Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий

РезюмеНовый этап активного внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) повышает требования к подготовке профессорско-преподавательского состава (ППС), способного дистанционно реализовывать образовательные программы. Этот вопрос решается путем повышения квалификации ППС, направленного на формирование необходимых компетенций в области технологического, методического, содержательного обеспечения сложной виртуальной образовательной среды. Однако не все преподаватели имеют достаточный базовый уровень, обладают достаточными умениями и опытом для разработки образовательных программ с применением ДОТ. Авторы исследовали технологическую готовность преподавателей к обучению с использованием ДОТ в системе непрерывного медицинского образования.

Ключевые слова:• непрерывное медицинское образование • дистанционные образовательные технологии • вебинар • электронное обучение

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 35-41.

После вступления в силу (1 сентября 2013 г.) Федерального закона "Об об­разовании в Российской Федерации", в котором четко прописано, что "при реализации образовательных программ ис­пользуются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии (ДОТ), электронное обучение" (ФЗ № 273, ст. 13), в на­шей стране начался новый интенсивный этап внедрения дистанционного обучения. Даже в медицинском образовании, относи­тельно которого на протяжении многих лет регулярно обсуждались вопросы правомер­ности использования ДОТ, теперь активно разрабатываются дистанционные курсы, развивается телемедицина, дистанционно обучаются студенты, ординаторы, аспиран­ты, повышают квалификацию врачи [1, 2].

Реализация образовательных программ с помощью ДОТ сталкивается с решением многих проблем технологического, мате­риального, методического и, конечно, ка­дрового характера. Старая и, может быть, даже банальная фраза "Кадры решают все" стала афоризмом и не потеряла своей ак­туальности, так как во все времена необ­ходимость образования и наличие профес­сиональных компетенций у работника не обсуждаются. И здесь чрезвычайно важной является готовность преподавателей к ра­боте в условиях дистанционного обучения.

Кафедра медицинской педагогики, фи­лософии и иностранных языков ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального обра­зования" Минздрава России (РМАНПО) на протяжении нескольких лет прово­дит обучение научно-педагогических ра­ботников медицинских образовательных организаций и НИИ по программе "Дис­танционное обучение в системе непре­рывного медицинского образования". На­коплен большой опыт проведения таких занятий, использованы разнообразные ва­рианты организации и проведения цикла.

В марте 2017 г. был проведен дистанцион­ный цикл в режиме вебинара для преподава­телей филиалов РМАНПО. На этапе подго­товки цикла в филиалах было организовано оповещение сотрудников, сформированы списки слушателей, разосланы расписание занятий, учебные материалы, тестовые за­дания, анкеты. На кафедре РМАНПО был назначен куратор, который отвечал за ор­ганизацию взаимодействия с филиалами, обеспечивал своевременную рассылку ин­формации, обратную связь слушателей с пре­подавателями, отвечал за согласованную работу всех участников цикла. В филиалах были назначены ответственные за проведе­ние дистанционного цикла.

Программа цикла была реализована с опорой на видеолекции (6 вебинаров) и самостоятельную работу слушателей. На видеолекциях были рассмотрены теоре­тические вопросы, в том числе технология разработки учебного модуля для дистанци­онного обучения, технология построения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), особенности организации дистан­ционного обучения в системе повышения квалификации врачей, специфика органи­зации педагогического контроля в услови­ях дистанционного обучения и др.

Вебинары проводились два раза в неделю по понедельникам и четвергам в 10:00 по мо­сковскому времени. Время занятий устраи­вало всех слушателей, находящихся в разных часовых поясах от Казани до Иркутска. Все вебинары сопровождались презентациями, которые после лекции пересылались слуша­телям. В процессе вебинаров осуществлялась обратная связь, слушатели отвечали на во­просы лектора и задавали свои вопросы по тематике занятия в чате или по аудиосвязи.

