Использование технологии "Дебаты" для формирования правовых компетенций студентов колледжа

РезюмеНа основе опыта преподавательской деятельности при обучении гуманитарным и обществоведческим дисциплинам в системе среднего профессионального образования раскрываются особенности использования технологии "Дебаты" для формирования правовых компетенций студентов. Показаны возможности рассматриваемой технологии для обеспечения мотивации студентов к обучению, развития навыков эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей.

Ключевые слова:• дебаты • правовые компетенции • метод обучения • мотивация

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 65-69.
DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00020


Образование является одним из при­оритетных направлений в работе го­сударства и вектором развития общества. Происходящие в России в последние де­сятилетия изменения в характере образо­вания, его направленности, целях и содер­жании, а также в построении новой модели образования на основе компетентностного подхода и расширение пространства педа­гогической деятельности актуализируют проблему формирования правовой компе­тенции студентов профессиональных об­разовательных организаций [1].

На протяжении многолетнего развития педагогических наук всегда являлся актуаль­ным вопрос об эффективных технологиях обучения. Современный уровень развития общества побуждает специалистов в обла­сти образования к поиску новых, еще более эффективных образовательных технологий. С учетом обозначенных проблем встает во­прос, как организовать педагогический про­цесс, направленный на формирование пра­вовых компетенций в профессиональных образовательных организациях, и каковы условия формирования таких компетенций.

Основная задача педагога в современ­ной системе образования - организация условий, направленных на освоение сту­дентами профессиональных компетенций, соответствующих определенной квалифи­кации и уровню образования, что вызывает необходимость использования техноло­гий, ориентированных на обучение через моделирование профессиональных затруд­нений и поиска путей их решения [2].

Концепцию "учения через деятель­ность" предложил американский ученый Дж. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обу­чении:

- учет интересов студентов;

- учение через обучение мысли и дей­ствию;

- познание и знание - следствие преодо­ления трудностей;

- свободная творческая работа и сотруд­ничество [3].

В отечественной педагогике и психо­логии теория деятельности формирова­лась благодаря исследованиям Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором они не являются пассивными "приемниками" ин­формации, а сами активно участвуют в учеб­ном процессе.

Деятельностный подход в обучении состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учеб­ным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции ее субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирова­ния, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности - преобразующие, исполнительские, контрольные. Боль­шое внимание в общей структуре учеб­ной деятельности отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (са­мооценки). Самоконтроль и оценка пре­подавателя способствуют формированию самооценивания. Функция преподавателя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Вы­готский, "учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения" [4].

Профессиональные компетенции могут сформироваться только тогда, когда в обу­чении используются не только стандарт­ные, но и нестандартные формы обучения, такие как ролевые игры, уроки-брифинги, круглые столы, уроки-состязания, пресс-конференции, деловые игры и др.

На таких занятиях трудно свести сущ­ность образовательного процесса к пере­даче фактических данных и информации. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследо­ваний. Одной из технологий, которая отве­чает обозначенным требованиям, является образовательная технология "Дебаты".

Слово "дебаты" (от фр. debats) обозначает прения, обмен мнениями на каком-либо со­брании, заседании. Их задача - всесторонне обсудить проблему, чтобы разобраться в ее сути, сделать доступным понимание того или иного факта, события, точки зрения.

Образовательная технология "Дебаты" не только обеспечивает вовлечение сту­дентов в интересную игру, но и пред­ставляет эффективное средство для их развития, формирования компетенций, необходимых для успешной жизнедеятель­ности в условиях современного общества. "Дебаты" способствуют формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации; развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравни­вать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для че­ловека и общества проблемам. Они пред­полагают активное включение каждого студента в поисковую, познавательную деятельность, организованную на осно­ве внутренней мотивации, организацию совместной деятельности, партнерских отношений в коллективе, а также обеспе­чение диалогичности общения и во внеу­рочной деятельности. Многолетний опыт нашей работы подтверждает возможность использования "Дебатов" при преподава­нии гуманитарных и обществоведческих дисциплин в системе среднего профессио­нального образования.

