Образовательный материал для изучения информационных технологий в средних медицинских учебных заведениях. пример практической работы с использованием учебного видео

РезюмеВ статье представлен опыт создания мультимедийного образовательного контента в виде учебных видеофильмов для использования студентами медицинских учебных заведений на практических занятиях по дисциплинам "Информатика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности". Разработка мультимедийного образовательного контента - это непрерывный процесс, в котором решаются отдельные задачи по созданию мультимедийного обеспечения различных тем. Дан обзор созданных автором учебных видеофильмов медицинской направленности для изучения информационных технологий. Педагогическая практика показала, что созданные автором учебные видеофильмы приемлемы для использования студентами медицинских учебных заведений при изучении дисциплин "Информатика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности". Эти учебные видеофильмы размещены на канале nefmont видеосервиса YouTube и доступны для просмотра всем пользователям глобальной сети.

Ключевые слова:учебное видео, мультимедиа, изучение информационных технологий, медицинская информатика, e-learning

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 132-139.

Необходимость формирования культуры использования информационных тех­нологий у студентов медицинских учебных заведений очевидна. Владение современ­ными информационными технологиями необходимо для получения профессио­нального образования, для последующего непрерывного повышения квалификации. Без информационной культуры невоз­можно осваивать современное высокотех­нологичное медицинское оборудование, нельзя использовать возможности теле­медицины, развивать науку.

Приобщение к информатизации сей­час происходит уже в начальной школе. Современные выпускники школы вы­росли, воспринимая информацию в виде мультимедиа (презентации, видеофильмы и т.п.), компьютерных программ, сетевого гипертекста. Для многих из них референт­ный круг общения находится в социаль­ных сетях, а Интернет является основным источником информации. Поиск информа­ции современные студенты осуществляют в поисковых системах глобальной сети, просматривая различные сайты. Можно предположить, что в современном обра­зовательном пространстве более эффек­тивными окажутся практические занятия, когда для самостоятельного выполнения задания требуется активно осмысли­вать учебный материал, представленный в виде мультимедиа.

Современная педагогика эффективна при использовании технологии e-learning (обучение с помощью мультимедиа и ин­тернета). Чтобы не отставать от студен­тов, педагогам, наряду с e-learning, нужно осваивать технологию m-learning (обуче­ние с помощь мобильных гаджетов).

Для использования технологии e-learning нужно иметь достаточный объем мультимедийного образовательного контента. В профессиональном образовании такой контент в настоящее время дефицитен. Многие преподаватели сами создают свой мультимедийный образовательный контент.

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Образовательный контент по дисци­плине состоит из отдельных частей в виде разных тем и упражнений. Обычно матери­ал создается для каждой темы в отдельно­сти по мере необходимости. Подбирается последовательность заданий и упражне­ний, продумываются оптимальные спосо­бы выполнения (частично традиционные, частично авторские). Далее учебный ма­териал может быть оформлен как в обыч­ной текстовой форме, так и в виде мульти­медийного контента. Обычно к созданию мультимедийного контента приступают имея четкое представление, что без него понять материал студентам будет сложно.

Для создания мультимедийного кон­тента используют и фотоаппарат, и ви­деокамеру, и различные компьютерные программы. Преподаватели информатики в силу специфики своего предмета дела­ют снимки экрана (скриншоты) или часто записывают видеофрагменты того, что происходит на экране компьютера. После материалу можно придать форму презен­тации, обучающего видеофильма, элек­тронного учебника, обучающего сетевого ресурса. Далее преподаватель внедряет созданный контент в учебный процесс. Впоследствии разработанный материал, как правило, перерабатывается и уточня­ется, так как может потерять актуальность, и/или может измениться содержание об­разовательной программы.

Если нет ограничений в правообладании, то автор сам решает вопрос условий предоставления своего авторского контен­та студентам и целесообразность размеще­ния его в глобальной сети. Доступ к разме­щенному в сети контенту может быть:

а) только по паролю;

б) только при наличии ссылки на ре­сурс (в этом случае нужен запрет на ин­дексацию);

в) свободным, без ограничений.

