Проектирование рабочей программы новой дисциплины "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения

Резюме

С введением новых Федеральных государственных обра­зовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по различным направлениям под­готовки врачей вузы ведут разработки новых и усовер­шенствование действующих рабочих программ, которые должны учитывать требования профессиональных стан­дартов специалистов медицинского профиля, вводимых Министерством труда и социальной защиты РФ. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех введенных стандартов в требованиях к образованию и обучению врачей указаны правовые состав­ляющие. Особенно остро стоит вопрос об ответственности врачей и медицинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) имеется множество со­ставов административных правонарушений, субъектами которых выступают медицинские организации и медра­ботники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфере медицинской и фар­мацевтической деятельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомлен­ность медицинских работников нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудни­ков к административной ответственности.

В связи с актуальностью задачи подготовки врачей в области административного права в учебный процесс ФГБОУ ВО "Кубанский государственный медицинский универси­тет" Минздрава России (ФГБОУ ВО КубГМУ) введена новая дисциплина "Административно-правовое регули­рование медицинской деятельности", которая не имеет примерной учебной программы, разработанной соответ­ствующим Учебно-методическим объединением (УМО) и утвержденной Минобрнауки РФ. Данная дисциплина включает 2 модуля и преподается на VI курсе обучения врачей-педиатров, врачей-лечебников и на V курсе врачей-стоматологов. Модуль 2-й новой дисциплины - "Вопросы административной ответственности" - разработан препо­давателями кафедры судебной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ адми­нистративных правоотношений в здравоохранении, анализ административно-правового статуса медицинских органи­заций и их работников применительно к вопросам адми­нистративной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Результаты. Разработана рабочая программа дисциплины по модулю "Вопросы административной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем моду­ля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекцион­ные, практические занятия и самостоятельную работу. Выделены и наполнены содержанием компетенции, фор­мируемые при изучении дисциплины. Разработано мето­дическое обеспечение учебного процесса: тексты и презен­тации лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов.

Заключение. Представленные учебно-методические мате­риалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопро­сам медицинского права.

Ключевые слова:• рабочая программа • компетенции • медицинская деятельность • административная ответственность

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 42-50.

DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00017


В современной медицине наряду с безу­держным реформированием системы здравоохранения невероятно быстро сме­няются государственные образовательные стандарты высшего медицинского образова­ния. С введением новых ФГОС ВО третье­го поколения по различным направлениям подготовки врачей вузы активно ведут разра­ботки новых и усовершенствование действу­ющих рабочих программ. Поскольку рабочая программа - это основной документ, опреде­ляющий содержание преподаваемой дисци­плины, ее качество в значительной степени определяет и качество преподавания.

При этом лавинообразно возрастает количество нормативных документов, ре­гулирующих сферу оказания медицинской помощи и медицинских услуг, усиливается прессинг карающих санкций, грозящих медицинским организациям и врачам за любые нарушения порядка оказания ме­дицинской помощи, стандартов, клиниче­ских протоколов и т.д. Если к этому доба­вить стремительный рост числа обращений недовольных пациентов (и их родствен­ников) в государственные органы власти, в правоохранительные органы, то проблема вооружения медиков правовыми знаниями приобретает первостепенный характер [1]. Сегодня в правовом пространстве проис­ходят такие стремительные изменения, и правовая грамотность медицинского ра­ботника настолько востребована, что на­чинает занимать все более важное место в квалификационных характеристиках.

В последние годы Министерство труда и социальной защиты РФ ввело профес­сиональные стандарты - "врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (приказ от 21 марта 2017 г. № 293н), "врач-педиатр участковый" (приказ от 27 марта 2017 г. № 306н), "врач-стоматолог" (приказ от 10 мая 2016 г. № 227н) и др. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех специалистов в требованиях к образованию и обучению указаны правовые составляющие. Так, врач-педиатр участковый должен отвечать следующим требованиям: "Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принци­пов врачебной этики и деонтологии в ра­боте с пациентами, их законными пред­ставителями и коллегами. Соблюдение законодательства в сфере охраны здоро­вья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплат­ной медицинской помощи" [2]. Врач-лечебник, кроме вышеперечисленного, еще должен знать трудовое законодатель­ство Российской Федерации [3].

