Исторический очерк стоматологического симуляционного образования

Резюме

В статье приводится исторический обзор развития симуляционного обучения с акцентом на стоматологию. Модели­рование является полезным инструментом для обучения. Оно подходит для оценки эффективности, но нет достаточ­ных доказательств влияния использования этой технологии обучения на повышение качества оказания медицинской помощи. Как известно, образовательный процесс должен содержать в себе разнообразные варианты учебных пособий для обучающихся. Это могут быть учебники и методические пособия, модели, фантомы и тренажеры разного уровня реалистичности, роботы-симуляторы и виртуальные трена­жеры. Хочется отметить, что возрастающий интерес к внед­рению симуляционного обучения должен быть связан не только с реализацией уже доступных модулей и технологий, но и с более глубоким изучением проблематики как в исто­рическом ключе, так и с точки зрения новых разработок.

Ключевые слова:• стоматология • история • симуляторы • фантомы • зубы • образование

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 29-34.

Актуальность

Активное развитие и внедрение циф­ровых технологий в образовательный про­цесс позволяют не только качественно оценить уровень полученных знаний, но и на примере обучения врача-стоматолога смоделировать основные этапы лечебного процесса.

Моделирование является полезным ин­струментом обучения. Оно подходит для оценки эффективности, но нет достаточ­ных доказательств влияния использования этой технологии обучения на повышение качества оказания медицинской помощи. Необходимы системность и стандарти­зация для оценки эффективности такого обучения, а также для его тиражирования разными преподавателями. Необходимо отметить, что, помимо самого тренажера, для качественной имитации профессио­нальной деятельности необходимы медицинская мебель и оборудование, а также медицинские расходные материалы и по­стоянный регулярный (по графику) поток сменных частей к тренажерам [1].

Краеугольным камнем любого образо­вательного процесса в медицине являются вопросы этики и безопасности, связанные с работой c реальным пациентом. Извест­но, что чем ниже уровень подготовки спе­циалиста, тем выше вероятность врачебной ошибки, которая может быть довольно-таки высокой на начальном уровне овла­дения мануальными навыками. Работа на симуляторе позволяет максимально точно оценить уровень освоения мануальным навыком, а также программировать изме­нение виртуальной среды в ходе зачетно-экзаменационного блока. В связи с этим возрастает необходимость более активного использования симуляторов на додипломном и рубежном уровнях [2].

Состояние вопроса

Как известно, образовательный про­цесс должен содержать разнообразные варианты учебных пособий для обучаю­щихся. Это могут быть учебники и методи­ческие пособия, модели, фантомы и тре­нажеры разного уровня реалистичности, роботы-симуляторы и виртуальные трена­жеры [3].

Питер Сафар разработал принципы сердечно-легочной реанимации (СЛР) и убедил норвежского производителя ре­зиновых игрушек Асмунда Лаэрдала из­готовить манекен Ресаски Энн, ставшей впоследствии "самой часто целуемой де­вушкой всех времен" (США, Норвегия, 1960-е гг.). Майкл Гордон создает мане­кен Харви для обучения исследованию сердечно-сосудистой и дыхательной си­стемы (США, 1968). В Стэнфордском университете под руководством Дэвида Габа создан анестезиологический симулятор пациента CASE (1986), с помощью которого в 1992 г. совместно с Гарвард­ской школой медицины (Бостон, США) был проведен так называемый Великий симуляционный эксперимент (The Great Simulation Experiment), в ходе которого были получены убедительные доказатель­ства эффективности обучающих симуляционных технологий [4].

В 1900 г. на медицинском факультете Будапештского университета приват-доцент Lajos Hattyassy создает одонтотехнологическую лабораторию, в которой были реализованы самые современные по тем временам технологии образователь­ного фантомного процесса. К 1909 г. было создано 18 рабочих мест, оснащенных фан­томными головами со съемными, искус­ственными челюстями и натуральными зу­бами, портативными стоматологическими бормашинами и светильниками [5].