Существует большое разнообразие се­тевых ресурсов для размещения своего об­разовательного контента. Преподаватель может поместить его на своем сайте, в сво­ей системе дистанционного обучения (если в ней нет ограничений по размеру разме­щаемых файлов), либо в своем облачном хранилище (Google диск и т.п.). Контент можно разместить на специализированных образовательных порталах (MED-EDU.ru и т.п.), либо на известных видеосервисах (YouTube и т.п.). Существует возможность регистрации мультимедийного образова­тельного контента в ФГУП НТЦ "Информ-регистр" в качестве электронного издания.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ПО ДИСЦИПЛИНАМ "ИНФОРМАТИКА" И "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Для занятий по дисциплинам "Инфор­матика" и "Информационное обеспечение профессиональной деятельности" мною разработан следующий электронный обра­зовательный контент: презентации, учеб­ные видеофильмы, различные задания в электронном виде, компьютерная про­грамма Test4 для тестового контроля знаний и тесты к ней по всем темам. Все локально размещено на компьютерах кабинета ин­форматики ГАПОУ СО "Саратовский об­ластной базовый медицинский колледж". Кроме этого, презентации, теоретический материал и задания размещены в глобаль­ной сети в системе дистанционного обра­зования колледжа для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Обучаю­щие видеофильмы в дистанционной систе­ме колледжа не размещаются из-за разме­ра видеофайлов, поэтому они размещены на видеосервисе YouTube, а в системе дис­танционного обучения есть ссылки. Доступ к обучающим фильмам свободный. Фильмы предназначены для изучения информаци­онных технологий студентами-медиками, направленность учебного материала ме­дицинская, однако, судя по комментариям, просматривают их не только медики. Далее дан обзор некоторых обучающих фильмов.

Во всех фильмах отсутствует звук, так как они предназначены для просмотра на занятиях в компьютерном классе одно­временно всеми студентами. Каждый сам может выбирать нужные фрагменты для просмотра.

В медицинской практике может ис­пользоваться специализированное про­граммное обеспечение и типовое при­кладное программное обеспечение, входящее в обычный офисный пакет про­грамм. Примеры медицинского специали­зированного программного обеспечения:

различные медицинские автоматизи­рованные информационные системы: административно-управленческие, статистические, системы лекарствен­ного обеспечения, медицинского стра­хования, персонифицированные регистры пациентов, рабочие места меди­цинского специалиста;

компьютерные программы для обра­ботки данных медицинских приборов, которые используются в диагностике и лечебном процессе.

Нужно отметить, что стоимость спе­циализированного программного обеспе­чения на порядки выше, чем типового, а учебные версии у такого программного обеспечения бывают редко. Изучать спе­циализированное программное обеспе­чение целесообразно только тогда, когда велика вероятность того, что именно та­кое программное обеспечение выпускник учебного заведения будет в дальнейшем использовать в своей профессиональ­ной деятельности. Знание же типового прикладного программного обеспечения в любом случае необходимо каждому вы­пускнику. Универсальные возможности типового программного обеспечения по­зволяют решать самые разнообразные за­дачи, особенно в медицинском делопро­изводстве. Для реализации требований образовательных стандартов среднего специального медицинского образования по дисциплинам "Информатика" и "Ин­формационное обеспечение профессио­нальной деятельности" без изучения типо­вого офисного прикладного программного обеспечения обойтись нельзя. Для под­готовки медицинской документации тре­буются хорошие навыки использования текстового процессора, для обработки та­бличной информации оптимальнее всего использовать электронные таблицы. Та­кие типовые офисные программы для ме­дицинского работника наиболее важны. Автоматизированное делопроизводство в здравоохранении ассоциируется, пре­жде всего, с использованием систем обработки и хранения информации в базах данных. Медицинский работник должен быть пользователем таких систем, а не разработчиком. Однако знакомство в про­цессе медицинского образования с осно­вами разработки в типовом офисном про­граммном обеспечении медицинских баз данных представляется вполне обосно­ванным. Во-первых, знакомство с основа­ми разработки простых баз данных входит в образовательную программу по дис­циплине "Информатика" специалистов любой сферы деятельности. Во-вторых, в ходе выполнения упражнений по соз­данию учебных баз данных будущий ме­дицинский работник получает понимание принципов систематизации информации в базах данных, получает понимание воз­можностей и особенностей таких систем. В профессиональной деятельности такой медицинский работник будет более ком­петентным пользователем, сможет четко формулировать перед IT-специалистом задачу автоматизации своего рабочего места и задачу адаптации какой-либо ин­формационной системы под свою специ­фику. Такой медицинский специалист лег­че справится с какими-либо проблемами или нештатными ситуациями.

В представленных далее разработан­ных учебных фильмах преобладают при­меры использования для решения меди­цинских задач типовых офисных программ MS Word, MS Excel и MS Access, которые входят в пакет программ Microsoft Office. Для студента-медика необходимость изу­чения этих программ может не быть акси­омой. Поэтому для повышения мотивации к их изучению задания разрабатываются таким образом, чтобы имитировать реше­ние реальных медицинских задач. У пре­подавателей медицинской информатики есть проблема в подборе образователь­ного контента для реализации симуляционного подхода, поэтому нужна система обмена опытом.

