Оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий

Резюме

Основные задачи Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы (далее МСЦ Боткинской больницы) - организация и обеспечение условий для повышения эффективности и качества профессиональной подготовки медицинских работников путем применения современных технологий обучения и совершенствования практических навыков. С целью изучения эффективности применяемой модели обучения с использованием симуляционных технологий проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 710 слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
В статье представлен анализ результатов анкетирования работников медицинских организаций различных специальностей и специалистов иных профессиональных сфер деятельности (работники системы образования, социальной службы) с различным стажем работы и квалификационной категорией. Все участники опроса были удовлетворены организацией образовательного процесса, работой преподавателей, применяемыми формами и методами обучения, разнообразием видов деятельности, материально-техническим оснащением и обеспечением учебного процесса соответствующим высокореалистичным оборудованием. Проведенное анкетирование позволяет сделать выводы об эффективности применяемой модели обучения в МСЦ Боткинской больницы, достаточно высокой степени удовлетворенности слушателей образовательных программ. Исследование и оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий путем анкетирования слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации симуляционных центров в таком объеме, по нашим данным, ранее не проводились. Без оценки эффективности обучения невозможно выстроить систему обучения и развития, которая будет обеспечивать необходимые профессиональные результаты в дальнейшем.

Ключевые слова:симуляционный центр, симуляционное обучение, анкетирование, модель обучения, результативность обучения, эффективность обучения

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 86-105.

В настоящее время столичная медицина сделала огромный шаг в своем раз­витии и характеризуется значительным увеличением высокотехнологичной ме­дицинской помощи. В связи с этим меди­цинский работник современной больницы или поликлиники должен постоянно со­вершенствовать свои профессиональные компетенции в области инновационных медицинских технологий. Совершенство­вание качества подготовки специалистов на этапе прохождения курсов повышения квалификации является актуальной про­блемой дополнительного профессиональ­ного образования. В современных услови­ях повышение уровня государственного финансирования сферы образования, к сожалению, не всегда является показа­телем эффективности обучения в той или другой образовательной организации. Одновременно при равных условиях ка­чество образовательных услуг, предостав­ляемых различными образовательными учреждениями, могут существенно отли­чаться.

Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы - образовательное подразделение ГБУЗ г. Москвы "Клини­ческая больница им. С.П. Боткина" Де­партамента здравоохранения г. Москвы, ориентирован на инновационные подходы в организации всех видов дополнитель­ного профессионального образования. По состоянию на 31 декабря 2017 г. в МСЦ Боткинской больницы обучены 17 424 спе­циалиста практического здравоохранения города Москвы (работники медицинских организаций, подведомственных ДЗМ); совместно с главными внештатными спе­циалистами Департамента здравоохране­ния г. Москвы (ДЗМ) и ведущими специ­алистами отечественного практического здравоохранения разработано более 178 дополнительных профессиональных про­грамм повышения квалификации для специалистов различных медицинских специальностей и профессиональных уровней образования, а также для лиц иных сфер профессиональной деятельно­сти. За несколько лет работы в МСЦ Бот­кинской больницы сложилась определен­ная модель образовательного процесса, при этом возникла необходимость в сборе представлений об эффективности приме­няемых образовательных и симуляционных методик с последующим детальным анализом с целью прогнозирования даль­нейших действий по развитию. Исходя из сказанного выше можно утверждать, что данное исследование является акту­альным и может внести соответствующий вклад в развитие теоретических аспектов оценки эффективности симуляционного обучения и функционирования МСЦ Бот­кинской больницы в целом.

Цель исследования - изучить и оце­нить эффективность применяемой модели симуляционного обучения в МСЦ Боткин­ской больницы на основании проведен­ного анкетирования среди слушателей дополнительных профессиональных про­грамм повышения квалификации.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Оценка эффективности обучения с ис­пользованием симуляционных технологий при краткосрочной схеме обучения (трудо­емкость освоения от 18 до 36 акад. ч) бази­руется на обратной связи, полученной от специалистов, прошедших обучение, и ка­сается теоретических знаний и практиче­ских навыков, приобретаемых слушателя­ми в результате освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также на практической ценности методик обучения.

