События

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 4. С. 20-28.

"РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине"

Знаковым событием осени 2017 г. в сфере медицинского образования стала VIII Между­народная конференция "РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине". Она собрала около 600 гостей и участников со всей России, стран СНГ, Великобритании, США, Японии, Дании, Швейцарии. Основными направлениями научной программы стали непрерывное медицинское и фармацевтическое образование, аккредита­ция медицинских и фармацевтических работников, симуляционные технологии в повыше­нии качества медицинской помощи и безопасности пациентов, объективная оценка знаний и умений в медицине.

В программу конференции были включены пленарные заседания и параллельные сес­сии, круглые столы и мастер-классы, выставка симуляционного оборудования и тренаже­ров, учебной литературы, IT-решений в сфере медицинского образования.

Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование

Одной из самых дискуссионных тем на конференции стало непрерывное медицинское и фармацевтическое образование. Ниже публикуем позицию Национальной медицин­ской палаты и Ассоциации медицинских обществ по качеству по этому вопросу.

Думаем, ни у кого не возникает вопроса, зачем мы развивали непрерывное медицин­ское образование (НМО). Мы все - представители и вузов, и профессиональных меди­цинских обществ хотим, чтобы образование медицинских работников стало лучше, а значит, качественнее, разнообразнее и доступнее, чтобы, в конечном счете, мы лучше лечили наших пациентов. Это наша миссия. Мы начали этот путь совместно - Министер­ство здравоохранения РФ, вузы, Национальная медицинская палата, профессиональные медицинские общества по специальностям, АСМОК, наши спонсоры - издательская группа "ГЭОТАР-Медиа" и представители медицинской и фарминдустрии.

Три главных тезиса про НМО

Первый тезис. НМО состоялось, и мы вместе добились успеха. В системе НМО сегодня участвуют половина врачей России. За 3,5 года профессиональными медицинскими обще­ствами проведено более 10 тыс. мероприятий, 70% из них - в регионах, вне столицы. Про­фессиональными медицинскими обществами разработано более 1000 образовательных дистанционных модулей.

Второй тезис. Врачи приняли НМО, и, более того, им нравятся новые возможности, пред­ставляемые НМО, а именно дистанционное обучение, дробность программ, возможность со­ставлять собственный план обучения, участие в процессе профессиональных обществ.

Третий тезис. Президент России Владимир Владимирович Путин справедливо вводит новый стиль управления. Не самоотчеты, а умение ставить проблемы и предлагать их решения.

Проблемы НМО

У нас есть проблемы, которые мы должны преодолеть на пути развития НМО в России. Их три.

Первая. Мы должны подготовить поправки в наши отраслевые законы о легитимности участия профессиональных медицинских обществ в повышении квалификации врачей.

Вторая. Мы должны улучшить и ускорить процедуру проведения оценки соответствия мероприятий и электронных модулей установленным требованиям. Напомню, эта про­цедура должна обеспечить высокий уровень качества этих мероприятий и модулей. Мы должны организовать этот новый порядок в Национальной медицинской палате.

Третья. Нам всем вместе необходимо лоббировать выделение дополнительных фи­нансовых средств на повышение квалификации медицинских работников за счет всех источников финансирования. Этот вопрос мы обсуждаем в рамках нашей 2-дневной кон­ференции "РОСМЕДОБР-2017" и далее будем обсуждать на ближайшем съезде Нацио­нальной медицинской палаты.

Мы первые из всех отраслей экономики в России создали систему НМО для своих ра­ботников. Причем именно систему, со всеми ее атрибутами - кадрами, инфраструктурой и технологиями. Такой системы НМО нет ни у учителей, ни у юристов, ни у экономистов. Мы продолжим активную работу в этом направлении. НМО - быть!

"Леонардо", "Вирхов" и "Боткин" помогут обучать студентов

Система аккредитации и НМО запустила еще один полномасштабный процесс - отк­рытие и оснащение симуляционных центров при медицинских вузах по всей стране. Там спе­циалисты оттачивают навыки, и там же будут сдавать аккредитационные экзамены. За 2 года на базе ведущих медицинских вузов было создано 97 таких центров. В Минздраве России подсчитали, чтобы эта система заработала, необходимо 114 подобных учреждений. Причем они должны быть во всех 8 федеральных округах, а также во всех городах-миллионниках.

