Технологии приобретения компетенций при подготовке врача (опыт Казанского федерального университета)

РезюмеВ статье приведен опыт Института фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО " Казанский (Приволжский) федеральный университет" по внедрению симуляционных и виртуальных технологий в учебный процесс для освоения новых компетенций при подготовке врача. С этой целью наряду с симуляционным центром, включающим dry-lab и wet-lab, создан инжиниринговый центр медицинской науки. Также в рамках приоритетного направления САЕ "Трансляционная 7П-медицина" создана научно-исследовательская лаборатория "Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине".

Ключевые слова:• медицинское образование • симуляционный центр • компетенции

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 57-64.

DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00019


Процессы глобализации и быстрый рост международной кооперации в меди­цинском образовании, особенно в послед­нее десятилетие, не являются следствием

Болонского процесса [1]. В рамках послед­него были затронуты и активно обсужда­лись практически все предметные области высшего образования, за исключением медицины. Про медицинское высшее обра­зование не забывали, но упоминали о нем в основных документах, посвященных Болонскому процессу, лишь как об исключе­нии из общих тенденций, которые были им инициированы [2-4]. В то же время глобаль­ные реформы медицинского образования, в которые в настоящий момент вовлечены практически все страны, были иницииро­ваны и находятся под контролем Всемир­ной федерации медицинского образова­ния (ВФМО) и Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE). Одним из элементов этих реформ является принятая в Российской Федерации система аккре­дитации выпускника с целью определения соответствия уровня подготовки стандарту, необходимому для осуществления профес­сиональной деятельности. Высшее меди­цинское образование должно обеспечивать подготовку компетентных специалистов на основе умения и готовности осуществлять деятельность, адаптированную к требова­ниям динамично меняющегося рынка труда [5]. Так, вместо привычных терминов "зна­ние", "умение", "навыки" появились новые понятия: "компетенция" и "компетент­ность" [6].

Понятие "компетенция" подразумевает обобщенные способы действий, которые обеспечивают продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельно­сти. Иными словами, компетенции про­являются и обнаруживаются в социальных и профессиональных обстоятельствах, конкретных ситуациях [7, 8].

В качестве основания Федерального го­сударственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) высту­пает компетентностный подход, который направлен на повышение качества про­фессионального обучения и обновление содержания образования [9]. В современном медицинском образовании функции компетентностного подхода многогранны: повышение психологической и коммуни­кативной компетентности обучающихся, укрепление и развитие информационной и материально-технической базы вуза, психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, оптимизация учебного процесса, нацеливание преподавателей на конечный результат, а также концентрация ресурсов с целью реализации современной концепции высшего медицинского обра­зования России.

В настоящее время в медицинском вузе образовательный процесс направлен на формирование профессиональной компе­тентности, основные положения которой изложены в квалификационных характе­ристиках врачей-специалистов.

Новые реалии медицинского образо­вания:

- введение нового ФГОС ВО (формирова­ние профессиональных компетенций);

- формирование новой системы непре­рывного профессионального развития (с отменой интернатуры с 2017 г. и обу­чения в клинической ординатуре раз­ной продолжительности);

- материально-техническое переоснаще­ние объектов здравоохранения (в том числе создание центров высокотехно­логичной медицинской помощи).

Традиционная система практической подготовки медицинских кадров в России по программам высшего и дополнитель­ного профессионального медицинского образования не вполне отвечает вопросам безопасности пациентов при оказании ме­дицинской помощи, в чем противоречит положениям Федерального закона Рос­сийской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Для создания условий по формирова­нию и оценке компетентности учащихся, наряду с обязательным обучением у посте­ли пациента, необходимо шире использо­вать возможности симуляционного обуче­ния. В настоящее время симуляционный тренинг закреплен в Российском здраво­охранении законодательно. Его, в частно­сти, регламентируют Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказ Минздрава № 30 от 15 января 2007 г. "Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних ме­дицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи граж­данам". Большинство медицинских вузов в России уже имеет центры практических навыков, оборудованные тренажерами, фантомами, манекенами, моделями и др. Некоторые центры страны имеют самое современное оборудование, включая ро­ботов и виртуальные симуляторы. Тем не менее нет единых методик и стандартов симуляционного обучения, принятых на общероссийском уровне, наблюдается несогласованность отдельных программ между дисциплинами и отсутствие преем­ственности курсов [10].

