Применение симуляционных технологий в формировании компетенций обучающихся по специальности "Лечебное дело"

РезюмеВ статье представлены материалы по совершенствованию компетентностного подхода к подготовке студентов, обучающихся по специальности "лечебное дело", за счет внедрения клинического компонента в практическое симуляционное занятие. С этой целью разработаны структура занятия, примерный хронометраж и клинические ситуационные задания. Комплексный подход к формированию и объективной оценке компетенций направлен на повышение качества образовательного процесса.

Ключевые слова:медицинское образование, симуляционные технологии, компетенции

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 106-113.

Традиционно симуляционное обуче­ние рассматривается как инструмент для формирования практических навы­ков и обычно не сочетается с теорети­ческим материалом, что ограничивает применение этого вида обучения в обра­зовательном процессе и в полной мере не раскрывает потенциал данного образова­тельного подхода. Симуляционные техно­логии представляют собой комплекс пе­дагогических подходов к моделированию клинических ситуаций с использованием симуляционного оборудования. Целью реализации образовательной програм­мы является формирование компетенций осваиваемой специальности [1]. Данное понятие следует рассматривать как инте­гральную характеристику обучающегося -это динамическая совокупность знаний, умений и навыков, способностей и лич­ностных качеств, которые студент обязан продемонстрировать на промежуточных этапах освоения образовательной про­граммы и при проведении заключитель­ной аттестации [2].

С целью совершенствования компетентностного подхода к подготовке студентов, обучающихся по специальности "лечебное дело", предложено внести в структуру прак­тического симуляционного занятия клини­ческий компонент.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Подход к практическому обучению на основании клинических кейсов позволя­ет не только формировать практический компонент, но и развивать навыки сбора анамнеза, формирования плана обследо­вания, интерпретации результатов иссле­дований, назначения и коррекции тактики ведения пациентов с различными нозоло­гическими формами. Разработка симули­рованных историй болезни, основанных на реальных клинических случаях с при­менением утвержденных бланков, повы­шает степень реалистичности и делает за­нятие более интересным для студентов [3].

Коллективом кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии разработаны задания, кото­рые позволяют оценить как практические навыки, так и клиническое мышление.

Занятия с применением симуляционных технологий проводились в соответ­ствии с учебным планом. Структура заня­тия учитывала конкретные учебные цели и задачи для каждой темы и состояла из нескольких этапов:

1) входной контроль;

2) брифинг;

3) тренинг;

4) дебрифинг;

5) обратная связь.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С помощью входного контроля опреде­ляли уровень знаний аудитории, что по­зволяло преподавателю акцентировать внимание на наиболее трудных моментах в освоении материала студентами.

В ходе брифинга проводился краткий инструктаж по технике безопасности, прин­ципам работы с техническим оснащением (симуляционным, медицинским и другим оборудованием), разъяснялись политика конфиденциальности, цели и учебные за­дачи [4].

Пример

Учебные цели: научиться диагности­ровать синдромы нарушения бронхиаль­ной проходимости, повышенной воздуш­ности легочной ткани, пневмоторакса на основе данных, полученных при субъ­ективном и объективном обследовании больного.

Учебные задачи: повторить практиче­ские навыки по исследованию дыхатель­ной системы. Уметь интерпретировать данные, полученные при физикальном обследовании больного. Научиться фор­мулировать синдромный диагноз. Научиться составлять план обследования больного и интерпретировать данные до­полнительных методов исследования.

Тренинг проводился в форме разбо­ра клинических ситуаций с применением симуляционного оборудования и после­дующей самостоятельной работой обучаю­щихся. Задания могут содержать следую­щие разделы в зависимости от учебных задач занятия.

Паспортная часть.

Жалобы.

Анамнез заболевания.

Анамнез жизни.

Наследственность.

Физикальные данные.

План обследования.

Данные лабораторных и инструмен­тальных исследований.

Клинический диагноз.

План лечения (ургентные вмешатель­ства, препараты и их дозы).

Дополнительно: выписные эпикризы предыдущих госпитализаций, дневники наблюдения, амбулаторная карта и др.

Пример задания для самостоятельного выполнения

Вы - врач поликлиники. К вам на прием обратился пациент. Жалобы и анамнез со­браны. Задание: 1. Ознакомьтесь с данны­ми анамнеза и жалобами пациента. 2. Вы­полните аускультацию легких. 3. Заполните бланк по результатам аускультации легких.