На конференции "РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в ме­дицине" компания "ГЭОТАР-Медиа" представила разработки отечественных ученых.

Первый в мире гибридный стоматологический симулятор "Леонардо"

"Леонардо" - действительно уникальный продукт. По двум причинам: первая - это пер­вый гибридный тренажер в России и в мире. Что это означает? Он сочетает в себе технологии виртуальной реальности (то, что вы видите на мониторе) и реальную платформу для от­работки практических навыков (стоматологическая установка с инструментами). Вторая причина: это полностью отечественная разработка, включая программное обеспечение.

Создан в феврале 2017 г. конструкторским бюро "ГЭОТАР". Прошел апробацию на ка­федре пропедевтики стоматологических заболеваний в ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (г. Москва), где получил положительные отзывы. Впервые компания "ГЭОТАР-Медиа" презентовала новый тренажер в Кельне на Международной стомато­логической выставке IDS-2017, а в России отечественную разработку представили уже на VIII Общероссийской конференции "Неделя медицинского образования - 2017" в ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России. Первые поставки в симуляционные центры при вузах планируются в конце 2017 г.

Если сравнивать с аналогами (что не очень корректно, потому что он уникален в своем роде), то перед теми тренажерами, на которых студенты учатся сейчас, у него есть ряд пре­имуществ. Во-первых, это 100-процентное сходство с рабочим местом врача. В тренажере использованы реальные стоматологические инструменты и точные модели зубов. Во-вторых, это максимально компактный и удобный тренажер. Он оснащен компьютерным монитором, на котором с помощью специальной технологии можно точно следить за движениями ин­струментов в руках студента. В аналогах это обеспечивают громоздкие оптические приборы, их конструкция не позволяет студенту работать в максимально реальных условиях.

Сейчас конструкторы расширяют спектр отрабатываемых процедур. Компания "ГЭОТАР-Медиа" планирует, что "Леонардо" уже в этом году появится в симуляционных центрах при медицинских вузах России и стран СНГ.

Это первый стоматологический гибридный симулятор российского производства, ко­торый способен заменить импортные аналоги на российском рынке и закрыть потреб­ность в обучающем оборудовании в этой области. Медицинские консультанты, которые участвовали в его создании, разрабатывали продукт в соответствии с потребностями рос­сийского образования, поэтому симулятор максимально подходит для обучения, оценки и аккредитации по специальности "стоматология". Напомню, что процесс аккредитации начался в прошлом году именно с выпускников-стоматологов.

"Вирхов" для интерактивной патологической анатомии

Создан в 2016 г. компанией "Медикал Медиа" при участии научного консультанта Олега Вадимовича Заратьянца - заведующего кафедрой патологической анатомии ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдо­кимова" Минздрава России.

Продукт единственный в своем роде и сделан в России.

Уникальность его в том, что патологическая анатомия стала более наглядной, инте­рактивной. Студент не просто смотрит на заспиртованный патологический орган в банке или микропрепарат на стекле в микроскопе, а учится понимать, как именно (пошагово) здоровый орган пришел к такому состоянию, путем моделирования отдельных измене­ний. Потребность в микроскопах также отходит на второй план, так как гистологические снимки в высоком разрешении уже интегрированы в программу. А весь ход выполнения задания оценивается, и по завершении выдается подробный отчет об ошибках.

3D-конструктор человеческих органов - само по себе ноу-хау. Ничего подобного на мировом рынке еще не было. Поэтому на 29-м Европейском конгрессе патологоанато­мов - 2017 (в Амстердаме) "Вирхов" пользовался особым интересом среди посетителей со всего мира. 3D-конструктор патологии "Вирхов" создатели называют не иначе как путе­водителем. Он помогает формировать у студентов клиническое мышление. Приложение состоит из 10 модулей, которые включают 134 наиболее важные и социально значимые болезни и синдромы, а также набор из 19 органов. Их патологические изменения можно самостоятельно моделировать на макро- и микроскопическом уровнях. Более того, про­грамма показывает реальные фотографии этих изменений. Студенту предлагается выбрать современные дополнительные морфологические методы исследования, когда это необходимо для диагностики. А самое главное, он должен сам спрогнозировать течение заболевания - определить вероятные осложнения и исходы. Программный продукт под­готовлен с учетом современной действующей образовательной программы по специаль­ности "патологическая анатомия" (по общему и частному курсу патологической анато­мии) в соответствии с Федеральным государственным стандартом.

