Пилотирование станции оценки навыков общения при первичной аккредитации специалиста - 2017

РезюмеВ статье представлены результаты пилотирования станции оценки навыков общения на симуляционном этапе первичной аккредитации специалистов по специальности "лечебное дело". В пилоте поставлена цель - проверить возможности реализации экзамена по владению навыками эффективного общения участкового врача-терапевта с пациентом при сборе жалоб на первичном амбулаторном врачебном приеме. Станцию тестировали ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" и ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России [1].

Ключевые слова:первичная аккредитация специалиста, оценка коммуникативных навыков врача, стандартизированный пациент

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 115-121.

В паспорте приоритетного проекта "Обе­спечение здравоохранения квалифи­цированными специалистами" ("Новые кадры современного здравоохранения") как одна из ключевых задач заявлено обеспечение качественной медицинской помощи [2]. Валидным индикатором каче­ства помощи выступает количество жалоб пациентов в отношении оказанных ме­дицинских услуг. При анализе структуры жалоб было выявлено: "90% конфликтов возникает из-за неумения или нежелания врача объяснить пациенту или его близким информацию о состоянии здоровья" [3].

Обозначенные вызовы диктуют не­обходимость концептуального перевода принципов оказания медицинской помо­щи с патерналистской модели взаимодей­ствия с пациентом на партнерскую, име­нуемую еще пациентоориентированной.

В международных базах цитирования Scopus, WoS пик публикационной актив­ности по проблеме пациентоориенти-рованной коммуникации приходится на 1970-1980-е гг. Эмпирические доказательства (empirical evidences) дали научно обоснованную базу для структурного опре­деления навыков эффективного общения с пациентами [4, 5]. Критерий эффектив­ности коммуникативных навыков меди­цинской консультации определяется за­дачей достижения клинически значимых исходов в ограниченное время контакта с пациентом. В публикациях представ­лены убедительные доказательства того, что применение данных навыков меди­цинскими специалистами коррелирует с эффективностью их профессиональной деятельности, психоэмоциональным бла­гополучием и удовлетворенностью от ра­боты, а также опосредованно отражается на самочувствии пациента [2].

Пациентоориентированная модель медицинской помощи подразумевает консультативную основу взаимодействия с пациентом, принятие его точки зрения, эмпатию и т.д.

Для качественной подготовки врача в области коммуникативной компетент­ности не всегда достаточно только информации о правилах взаимодействия, необходима осознанная практика. Тем не менее оценить наличие таких навы­ков можно у любого специалиста системы здравоохранения в реальных условиях его взаимодействия с пациентом либо в симу­лированных условиях с использованием специально подготовленных симулиро­ванных пациентов (СП). Наше исследова­ние посвящено изучению возможностей оценки в симулированных условиях вла­дения практическими навыками эффек­тивного общения с пациентами молодыми врачами, как прошедшими специальное обучение - тренинги в симулированных условиях, так и обучающихся по традици­онным программам.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

После Первого съезда специалистов по коммуникативным навыкам в медицине (2 октября 2016 г., Москва) рабочей группой, сформированной в ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский универ­ситет" Минздрава России, был создан проект экзаменационной станции для первичной аккредитации выпускников по специальности "лечебное дело". Паспорт станции "Сбор анамнеза на первичном амбулаторном врачебном приеме" под­разумевал симуляцию эпизода рабочего времени врача общей практики. Чек-лист для эксперта включал дескрипторы коммуникативных навыков (в терминах модели Калгари-Кембридж [2]) и структу­рированный перечень пропедевтических вопросов. Совместно с сотрудниками ФГАОУ ВО "Первый Московский госу­дарственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" эта станция неодно­кратно апробировалась с участием как обучающихся, так и врачей-экспертов. В феврале 2017 г. паспорт станции был предложен Федеральному методическо­му центру аккредитации специалистов. Проект паспорта станции был размещен на свободной дискуссионной площад­ке в Интернете [3]. Опасения, связанные с организационными сложностями перво­начального периода процедуры первич­ной аккредитации, не позволили сделать данную станцию обязательной. Вузам было предложено организовать у себя пилот, для чего предлагалось предваритель­ное специализированное обучение.

В мае 2017 г. при поддержке Россий­ского общества симуляционного обу­чения в медицине были реализованы 2 курса с дистанционной поддержкой для подготовки специалистов из числа профессорско-преподавательского соста­ва для внедрения проекта в своем вузе: 1) "Симулированный пациент для оценки владения навыками общения с пациен­том" и 2) "Основы эффективного общения с пациентом" с последующим курсом "Си­мулированный пациент в работе тренера навыков общения в медицине" [4]. В кур­сах успешно приняли участие представи­тели медицинских вузов из Иваново, Кур­ска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, а также образовательной организации системы повышения квалификации сред­него медицинского образования (Санкт-Петербург).

Пилотная станция во время первич­ной аккредитации работала в двух вузах: ФГАОУ ВО "Первый Московский государ­ственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" и ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский универси­тет" Минздрава России.