Пример информации для студента

Пациентка, 34 года. Жалобы на повы­шение температуры тела до 37,5 °С, кашель с вязкой желто-зеленой мокротой. Из анам­неза известно: заболела 2 дня назад после переохлаждения. В течение последних 3 лет отмечает частые ОРВИ, после которых длительно сохраняется кашель с неболь­шим количеством густой, трудноотделяемой мокроты, эпизодически затрудненное дыхание. Последний год беспокоит кашель по утрам, улучшение самочувствия отме­чает после отхождения мокроты. Вредные привычки: курит более 10 лет по 1 пачке (20 шт.) сигарет в день. Аллергологический анамнез: отмечает кожную сыпь по типу крапивницы при употреблении в пищу цитрусовых, удушье в период цве­тения липы. При пальпации и перкуссии со стороны легких изменений не выявлено.

Задание, представленное в примере, требует заполнения бланка. Бланк зада­ния "Объективный осмотр" представлен в табл. 1.

Для проведения объективной оценки по результатам тренинга использовался оценочный лист, который заполнялся на каждого студента [5].

Оценочный лист - структурированный перечень действий, которые необходимо выполнить обучающемуся для достижения поставленных задач. Он состоит из 3 частей: информации для обучающегося, информации для инструктора и собствен­но оценочного листа.

Оценочный лист представляет собой пронумерованную таблицу с алгоритмом выполнения задания и эталонами за­полнения бланков. Алгоритм содержит от 10 до 20 пунктов, которые обучающийся должен выполнять последовательно (или непоследовательно в отдельных случаях). Увеличение количества пунктов оценоч­ного листа, с одной стороны, выявляет бо­лее детальные ошибки, а с другой - может привести к снижению объективности со стороны преподавателя, так как оценить большое количество параметров за время выполнения задания очень трудно, и это требует дополнительной подготовки. Тем не менее использование электронных ресурсов для оценки решает эту проблему, так как суммирование баллов выполня­ется автоматически по каждому студен­ту, практическому навыку, отдельному действию и позволяет составлять отчеты и формировать базы данных [6].

Оценка отдельных действий может осуществляться в различной градации баллов от 0 до 10, от 0 до 5, от 0 до 2. При этом баллы могут быть как штрафны­ми, так и поощрительными. При оценке использовалась градация баллов поо­щрения от 0 до 2, где 0 - не выполнил, 1 - частично выполнил, 2 - выполнил полностью.

Дебрифинг - анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе вы­полнения симуляционного сценария (от англ. debriefing - обсуждение после вы­полнения задания).

Существует два подхода к проведению дебрифинга:

разбор ошибок обучающихся с участи­ем преподавателя;

разбор ошибок преподавателя с уча­стием обучающихся.

При проведении занятия со студентами наиболее предпочтительным является раз­бор ошибок преподавателем, который яв­лялся участником дискуссии и направлял участников с помощью вопросов, акцен­тируя внимание на ошибках, выявленных с помощью оценочных листов. По заверше­нии дебрифинга подводились итоги работы, и преподаватель оценивал обучающихся [7].

Структуру занятия с применением си-муляционных технологий следует учитывать при планировании занятия. Пример­ный хронометраж представлен в табл. 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция в образовательный процесс клинической составляющей в сочетании с практическим компонентом с I до VI кур­са обучения представляет собой сквозную модель формирования профессиональных компетенций. Внедрение методики ком­плексного подхода к формированию компе­тенций положительно повлияло на качество подготовки обучающихся по специальности "лечебное дело", что было выявлено на итоговой государственной аттестации и пер­вичной аккредитации в 2017 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2012. № 5976 (303).

2. Лила А.М., Лопатин З.В. Построение занятия с использованием симуляционных методик // Спе­циалист по медицинскому симуляционному обучению / под ред. В.А. Кубышкина, А.А. Свистунова, М.Д. Горшкова, З.З. Балкизова. М. : РОСОМЕД; ГЭОТАР-Медиа, 2016. С. 72-95.

3. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Феде­ральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+] [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/97/91/9/188.

4. Рипп Е.Г., Цверова А.С., Тропин С.В. Создание стандартизованного клинического сценария // Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии / ред. В.В. Мороз, Е.А. Евдокимов ; сост. М.Д. Горшков. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

5. Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Пак С.Г. Современные проблемы симуляционного обучения // Эпи­демиология и инфекционные болезни. 2014. № 1. С. 49-61.

6. Зарипова 3.A., Лопатин З.В., Чернова Н.А. Концепция создания единого информационного простран­ства в сфере симуляционного обучения в структуре медицинского образования на территории Рос­сийской Федерации // II Съезд российского общества симуляционного обучения в медицине РОСО-МЕД-2013 [Электронный ресурс]. М., 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/viewthesis.php?t heme id=43&event id=16.

7. Федоров А.В., Горшков М.Д. Эффективность симуляционного обучения // Симуляционное обучение по специальности "Лечебное дело" / под ред. А.А. Свистунова. М. : РОСОМЕД; ГЭОТАР-Медиа, 2014. С. 144-159.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»