В начале 2012 г. было создано Россий­ское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД). В РОСОМЕД объединили свои усилия энтузиасты и еди­номышленники - профессионалы в обла­сти подготовки медицинских кадров без рисков для пациента и врача, с помощью симуляционных технологий [10, 11].

Весной 2013 г. при Министерстве здраво­охранения Российской Федерации был создан Комитет по Непрерывному меди­цинскому образованию. Предприняты первые шаги по разработке отечественных стандартов симуляционного тренинга, предложены новые классификации обору­дования и симуляционно-аттестационных центров [10]. Симуляционные методики прочно вошли в систему медицинского образования, став неотъемлемой частью подготовки кадров здравоохранения. Не­обходимо отметить, что симуляционное обучение ни в коей мере не заменяет, а только дополняет подготовку к реаль­ной клинической практике. При этом оно обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения молодых врачей от­дельным навыкам; регулярную тренировку для опытных специалистов в редких кли­нических ситуациях, отработку взаимодей­ствия команды профессионалов, усвоение правил эффективного общения.

Согласно приказу Министерства здраво­охранения и социального развития Рос­сийской Федерации № 30 от 15 января 2007 г. "Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам", к ока­занию медицинской помощи гражданам допускаются студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, но и отработавшие практиче­ские навыки, приобретенные на муляжах.

Симуляционный тренинг по сравне­нию с традиционной системой подготовки имеет значительное преимущество, заклю­чающееся в возможности многократной отработки упражнений и определенных действий, доведения их до автоматизма, а также обеспечения объективного контро­ля качества оказания медицинской помо­щи по результатам выполнения тренинга. При этом количество повторов и длитель­ность симуляционных тренингов не огра­ничены, а разнообразие клинических сце­нариев, в том числе моделирование редких клинических случаев, позволяет снизить стресс, возникающий у молодых специ­алистов при проведении первых вмеша­тельств на реальных пациентах.

Организация симуляционного обуче­ния возможна не только на отдельных ка­федрах, но и в специализированных цен­трах симуляционного обучения. Выделены преимущества обучения в симуляционных центрах: междисциплинарная интеграция, унифицированный подход, техническая и методическая поддержка, перекрестный контроль уровня подготовленности.

Симуляционное обучение включает:

1) этапность - освоение практических навыков и умений. Обучение начинается на простейших фантомах и заканчивается на высокотехнологичных роботах;

2) модульность - учебная программа де­лится на учебные модули. Завершение учеб­ного модуля и переход к следующему проис­ходит только после освоения практических навыков и доведения умений до автома­тизма. Результат подтверждают объективны­ми параметрами при работе на симуляторах;

3) ориентированность на результат - процесс обучения направлен на приоб­ретение студентами практических умений и навыков, необходимых для самостоя­тельной врачебной деятельности;

4) мультидисциплинарность позволяет формировать клиническое мышление бу­дущего врача.

Таким образом, ведущим требованием к обучению является приближение ими­тации профессиональной деятельности во время симуляционного тренинга к реаль­ности с высокой степенью достоверности, индивидуального контакта преподавателя с обучающимся при приобретении компе­тенций по выбранным темам (наставниче­ство). В условиях специализированного цен­тра подобная организация симуляционного обучения обеспечивает в учебном процессе унифицированный подход и мультидисциплинарную интеграцию, техническую и методическую поддержку. При этом профессорско-преподавательский состав симуляционного центра организует и обе­спечивает разработку, освоение и апроба­цию образовательных программ симуляционного обучения, стандартов объективной оценки приобретенных обучающимися на­выков, порядок допуска их к выполнению манипуляции на пациенте.

Согласно требованиям ФГОС ВО, при обучении студентов в медицинском вузе следует уделять больше внимание овла­дению ими практическими навыками. Это способствовало созданию в Институт фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" в 2013 г. перво­го этапа симуляцмионного центра (dry-lab) общей площадью 1851 м2, состоящего из нескольких блоков: учебные комнаты (8), блок обучения базовым практическим умениям, учебный виртуальный госпи­таль (519 м2), виртуальное место дорожно-транспортного происшествия и инжини­рингового Центра медицинской науки.

