Методология преподавания элективного курса "Управление качеством медицинской помощи" у студентов ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

РезюмеВ статье представлены материалы о преподавании курса "Управление качеством медицинской помощи". Рассмотрены педагогические подходы к преподаванию. Показано значение интерактивных методов обучения и образовательных технологий. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова:управление качеством медицинской помощи, качество и безопасность медицинской деятельности, эффективное преподавание

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 141-147.

Актуальность и социально-экономи­ческая значимость проблемы управле­ния качеством медицинской помощи имеет огромное значение для здравоохранения. Создание эффективной системы управле­ния качеством является важнейшей за­дачей каждой медицинской организации, целью которой будет повышение качества и доступности медицинской помощи на основе эффективного использования фи­нансовых, материальных и кадровых ре­сурсов. Качество и эффективность должны стать основными критериями оценки дея­тельности любой медицинской организа­ции и системы здравоохранения в целом. Качество должно обеспечиваться на всех уровнях системы здравоохранения взаи­мосвязанными действиями по оптими­зации ресурсов, внедрению современ­ных управленческих, информационных, лечебно-диагностических технологий, кон­тролю полученных результатов и постоян­ному совершенствованию процессов. Одна из целей государственной программы Российской Федерации "Развитие здраво­охранения" (постановление Правитель­ства РФ от 15.04.2014 г. № 294) - создание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также ор­ганизации эффективной системы управ­ления качеством. Планируется до 2020 г. внедрить систему управления качеством в медицинские организации. Управление качеством медицинской помощи долж­но включать в себя систему управления, нормативно-правовые документы и основ­ной пункт в этом комплексе мероприятий -мотивацию каждого сотрудника медицин­ской организации.

Вопросы управления качеством меди­цинской помощи преподаются в рамках изучения дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения". Отведенное количе­ство часов на преподавание дисциплины не позволяет в полной мере осветить дан­ный раздел.

Подготовить врача, владеющего тео­ретическими основами менеджмента ка­чества в здравоохранении и способного применять принципы и методы управле­ния качеством и безопасности медицин­ской деятельности, стало задачей для Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного про­фессионального развития управленче­ских кадров здравоохранения Минздрава России. На базе центра разработана рабо­чая программа дисциплины "Управление качеством и безопасностью медицинской деятельности" с общим объемом 48 ч. Цикл обучения входит в перечень дисци­плин по выбору в учебном плане подго­товки по специальностям "лечебное дело" 31.05.01 и "стоматология" 31.05.03.

Цель электива в контексте управ­ленческих компетенций специалиста в области организации здравоохране­ния - подготовка квалифицированного врача-специалиста по организации здра­воохранения и общественному здоровью, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способ­ного к самостоятельной профессиональной деятельности при оказании всех видов ме­дицинской помощи в условиях непрерыв­ного профессионального образования.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В учебный период 2015-2017 гг. на базе кафедры "Общественное здоровье и здра­воохранение" ФГБОУ ВО "Московский го­сударственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минз­драва России были проведены занятия у студентов IV курса дневного стоматоло­гического факультета и V курса дневно­го лечебного факультета по дисциплине "Управление качеством медицинской помощи". Обучение прошли 575 студен­тов на теоретической и клинической ба­зах университета, что позволяет изучать базовые основы менеджмента качества медицинской помощи и видеть его пре­ломление в практическую деятельность врача-специалиста.

Перед преподавателем поставлены следующие задачи.

1. Подготовить к самостоятельной профессиональной деятельности специ­алиста, способного успешно решать про­фессиональные задачи по обеспечению доступности и качества медицинской по­мощи в соответствии с потребностями на­селения и передовыми достижениям ме­дицинской науки.

2. Сформировать компетенции врача-специалиста по организации здраво­охранения и общественному здоровью в области оценки качества оказания ме­дицинской помощи с использованием основных медико-статистических показа­телей.

В результате освоения электива фор­мируются следующие профессиональные компетенции обучающегося.

ПК-17. Способность к применению основных принципов организации и управ­ления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структур­ных подразделениях.

ПК-18. Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помо­щи с использованием основных медико-статистических показателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа электива включает следую­щие модули.

