Блог Рональда Хардена

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 94-98.
DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00026


Является ли использование трупов полезным для преподавания анатомии, магия конференции AMEE-2017, доверие, риск и многое другое

Опубликовано 22.09.2017

В ходе симпозиума на конференции AMEE-2017 в Хельсинки была рассмотрена роль использова­ния трупов для обучения и преподавания анатомии, что станет основой для публикации статьи в журнале "Medical Teacher". Его председателем и организатором является Пол МакМенамин. В начале симпозиума 80% участников проголосовали за использование трупов в образо­вательной программе, но в конце симпозиума это значение снизилось до 50%. Причины такого изменения описаны в статье. Мориум Хоуледер, врач общей практики, которая изучает медицинское искусство, создала несколько творческих и образных иллюстраций, основанных на презентации Пола МакМенамина. Они приводятся ниже в виде "Заметок Мориум". Мы надеемся убедить ее прийти на одну из следующих конференций AMEE и сделать то же с некоторыми другими презентациями.

Магия конференции AMEE-2017

В своем блоге Connected Principals ("объединенные руководители") в посте, опубликован­ном 20 сентября 2017 г., Дэвид Джерин рассуждал, должны ли учителя информировать, вдох­новлять и развлекать учащихся. Это тот вопрос, который мы пытаемся разрешить с нашими до­кладчиками на пленарных заседаниях AMEE, и нам удается это сделать в большей или меньшей степени. Некоторые учителя информируют больше, чем вдохновляют и развлекают, а другие развлекают больше, чем информируют и вдохновляют. Конференция AMEE-2017, в которой принимали участие 3 900 человек, завершилась в воскресенье вечером пленарным заседанием Питера Уорделла, всемирно известного иллюзиониста. В своей презентации он довольно тонко подчеркнул, что врачи могут поучиться у иллюзионистов. Менее опытный иллюзио­нист, например, уделяет больше времени изучению техники трюков, в то время как более опытный иллюзионист больше интересуется взаимодействием с аудиторией и опытом, кото­рый она получает. Этот момент был рассмотрен на мастер-классе "Что такое превосходный учитель", к которому я присоединился вместе с Элисон Уилан и Мадаленой Патричио. Пре­восходный учитель обеспокоен не только различными обучающими приемами или методами, многие из которых были продемонстрированы на конференции, а скорее заботится о созда­нии учебной среды и опыта для учащегося, как это делает иллюзионист со своей аудиторией.

Доверие и риск

На пленарном заседании Паси Салберг обратил внимание на то, какой опыт может из­влечь медицинское образование из финского опыта обучения. Я думаю, что в ходе своей речи он высказал несколько интересных идей, поэтому рекомендую вам ознакомиться с его презентацией в видеозаписи, если вы не были в Хельсинки (видео в настоящее время доступно для всех пользователей, зарегистрировавшихся в AMEE LiveOnline, участников конференции и членов AMEE. Более широкий доступ к видео будет предоставлен на веб­сайте AMEE в ближайшее время). Одним из факторов, ведущих к успеху финской системы образования, как подчеркнул выступающий, является тот факт, что правительство доверя­ет учителям. Однако в медицинском образовании существует риск того, что мы прекратим доверять нашим учителям. Примером может служить более широкое использование на­циональных экзаменов по лицензированию медицинской деятельности, и при этом ответ­ственность за оценку компетентности студентов-медиков на практике уходит от учителя и медицинской школы.

На заключительном пленарном заседании Вольфганг Гайсмайер провел увлекатель­ную презентацию о том, как помочь врачам и пациентам понять статистику здравоохра­нения. Его тезис состоял в том, что мы очень плохо оцениваем риски. Примером не из области медицины, который он предоставил, было отношение общественности к путе­шествиям после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке, в результате которого погибли около 3500 человек, однако уже в следующем году на дорогах погибли еще 1600 человек: отмечалось увеличение смертности в результате перехода населения от использования воздушного транспорта к использованию автотранспорта.

Социальные сети и конференции

Анджела Фан из Тайваня отправила мне фотографию, сделанную в ходе ее короткого выступления на конференции.

