Влияние обучения взаимодействию с пациентами на эффективность учебного процесса на клинической кафедре

РезюмеВ статье представлены материалы обучения студентов на практических занятиях стоматологических дисциплин, которые проводились с учетом ориентированности на практику. Учет коммуникативных способностей студентов при проведении занятий повысил интерес к изучению дисциплины. Результаты исследований показывают, что усвоение учебного материала увеличивалось при проведении занятий в представленном виде.

Ключевые слова:• коммуникация • коммуникативные способности • стоматология

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 51-56.

Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Об этом нам гласит ст. 69 закона № 323-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2016 г. Одним из этапов аккредита­ции является оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

В связи с этим в образовательных учреждениях различной формы собственности появились симуляционные центры, позволяющие студентам проходить спе­циализированное обучение для успешной сдачи итоговых экзаменов (объективного структурированного клинического экза­мена - ОСКЭ) и лучшей практической подготовки.

Традиционно основой обучения в симуляционном центре является имитационная (учебно-ролевая) игра, где роль пациента играют манекены, тренажеры, компьюте­ризированные симуляторы, а также спе­циально подготовленные люди - симули­рованные пациенты [1]. Каждое из этих специальных средств обучения уместно на своем этапе подготовки.

Поскольку общение с пациентом явля­ется неотъемлемым аспектом деятельно­сти любого врача и медицинской сестры, очень важно делать акцент на его необхо­димости при клиническом обучении.

В.В. Колягин в своем пособии для вра­чей "Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа" приводит слова русского психиатра Владимира Петровича Сербского: "Врач имеет дело не с болезня­ми, а с больными, из которых каждый бо­леет по-своему" [2].

Несомненным является тот факт, что для больного принципиально важным яв­ляется создание психологически благопри­ятной среды. Одним из основных навыков, используемых врачами в повседневной клинической практике, являются комму­никативные навыки, т.е. навыки общения. Коммуникативные способности у врачей весьма различны, если одним не состав­ляет никакого труда найти общий язык и войти в доверие к больному, то для дру­гих, наоборот, общение с пациентами бы­вает своего рода источником постоянного нервного стресса, что, в свою очередь, слу­жит предпосылкой к развитию синдрома профессионального выгорания, падению профессиональной мотивации [3].

Эффективность лечебно-диагностичес­кого процесса, степень удовлетворенности пациента оказанной ему помощью, оценка пациентом профессионализма врача, эконо­мическая эффективность системы здраво­охранения в целом во многом определяют­ся способностью правильного построения общения врача с пациентом [2].

Практикующим врачам необходимо постоянное совершенствование своих зна­ний и практических навыков в области эф­фективной коммуникации.

Компетентность в профессиональной сфере формируется на основе базовых ме­дицинских знаний и навыков, а именно:

1) способности приобретать и исполь­зовать знания;

2) интеграции знаний с помощью кли­нического мышления;

3) реализации и передачи знаний в процессе коммуникации с пациентом и коллегами;

4) руководства этическими принципа­ми [4].

В Российской Федерации традицион­ным является отдельное обучение этике и клинической психологии, которое пре­имущественно происходит в виде обсуж­дения теоретических аспектов, а навыки коммуникации получаются врачом обыч­но стихийно и благодаря долгой практике. Обучение происходит путем проб и оши­бок, а опыт приходит только с годами. При этом обучение врача коммуникативным навыкам и тренировка в данной области способствуют личностному росту, повы­шают степень удовлетворенности своей повседневной работой и профессией в це­лом. Многие из приобретенных навыков общения оказываются полезны и за рам­ками профессии, в обыденной жизни [5].

Современная медицина предъявляет вы­сокие требования к квалификации врачей, в том числе и в коммуникативной сфере, и накопления жизненного опыта явно не­достаточно для высокого уровня профес­сионализма.

А.А. Сонькина, врач-педиатр, имеющая многолетний опыт в паллиативной помо­щи детям и амбулаторной педиатрии, от­мечает, что у большинства врачей установ­ки правильные, однако навыки общения не выработаны, так как их никогда этому целенаправленно не учили [6]. Из-за этого "пациент часто чувствует себя обиженным и оскорбленным, хотя врач хорошо к нему относится" [6]. Как и любое практическое обучение, обучение навыкам общения наиболее эффективно, когда учебная си­туация позволяет провести практическую отработку изучаемых навыков, поэтому во всем мире "золотым стандартом" обучения навыкам общения для врачей являются тренинги с участием симулированных па­циентов - специально подготовленных лиц с актерскими способностями, выпол­няющих две основные задачи:

1) с максимально возможной реали­стичностью играть роль пациента;

2) дать обучающемуся обратную связь после игры, рассказывая о своем восприя­тии произошедшего и связанных с этим эмоциональных переживаниях, аналогич­ных тем, которые испытывают реальные пациенты.