Самостоятельная работа включа­ла выполнение слушателями домашних заданий, направленных на разработку учебно-методического обеспечения дис­танционного обучения. Консультирова­ние, проверка и рецензирование заданий осуществлялись с помощью электронной почты. Использованные приемы и сред­ства обучения представлены в табл. 1.

Таким образом, условия проведения цикла предполагали, что все слушатели владеют компьютером и имеют опыт рабо­ты в Интернете, в том числе умеют пользо­ваться технологией отправления, пересыл­ки и получения электронных сообщений между компьютерами в локальных сетях и глобальной сети Интернет по протоко­лу SMTP, то есть электронной почтой. По этой причине нас заинтересовала степень готовности слушателей к участию в дис­танционном цикле и, конечно, готовности к использованию ДОТ.

Нами были разработаны специальные анкеты, которые рассылались в текстовом формате, а также в формате html, что позво­ляет реализовать автоматическую передачу результатов анкетирования в базу данных для последующей обработки и анализа.

Преподаватель, организующий учеб­ный процесс с использованием ДОТ, дол­жен понимать особенности организации удаленного занятия в режиме реального времени, использования активных прило­жений (презентаций PowerPoint, рисунков, видео), организации дискуссии с помощью чата или аудиосвязи. Именно поэтому пре­жде всего нужно было выяснить, насколько хорошо преподаватели используют совре­менные гаджеты, электронные коммуника­ции, понять уровень подготовки в области информационно-коммуникационных тех­нологий (ИКТ), использования интернет-ресурсов, наличия у преподавателей прак­тического опыта дистанционного обучения. Результаты исследования представлены на рис. 1-4.

1. Более 67% слушателей цикла обуча­лись по программам повышения квалифи­кации с использованием ДОТ (рис. 1).

Слушатели отметили, что их опыт обучения с использованием ДОТ заклю­чался в том, что им были предоставлены электронные учебники и методические пособия, доступ к подготовленным учеб­ным материалам и тестовым заданиям, слайд-лекциям. Общение с преподавате­лем в режиме online не было предусмотре­но, использовалась только электронная почта и в редких случаях телефон. Другой опыт дистанционного обучения заключал­ся в просмотре видеолекций без прямого общения с преподавателем. В процес­се обучения могла проводиться онлайн-трансляция занятия и предоставлялась возможность интерактивного общения с помощью чата и телефона.

2. У слушателей цикла есть опыт уча­стия в онлайн-семинарах по медицинской тематике, которые были размещены на различных интернет-ресурсах. Принимали участие в таких семинарах больше полови­ны слушателей цикла (рис. 2).

3. Готовность преподавателей и слуша­телей к дистанционному обучению во мно­гом определяется навыками интерактив­ного взаимодействия. К ним определенно относятся использование мобильного телефона, общение с друзьями и коллега­ми в социальных сетях или в мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.), общение по Skype, отправка SMS сразу нескольким пользователям. Результаты этого опроса отражены на рис. 3.

Большинство слушателей цикла имеют разнообразный опыт интерактивного взаи­модействия, к которому относится прежде всего использование приложений для мо­бильных устройств (смартфоны, планшеты) для общения по Интернету и обмена файлами, обеспечивающих цифрованную голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, - Skype, WhatsApp, Viber, Telegram (87 и 50%). И почти 80% об­учающихся активно используют техноло­гию приема и передачи коротких тестовых сообщений - SMS (Short Message Service) с помощью сотового телефона.

4. В качестве источника для поиска спе­циализированной информации, в том чис­ле в области профессиональных интересов, большинство слушателей использует поис­ковые системы в компьютере, в YouTube, в мобильных телефонах - 77, 77, 72% соот­ветственно (рис. 4).

В анкету было включено задание для са­мооценки, по результатам которого слуша­тели смогли оценить уровень своей готовности к использованию ДОТ с помощью шкалы Лайкерта. Результаты самооценки послужили основанием для классифика­ции и распределения слушателей по трем группам (кластерам). Для построения кластеров был использован метод класте­ризации, который носит название метода k-средних (k-means).