После окончания Второй Мировой войны внедрение симуляционного обу­чения было продолжено и к 1952 г. реа­лизовано доктором Imre Foldvari в виде разработанной учебной программы по фантомному курсу в оперативной стома­тологии и ортопедии. Обширные между­народные связи Университета г. Буда­пешта позволили провести апробацию программы в ряде европейских вузов и получить полное одобрение.

В последующие годы развитие симуляционного оборудования стало неотъемлемой частью технического прогресса (рис. 1).

Интерактивные, виртуальные и комбини­рованные аппараты стали приобретать ан­тропоморфный вид, что позволило внедрять технологии на разные уровни образователь­ного процесса (рис. 2-3).

Определенный интерес представляют электрические фантомные установки, раз­работанные в конце 1980-х гг. для нужд хи­рургической стоматологии (рис. 4). Если в лечебном деле эти симуляторы стали раз­рабатываться в 1960-е гг. и получили из­вестное распространение, то особенности иннервации и кровоснабжения челюстно-лицевой области позволили реализовать первые фантомы только к концу XX в. Это во многом связано с потребностью в освоении инъекционными техниками и повышением безопасности образовательного процесса [6].

Такой тип симуляции называется ре­активным. Эти симуляторы также не об­ладают высоким уровнем антропоморфно­сти и могут представлять собой отдельные фрагменты головы или тела пациента.

Традиционно обучение местному обез­боливанию проходит на скелетированных челюстях или пластиковых черепах без имитации мягких тканей, что затрудняет передачу реалистичности, а также снижает точность воспроизведения манипуляции в полости рта.

Говоря о симуляторах и фантомах раз­ного рода реалистичности, следует выде­лить 3-й уровень, где студент при выпол­нении определенной задачи может видеть/ слышать активную реакцию на выполнен­ную манипуляцию.

В настоящее время на общем фоне мно­гообразия симуляционных технологий по-прежнему отмечается дефицит тренажеров для местной анестезии.

В 2003 г. специалистами Николь Маран и Ронни Главин из Шотландии был сфор­мулирован принцип симуляционного обу­чения. Согласно ему, "симуляционное обу­чение представляет собой образовательную методику, предусматривающую интерак­тивный вид деятельности через погружение в среду, путем воссоздания реальной кли­нической ситуации". В 2004 г. David Gaba дополнил это положение, наиболее отве­чающее потребностям стоматологии. Таким образом, "симуляционное обучение - это техника, которая позволяет обогатить или заместить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной си­туации, имеющей место в реальном мире в полной интерактивной манере".

Говоря о симуляционном оборудова­нии, необходимо акцентировать внимание на классификации. В настоящее время из­вестны следующие:

- Miller M.D., 1987;

- Meller G., 1997;

- Issenberg S.B. et al., 2001;

- David Gaba, 2004;

- Guillaume Alinier, 2007.

Остановимся детально на наиболее со­временных классификациях.

Согласно используемым технологиям, David Gaba (2004) предложил следующее разделение:

- вербальный (ролевая игра);

- стандартизированный пациент (актер);

- тренажер навыка (механика, виртуаль­ная реальность);

- экранная симуляция ("Виртуальная жизнь" и т.п.);

- электронный пациент (манекен + обо­рудование + воспроизведение больнич­ной обстановки).

По опыту прошедшей первичной ак­кредитации выпускников, в этой клас­сификации отражены многие этапы, а именно коммуникативный навык или стандартизированный актер, отработка навыков на тренажере и электронный па­циент в аспекте сердечно-легочной реани­мации.

Классификация Guillaume Alinier (2007) подразумевает деление симуляторов на 6 уровней в зависимости от сложности реализуемого этапа обучения:

- письменные симуляции;

- 3D-модели;

- экранные (компьютерные) симуляции;

- стандартизированные пациенты;

- симуляторы пациента среднего класса;

- интерактивные симуляторы пациента.