Наиболее распространенным инстру­ментом социологических исследований является анкетный опрос. Не будет пре­увеличением сказать, что с его помощью собирается до 80% социологической ин­формации. Основным инструментом об­ратной связи (опроса) является анкета, которая представляет собой документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых свя­зан с задачами проводимого исследова­ния [1]. В качестве средства для сбора сведений было решено использовать ме­тод анкетирования.

Основные задачи анкетирования:

выявить мнение слушателей дополни­тельных профессиональных программ повышения квалификации о результа­тивности обучения в МСЦ Боткинской больницы;

определить цели и потребности спе­циалистов практического здравоохра­нения и иных сфер деятельности в симуляционном обучении;

оценить эффективность обучения с использованием симуляционных тех­нологий с позиций субъектов обучения путем анализа результатов анонимного анкетирования;

определить критерии и результаты оценки эффективности симуляционного обучения;

определить приоритетные стратегии, возможные ресурсы, виды и методы обучения для коррекции и совершен­ствования образовательного процесса в будущем.

По завершении обучения по соответ­ствующим дополнительным профессио­нальным программам повышения ква­лификации слушателям предлагалось оценить качество обучения в МСЦ Боткин­ской больницы по специально разработанной анкете (фото 1-3). Анкета включает в себя разнообразные вопросы по содер­жанию (вопросы о фактах сознания, пове­дения и личности респондента), по форме [альтернативные вопросы (с одним вари­антом ответа), неальтернативные вопросы (содержат несколько вариантов ответов), открытые вопросы (ответ дается в свобод­ной форме), прямые вопросы (в содержа­ние вопроса включено то, что интересует исследователя) и косвенные вопросы (в содержание вопроса включается вообра­жаемая ситуация), шкалированные вопро­сы (вопросы, на которые отвечающий вы­бирает один из представленных ему четко сформулированных ответов)] и методиче­ской функции (основные и неосновные во­просы, вопросы-фильтры - для получения данных, относящихся не ко всей совокуп­ности опрашиваемых, а только к некото­рой ее части) [1].

Анкета включала 51 вопрос. Отдельные вопросы разбиты на блоки для удобства заполнения, последующей обработки и анализа. Основные блоки вопросов:

1. Общая информация (наименование образовательной программы, пол и воз­раст слушателя).

2. Профессиональная деятельность слушателя (тип учреждения здравоохра­нения, занимаемая должность, стаж рабо­ты, квалификационная категория).

3. Вопросы, касающиеся профессио­нальной подготовки слушателя (в том чис­ле вопросы о непрерывном медицинском образовании).

4. Вопросы, касающиеся удовлетво­ренности слушателя процессом обуче­ния оценки качества обучения в МСЦ Боткинской больницы (работа преподавателей, эффективность методов обуче­ния, материально-техническое оснаще­ние и т.д.).

5. Предложения по совершенствова­нию содержания образовательных про­грамм и организации учебного процесса.

Важно отметить, что в анкетировании участвовали исключительно слушатели курсов с численностью не более 15 человек в группе. Это было сделано для того, что­бы уменьшить влияние единичных курсов с большим количеством людей на дина­мику изменения уровня удовлетворенно­сти образовательными услугами, предо­ставляемыми МСЦ Боткинской больницы. В ходе анкетирования некоторые слуша­тели заполнили не все графы анкеты, в случае если количество заполненных граф анкеты превысило 70%, анкета принима­лась в обработку, но незаполненные гра­фы не включались в статистику. По этой причине все данные представлены в про­центах, для того чтобы избежать разницы в общих цифрах по количеству ответов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В опросе приняли участие 710 респон­дентов, среди которых 91% - это медицин­ские работники учреждений, подведом­ственных Департаменту здравоохранения г. Москвы, и оставшиеся 9% - немедицин­ские работники: педагоги и воспитате­ли общеобразовательных школ и лицеев г. Москвы, работники, оказывающие пал­лиативную помощь и др. (рис. 1, 2).