ОБЗОР ОБУЧАЮЩИХ ФИЛЬМОВ, РАЗРАБОТАННЫХ В ГАПОУ СО "САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

1. Обработка ЭКГ в MS Excel

В начале учебного фильма показано, как из записанных прибором массивов числовых данных в MS Excel построить ди­аграмму. Далее показано, как средствами MS Excel можно на диаграмме определить численные значения различных времен­ных интервалов. В современных приборах для записи и обработки ЭКГ временные интервалы определяются автоматически. Главное назначение этого учебного филь­ма - изучение возможностей электронных таблиц [1].

2. Обработка ЭКГ в ImageJ и MS Excel

В учебном фильме показаны возмож­ности совместного использования про­граммы ImageJ и электронных таблиц MS Excel для числовой обработки графиче­ской информации, полученной при обсле­довании. В качестве исходного материа­ла взято отсканированное изображение ленты ЭКГ. ImageJ широко применяется в биомедицинских исследованиях. Хочу отметить целесообразность изучения студентами-медиками этой свободно рас­пространяемой программы. В учебном фильме первичные численные данные определяются на изображении ЭКГ с по­мощью ImageJ, а в MS Excel по формулам рассчитываются частота сердечных сокрашений и угол отклонения электриче­ской оси сердца [2].

3. Слияние документов MS Word и MS Excel

В этом фильме показано, как для запол­нения документа MS Word с учетной формой 025-1/у "Талон пациента, получающего ме­дицинскую помощь в амбулаторных усло­виях" можно с помощью слияния исполь­зовать данные о пациентах из электронной таблицы MS Excel. А в качестве варианта ввода информации о пациентах в таблицу MS Excel в фильме показана возможность использования режима формы [3].

4. Пример создания базы данных в MS Office Access 2007

Учебный фильм содержит пошаговые инструкции создания в программе MS Access 2007 базы данных "Поликлини­ка": создание таблиц, создание форм, установка связей с помощью схемы дан­ных, создание запроса, создание отчета. В результате выполнения инструкций создается учебная база, в которой фикси­руются данные пациентов и посещения участковых врачей, а в отчете дается сум­марное количество посещений по каждо­му врачу [4].

5. Создание базы данных в MS Office Access 2007

Этот учебный фильм является расши­ренной версией предыдущего фильма "Пример создания базы данных в MS Office Access 2007". В расширенной вер­сии создание базы данных "Поликлини­ка" показано более подробно, запросов и отчетов в нем больше, подсчитываются общее число пациентов на каждом участке и количество посещений за каждый отдельный месяц, завершается фильм созданием стартовой кнопочной формы [5].

6. Пример создания базы данных "От­деление больницы" в MS Access 2007 (сокращенный вариант)

В учебном фильме показано создание базы данных "Отделение больницы". Соз­даются 5 таблиц: "Палаты", "Пациенты", "Лекарства", "Назначения", "График". В схеме данных устанавливаются связи этих таблиц. Создается форма для работы с данными таблиц. Настраивается фильтр, чтобы не отображались выписанные па­циенты. Создается запрос и отчет для формирования на текущую дату списка пациентов с группировкой по каждой па­лате (возраст пациентов автоматически рассчитывается из даты рождения) [6].

7. Пример создания базы данных "От­деление больницы" в MS Access 2007 (расширенная версия)

Этот учебный фильм - существенно из­мененная и расширенная версия преды­дущего сокращенного варианта. В расши­ренной версии базы данных "Отделение больницы" добавлен контроль свободных мест в палатах, внесены заметные из­менения, используется больше запросов и форм [7].

8. Пример создания базы данных "От­деление больницы" в MS Access 2007 (дополнение расширенной версии)

Это дополнение к расширенной вер­сии учебного фильма "Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007". В этом дополнении показано создание более удобного интерфейса для контроля свободных мест в палатах. В стар­товой форме около каждого номера палаты размещен цветовой индикатор (красный -отсутствие свободных мест, желтый - ча­стичная занятость палаты, белый - отсут­ствие пациентов) и кнопка макрокоманды для перехода в режим работы с информа­цией по пациентам выбранной палаты [8].

9. Пример создания базы данных "Ре­гистратура" в MS Access 2007

В учебном фильме показано создание базы данных "Регистратура". Создаются 5 таблиц: "Врачи", "Пациенты", "Прием", "Дата", "Время". Создается схема связей этих таблиц. Создается форма "врачи", с помощью которой нужно периодически для каждого врача устанавливать даты и время будущих приемов. При текущей работе с этой базой данных в форме "вра­чи" производится предварительная за­пись зарегистрированных в базе данных пациентов в свободные временные интер­валы приема врача. Для контроля наличия свободного времени для записи пациента на прием в фильме показано создание со­ответствующих запросов и форм. На этих формах с помощью кнопок вызова макро­команд вначале переходят к дням приема нужного врача, а после в режим записи на определенное время выбранного дня. При отсутствии свободного времени для запи­си индикатор на форме около даты приема становится красным [9].