Как мы уже писали ранее, одним из важных этапов обучения является преодо­ление страха ошибки. И если в условиях фантома или 3D-модели это может быть испорченный зуб, а при работе на симуляторе и вовсе не будет отработанного ма­териала, то при работе с пациентами этот риск довольно высок.

Поэтому преимуществами симуляционного тренинга являются [7, 8]:

- клинический опыт в виртуальной среде без риска для пациента;

- объективная оценка достигнутого уров­ня мастерства;

- неограниченное число повторов отра­ботки навыка;

- проведение тренинга в удобное время;

- снижение стресса при первых само­стоятельных манипуляциях.

В заключение хочется отметить, что важными этапами обучения являются пере­ход от фантома к клинической практике - этот этап связан с большим количеством ошибок, а также необходимость работы над ошибками. Подготовка к аккредитационному экзамену требует знаний и умений, полученных в процессе работы с тренаже­рами [9, 10]. Возрастающий интерес к вне­дрению симуляционного обучения должен быть связан не только с реализацией уже доступных модулей и технологий, но и бо­лее глубоким изучением проблематики как в историческом ключе, так и с точки зре­ния новых разработок. Поэтому нам пред­ставляется возможной организация более тесной коллаборации со специалистами в области медицинской техники и кибер­нетики.

Литература

1. Горшков М.Д., Колыш А.Л. История симуляционного обучения в России и за рубежом // Материалы I съезда РОСОМЕД 27-28 сентября 2012 г. М, 2012. URL: http://www.rosomed.ru/2012/abstracts.html.

2. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Васильев Ю.Л., Скатова Е.А. и др. Дискуссия: особенности использова­ния симуляторов 1 и 2 уровней реалистичности в обучении студентов стоматологических факультетов // Наука молодых - Eruditio Juvenium. 2015. № 4. С. 139-143.

3. Адмакин О.И., Севбитов А.В., Скатова Е.А., Дорофеев А.Е. Симуляционное обучение в стоматологии / под ред. АА. Свистунова, М.Д. Горшкова. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. С. 276-287.

4. Тимофеев М.Е., Шаповальянц С.Г., Полушкин В.Г., Валиев А.А. и др. Медицинские симуляторы: исто­рия развития, классификация, результаты применения, организация симуляционного образования // Вестн. Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 2 (85). С. 53-59.

5. КоЬог A. The history of dental technology instruction and its leading scholars at the Budapest university // Fogorv. Sz. 2003. Vol. 96, N 3. P. 99-105.

6. Рабинович С.А., Васильев Ю.Л. Местная анестезия. История и современность. М., 2016. 178 с.

7. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Митин Н.Е., Васильев Ю.Л. и др. Особенности использования симуляторов 3 и 4 уровней при первичной аккредитации выпускников по специальности // Наука молодых -Eruditio Juvenium. 2016. № 3. С. 77-83.

8. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Васильев Ю.Л., Скатова Е.А. и др. Интеграция симуляторов 5 уровня реалистичности в образовательный процесс на стоматологическом факультете // Наука молодых -Eruditio Juvenium. 2016. № 2. С. 109-113.

9. Шумилович Б.Р., Спивакова И.А. Современные автоматизированные технологии в курсе симуляци­онного профессионального образования по специальности "стоматология" // Институт стоматологии. 2014. № 1 (62). С. 28-30.

10. Найговзина Н.Б., Филатов В.Б., Горшков М.Д. и др. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении // Виртуал. технологии в медицине. 2013. № 1 (9). С. 8.

11. Вайц С.В., Даурова Ф.Ю., Вайц Т.В., Кодзаева З.С. Использование симулятора как систематического сценария для освоения студентами навыка препарирования зубов // Клин. стоматология. 2016. № 3 (79). С. 72-75.

Рецензирование