Средний возраст слушателя среди ан­кетируемых составил чуть более 42 лет, количество женщин составило 68,0%, и лишь 32,0% - лица мужского пола. 48% респондентов из числа слушателей ра­ботают в учреждении здравоохранения стационарного типа, 27% - медицинские работники амбулаторного звена, 15% - со­трудники СМП и 10% - сотрудники различ­ных образовательных учреждений (рис. 3).

Многочисленную категорию слушате­лей по занимаемой должности составля­ют врачи различных медицинских специ­альностей (58%), средний медицинский персонал - 18% и специалисты других должностей (педагог, акушерка, рентгенолаборант, медицинский регистратор, администратор, медицинский технолог, биолог, научный сотрудник) - 11% (рис. 4). 36% специалистов имеют высшую квали­фикационную категорию, 15% - первую и 7% со 2-й квалификационной категорией (рис. 5). В МСЦ Боткинской больницы обу­чение проходят как работники, которые только начинают свою профессиональную деятельность (стаж работы до года - 5% опрошенных) и с небольшим стажем ра­боты (от 1 года до 5 лет - 18%, от 5 до 10 лет - 18%), так и специалисты с более чем 30-летним профессиональным стажем.

Почти 60% опрошенных слушателей име­ют стаж работы в указанной должности более 10 лет (рис. 6).

По полученным данным, основное количество опрошенных слушателей проходят обучение в образовательных организациях по причине нехватки про­фессиональных знаний (так ответили 45% респондентов). Получение баллов в системе непрерывного медицинского об­разования, направление с места работы, рекомендации коллег и собственная ини­циатива побудили интерес к обучению в МСЦ Боткинской больницы у 26% специа­листов (рис. 7). Большинство слушателей проходят обучение с целью приобретения новых знаний (38% респондентов) и умений (45% респондентов). Среди других вариантов ответов о личной зна­чимости обучения встречались восста­новление и закрепление практического навыка (рис. 8).

В большинстве случаев специалисты различных профессиональных сфер дея­тельности проходят обучение по своему профилю, что и подтверждается соответ­ствием материала, полученного в ходе обучения, направленности профессио­нальной деятельности на рабочем месте в высокой степени (так ответили 70% ре­спондентов) (рис. 9).

По мнению опрошенных слушателей, во время обучения медицинских специалистов в образовательных учреждени­ях Российской Федерации недостаточно освещаются вопросы безопасного ока­зания медицинской помощи (так считает 64% респондентов (рис. 10), но в то же время половина из опрошенных уверены в своих профессиональных навыках и при необходимости всегда готовы оказать не­отложную помощь, 2% из числа респон­дентов не знают, что нужно делать при оказании первой помощи, и будут сразу стараться вызвать на помощь соответ­ствующего специалиста (рис. 11).

Некоторые вопросы анкеты поднимают достаточно серьезную проблему в сфере здравоохранения: более 70% респонден­тов так или иначе имели случаи неполноценного оказания медицинской помощи пациентам, и, к сожалению, это приво­дило к серьезным ухудшениям состояния пациента (так ответили 12% опрошенных). Основными мерами по снижению числа случаев оказания медицинской помощи не в полном объеме, по мнению слушате­лей, могли бы стать: снижение нагрузки на одного специалиста,разборслучаев ока­зания медицинской помощи не в полном объеме во время регулярного обучения медицинских работников и проведение мероприятий среди населения по стимулированию раннего обращения пациентов в медицинские организации (рис. 12).