Количество аккредитуемых, приняв­ших участие в пилоте в ФГАОУ ВО "Пер­вый Московский государственный меди­цинский университет им. И.М. Сеченова" и ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздра­ва России, составило соответственно 97 (9% от всех выпускников специальности "лечебное дело") и 38 (21%) человек. Ко­личество обучающихся, принявших уча­стие в пилоте и прошедших специальное обучение по коммуникативным навыкам в медицине, составило соответственно 4 (1% от участвующих в пилоте) и 38 (100%) человек. Количество персонала, вклю­чая экспертов, привлеченных для работы одной станции одновременно, - 2/2 чело­века. Общее количество подготовленных экспертов для работы на данной станции (взаимозаменяемых), - 2/3. Общее коли­чество подготовленных симулированных пациентов для работы на данной станции (взаимозаменяемых) - 8/3.

При работе на станции использовали 3 формы чек-листа с количественным рас­четом показателей. Один заполнял экс­перт при дистанционном наблюдении за работой экзаменуемого, второй - симули­рованный пациент, а третий, в виде имитации электронной карты пациента, - сам экзаменуемый, анализируя результаты своей беседы.

В системе чек-листов отдельно оце­нивали коммуникативные навыки (слу­шание, форма заданных вопросов, обоб­щение, суммирование и т.п.), а также количество пропедевтических вопросов по конкретным органам, системам, сим­птомам.

В ходе разработки станции и в про­цессе ее прохождения проводили опрос экспертов, а также опрос и анкетирование экзаменуемых в качестве обратной связи.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Доля всех участников, получив­ших неудовлетворительный результат (<70% баллов общего числа оценивае­мых дескрипторов в чек-листе), - 5%. Доля участников, получивших результат по оценке коммуникативных навыков ниже среднего, - от 45 до 60%. Количе­ство участников, проходивших обучение и указавших в медицинских записях вер­ный ведущий диагностический признак, выше среди обученных специалистов -93 и 61% соответственно.

По результатам опроса аккредитуе­мых и экспертов, данная станция оценена большинством участников как наиболее реалистичная и приближенная к основной деятельности врача первичного звена.

Полученные результаты оценки прак­тических навыков по коммуникации прошли статистическую обработку. Коэф­фициент вариации полученных резуль­татов составил: среди всех - 10%, среди не проходивших специальное обучение -9%, среди прошедших обучение - 5%. Обнаружена обратно пропорциональная связь между оценкой в штрафных бал­лах по чек-листу и оценкой в позитивных баллах впечатления симулированного пациента (коэффициент корреляции по Спирмену rxy= -0,46...-0,27). Данный факт означает, что чем лучше коммуникатив­ные навыки врача, тем выше оценка от симулированного пациента. Не обнару­жено существенной зависимости между оценкой по чек-листу и количеством за­данных уточняющих вопросов (пропедев­тических).

Обнаружена зависимость между штрафными баллами, полученными за основной чек-лист, и штрафными бал­лами, полученными за оценку записей в "карте пациента" (коэффициент кор­реляции по Спирмену rxy=0,23). Факт сви­детельствует, что чем выше оценка ком­муникативных навыков, тем более точно оформлена медицинская документация, а следовательно, выше диагностические способности врача.

ВЫВОДЫ

1. Оценка навыков общения на симуляционном этапе первичной аккреди­тации специалистов по специальности "лечебное дело" показала, что статисти­чески достоверно более эффективными признаны аккредитуемые, прошедшие специальный тренинг по навыкам об­щения, а не аккредитуемые, не прохо­дившие обучение. Этот факт позволяет сделать вывод, что целенаправленное, интегрированное в образовательные программы обучение коммуникативным навыкам медицинской консультации до­стоверно повышает качество итоговой практической подготовки специалистов здравоохранения.

2. Пилот станции оценки навыков об­щения с пациентом показал, что для ее организации необходимы:

методологически выверенные и согла­сованные с профессиональным и обра­зовательным стандартами клинические кейсы! с репрезентативной, однознач­ной трактуемой экспертами системой чек-листа;

специально подготовленные, валид­ные предмету оценки стандартизиро­ванные пациенты/;

прошедшие тематическое обучение экзаменаторы-эксперты.

Результаты пилотирования станции предоставляют статистические убедитель­ные основания того, что данная станция может быть включена в процедуры атте­стации медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Н.С., Чернядьев С.А., Макарочкин А.Г., Теплякова О.В., Попов А.А., Дьяченко Е.В., Самой­ленко Н.В., Сонькина А.А., Серкина А.В., Боттаев Н.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Пилот по оценке медицинских работников владением навыками коммуникации с пациентами // Материалы VIII Междунар. Конф. "Росмедобр-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине". 4-6 октября 2017 г. [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://rosomed.ru/theses/433.

2. Официальный сайт Правительства России [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru.

3. Официальный сайт Лиги защиты прав пациентов [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://ligap.ru.

4. Silverman J., Draper J., Kurz S. Skills for Communicating with patients ("Навыки для общения с паци­ентами"). Oxford University Press, 3ed. 2013.

5. Официальный сайт EACH International Association for Communication in Healthcare [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://www.each.eu.

6. Официальный сайт Российского общества симуляционного обучения в медицине [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://rosomed.ru/conferences/27.

7. Официальный сайт Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Се­ченова [Электр. ресурс]. Режим доступа: http://do.1msmu.ru/course/view.php?id=3298.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»