Таким образом, сама жизнь заставляет медицинских работников (любого уровня) получать профессионально ориентирован­ные юридические знания. Несомненно, что додипломное медицинское образова­ние должно отражать правовой аспект ме­дицинской деятельности. Необходимость правовой подготовки врачей неоднократ­но подчеркивали ведущие специалисты в области медицинского права и судебной медицины [4, 5]. Особенно остро стоит во­прос об ответственности врачей и меди­цинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи.

Следует указать, что правонарушения в сфере здравоохранения регламентируют­ся различными отраслями права: уголов­ным (преступления), административным, гражданским и трудовым. Основное вни­мание традиционно уделяется гражданско-правовой и уголовной ответственности. Административная ответственность оста­ется как бы в тени. В то же время, как от­мечают многие юристы, КоАП РФ стал самым применяемым законом [6], причем имеется множество составов администра­тивных правонарушений, субъектами ко­торых так или иначе могут выступать ме­дицинские организации и медработники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфе­ре медицинской и фармацевтической дея­тельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомленность медицинских работни­ков нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудни­ков к административной ответственности.

В связи с актуальностью задачи подго­товки врачей в области административного права в учебный процесс КубГМУ введена дисциплина "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности", которая разделена на два модуля. Мо­дуль 2-й новой дисциплины - "Вопросы административной ответственности" раз­работан преподавателями кафедры судеб­ной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ администра­тивных правоотношений в здравоохране­нии, анализ административно-правового статуса медицинских организаций и их работников применительно к вопросам административной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Разви­тие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей, причем наблюдается явное смещение акцентов в сферу защиты прав пациентов как потребителей меди­цинских услуг и выявления администра­тивных правонарушений в деятельности медицинских организаций.

Целью данной работы явилось проек­тирование рабочей программы дисципли­ны "Административно-правовое регули­рование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной от­ветственности" в соответствии с задачами формирования обязательных компетенций. Компетенции, представленные в ФГОС ВО третьего поколения, имеют общий характер и не наполнены конкретным содержанием. Ответственность врача за результаты своей профессиональной деятельности в компе­тенциях не представлена, хотя это важней­шее условие оказания медицинской помощи (медицинских услуг) [7].

Материал и методы

Использованы информационно-поис­ковые методы, определяемые требования­ми к составлению рабочих программ по ФГОС ВО третьего поколения и методы анализа судебной практики по материалам административных дел, субъектами кото­рых выступали медицинское организации и медицинские работники.

Проведен анализ компетенций, пред­ставленных в ФГОС ВО по направлениям подготовки: 31.05.02 Педиатрия [квалифи­кация (степень) "специалист"] - приказ Минобрнауки РФ от 17.08.2015 г. № 853; 31.05.01 Лечебное дело [квалификация (сте­пень) "специалист"] - приказ Минобрнауки РФ от 9.02.2016 г. № 95; 31.05.03 Стома­тология (уровень специалитета) - приказ Минобрнауки РФ от 9.02.2016 г. № 96.

Результаты

Единственной компетенцией с упоми­нанием ответственности врача оказалась компетенция ОК-4 - "Способность дей­ствовать в нестандартных ситуациях, не­сти социальную и этическую ответствен­ность за принятые решения". Если учесть, что все виды ответственности являются формой социальной ответственности, то юридическая, а следовательно, и админи­стративная ответственность определяется как специфический вид социальной ответ­ственности за счет ее связи с государствен­ным принуждением. Поэтому мы опреде­лили планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенции) по специфиче­ским способностям и готовности к приме­нению полученных знаний.

В результате изучения учебной дисци­плины обучающиеся должны:

- знать:

- правовое регулирование медицин­ской деятельности. Административное право в системе правового обеспечения охраны здоровья. Нормы здраво­охранительного законодательства, за нарушение которых устанавливается административная ответственность медицинских организаций и медра­ботников. Специфические черты административных правоотношений. Субъекты административного права;

- понятие административного правона­рушения и административной ответ­ственности. Административный деликт, состав административного правонару­шения. Освобождение от администра­тивной ответственности в случаях край­ней необходимости и признания в уста­новленном порядке лица невменяемым. Виды административных наказаний, применяемые к медицинским работ­никам и медицинским организациям: предупреждение; административный штраф; дисквалификацию; администра­тивное приостановление деятельности; обязательные работы;