1. История и философия управления качеством

Преподаватель обращает внимание на современный подход к пониманию качества, которое рассматривается как многоаспектное, интегральное понятие. Основные аспекты качества: философ­ский, социальный, технический, экономи­ческий, правовой. Знание исторических основ и школ управления качеством по­зволяет студентам понять материалы дан­ной программы. Педагог готовит студентов к пониманию процессного подхода в лю­бой деятельности, в том числе и в управ­лении качеством медицинской помощи. Подчеркивает взаимосвязь качества, по­требностей и удовлетворенности потре­бителей. Качество с позиции потребителя и качество с позиции производителя.

2. Нормативно-правовые основы управления качеством в медицинских организациях

В этом разделе рассматриваются темы: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охра­ны здоровья граждан в Российской Феде­рации", Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обяза­тельном медицинском страховании в Рос­сийской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей". Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н "Об утверж­дении критериев оценки качества ме­дицинской помощи" (зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 № 46740). Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контро­ля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) ФГБОУ "Центр мониторин­га и клинико-экономической эксперти­зы". Государственный и ведомственный контроль качества и безопасности меди­цинской деятельности. Эволюция стан­дартизации лечебно-диагностического процесса. Протоколы, порядки и стан­дарты оказания медицинской помощи, клинические рекомендации. Экспертиза контроля качества медицинских услуг. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям Премии пра­вительства РФ в области качества как ин­струмент оценки менеджмента качества медицинской организации.

Преподаватель обращает внимание студентов на то, что критерии оценки качества медицинской помощи сфор­мированы на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов ме­дицинской помощи, утвержденных Мини­стерством здравоохранения Российской Федерации, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам ока­зания медицинской помощи, разрабо­танных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

Педагог отмечает, что в нормативно-правовые основы управления качеством в медицинских организациях постоян­но вносятся поправки и готовятся новые документы. Поэтому в данном разделе включены задания по поиску документов в информационно-правовой базе.

3. Принципы Всеобщего управления на основе качества (TQM) в требованиях международных стандартов семейства ИСО

Система менеджмента качества: осно­вы теории и практики. 8 принципов Все­общего (комплексного) управления ка­чеством. Схема процесса эффективного управления Н. Винера. Цикл Шухарта-Деминга. Создание систем качества на основе ИСО-9000. Рекомендации между­народных стандартов семейства ИСО-9000 по обеспечению качества. Новые стандар­ты ИСО 9001:2015. Структура, ключевые принципы, подходы к использованию в здравоохранении. Зарубежный опыт внедрения систем управления качеством в здравоохранении. Стандарты JCI (меж­дународной объединенной комиссии по аккредитации больниц).

В ходе данного модуля рассматри­ваются структура семейства стандартов ИСО-9000, новая версия стандартов ИСО-9001:2015. Требования к системам ме­неджмента качества. Общие положения. Термины и определения. Модель системы менеджмента качества на основе про­цессного подхода. Универсальность стан­дартов серии ИСО-9000. Основные этапы и шаги по созданию системы менеджмен­та качества на предприятии.

4. Управление качеством и безопас­ностью медицинской деятельности

Современные подходы к организации внутреннего контроля качества и безопас­ности медицинской деятельности в орга­низациях: планирование, обеспечение и управление качеством медицинской по­мощи, оценка достигнутых результатов, обучение персонала. Вовлечение персо­нала организации в управление доступно­стью и качеством медицинской помощи. Процессный подход и личная ответствен­ность сотрудников в обеспечении каче­ства и безопасности медицинской дея­тельности в медицинской организации.

Командообразование: кружки качества, целевые группы по совершенствованию ключевых процессов, фокус-группы и т.п. Совершенствование в рамках подразде­ления. Система менеджмента качества как основа эффективности внутреннего контроля качества и безопасности меди­цинской деятельности в медицинской ор­ганизации.

Этот раздел является основным в по­нимании процессного подхода, где пре­подаватель объясняет, что процесс - это упорядоченная, целенаправленная после­довательность повторяющихся действий, имеющих вход и выход, в результате кото­рых создается продукт или услуга.

5. Статистические методы и инстру­менты управления качеством

Семь инструментов качества. Стати­стические методы оценки и контроля ка­чества. Области применения и порядок построения. Гистограммы. Контрольные карты. Диаграмма Ишикавы как базовый инструмент поиска идей. Анализ Парето.