В 2017 г. создан второй этап симуляционного обучения - учебный центр экспе­риментальной медицины (wet-lab), который состоит из вивария, операционного блока (3 операционные комнаты, предоперацион­ная) и вспомогательных помещений. Wet-lab предназначен для освоения практических навыков с использованием нативных тканей, органов и живых животных. Операционные предназначены для освоения навыков от­крытой хирургии и лапароскопической хи­рургии, микрохирургии и др. Тренинг в ла­боратории экспериментальной медицины улучшает мануальные навыки обучающихся.

Для проведения занятий имеются учеб­ные комнаты, оборудованные мультимедийными экранами и проекторами. Чис­ло обучающихся в группе - 8-10 человек. Структура каждого занятия общеприня­тая и включает 6 этапов: I - тестирование исходного уровня знаний; II - брифинг; III - работа в симуляционном центре; IV - дебрифинг: V - заключительное тестиро­вание; VI - подведение итогов с аноним­ным анкетированием.

Созданный региональный инжини­ринговый центр медицинских симуляторов "Центр медицинской науки" ведет разработку медицинских симуляторов по 32 специальностям. В структуре ин­жинирингового центра функционируют 3 лаборатории: "разработка и инженерия", "клинические случаи и методики", "апро­бация и тестирование". Все лаборатории оснащены современным оборудованием и открыты для проведения инициативных исследований и разработок.

Также в рамках приоритетного направле­ния САЕ "Трансляционная 7П-медицина" создана научно-исследовательская лабо­ратория "Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине". Лаборатория занимается разработкой математических моделей базовых манипуляций для реали­заций виртуальных открытых хирургиче­ских операций и инструментария средств обратной связи широкого спектра видов отдачи с высокой иммерсивностью в вир­туальных средах. В процессе работы эти исследования должны воплотиться в ком­плекс высокореалистичных тренажеров виртуальных открытых хирургических операций, комплекса реабилитационных тренажеров с использованием сенсоров - дальномеров или обработкой данных ви­деопотока.

Целью создания центра стало повы­шение качества практической подготов­ки к реальной клинической практике студентов-медиков, будущих ординаторов и врачей-курсантов безопасно для пациен­тов путем использования современных тех­нологий освоения практических навыков, специальных фантомов, муляжей и трена­жеров, а также компьютерных симуляторов, обеспечивающих создание моделей виртуальной реальности медицинских вме­шательств и процедур. Также в Институте фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" в 2014 г. была создана кафедра неотложной медицинской помощи и симуляционной медицины.

На базе кафедры и симуляционного центра не только медики, но и все студенты ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) фе­деральный университет" проходят 8-часовой цикл по оказанию первой помощи в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятель­ности" (3500-4000 студентов ежегодно). Учебная программа подготовки студентов-немедиков соответствует приказу Мини­стерства здравоохранения и социального развития № 477н от 4 мая 2012 г. "Об утверж­дении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня ме­роприятий по оказанию первой помощи". В октябре 2017 г. в рамках Всероссийской конференции "Оказание скорой неотлож­ной медицинской помощи на современ­ном этапе. Достижения и перспективы" (приказ Министерства здравоохранения РФ № 260 от 26 мая 2017 г.) была проведе­на (совместно с НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и РОСОМЕД) олим­пиада по оказанию первой помощи среди студенческих команд медицинских и не­медицинских вузов России. В олимпиаде приняли участие 16 команд медицинских вузов и 8 команд немедицинских вузов. Принято решение о ежегодном проведе­нии подобных мероприятий.

В симуляционном центре сформиро­вана модель учебного процесса по отра­ботке практических навыков. Обучение студентов проводится по следующим на­правлениям: уход за пациентом, безопас­ность жизнедеятельности, организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, хирургия, вклю­чая лапароскопию, акушерство и гине­кология, терапия, анестезиология и реа­ниматология. Предусмотрено освоение базовых общеврачебных и специальных навыков. Центр оснащен самыми совре­менными средствами обучения и симуляционными технологиями: тренажерами, роботами-симуляторами и манекенами-имитаторами, моделями-муляжами, а так­же реальным оборудованием (аппаратом искусственной вентиляции легких, де­фибриллятором, электрокардиографом, ларингоскопами, хирургическими и аку­шерскими инструментами, тонометрами, стетоскопами и т.п.).