- административную ответственность за необеспечение прав граждан на охра­ну здоровья. Невыполнение медицин­ской организацией обязанности об информировании граждан о возможно­сти получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания граж­данам медицинской помощи и терри­ториальных программ государствен­ных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Невыполнение медицинской органи­зацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам меди­цинской помощи, обязанности о пре­доставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях ока­зания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания граж­данам медицинской помощи. Правила предоставления медицинскими орга­низациями платных медицинских услуг. Административную ответствен­ность при несоблюдении правил;

- административно-правовую защиту права пациента на выбор врача и выбор медицинской организации. Отказ в прикреплении на медицинское обслу­живание. Административную ответ­ственность при нарушении прав паци­ентов на защиту сведений, составляю­щих врачебную тайну. Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотре­но федеральными законами, несвое­временное ее предоставление либо пре­доставление заведомо недостоверной информации. Нарушение прав пациен­та на согласие и отказ от медицинско­го вмешательства. Право пациента на информацию о состоянии своего здо­ровья и доступ к медицинским доку­ментам. Новый порядок ознакомления пациента с оригиналами медицинской документации о состоянии здоровья. Право пациента на видеозапись меди­цинского вмешательства;

- обязанности медицинских работников и ограничения, налагаемые на них. Административное урегулирование конфликта интересов при осущест­влении медицинской деятельности. Нарушение права больного на облег­чение боли как оказание услуг ненад­лежащего качества или с нарушением установленных законодательством тре­бований. Постановку ошибочного диа­гноза как нарушение права пациента на информацию о состоянии своего здоровья. Запрет на выполнение меди­цинских вмешательств без согласия пациента. Нарушение права пациента на получение информированного добровольного согласия на медицин­ское вмешательство;

- недопустимость отказа в оказании меди­цинской помощи. Административную ответственность за отказ в оказании медицинской помощи;

- нарушение требований законода­тельства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного пре­рывания беременности. Нарушение законодательства в области обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Положения о порядке занятия народной медици­ной и получении разрешения на заня­тие народной медициной на террито­рии Краснодарского края, согласно приказу МЗ КК от 19 октября 2015 г № 5961. Административное правона­рушение по ст. 6.2 КоАП "Незаконное занятие народной медициной". Административное правонарушение по ст. 6.33 КоАП "Обращение фальсифи­цированных, контрафактных, недобро­качественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок";

- нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изде­лий. Административную ответствен­ность за "Непредставление сведений или представление заведомо недосто­верных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляю­щий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения";

- информационные правоотношения в здравоохранении, понятие и сущность документа, правовое и эксперт­ное значение медицинской документа­ции, требования к ведению медицин­ской документации, ответственность медучреждений и должностных лиц за ненадлежащее ведение документов; ответственность врача за некачествен­ное и неправильное оформление меди­цинской документации;

- уметь:

- анализировать научную юридическую литературу и официальные норма­тивные документы законодательства в здравоохранении;

- владеть:

- навыками работы с законами и подзаконными актами в сфере административно-правового регулиро­вания медицинской деятельности.

Еще одна серьезная проблема совре­менного здравоохранения - ответствен­ность граждан и пациентов в сфере охраны здоровья. Правам пациентов и ответствен­ности за нарушение прав уделено большое внимание, в то время как вопросы ответ­ственности самих граждан и пациентов за сохранение собственного здоровья в пра­вовом отношении освещаются явно недо­статочно. Между тем именно администра­тивное право позволяет разобраться в этой проблеме.

В рабочую программу нашей дисциплины мы включили компетенцию ПК-9 - "Го­товность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими форма­ми...". У стоматологов - "...с различными стоматологическими заболеваниями...". Показателями достижения готовности к ле­чению пациентов нами определено, что сту­денты должны:

- знать:

- ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ "Об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации" "Обязанности граждан в сфере охраны здоровья";

- регулирование обязанностей граж­дан в сфере охраны здоровья адми­нистративно-правовыми средствами. Административную ответственность за немедицинское употребление наркоти­ческих средств - "Потребление нар­котических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоак­тивных веществ";

- "Уклонение от прохождения диагно­стики, профилактических мероприя­тий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реа­билитации в связи с потреблением нар­котических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоак­тивных веществ" - ст. 6.9.1 КоАП;

- обязанность граждан проходить меди­цинские осмотры. Ответственность за непрохождение периодических медос­мотров и за допуск работника к испол­нению трудовых обязанностей без про­хождения обязательного периодиче­ского медицинского осмотра;