На сегодняшний день технология "Де­батов" получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется в современной педагогике как отдельный метод на уроке или целое занятие. В "Дебатах" могут участвовать студенты и преподаватели, объединившись общим стремлением к знаниям и компе­тенциям [5].

Рассмотрим на примере образователь­ную технологию "Дебаты". Повторим, что "Дебаты" - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дис­куссии, которая ведется по определенным правилам. Суть "Дебатов" заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить присутствующих в своей правоте. Подобного рода формализован­ные обсуждения имели место в россий­ской системе образования еще в XVIII в. и назывались диспутами. Использование "Дебатов" в процессе обучения способ­ствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной инфор­мации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала. Студенты высказывают свои мнения, аргу­ментируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирова­на конкретная позиция "за" или "против". Специфической особенностью "Дебатов" является преобладающий характер само­образования студентов, ведь для подготов­ки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обуче­ния, с одной стороны, охватывает подго­товку к непосредственной практической деятельности, а с другой стороны, ориен­тирована на совершенствование личности, способной к самореализации. Она создает условия для осознания социальной значимости своей профессии, учит принимать решения в нестандартных ситуациях, ра­ботать в команде. Студентам интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значи­мость. На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты углубляют правовые знания правового информиро­вания, правового воспитания и правового обучения; приобретают умения осущест­влять отбор, обработку правовой инфор­мации, анализировать и решать правовые ситуации, составлять конспект занятия, направленного на правовое воспитание и правовое обучение; отрабатывают навы­ки работы с правовыми источниками [6].

Образовательная технология "Дебаты" базируется на таких педагогических прин­ципах, как целостность, универсальность, вариативность, демократизация учебного процесса, личностная ориентированность обучения, развитие способности студен­тов к самообразованию. С позиции данной технологии учебный процесс рассматрива­ется как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а преподаватель выступает как координа­тор этого процесса.

Целесообразно использовать техноло­гию "Дебаты" на занятиях гуманитарных и обществоведческих дисциплин, таких как "Правовые основы профессиональ­ной деятельности", что дает прекрасную возможность для развития и совершен­ствования правовых компетенций у сту­дентов. В нашей практике мы используем образовательную технологию "Дебаты" преимущественно на целом занятии, ко­торое и превращается в занятие "Дебаты по заданной теме". Используемые право­вые дисциплины ориентированы на гума­низацию обучения и ставят перед собой цель социализации человека в современном обществе. Именно поэтому и темы носят социально-правовой характер.

Примерные темы образовательной тех­нологии "Дебаты", которые используются в нашей практике обучения студентов по специальности "сестринское дело" в меди­цинском колледже, следующие:

- права граждан Российской Федерации на охрану здоровья;

- права и обязанности граждан при ока­зании им медицинской помощи;

- права, обязанности и ответственность лечебных учреждений и медицинских работников в процессе оказания меди­цинской помощи и др.

Каждая тема дает толчок к продуктив­ной дискуссии. Качество образовательной технологии "Дебаты" определяется глав­ным образом психофизическими особен­ностями студентов разновозрастной (от 19 до 60 лет) группы и общей подготовкой всех участников.

Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения лю­дей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку систе­мы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.

Анализируя опыт использования обра­зовательной технологии "Дебаты" в педа­гогической деятельности, можно выделить следующие цели:

- мотивировать студентов к процессу обучения;

- актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;

- стимулировать студентов к самостоя­тельной исследовательской работе;

- развивать способность выделять глав­ное и умение концентрироваться на сути проблемы;

- развивать познавательную активность студентов;

- развивать и совершенствовать способ­ность студентов мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;

- развивать коммуникативную культуру;

- овладевать навыками самопрезентации и публичного выступления;

- развивать способность студентов рабо­тать в команде;

- развивать творческий потенциал сту­дентов.

Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и но­вым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности образовательной технологии "Дебаты", что дает основания к ее широкому исполь­зованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального об­разования.

Литература

1. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. 2014. № 16.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. М. : центр "Эйдос" (www.eidos.ru/news/compet.htm).

3. Дьюи Дж. Школа будущего. М. : Госиздат, 1926.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996.

5. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М. : Юрайт, 2010.

6. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. М. : Бонфи, 2001.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»