Процесс обучения и отработки прак­тических навыков записывается на видео­камеры. В симуляционном центре создана специализированная система видеозапи­си и видеоархивирования, позволяющая проводить дебрифинг, а также создавать портфолио студента на специализирован­ном образовательном видеопортале. Про­смотр обучающимися записанных занятий позволяет устранить типичные ошибки и объективизирует оценки.

Все студенты медицинского профиля проходят учебную практику по уходу за па­циентами в симуляционном центре.

Чтобы студенты четко овладевали практическими манипуляциями на симуляционной технике, была поставлена за­дача создания единой методики обучения для всех клинических дисциплин. С этой целью часть учебных часов по клиническим дисциплинам передается на кафедру неотложной помощи и симуляционной медицины.

Контроль освоения практических на­выков осуществляется с применением чек-листов (листов экспертной оценки). Работа на муляжах по чек-листам позво­ляет преподавателю объективно оценивать практическую подготовку обучающихся и указывать им на конкретные ошибки, выявляемые при текущем контроле. Сту­денты в ходе практического занятия имеют возможность неограниченно отрабаты­вать практические навыки с применением чек-листов, а также проводить работу над ошибками с преподавателем.

Таким образом, имеющийся опыт симуляционного обучения доказывает, что осуществлять симуляционное обучение рационально по группам компетенций, сформированных в отдельные стандартные учебные модули. При этом модуль включа­ет различные формы информации и обуче­ния, а также, будучи структурной единицей обучения, встраивается и определяет по­строение указанных форм обучения. Ины­ми словами, основной задачей модуля вы­ступает междисциплинарная интеграция.

Результаты проведенных симуляционных курсов показали, что данная фор­ма обучения вызывает активный интерес обучающихся. Так, студент, прошедший симуляционный курс обучения, прово­дит самооценку теоретической подго­товки к предстоящей производственной практике и профессиональной деятельно­сти, стимулирует себя к дополнительно­му самостоятельному обучению в случае выявления недостаточных знаний и оце­нивает свои общекультурные и профес­сиональные компетенции в условиях, максимально приближенных к реальным. Преподаватель, проводящий симуляционный курс, оценивает качество подготовки обучающихся к самостоятельной профес­сиональной деятельности и при необходи­мости вносит коррективы в теоретический курс обучения с целью совершенствования базовой подготовки и акцентирования обучающихся на аспекты работы в период прохождения практики.

Таким образом, симуляционная обра­зовательная программа позволяет в реаль­ном времени моделировать клинические неотложные состояния, адаптировать обу­чение под конкретные задачи, объективно оценивать исходный уровень профессиональной подготовки, достигать высшей эффективности обучения клинической диагностике, повышать уровень компетен­ций, сформировать и закрепить практиче­ский навык без последствий для здоровья пациента, тем самым предотвращая оши­бочные действия будущих врачей в ургентных ситуациях.

Работа выполнена за счет средств суб­сидии, выделенной ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный универ­ситет" для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности (18.4495.2017/5.1).

Литература

1. Christensen L. The Bologna Process and medical education // Med. Teach. 2004. Vol. 26, N 7. P. 625-629.

2. Haug G., Kirstein J. Trends in Learning Structures in Higher Education. Brussels : Confederation of European Union Rectors' conferences and the Association of European Universities, CRE, 1999.

3. Haug G., Tauch C. Trends in Learning Structures in Higher Education (II). Helsinki : National Board of Education, 2001.

4. Reichert S., Tauch C. Trends 2003. Progress towards the European Higher Education Area. Brussels : EUA, 2003.

5. Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Маркелова Н.М., Пахомова Р.А. и др. Роль обучения в формировании профессиональных компетенций при изучении курса общей хирургии и офтальмологии // Соврем. пробл. науки и образования. 2015. № 2-1. С. 117-118.

6. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М. : МПСИ, ФИРО, 2005. 82 с.

7. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблеме образова­ния? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.

8. Иванов ДА. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007. 32 с.

9. Давыдов Е.Л. Компетентный подход в подготовке специалистов: образовательные технологии // Ин­новационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика : мате­риалы конф. Красноярск, 2010. С. 173-176.

10. Горшков М.Д., Найговзина Н.Б., Филатов В.Б. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении // Виртуальные технологии в медицине. 2013. № 1. С. 8.

11. II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. [Электрон­ный ресурс]. М., 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?id=3288&event_id=16.