10. Пример создания этикеток со штрих-кодом в MS Access

Этот учебный фильм предназначен студентам, обучающимся по специаль­ности "Фармация". В фильме показано, как в базе данных MS Access из таблицы с перечнем имеющихся товаров с помо­щью запроса создавать новую таблицу с перечнем товаров, для которых требует­ся напечатать нужное количество наклеек. Показано создание формы для выбора товаров, которым требуются этикетки. По­казано использование создания отчета для вывода наклеек на печать. Показаны добавление в Windows шрифта Bar Code 39 и подготовка в MS Access наклеек со штрих-кодами [10].

11. Использование Google форм для анкетирования через Интернет

Этот учебный фильм предназначен для изучения возможностей создания до­кументов в своем облачном хранилище Google диск. Показан пример создания Google-формы "Анкета учета мнения па­циента о работе учреждения здравоохра­нения" для проведения опроса через Ин­тернет. Показана возможность создания в этой форме вопросов с выбором одного ответа из списка, вопросов с множествен­ным выбором и с вводом произвольного короткого ответа. Показана публикация Google-формы с получением URL для анке­тирования пользователей глобальной сети. Показана настройка прав для просмотра результатов анкетирований и опросов. По­казан возможный вывод накапливаемых результатов в виде гистограмм. Показана возможность автоматического сохранения результатов анкетирований в электронную таблицу этого же облачного хранилища Google диск [11].

12. Test4 для ПК и Test4Edu для устройств с Android. Программы тестово­го контроля знаний

Данное видео предназначено не для студентов, а для преподавателей, же­лающих проводить тестирование зна­ний программой Test4 на компьютерах или программой Test4Edu на мобильных устройствах с Android. (Программа Test4Edu была представлена в 2017 г. на проводимом РОСОМЕД конкурсе "Отече­ственные инновации в симуляционном обучении"). Видео об этих программах является дополнением к информации, размещенной на сайте по адресу: http://semenowww.narod.ru. В видео демонстри­руется использование свободной компью­терной программы Test4 и мобильного приложения Test4Edu, показан порядок подготовки для них собственных тестовых файлов [12].

ВЫВОДЫ

1. Контент в виде представленных учебных видеофильмов приемлем для использования студентами медицинских учебных заведений на практических за­нятиях по дисциплинам "Информатика" и "Информационное обеспечение про­фессиональной деятельности".

2. Размещение учебных видеофиль­мов на видеосервисах в глобальной сети делает их общедоступными. Комментарии и количественные показатели просмотров дают неформальную оценку качества и ак­туальности видеофильмам, размещенным в сети.

ССЫЛКИ НА ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

1. Семенов В.В. (2017) Обработка ЭКГ в MS Excel [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=Pqo3yrxp310) Просмотрено: 27.10.2017.

2. Семенов В.В. (2017) Обработка ЭКГ в ImageJ и MS Excel [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=gXBrq1fFgGI) Просмотрено: 27.10.2017.

3. Семенов В.В. (2016) Слияние документов MS Word и MS Excel [учебное видео] // YouTube. (https:// www.youtube.com/watch?v=YWM8L9mOGuU) Просмотрено: 27.10.2017.

4. Семенов В.В. (2012) Пример создания базы данных в MS Office Access 2007 [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=UT21f9Xfdv0) Просмотрено: 27.10.2017.

5. Семенов В.В. (2012) Создание базы данных в MS Office Access 2007 [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=6SRq_tDyaUo) Просмотрено: 27.10.2017.

6. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (со­кращенный вариант) [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=8zpyWH4ejh4) Просмотрено: 27.10.2017.

7. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (расши­ренная версия) [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=Mgib1S_HPHU) Про­смотрено: 27.10.2017.

8. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Отделение больницы" в MS Access 2007 (дополнение расширенной версии) [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=6gIK8fyy3EE) Просмотрено: 27.10.2017.

9. Семенов В.В. (2017) Пример создания базы данных "Регистратура" в MS Access 2007 [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=aQHonzw5Wr0) Просмотрено: 27.10.2017.

10. Семенов В.В. (2017) Пример создания этикеток со штрихкодом в MS Access [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=3krx587dZpU) Просмотрено: 27.10.2017.

11. Семенов В.В. (2016) Использование Google Форм для анкетирования через Интернет [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=ue7okWLVJIc) Просмотрено: 27.10.2017.

12. Семенов В.В. (2017) Test4 для ПК и Test4Edu для устройств с Android. Программы тестового контроля знаний [учебное видео] // YouTube. (https://www.youtube.com/watch?v=V0nRuJXQNY4) Просмотрено: 27.10.2017.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»