- обязанность граждан, страдающих забо­леваниями, представляющими опасность для окружающих, проходить медицин­ское обследование, лечение и занимать­ся профилактикой. Административное правонарушение по ст. 6.1 КоАП РФ "Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения". Обязанности пациентов, больных туберкулезом. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гиги­енических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэ­пидемических мероприятий;

- обязанность граждан, находящихся на лечении, соблюдать режим лече­ния и соблюдать правила поведе­ния в медицинских организациях. Административную ответственность за: употребление спиртных напитков на территории медицинской организации (ст. 20.21 КоАП); курение табака (ст. 6.24 КоАП); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.29 КоАП); побои (ст. 6.1.1 КоАП); оскорбления меди­цинского персонала (ст. 5.61 КоАП); повреждение имущества (ст. 7.17 КоАП); организацию и участие в проведении азартных игр (ст. 14.1.1 КоАП); наруше­ние законодательства в области обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (ст. 6.3 КоАП); выбрасывание мусора в местах, не предназначенных для этого (ст. 6.4 КоАП); использование электри­ческих приборов, таких как утюг, плит­ки, кипятильники, телевизоры (ст. 7.19 КоАП) и т.д.;

- уметь:

- применять знания прав и обязанно­стей пациентов к административно-правовым отношениям. Определять пути использования административно-правовых методов воздействия на пациентов;

- владеть:

- способами информационного поиска необходимых нормативных документов в административном законодательстве для применения в конкретных ситуа­циях взаимоотношений с пациентами.

Содержание дисциплины разработано по следующим темам, изучаемым на лек­циях и практических занятиях:

1) Правовое регулирование медицин­ской деятельности. Административное право в системе правового обеспечения охраны здоровья;

2) Административное правонарушение и административная ответственность;

3) Регулирование обязанностей граж­дан и пациентов в сфере охраны здоровья административно-правовыми средствами;

4) Защита прав пациентов админи­стративно-правовыми средствами;

5) Административно-правовое регули­рование в области прав и обязанностей медицинских работников и медицинских организаций.

Общая трудоемкость модуля 2 дисци­плины составляет 1,5 зачетных единиц -54 ч, из которых 12 ч выделено на лекцион­ный курс, 24 ч - на практические занятия и 18 ч отведено на самостоятельную работу.

Учебно-методическое обеспечение пред­ставлено изданным пособием - Мето­дические указания для внеаудиторной подготовки к практическим занятиям по дисциплине "Административно-правовое регулирование медицинской деятель­ности (вопросы административной от­ветственности)" / сост. Л.И. Ломакина, В.А. Породенко, Е.Н. Травенко, Е.И. Быстрова, А.В. Ильина. Под ред. профессора В.А. Породенко. Кубанский государствен­ный медицинский университет - Крас­нодар: КубГМУ, 2017. - 37 с. Кроме того, на занятиях студенты пользуются разда­точным материалом для самостоятельной работы в виде ситуационных задач, прове­рочных вопросов, тестовых заданий, нор­мативных документов.

Заключение

Разработана рабочая программа дисци­плины по модулю "Вопросы административ­ной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем модуля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекционные, практические заня­тия и самостоятельную работу.

Выделены и наполнены содержанием компетенции, формируемые при изуче­нии дисциплины. Разработано методи­ческое обеспечение учебного процесса: тексты и презентации лекций, планы практических занятий, задания для само­стоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов.

Представленные учебно-методические материалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопросам ме­дицинского права.

Литература

1. Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования // Медицинское право. 2013. № 3. С. 15-18.

2. Профессиональный стандарт "Врач-педиатр участковый". Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 марта 2017 года № 306н.

3. Профессиональный стандарт "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)". Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293.

4. Сергеев Ю.Д., Кузьмин С.Б. Законодательное закрепление правового статуса медицинского работ­ника - актуальная проблема // Медицинское право. 2014. № 4. С. 3-7.

5. Трусова, Л.Н., Рассказова В.Н. Правовая грамотность - защита профессиональной деятельности врача // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 1. С. 25-28.

6. Ерохина Т.В. Административная ответственность за нарушения, посягающие на здоровье граждан // Правовые вопросы в здравоохранении. 2016. № 5. С. 18-28.

7. Сенокосова Е.К. Противоречия в системе оказания медицинской помощи как детерминанты меди­цинской преступности // Вестник Омского университета. Сер. "Право". 2016. № 3 (48). С. 216-219.