В данном модуле дается понятие о статистических методах и инструментах управления качеством и подробно разби­рается причинно-следственная диаграм­ма (рыбий скелет) Ишикавы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Следует отметить, что элективный курс "Управление качеством медицинской по­мощи" является сложным для восприятия и понимания у студентов IV и V курса, по­скольку отсутствует опыт управленческой деятельности. Для эффективного дости­жения поставленной цели курса интерак­тивные формы и методы обучения играют первостепенную роль. Интерактивные методы (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) - методы обучения,основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Интерактив­ные методы обучения предполагают обу­чение в сотрудничестве преподавателя, где педагог чаще выступает в роли орга­низатора процесса обучения или лидера группы, и обучающихся. Интерактивное обучение студентов основано на их соб­ственном опыте и прямом взаимодействии с областью осваиваемого теоретическо­го материала. Эффективность образо­вательного процесса обеспечивается за счет активного включения обучающихся в процесс получения и непосредствен­ного использования знаний. У слушате­лей формируются продуктивные подхо­ды к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предполо­жение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем, а также повышается мотивация и вовлеченность участников в решение обсуждаемых про­блем. Преподавателями используются ин­терактивные методы в виде: дискуссии, мозгового штурма, игры, тренинга, кейс-технологии, к которым относятся метод ситуационного анализа, ситуационные за­дачи и упражнения.

Важно подчеркнуть, что лекционная форма обучения также входит в электив­ный курс, но носит лаконичный характер.

На итоговом занятии студентом пред­ставляется проект по перечню проблем­ных вопросов, поставленных преподава­телем, либо по индивидуальному выбору с разработкой самостоятельного мате­риала из списка рекомендованной лите­ратуры. Защита проекта проводится при групповом занятии и является составной частью образовательного процесса. Во время защиты проекта оценивается наглядность, содержание, ответы на воп­росы. Лучшие работы сдаются на кафедру и формируют сборник вариантов творче­ских технических проектов студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что авторы отразили свое видение преподавания данной дис­циплины и возможные варианты активно­стей для контроля полученных знаний по основам управления качеством и отработ­ки практических навыков.

Данный модуль дисциплины может быть включен помимо специалитета в программу подготовки на этапе пост­дипломного образования ординаторов по специальности "организация здраво­охранения и общественное здоровье".

Процесс освоения элективного курса "Управление качеством медицинской по­мощи" направлен:

1) на подготовку врача-специалиста, готового к абстрактному мышлению, ана­лизу и синтезу по обеспечению доступности и качества медицинской помощи в со­ответствии с потребностями населения и передовыми достижениям медицинской науки;

2) формирование компетенции врача-специалиста по организации здраво­охранения и общественному здоровью в области оценки качества оказания меди­цинской помощи с использованием основ­ных медико-статистических показателей;

3) способность и готовность к при­менению научной организационно-управленческой и нормативно-правовой документации, использованию современ­ных информационных технологий;

4) мотивацию специалиста, готового работать и участвовать в рамках выстро­енной системы менеджмента качества в медицинской организации;

5) способность и готовность к рабо­те в команде, способность к действиям в рамках согласованных действий и за­дач, брать на себя личную ответственность и лидерство в планировании и осущест­влении профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 512 с.

2. Управление и экономика здравоохранения : учебное пособие для вузов / под ред. А.И. Вялкова М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 657 с.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента : учебник. М. : Проспект, 2014. 306 с.

4. Бошкович Р., Иванов И.В. Самооценка медицинской организации при внедрении внутреннего кон­троля качества и безопасности медицинской деятельности // Вестн. Росздравнадзора. 2016. № 6.

5. Столяров С.А. Менеджмент в здравоохранении : учебное пособие. Барнаул, 2013. 409 с.

6. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицин­ских организаций : монография. М. : Менеджер здравоохранения, 2013. 311 с.

7. Научные основы обеспечения качества медицинской помощи. Публикация подготовлена по мате­риалам Проекта обеспечения качества агентства США по международному развитию // Вопр. экс­пертизы и качества мед. помощи. 2016. № 12.