Работа, приносящая не только доход, но и моральное, эмоциональное удовлет­ворение, сама по себе являющаяся сти­мулом, - пожалуй, мечта каждого из нас. Очень важно, когда человек занимается любимым делом, когда у него есть люби­мая работа, есть желание в постоянном профессиональном совершенствовании. Удовлетворение, как и все эмоции, служит мотивацией к поведению и играет значи­тельную роль в человеческих социальных системах [2]. Приятно, что в сфере здраво­охранения и смежных сферах деятельно­сти трудятся специалисты, которые полу­чают моральное удовлетворение от своей работы: 67% респондентов подтверждают, что часто получают моральное удовлетво­рение при виде улучшения состояния па­циента. Под вариантом в анкете "Другое" (8%) встречались как ответы "Постоянно" и "Всегда", так и "Никогда" (рис. 13).

На каждом уровне оказания меди­цинской помощи существует психолого-педагогический аспект в структуре ме­дицинской деятельности специалиста. В отношении и готовности в психолого-педагогической деятельности просма­тривается следующая тенденция: ме­дицинские работники в большей мере осознают значимость подготовки в данном направлении и готовы к непрерывному развитию и совершенствованию профес­сионально важных качеств в психолого-педагогической деятельности врача и в меньшей степени владеют необходимыми методами и методиками для осуществле­ния такого рода деятельности (рис. 14). Что же касается личностного профиля медицинского работника, большинство слушателей отметили такие профессио­нально важные личностные качества, как ответственность, аккуратность и умение чувствовать эмоциональное состояние (рис. 15). Исследователи отмечают, что в системе практического здравоохранения потребность в психолого-педагогической подготовке специалистов-медиков ощу­щалась уже давно. Зачастую в ходе лечеб­ного взаимодействия пациент ищет у ме­дицинского работника душевной опоры, понимание своих переживаний и эмоцио­нальной поддержки [3].

МСЦ Боткинской больницы принимает слушателей с разным уровнем подго­товки. Большинство из них (86%) - квали­фицированные специалисты с большим багажом профессиональных знаний, кото­рым в процессе симуляционного обучения важно отработать редко используемые мануальные навыки, поэтому и большая часть учебного материала им знакома, что способствует в дальнейшем более качественному совершенствованию про­фессиональных компетенций. С другой стороны, существуют группы слушателей со слабой подготовкой (13%), для которых практически вся информация является новой, например сотрудники образова­тельных учреждений (рис. 16).

Полученные анкетные данные показы­вают, что главными факторами, от которых зависит уровень практической подготовки специалиста после обучения, слушатели считают квалификацию преподавателя, а именно клиническую компетентность пре­подавателя, мотивацию самого обучаю­щегося и обеспечение учебного процесса современным специализированным обо­рудованием (рис. 17).

В результате освоения соответствую­щих дополнительных профессиональных программ 75% слушателей остались полно­стью удовлетворены обучением в МСЦ Бот­кинской больницы и лишь 4% слушателей частично удовлетворены (рис. 18); в доста­точной степени слушатели удовлетворены материально-техническим оснащением учебного процесса: 78% респондентов пол­ностью удовлетворены и 19% - удовлетво­рены в достаточной мере (рис. 19).

Все обучающиеся удовлетворены ра­ботой преподавателей МСЦ Боткинской больницы (91% - полностью удовлетво­рены, 8% - удовлетворены в достаточной мере, 1% - частично удовлетворены), что, в свою очередь, свидетельствует о высо­ком профессионализме и высокой ква­лификации преподавательского соста­ва МСЦ Боткинской больницы (рис. 20).

