Редакционная статья

Мед. образование и проф. развитие. 2018. № 1. С. 3.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

В 2018 г. мы решили увеличить объем журнала и расширить спектр тем, освещаемых в нем. Мы по­лучаем все больше рукописей, посвященных применению моделирования и симуляции в самых разных специальностях, и решили выделить эти публикации в отдельную постоянную рубрику "Симуляционные технологии".

За последние 2 года уже привычным стал Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) - относительно новый для России метод оценки компетенций. Включение ОСКЭ в первичную спе­циализированную аккредитацию заставило многие образовательные организации пересмотреть свои учебные планы и существенно усилить практическую подготовку выпускников. В новой, доработанной и дополненной редакции руководства по ОСКЭ приводятся практические рекомендации по разработке и внедрению этого метода оценки в образовательной организации.

В стоматологии применение симуляции имеет давнюю историю - фантомы для отработки практиче­ских умений будущими стоматологами широко используются во всех вузах. Однако относительно недавно появились новые возможности в обучении и оценке практических компетенций в стоматологии - гибрид­ные симуляторы, сочетающие в себе достоинства фантомов (высокую реалистичность и обеспечение об­ратной связи). Исследованиям эффективности применения такого подхода в обучении стоматологов по­священа статья из Плимутского университета (Великобритания).

В рубрике "Симуляционные технологии" мы разместили ряд публикаций, освещающих результаты ис­следований эффективности применения симуляционных технологий в различных сферах и на разных уров­нях подготовки: для обучающихся по специальности "лечебное дело" - из ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова" Минздрава России; о подготовке анестезиологов-реаниматологов в ординатуре - исследования группы авторов из ФГБОУ ВО "Тверской государственный медицинский университет" Минздрава России; и, наконец, для обучения специалистов на уровне дополнительного профессионального образования - из Симуляционного центра ГУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница им. С.П. Боткина" Департамента здравоохранения г. Москвы.

Существенной проблемой остается развитие навыков общения с пациентами, решения конфликтных си­туаций как у студентов медицинских вузов, так и у практикующих специалистов здравоохранения. В 2017 г. пи­лотирование станции для оценки коммуникативных навыков при проведении первичной аккредитации было проведено в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России и ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России, а в 2018 г. планируется введение такой станции в ряде вузов. Подготовке к проведению такого экзамена был посвящен семинар, проведенный в Методическом центре аккредитации совместно с Международной ассо­циацией по коммуникативным навыкам в здравоохранении, а опыт проведения экзамена в 2017 г. обобщен в статье, также опубликованной в рубрике "Симуляционные технологии".

Традиционная рубрика "Технологии обучения" в этом номере содержит статьи, посвященные орга­низации научно-исследовательской работы студентов, изучению информационных технологий и методи­ке преподавания элективного курса.

Преподавание медицины требует специальных знаний и навыков не только в предметной области, но и в области педагогики, андрагогики. Ранее мы уже публиковали руководство АМЕЕ, подробно освещающее 12 ролей преподавателя медицины. В этом номере рубрику "Кадровое развитие" открывает статья группы авторов из ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России, посвященная непрерывному кадровому развитию преподавателей. Также в рубрике размещены статьи, освещающие опыт подготовки руководителей здравоохранения в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России и материал о подготовке психиатров в Канаде.

Традиционно в конце номера мы публикуем перевод очередного сообщения Рональда Хардена, ге­нерального секретаря АМЕЕ, из блога, посвященного медицинскому образованию. В этот раз Рональд рассказывает о своей поездке в Манилу и Макао, дискуссиях о качестве подготовки медицинских спе­циалистов, развитии методов электронного обучения в медицине. В очередной раз Рональд возвраща­ется к функциональным ролям преподавателя медицины, а также рассказывает о мероприятиях, недавно прошедших в Юго-Восточной Азии.

В 2018 г. мы отмечаем 110-летие со дня рождения академика Б.В. Петровского, и в этом номере раз­мещена заметка, освещающая его заметный вклад в систему медицинского образования.

Как всегда приглашаю к активному участию в работе журнала, присылайте статьи для публикации, предложения по новым темам и письма в адрес редакции: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 11, стр. 12, редакция журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие" или на электрон­ный адрес isaevaElmedobr.ru, и не забывайте про наш сайт www.medobr.ru, где мы публикуем все мате­риалы, изданные в журнале.

Залим Балкизов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»