Все вузы Республики Казахстан и Тихоокеанский государственный медицинский уни­верситет (г. Владивосток) оснащены целыми патологоанатомическими классами для за­нятий с рабочими местами студентов и преподавателя.

"Боткин" - виртуальный пациент

Первый виртуальный пациент российского производства. Его презентовали 2-3 октября 2017 г. на IV Центрально-Азиатской международной научно-практической конференции. Международные эксперты уже признали его самой удобной и реалистичной программой даже среди зарубежных аналогов. Виртуальный пациент чрезвычайно реалистично воспроиз­веден средствами трехмерной графики, ведет себя как настоящий, отвечает на вопросы. Его можно осматривать, назначать исследования и анализы, ставить диагноз и назначать лечение.

Перспектива - это применение его в обучении студентов-медиков, причем как млад­ших, так и старших курсов. В условиях сокращения доступа к живым пациентам данный симулятор мог бы покрыть собой этот дефицит. (Невозможно дать клинический опыт каждому студенту с живым пациентом.) Преимуществом "Боткина" также является его "гибкость" - настраиваемость любых параметров виртуального пациента, что дает воз­можность моделировать любую терапевтическую патологию с высокой степенью реалистичности. Таким образом, во время работы с симулятором у студента появится шанс уви­деть проявления редко встречающихся заболеваний. С другой стороны, учебный режим симулятора позволяет в наглядной форме изучать теорию.

Он открывает новые возможности для обучения студентов-медиков. Даже небольшие кафедры терапии теперь получат доступ к обширной базе клинических случаев с возмож­ностью удаленной работы. Программа способна не только продемонстрировать терапев­тическую патологию. Система способна объективно оценить работу студента - по сути, принять у него зачет, что значительно сократит нагрузку на преподавателей.

Локализация производства на территории свободного порта Владивосток

Если "Леонардо", "Вирхов" и "Боткин" - это наши, отечественные уникальные разра­ботки, интеллектуальная собственность, то в вопросе сотрудничества с южнокорейской компанией ENF-Korea CO речь идет о локализации производства на территории свобод­ного порта Владивосток. Соглашение об этом было подписано на Восточном экономи­ческом форуме между компанией "ГЭОТАР-Медиа", южнокорейской ENF-Korea CO и ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Минздрава России (ТГМУ).

С южнокорейской компанией был заключен договор на локализацию производства симуляционного оборудования южнокорейской компании ENF - в первую очередь это манекен для сердечно-легочной реанимации. Из Южной Кореи будет поставляться элек­троника, а тело манекена и конечности изготавливаются в России. ТГМУ выступает как научная база, потому что не всегда симуляторы, которые производятся за рубежом, соот­ветствуют практикам и протоколам лечения пациентов в России.

Если говорить о рынке симуляционного оборудования в целом, то в России он пока слишком мал по сравнению с мировым. Нужно понимать, что здесь есть "штучный то­вар" и "продукция на поток". Простые манекены, симуляторы тысячными партиями будут производиться на территории РФ. Нет смысла разрабатывать с нуля тренажер по лапароскопии, если объем его продаж в России - 2-3 штуки в год. Их производством за­нимаются компании, которые можно пересчитать на пальцах одной руки. Смысл нашего партнерства с южнокорейской компанией в том, что мы берем у них уже испытанные тех­нологии, адаптируем их под российский рынок. К счастью, политическая ситуация не за­тронула сферу разработки и производства симуляционного оборудования. На выставках по всему миру коллеги, представители международных ассоциаций охотно делятся тех­нологиями и рассматривают возможные варианты локализации производства в России.

AMEE в России

Знаковым событием конференции стало подписание соглашения об открытии в России представительства Международной ассоциации медицинского образования (АМЕЕ - Association for Medical Education in Europe). Это важное событие не только для России, но и для самого AMEE - за 45 лет своего существования они впервые от­крывают офисы за рубежом. Второй будет располагаться в Китае.