Незначительный процент респондентов (22%) скорее не заинтересованы в том, чтобы преподаватели постоянно совер­шенствовали свои знания (т.е. слушате­ли не видят необходимости в постоянном повышении квалификации преподавате­лей). Этот показатель свидетельствует о высокой оценке респондентами уровня преподавания в МСЦ Боткинской больни­цы. Однако в то же время 47% слушателей заинтересованы в том, чтобы преподава­тели, обеспечивающие обучение, были в курсе современных педагогических тенденций и поддерживали на необходи­мом уровне свою педагогическую ком­петентность, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, что, в свою очередь, способствует значительному улучшению результативности обучения (рис. 21). 73% респондентов отмечают, что в процессе обучения на занятиях преобладают активные методы обуче­ния (тренинги, деловые и имитационные игры, виртуальная симуляция, обучение с участием стандартизированного паци­ента) по сравнению с традиционными методами обучения (рис. 22).

В анкете были предложены и вопро­сы, направленные на определение кли­нической и педагогической компетентно­сти преподавателя. Ответы респондентов на данные вопросы показывают, каким они видят идеального преподавателя для медицинских работников: высококвали­фицированным практиком, обладающим отличной теоретической подготовкой с большим стажем клинической работы, способным соединить теорию и практику, оценить уровень обучающихся и подо­брать каждому упражнение по степени его подготовленности (рис. 23-25).

Наиболее эффективными методами и формами обучения, по мнению анке­тируемых, являются: разбор конкретных клинических ситуаций, на втором месте с небольшими отрывами идут ролевые игры (отработка действий в соответствии с кли­ническими алгоритмами и протоколами на основании заданного сценария), мини-лекции и групповая работа (рис. 26). Безу­словно, для каждой программы приоритет эффективных методик будет отличаться (рис. 27). Самой эффективной формой ау­диторной работы респонденты считают практические занятия с использованием современных симуляционных и образова­тельных технологий и тренинги (рис. 28).

Самостоятельная аудиторная рабо­та слушателей, по их мнению, должна включать в себя самостоятельное освое­ние учебного материала для последую­щего обсуждения с преподавателем (так ответили 43% респондентов) и самостоя­тельную работу по выполнению инди­видуальных практических заданий (29% респондентов) (рис. 29). Значительная часть респондентов (почти 80%) положи­тельно оценили возможность проходить обучение с использованием интернет-технологий (рис. 30), 61% респондентов в качестве дистанционного обучения предпочитают самостоятельное изуче­ние презентаций, видеороликов, выпол­нение заданий в удобное для них время (рис. 31).

По мнению слушателей, в сфере до­полнительного профессионального об­разования оценка знаний по освоению программы обучения должна прово­диться в устной форме, так считают 56% респондентов (рис. 32), а результат обу­чения должен засчитываться при пра­вильном выполнении (озвучивании) кон­кретного действия с его обоснованием (рис. 33).

Большинство слушателей (65%) по­сле прохождения обучения в МСЦ Бот­кинской больницы считают, что наличие обязательного этапа приобретения на­выков в условиях моделирования профессиональной деятельности с помощью симуляционных технологий, несомненно, повысит уровень практической подготов­ки специалиста (рис. 34, 35). При обучении в условиях имитации профессиональной деятельности слушатели наиболее предпо­читают следующие технологии: выполне­ние отдельных профессиональных навы­ков на манекенах, фантомах, тренажерах и компьютерных симуляторах, выполне­ние алгоритма поведения в наиболее типичных экстренных ситуациях, поддержа­ние редко используемых навыков и форм поведения на должном профессиональ­ном уровне, ролевые тренинги взаимо­действия с коллегами-врачами/средними медицинскими работниками (рис. 36).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В анкетировании приняло участие более 10% слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации от общего числа обученных слушателей в 2017 г. (на момент окончания анкетирования). Данное количество обра­ботанных анкет предоставляет серьезный уникальный объем материала для анали­за, на основании которого можно сделать выводы об эффективности применяемой модели симуляционного обучения в Ме­дицинском симуляционном центре Бот­кинской больницы.

По итогам анкетирования в большом объеме получена обратная связь от слуша­телей о практической ценности и личной значимости обучения, степени новизны учебного материала, о предпочитаемых и эффективных методах симуляционного обучения и формах взаимодействия, ис­пользуемых ресурсах, а также о формах оценки качества освоения программы и результативности обучения с помощью симуляционных технологий, что, в свою очередь, позволило сделать следующие выводы.

