохранения", в том числе участие в деловых играх в роли руко­водителя здравоохранения, успешная сдача симуляционно-коммуникативным методом зачета и другие подходы, позволяют одно­временно с образовательными целями осу­ществлять профессиональный отбор лиц, для последующего их обучения в ордина­туре по специальности "организация здра­воохранения и общественное здоровье". Данные ординаторы демонстрируют лучшие успехи в освоении материала и успешно трудоустраиваются после выпуска на долж­ности врача-методиста, врача-статистика, руководителя структурного подразделения или главного врача медицинской организации Москвы и Московской области, стано­вятся специалистами Департамента здра­воохранения г. Москвы и других органов управления здравоохранением, их назнача­ют на административные должности в обра­зовательные организации и т.д. [7, 14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный в статье опыт ра­боты лаборатории мастерства "Фабрика лидеров здравоохранения" на кафе­дре общественного здоровья и здра­воохранения им. Н.А. Семашко меди­ко-профилактического факультета Се­ченовского университета позволяет фор­мировать у будущих лидеров здравоохра­нения высокий профессионализм, инно­вационное мышление, творческий склад ума, современную мировоззренческую культуру и высокую социальную ответ­ственность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образо­вания // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 4-8.

2. Сибурина Т.А., Князев А.А. Стратегический резерв руководящих кадров: Результаты эмпирического анализа и рекомендации по формированию (на примере здравоохранения) // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 3. С. 142-162.

3. Трегубов В.Н., Решетников В.А., Эккерт Н.В. и др. Управление изменениями в процессе перехода здравоохранения от сертификации к аккредитации медицинских работников // Пробл. социальной гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2017. № 2. С. 92-96.

4. Решетников В.А., Алексеева В.М., Манерова О.А. и др. Организация медицинской помощи в Россий­ской Федерации : учебник / под ред. В.А. Решетникова. М. : МИА, 2018. 432 с.

5. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стар­товая площадка непрерывного медицинского образования // Анест. и реаниматол. 2016. Т. 61, № 4. С. 253-256.

6. Трегубов В.Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использо­ванием дистанционных образовательных технологий // Сеченовский вестн. 2015. № 4 (22). С. 49-52.

7. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Микерова М.С. Российский опыт профессиональной подготовки вра­чей по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" // Пробл. здоро­вья и экологии. 2017. № 2 (52). С. 80-84.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития лич­ности и малых групп : учебное пособие. М. : Ин-т психотерапии, 2002. 362 с.

9. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. и др. Организация и проведение тренинга по ли­дерству : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 32 с.

10. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. Организация и проведение деловой игры по под­готовке и проведению научно-практической конференции в медицинской организации : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 36 с.

11. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. Организация и проведение деловой игры по фор­мированию имиджа медицинской организации : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 36 с.

12. Лившиц С.А., Гуров А.Н. Основные направления формирования эффективного руководства и стили руководства медицинской организацией // Менеджер здравоохр. 2017. № 3. С. 55-62.

13. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В. и др. Организация и проведение занятий методом кейс-стади : практикум. М. : Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2017. 24 с.

14. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Титова А.Б. Симуляционно-коммуникативный метод подготовки спе­циалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью // Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 1. С. 59-65.