Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы

РезюмеВ статье сформулированы организационно-методические и психолого-педагогические проблемы непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза и представлены перспективы их решения. Дано описание модели непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза Школа педагогического мастерства, успешно апробированной в ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России.

Ключевые слова:непрерывное педагогическое развитие, преподаватели медицинских вузов, организационно-методические и психолого-педагогические проблемы, Школа педагогического мастерства

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 149-155.

Пристальное внимание государства и общества к проблемам сохранения и приумножения народонаселения России обусловливает потребность в качествен­ном улучшении отечественного здраво­охранения, пополнении его грамотными, конкурентоспособными, компетентными специалистами, отвечающими требова­ниям и вызовам XXI в. Повышение про­фессиональных требований к выпускни­кам медицинских вузов и, как следствие, реализация в высшей медицинской школе личностной парадигмы и компетентностного подхода, ориентация на практическую направленность подготов­ки студентов актуализируют потребность медицинских вузов в преподавателях, осознанно и целенаправленно занимаю­щихся саморазвитием, постоянно совер­шенствующих профессиональное, в том числе и педагогическое, мастерство. Ведь только преподаватель со сформированной профессионально-субъектной позицией, осуществляющий непрерывное педаго­гическое развитие, способен, согласно одной из задач Государственной програм­мы развития здравоохранения Россий­ской Федерации до 2020 г., осуществить переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта сту­дентов.

Среди вопросов совершенствования профессионально-педагогической под­готовки преподавателей медицинских вузов, согласно анализу литературных источников, в фокусе внимания иссле­дователей находятся не только особен­ности медицинского образования и роль профессорско-преподавательского соста­ва в образовательном процессе в условиях реформирования национальной системы медицинского образования [11], но и формирование компетентности с учетом содер­жания компонентов деятельности [3, 8, 10].

Педагогическое образование препо­давателей российских медицинских ву­зов рассматривается исследователями как непрерывное в историческом аспекте [6], в свете его организации и выявления объективных и субъективных факторов, препятствующих становлению профес­сионализма [2], а также с позиции разви­тия педагогического мышления врачей-педагогов [1, 5]. Зарубежные ученые также предлагают концепции развития педаго­гической компетентности преподавателей медицинского вуза, рассматривают под­готовку преподавателей к формированию профессиональных компетенций студен­тов [4, 12]. Указанные литературные труды очерчивают разные подходы к формально­му образованию - дополнительному про­фессиональному образованию преподава­телей медицинских и фармацевтических вузов по программам переподготовки и по­вышения педагогической квалификации специалистов, которое начинается после завершения первичной специализации и продолжается затем в течение всей про­фессиональной жизни и может быть оха­рактеризовано термином "непрерывное педагогическое образование".

При этом совершенствование профес­сионального педагогического мастерства на курсах повышения квалификации, со­гласно закону "Об образовании в Россий­ской Федерации" № 273-ФЗ от 29 12.2012, реализуется преподавателями 1 раз в 3 года, т.е. по сути является дискрет­ным. В то же время нельзя не согласить­ся с коллегами из ФГБОУ ВО "Красно­ярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России, что существующие модели профессионального развития педагогов ориентированы либо только на педагогов, осуществляющих дея­тельность в рамках зарубежных образова­тельных систем, либо только на развитие в сфере медицины и фармации без учета особенностей педагогической деятельно­сти преподавателя-врача. Предложенная авторами интересная система личностно-профессионального развития преподава­теля медицинского вуза основана на новых подходах к организации повышения ква­лификации преподавателей медицинских вузов [2], но ориентирована на организа­цию формального образования.

Поскольку система непрерывного пе­дагогического образования и развития преподавателей медицинских вузов нахо­дится на современном этапе в стадии ста­новления, представляется целесообраз­ным рассмотреть возникающие проблемы и очертить перспективы.

Цели настоящего исследования - вы­явление проблем непрерывного педа­гогического развития преподавателей медицинского вуза и перспектив их пре­одоления на примере опыта ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный меди­цинский университет" Минздрава России.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В работе использовали методы обоб­щения, сравнения, наблюдения, сис­темного анализа, группировки данных, теоретического познания. Эмпирической базой исследования является курс пе­дагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования (ДПО) кафедры социальной работы ФГБОУ ВО "Волгоградский госу­дарственный медицинский университет"

Минздрава России. Общая выборка пре­подавателей, участвовавших в исследо­вании, - 485 человек.

РЕЗУЛЬТАТ И ОБСУЖДЕНИЕ

По данным анализа психолого-педа­гогической литературы и обобщения су­ществующей педагогической практики, в том числе мнения преподавателей, про­ходивших профессиональную перепод­готовку (ПП) и повышение квалификации (ПК), удалось сформулировать проблемы непрерывного педагогического развития (НПР) педагогов медицинских вузов и на­метить перспективы их решения (табл. 1).

Выделено 2 группы проблем: орга­низационно-методические и психолого-педагогические.