Изучая опыт коллег из симуляционных центров (в частности учебно-виртуального комплекса "Mentor Medicus" при ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сече­нова" Минздрава России), мы выяснили, что при работе с симулированными паци­ентами студенты в недостаточном объеме владеют клиническими знаниями, чтобы аргументированно общаться с пациентами, используя коммуникативные навыки.

Таким образом, видя потребность в ор­ганизации обучения коммуникативным навыкам, в НОУ ВО "Дагестанский ме­дицинский стоматологический институт" было принято решение начать внедрение системы коммуникативного обучения. Экспериментальный курс был добавлен в программу обучения на кафедре стомато­логических дисциплин.

Целью экспериментального курса было увеличение интереса студентов к изуче­нию стоматологических дисциплин. Для этого основу обучения составила учебно-ролевая игра.

Одной из основных причин, которая побудила нас к этому, является рутин­ность учебного процесса, когда студенты изо дня в день, изучая стоматологические дисциплины, сталкиваются с единообраз­ными дидактическими приемами: кон­троль присутствующих, устное обсуждение темы занятия, подведение итогов текущего и ориентация в теме следующего занятия. Введение такого интерактивного метода как учебно-ролевая игра должно было по­высить мотивацию студентов к обучению.

Суть игры заключалась в следующем. Студентам 5-го курса стоматологического факультета было предложено на занятии имитировать реальную ситуацию из кли­нической практики. Один из студентов выступал в роли пациента, обратившегося в клинику ортопедической стоматологии.

Соответственно, он должен был предъяв­лять жалобы, характерные для данной кли­нической ситуации (рис. 1).





















Другой студент выступал в роли врача, к которому обратился симулированный па­циент. Он должен был собрать анамнез, по­ставить диагноз и составить план лечения.

Студентам, исполняющим обе роли, было дано четкое задание. Например, па­циент должен был в силу различных обсто­ятельств настаивать на определенном виде ортопедической конструкции, более бюд­жетной. Врачу, в свою очередь, необходимо было предлагать оптимальную ортопеди­ческую конструкцию, исходя из клиниче­ской ситуации, но рассказывать пациенту об этом, учитывая его пожелания.

Таким образом, удавалось имитиро­вать реальную ситуацию, когда пациент не очень понимает все тонкости ортопедиче­ского лечения, а врач, принимая во внима­ние сложившуюся ситуацию, должен был найти подход к пациенту и убедить его со­гласиться с его планом лечения (рис. 2).























На первых занятиях студенты не очень охотно принимали участие в симуляционной игре, однако к концу курса практиче­ски все обучающиеся изъявляли желание сыграть роль врача или пациента. Особен­но следует отметить, что в ситуации роле­вой игры студенты, видя, что для обосно­вания "пациенту" нужного плана лечения и достижения успеха недостаточно знаний, самостоятельно стали искать дополнитель­ные источники знаний.

Преподаватель выступал в роли наблю­дателя, вступая в полемику лишь при воз­никновении затруднительных ситуаций (рис. 3).























В результате внедрения эксперимен­тального курса коммуникативного обуче­ния мы получили следующие результаты:

- студенты охотнее шли на занятия, что выражалось в своевременном присут­ствии на занятии;

- повышение интереса к теме в виде вопросов, которых было в разы больше, что свидетельствует о том, что тема разбиралась и шел процесс подготовки к занятию;

- отведенного на занятия времени, как правило, стало не хватать, так как сту­денты жаждали получения новых зна­ний путем имитации новых реалистич­ных клинических ситуаций.

Обучение взаимодействию с паци­ентом стимулирует интерес студентов, повышает интерес к предмету, дисци­плину и ответственность, вырабатыва­ет клиническое мышление, что очень важно в дальнейшей профессиональной деятельности. Постановка работы таким образом, на наш взгляд, дает положи­тельные результаты и совершенствует уровень подготовки будущих специали­стов, что позволяет сделать вывод о по­вышении эффективности учебного про­цесса на нашей кафедре.

Литература

1. Шубина Л.Б. Имитационное обучение в центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 3 (5). С. 85-91.

2. Колягин В.В. Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа : пособие для врачей. Иркутск, 2012. 63 с.

3. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. СПб. : Речь, 2008. 272 с.

4. Телеуов М.К. Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность. Коммуника­тивные навыки: методические рекомендации. Караганда, 2010. 46 с.

5. Евсегнеев Р.А. Психиатрия для врачей общей практики. Минск : Беларусь, 2001. 430 с.

6. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 101-107.

7. Silverman J., Draper J., Kurz S. Skills for Communicating with Patients. 3rd ed. Oxford University Press, 2013.