Интересно, что по крайней мере 4 члена аудитории фотографировали ее слайд. Неясно, делали ли они это для собственного последующего использования или намеревались от­править фотографии этих слайдов по электронной почте или поделиться ими с теми, кто не смог присутствовать на конференции. В настоящее время это спорный вопрос. Хотя мы всегда поощряли использование социальных сетей на конференциях AMEE, как со­общается в British Medical Journal от 9 сентября 2017 г., делегатов на научной конференции Американской ассоциации диабета (ААД), проходившей в июне, попросили не делиться фотографиями представленных слайдов посредством социальных сетей. Было заявлено, что запрет касался защиты интеллектуальной собственности, но данная политика под­верглась серьезной критике, и сообщается, что ААД пересматривает свою политику для конференции в 2018 г.

Новая книга

В ходе конференции издательство "Elsevier" представило 5-е издание Практического руководства для медицинских преподавателей, и Дэн Хант и я провели автограф-сессию. К сожалению, Джон Дент не мог быть с нами в Хельсинки из-за семейного торжества. Один учитель купил это руководство для своей дочери, которая только что закончила учебу в надежде, что она может заинтересоваться академической медициной и обучением, а другой учитель купил руководство как подарок на день рождения! Пэт Лилли и я только что закончили писать нашу новую книгу "Восемь ролей медицинского преподавателя", которая выражает новый взгляд на этот вопрос, и мы надеемся, что сможем представить ее на AMEE-2018 в Базеле.

Что стоит за успешной инновацией

Меня интересовали работы, представленные на AMEE-2017 и касающиеся использо­вания объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) в качестве ин­струмента оценки, преподавания и обучения. Один из участников конференции проде­монстрировал широкий спектр симуляторов, которые можно было бы использовать в ходе ОСКЭ. Почему ОСКЭ, который был впервые представлен в 1975 г., теперь используется во всем мире в качестве инструмента оценки клинической компетентности? Пэт Лилли, Мадалена Патричио и я рассматриваем этот вопрос в нашей книге "Подробное руководство для ОСКЭ", опираясь на работу Шнайдера. Шнайдер утверждает, что принятые идеи вы­деляются не потому, что они являются, а потому что кажутся существенными. Преподава­тели рассматривают ОСКЭ как важную проблему, заключающуюся в оценке клинической компетентности учащихся. Второй характеристикой успешной инновации, представлен­ной Шнайдером, является философская совместимость. Он утверждал, что для исследова­ний в области образования, которые получат развитие на практике, преподаватели должны считать их разумными и целесообразными для использования. Это нельзя воспринимать как работу аутсайдеров и не должно идти вразрез с ценностями и обязательствами препо­давателей. В случае ОСКЭ преподаватели могут легко идентифицировать подход и прин­ципы, лежащие в его основе. Третьей важной характеристикой, описанной Шнайдером, был профессиональный реализм. Как и ОСКЭ, идея должна быть практичной и возмож­ной для немедленного использования. Четвертой характеристикой была переносимость. Он утверждал, что для широкого применения образовательного подхода он должен, как и в ОСКЭ, иметь простые принципы, которые можно легко разъяснить занятому коллеге и адаптировать для использования в различных контекстах. Размышляя об этих проблемах, мне было интересно отметить статью в Американском журнале образовательных ис­следований за август 2017 г. "Почему реформа иногда достигает цели: понимание условий реформ, которые работают". Последующий анализ может объяснить, почему ОСКЭ на­столько широко распространился. Коэн и Мехта пришли к выводу в своем документе, что реформы являются успешными, когда они решают проблемы, которые имелись у препо­давателей или могли легко выявиться, в целом соответствовали целям и задачам органи­заций и не требовали глубоких изменений и наращивания потенциала. Они утверждают, что реформы с такими характеристиками с большей вероятностью получат заметную под­держку с небольшой оппозицией. Было бы интересно проанализировать нововведения, представленные на АМЕЕ-2017, и посмотреть, сколько из них реализовано на практике, а также изучить причины этого. (Cohen D.K., Mehta J.D. Why reform sometimes succeeds: Understanding the conditions that produce reforms that last. Am Educ Res J. 2017; 54 (4): 644-90.

Schneider J. Closing the gap...between university and schoolhouse.Kappan. 2014. 96 (1). 30-5.)

Наконец, видео из Камбоджи

У нас была сильная группа участников из Камбоджи, и они сделали видео о некоторых событиях на конференции: https://youtu.be/Rw_AgA0YDlU.

http://v2.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Заметки Мориум

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»