Наиболее сложной из организационно-методических проблем является проблема интеграции формального, неформального образования и саморазвития преподава­телей, что потребовало создания концеп­ции и новой модели непрерывного педа­гогического развития. Данная проблема, находится в русле наиболее значимых тенденций, затрудняющих внедрение тех­нологий в сферу высшего образования, ко­торые представлены в отчете группы из 56 экспертов, сотрудничающих с образова­тельным проектом EDUCASE [13]. Экспер­ты видят проблему в смешении формаль­ного и неформального обучения, относят ее к проблемам, которые педагогическое сообщество понимает и может решить. Нами разработана и успешно апробиро­вана новая модель непрерывного педаго­гического развития преподавателей ме­дицинского вуза Школа педагогического мастерства. Согласно нашей модели, фор­мальное обучение реализуется на курсах, причем преподавателям предоставляется широкий спектр дополнительных про­фессиональных программ (11 программ повышения психолого-педагогической квалификации и программа профессио­нальной переподготовки "Преподаватель профессионального образования"), по­зволяющих удовлетворить разные обра­зовательные потребности. Неформальное образование, осуществляющее фактиче­ски функцию психолого-андрагогической поддержки профессионального развития преподавателей ФГБОУ ВО "Волгоград­ский государственный медицинский уни­верситет" Минздрава России, выполняет Центр педагогических инноваций, кото­рый в противовес дискретно проводимым курсам действует постоянно. Преподава­тели обращаются в Центр инициативно, когда им требуется помощь при внедре­нии новых образовательных техноло­гий, помощь в подготовке публикаций по тематике педагогики высшей школы или в проведении педагогического экс­перимента, создании совместных про­ектов. Преподаватели могут обратиться за консультацией по интересующему их вопросу педагогики высшей школы или в любой момент воспользоваться мето­дическими материалами для педагоги­ческого самообразования и самосовер­шенствования, которые размещены на образовательном портале Школы педа­гогического мастерства. Диссеминация инновационного педагогического опыта проходит в постоянном взаимодействии с преподавателями университета. Узнав в процессе обучения в открытом универ­ситете (Massive open onLine Learning) или на симпозиуме, мастер-классах либо са­мостоятельно разработав интересные методики или прием обучения студентов, преподаватель делится информацией с педагогами Центра педагогических ин­новаций, которые, в свою очередь, дово­дят ее до профессорско-педагогического состава вуза. Преподаватель действует как субъект собственного развития, реа­лизует свой творческий потенциал, уча­ствуя в событийном образовании - регио­нальных круглых столах, мастер-классах, семинарах абсолютно на добровольной основе. Предлагаемая модель профес­сионального педагогического развития, по данным анкетирования, привлека­ет преподавателей как свободой выбо­ра курса обучения для реализации об­разовательных потребностей (от 16 до 288 ч), так и возможностью саморазвития в условиях психолого-андрагогической поддержки. Концепция Школы педаго­гического мастерства в большей степени соответствует идее непрерывного педа­гогического развития преподавателей медицинских вузов, чем традиционное, формальное обучение в процессе повы­шения квалификации, даже с учетом но­вых подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бригадирова В.Ю., Наумова Н.В., Глазьева Е.С. и др. Педагогическое мастерство преподавателей ме­дицинского вуза // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции № 11 (36). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 79-84.

2. Гаврилюк О.А., Никулина С.Ю. Авдеева Е.А., Артюхов И.П. Организация системы личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза: проблема и пути ее решения // Вестн. Новосибир. гос. пед. ун-та, 2017. Т. 7, № 8. С. 19-36.

3. Гетман Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя меди­цинского вуза с помощью гуманитарных технологий // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 87-91.

4. Eцко К.П., Форня Ю.В. Современные концепции развития педагогической компетентности препода­вателей медицинского вуза // GISAP. Medical Science, Pharmacology. 2013. № 1. С. 30-33. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/msph_2013_1_13.

5. Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей-преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 103-107.

6. Зинкевич Е.Р. Непрерывное педагогическое образование преподавателей российских медицинских вузов в конце XX - начале XXI века // Человек и образование. 2012. № 2. С. 172-182.

7. Лопанова Е.В., Новиков А.И., Охлопков В.А. Организация непрерывного образования преподава­телей медицинского вуза: проблемы и пути решения // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 1 (3). 33-37.

8. Малютина Т.В., Лонская Л.В. Содержание компонентов профессионально-педагогической деятель­ности преподавателя медицинского вуза // Соврем. пробл. науки и образования. 2016. № 6. С. 370.

9. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Инновационный педагогический опыт в медицинском вузе // Мед. образование и вузовская наука. 2015. № 1 (7). С. 53-56.

10. Манукян И.В. Особенности педагогической подготовки преподавателя профильных дисциплин ме­дицинских вузов в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2017. 25 с.

11. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Роль преподавателя вуза в условиях реформирования националь­ной системы медицинского образования // Успехи соврем. естествознания. 2014. № 10. С. 55-56.

12. Скорикова Е.А. Подготовка преподавателей медицинского университета к формированию професси­ональных компетенций студентов в системе непрерывного образования, 2017. URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/podgotovka-prepodavateley-medicinskogo-universiteta-k-formirovaniyu-professionalnyh.

13. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V., Freeman A. The report NMC Horizon: higher education - 2015. Ostin, Texas: New Media Consortium, 2015.