Российскому медицинскому образованию тандем даст новые возможности. Под­робнее о них рассказал профессор медицины Тревор Гиббс - директор по развитию АМЕЕ: "Раньше мы были изолированы друг от друга. Теперь мы вместе, это здорово! Мы делаем акценты на практической стороне дела. Мы отвечаем за совершенствование профессорско-преподавательского состава. Учим наших преподавателей медицинских вузов, как максимально эффективно подавать информацию студентам, проводить оценку их знаний. У нас есть 140 руководств, 30 из них уже переведены на русский язык. Мы проводим учебные курсы по лидерству, профессиональному совершенство­ванию, симуляционному обучению. Мы сильны в обеспечении доказательной базы в вопросах оказания медицинской помощи. Любые решения в здравоохранении долж­ны быть подкреплены наукой. Мы создали группу передового доказательного опыта, такую же создадим здесь - в России. Кроме того, мы работаем со студентами - это новое для нас направление. Они лучше начинают понимать содержательную часть ме­дицинского образования. Никто из нас не будет жить вечно, нам нужно готовить смену. Мы должны заинтересовать студентов темой медобразования - это обеспечит наше будущее".

Открытие представительства - это равноправное партнерство. Российская сторона будет оказывать влияние на все ключевые решения внутри AMEE. Эти решения прини­мает исполнительный комитет - высший управленческий орган AMEE. В него входят 6 человек со всего мира - это представители Польши, Ирландии, Австрии, США, Гер­мании. В августе этого года в Хельсинки был выбран член исполнительного комитета от России. Им стал Залим Балкизов - кандидат медицинских наук, секретарь Комиссии по оценке мероприятий и материалов для НМО Координационного совета по разви­тию НМО Минздрава России. Он поделился планами: "У каждого члена исполкома есть проекты, которыми он занимается. У меня их два. Первое - будем развивать российский офис AMEE, второе - мы создали постоянный комитет по непрерывному профессио­нальному развитию. И, разумеется, я буду больше рассказывать о российском медицин­ском образовании. Еще несколько лет назад, когда на мероприятия AMEE приезжали пару человек из России, никто не представлял, что вообще у нас происходит в сфере медобразования. Теперь есть понимание: я регулярно делаю доклады и на исполкоме, и на секциях AMEE. Кроме того, у нас еще больше возможностей: мы привлекаем меж­дународных экспертов для обсуждения наших проблем, в том числе на нашей ежегодной конференции "РОСМЕДОБР. Инновационные обучающие технологии в медицине". И, конечно, это наш голос в AMEE".

Для справки

Ассоциация по медицинскому образованию в Европе (АМЕЕ - Association for Medical Education in Europe) основана в 1972 г. для осуществления коммуникации среди медицинских преподавателей разных стран, а также для оказания помощи в развитии национальных ассо­циаций по вопросам медицинского образования в Европе. Несмотря на свое название, Ассоциа­ция в настоящее время представляет глобальное образовательное объединение врачей и педа­гогов. Членство в ней имеют медицинские организации, университеты, школы из 90 стран, расположенных на 5 континентах. До самого последнего времени штаб-квартира Ассоциации и весь ее менеджмент были сосредоточены в Великобритании.

Представительство AMEE в России откроется на базе ФГАОУ ВО "Первый Москов­ский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава Рос­сии. Андрей Свистунов, первый проректор, председатель правления общества РОСОМЕД отметил: "Открытие первого зарубежного отделения всемирной Ассоциации именно в нашем Университете подтверждает нашу готовность развиваться в сетевом партнерстве с мировыми лидерами в области медицинского образования. Данное сотрудничество бу­дет способствовать включению нашего преподавательского сообщества в международ­ный образовательный контекст, знакомству наших специалистов с ведущим международ­ным опытом по организации медицинского образовательного процесса. В свою очередь, это должно повлечь за собой большую узнаваемость нашей медицинской школы в мире".

Первым событием российского офиса AMEE станет конференция по медицин­скому образованию, которая пройдет в Москве в ближайшее время, пообещал Тревор Гиббс.

Алена Александрова

Рецензирование