Мы выявили три кластера, отражаю­щих уровни готовности ППС к использо­ванию ДОТ (табл. 2).

Первый кластер характеризуется на­личием у слушателей большого опыта использования технологий интерактив­ного взаимодействия. Практически все респонденты (90%), включенные в данный кластер, зарегистрированы в социальных сетях, обмениваются файлами по e-mail, общаются по Skype (онлайн-мессенджер), отправляют текстовые сообщения или зво­нят по телефону. У подавляющего боль­шинства (95%) есть планшет. Для прослу­шивания лекции, поиска нужной и новой информации 80% слушателей данного кластера используют поисковые системы, YouTube, 50% читают блоги и почти 50% слушателей так или иначе участвуют в по­полнении "Википедии".

Только 60% слушателей, попавших во второй кластер, зарегистрированы в со­циальных сетях, для обмена информацией со своими коллегами применяют онлайнмессенджеры. Порядка 70% слушателей отправляют СМС-сообщения, активно задействуют поисковые системы в интер­нете, YouTube для просмотра лекций, ис­пользуют все возможности мобильного телефона. Более 60% респондентов поль­зуются специальными программными приложения и сайтами для поиска отзывов в Интернете для оплаты счетов или брони­рования мест. Планшет есть у почти у 40% слушателей.

Для слушателей, включенных в тре­тий кластер, характерно слабое приклад­ное применение современных технологий и средств коммуникации. Из всех доступ­ных средств чаще всего задействована воз­можность отправки текстовых сообщений с помощью мобильного телефона. У них нет iPad или другого планшета, они не ис­пользуют Интернет в личных целях, таких как покупка билетов, оплата счетов. Для интерактивного взаимодействия через Ин­тернет 67% от числа слушателей этого кла­стера применяют программу Skype, уста­новленную на компьютере. Поисковыми системами пользуются 50% слушателей, делятся информацией с друзьями, колле­гами в социальных сетях 30% слушателей данного кластера.

Слушателям было предложено оценить следующий тезис: "Использование ДОТ - это просто модное веяние времени, обу­словленное появлением новых гаджетов". С этим утверждением не согласны 79% ре­спондентов (рис. 5) Эволюция, переворот в процессах по­иска и приобретения знаний, быстрое развитие систем электронного обучения требуют нового подхода к организацион­ной схеме обучения, способам передачи знаний, а также, безусловно, готовности преподавателей к происходящим измене­ниям [3, 4].

Самостоятельный поиск профессио­нальной информации и использование для этого электронных образовательных ресурсов, библиотек, специализирован­ных медицинских порталов, навыки ин­терактивного взаимодействия являются основой для саморазвития преподавателей медицинских вузов, для повышения их мо­тивации к использованию ДОТ.

Мы считаем, что одним из побуждений преподавателей медицинских образова­тельных организаций к использованию ДОТ, к разработке дистанционных учеб­ных модулей становится накопленный положительный опыт, приобретенные компетенции в процессе работы с ком­пьютерами, современными гаджетами и их приложениями.

Слушатели получили возможность оце­нить методическое обеспечение цикла. Ре­зультаты представлены в табл. 3.

Таким образом, повышение квалифика­ции преподавателей в области ДОТ способ­ствует коррекции недостатка опыта исполь­зования электронного обучения, негативных установок, позволяет нивелировать возмож­ный сдерживающий эффект для примене­ния ДОТ в педагогическом процессе.

Литература

1. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация непрерывного медицинского образования с помощью дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7.

2. Шестак Н.В., Старостенкова Т.А., Тараканов П.Ю. Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины "Педагогика" // Медицинское образование и профес­сиональное развитие. 2016. № 3.

3. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса. М. : Альпина Паблишер, 2012.

4. Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. E-learning - обучение в сети Интернет. М. : Изд-во СГУ, 2015.