1. Ежегодно специалисты различных профессиональных сфер деятельности обучаются по дополнительным профес­сиональным программам с целью поддер­жания необходимого профессионального уровня и приобретения новых компетен­ций, соответствующих современным тре­бованиям в стремительно изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Тематика предлагаемых образовательных программ с применением симуляционных технологий актуальна и востребована. Велика практическая значимость приоб­ретенных знаний и умений в результате освоения соответствующих образователь­ных программ в имитационных условиях в МСЦ Боткинской больницы.

2. Критерием, на основании которо­го производится оценка эффективности обучения, является удовлетворенность слушателей в приобретении необходи­мых знаний и практических навыков, со­держанием образовательных программ, оснащением и организацией учебного процесса.

3. Апробированный инструментарий позволил выявить уровень удовлетворен­ности слушателей курсов сторонами об­разовательного процесса в МСЦ Боткин­ской больницы, выявить его сильные и слабые стороны. По итогам анализа анкет слушателей можно сделать вывод о высо­кой степени удовлетворенности содержа­тельной, организационно-методической и психолого-педагогической стороной обра­зовательного процесса в МСЦ Боткинской больницы. При организации и осущест­влении симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы удачно сочетается высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностного и профессионально-ориентированного обу­чения взрослых.

4. Метод анкетирования предоставил возможность слушателям дать оценку ор­ганизованному обучению и сформулиро­вать образовательный запрос на повыше­ние квалификации в дальнейшем. Таким образом, путем анализа результатов анке­тирования, выявлены степень эффектив­ности применяемых форм обучения и симуляционных методик и предложения по совершенствованию процесса обучения (некоторые пожелания слушателей уже воплощены в жизнь - например, запущено несколько новых курсов по востребованным направлениям, клиника дооснащена новым оборудованием). Самой емкой и наиболее эффективной частью учебной нагрузки являются различные формы практических занятий с использованием симуляционных технологий, включающие выполнение прикладных практических заданий с последующей обратной связью.

5. Обучение специалистов в МСЦ Бот­кинской больницы максимально при­ближено к условиям практической дея­тельности, что обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний и овла­дение мануальными навыками, готов­ность к самостоятельному решению кон­кретных практических задач без стресса и с меньшим числом ошибок. Врачи и медицинские работники среднего звена имеют уникальную возможность отработ­ки профессиональных манипуляций без причинения вреда пациентам, что обе­спечивается в МСЦ Боткинской больни­цы не только наличием инновационного симуляционного оборудования, но и при­меняемыми здесь уникальными педаго­гическими технологиями, современными формами проведения занятий, которые способствуют в дальнейшем применению специалистом самых современных высо­котехнологичных методов диагностики и лечения на рабочем месте при оказании медицинской помощи населению.

6. Эффективность организации про­цесса обучения в симуляционном центре является одним из наиболее важных и не­обходимых условий его функционирова­ния. Оценка эффективности применяемой модели симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы - один из инстру­ментов корректировки дальнейшего пути развития симуляционного обучения в ме­дицине и других профессиональных на­правлениях. МСЦ Боткинской больницы использует в своей деятельности пере­довые высокореалистичные виртуальные технологии обучения и ориентирован на инновационные подходы в организации дополнительного профессионального об­разования. По итогам работы составлены перспективные планы дальнейших дей­ствий по развитию учебно-методической, инженерно-технической и других служб МСЦ Боткинской больницы, определены приоритетные стратегии и возможные ре­сурсы для коррекции и совершенствова­ния образовательного процесса в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования : учебник. М. : ИНФРА-М, 2004. 768 с.

2. Никитина О. Удовлетворенность трудом и успех в профессиональной деятельности. LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 92 с.

3. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача : учебное пособие. Архангельск : Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 118 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»