Блог Рональда Хардена

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 77-80.
DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00025


Как стать превосходным преподавателем?

Проблемы, касающиеся Facebook, и многое другое

Опубликовано 3 мая 2017 г.

Как стать превосходным преподавателем?

Меня неоднократно просили выступить на тему "Как стать превосходным преподавателем?". В своем посте, опубликованном 24 апреля 2017 г., Джордж Курос с точки зрения среднего образования описывает свое видение того, как стать превос­ходным преподавателем. Отличается ли его видение от наших представлений? Он предпо­лагает, что превосходный преподаватель имеет 10 качеств, перечисленных ниже:

- Общается с учащимися и знает особенности каждого.

- Помогает учащимся удовлетворять потребности в обучении. Тем не менее он признает, что учащиеся имеют разные стили обучения.

- Формирует взаимосвязь между учебной программой и тем, чему учат студентов.

- Работает с учащимися и помогает им развивать любовь к обучению, находить свой собственный импульс в процессе обучения.

- Поддерживает актуальность своих знаний. Образование и процесс обучения всегда будут меняться.

- Ориентируется на цели обучения, а не на плановые показатели. По словам Куроса, плановые показатели - это когда ученик хочет получить высший балл по французскому языку, а целью обучения является свободное владение языком.

- Добивается того, чтобы воспитание личности являлось неотъемлемой частью обуче­ния. Учащиеся должны расти как эмоционально, так и умственно.

- Увлекается содержанием предмета, который он/она преподает.

- Заботится не только о том, что преподается в его/ее классе, но и об общем влиянии на школьную культуру.

- Хорошо общается со всеми заинтересованными сторонами, а не только с учащимися.

Вы можете не согласиться со всеми этими пунктами или вам может показаться, что некоторые ключевые качества отсутствуют. Я считаю, что разграничивать цели обучения и плановые показатели - это интересно. Я бы добавил еще одну характеристику превос­ходного преподавателя и определил бы его как человека, который понимает свою роль как, например, поставщика информации или посредника в обучении. Это подразумева­ется в некоторых из вышеописанных качеств, но я думаю, что это важно. Именно поэтому я сейчас работаю над книгой по этой теме.

Проблемы, касающиеся Facebook

Стивен Даунс, основной докладчик на AMEE-2015 (АМЕЕ - Международная ассоциация по медицинскому образованию в Европе) в Глазго и лидер в своей области, 20 апреля 2017 г описал в своем блоге причины, по которым он удалил свою страницу на Facebook. Дуг Белшоу в своем недавнем посте от 23 апреля 2017 г. освещает проблемы Facebook. Он рассказывает об отчете в Harvard Business Review, представленном Холли Шакья и Николасом Кристакисом "Новое, более строгое исследование подтверждает: чем чаще вы пользуетесь Facebook, тем хуже себя чувствуете" (Х.Б. Шакья и Н.А. Кристакис, 2017 г Новое, более строгое исследование подтверждает: Чем чаще вы пользуетесь Facebook, тем хуже себя чувствуете. HBR Online. Бо­стон, Массачусетс: Издательство "Harvard Business School Publishing"). В отчете говорилось о том, что, хотя реальные социальные сети демонстрируют положительную связь с общим благосостоянием, использование Facebook демонстрировало отрицательную взаимосвязь с общим уровнем благополучия. Эти результаты особенно важны для психического здоровья; большинство исследований, касающихся использования Facebook в течение года, предска­зало ухудшение психического здоровья в следующем году. У меня есть аккаунт на Facebook, но у меня нет времени, чтобы заниматься им. То же самое касается Twitter. Возможно, мне нужно уделять этому больше времени, но это не стоит у меня в приоритете.

Стивен Даунс комментирует Twitter: "Моя новостная лента в Twitter полна политических комментариев и всякого негативного контента, которого раньше не было... Нам нужно пере­осмыслить свое присутствие в социальных сетях". Это не просто разговоры. Я хочу писать хорошо продуманные пьесы и заниматься аргументированной критикой, а не разговорами".

Учащиеся и исследования

Мадалена Патрисио подняла вопрос, следует ли в рамках учебной программы бака­лавриата ожидать от студентов-медиков проведения исследований и оценивать доклады по их исследованиям. Это область, где существуют разногласия. Разумеется, студенты должны иметь опыт работы с учебной программой, чтобы они знали и понимали иссле­дования, а также могли интерпретировать результаты исследований и применять их, на­пример, в рамках научно обоснованного подхода в медицине. Рассматривая степень, в ко­торой учащиеся должны проводить исследования, я думаю, мы не уделяем достаточного внимания результатам обучения, которых стремимся достичь. Мы должны подумать, как в рамках учебной программы призвать учащихся быть инновационными, творческими, любопытными и позволить им развить критическое мышление. Требования к учащимся, касающиеся проведения определенного исследовательского проекта, вероятно, являются не лучшим способом достижения этих результатов обучения. Я был впечатлен недавним отчетом из средней школы, в которой дети, которых поощряли к инновациям, среди про­чего создали дрон, который полетел. Наша образовательная программа слишком часто по­буждает студентов-медиков становиться ограниченными конформистами. Я помню, что в ходе объективного структурированного клинического экзамена по экспериментальной медицине в Голуэе (Ирландия) ученикам был предоставлен рисунок, на котором было изображено 8 модельных рельсовых путей с электрическим железнодорожным двигателем и серией приборов для измерения времени; учащихся попросили оценить среднюю ско­рость поезда. Некоторые учащиеся очень плохо справились с этим заданием. Школьники, которым давали эту же задачу, продемонстрировали куда более убедительные результаты по сравнению со студентами-медиками. Тем не менее в отношении исследований нам необходимо побудить следующее поколение преподавателей участвовать в исследователь­ских мероприятиях, касающихся их процесса преподавания, но это совсем другой вопрос, отличающийся от исследовательских проектов, которые студенты часто рассматривают в рамках учебной программы.

Взгляд со стороны учащегося, использование концептуальных карт и преимущества обзора после публикации

Опубликовано 05 июня 2017 г.

Концептуальные карты

Некоторое время назад я ощущал, что мы уделяем недостаточно внимания концепту­альным картам не только как инструменту обучения и оценки, но и в тех случаях, когда во­прос касается основных учебных программ, а также обучения, интеграции и межпрофесси­онального образования на основе результатов. Документ, опубликованный в MedEdPublish под названием "Использование концептуальных карт для формирования осмысленного обуче­ния в медицинском образовании" (Дэйли, Дёрнинг и Торре), демонстрирует некоторые виды их использования. Это была одна из самых популярных статей в MedEdPublish, которая собрала более 2000 просмотров с момента публикации (Daley B.J., Dunning S.J., Torre D.M. Using Concept Maps to Create Meaningful Learning in Medical Education. MedEdPublish. 2016; 5 (1). https://doi.org/10.15694/mep.2016.000019).

Рецензирование после публикации

В статье "Закат и падение редакторской ниши" (The Decline and Fall of the Editor), опу­бликованной в блоге The Scholarly Kitchen, Джозеф Эспозито рассказывает о переходе к пу­бликациям с открытым доступом: "Предоставление опции gold open access финансирующим органам независимо от намерений агентств имеет практический эффект, заключающийся в демонстрации завышенной стоимости полноценной редакционной деятельности. В этом и заключается причина отсутствия новых планов по созданию редакционных команд и того, почему мы можем обходиться без них".

Тем не менее он утверждает, что из этой ситуации есть выход: "Рецензирование после публикации может заменить редакционную работу, которая в традиционной модели обычно проводится до публикации. И это имеет определенный смысл: давайте позволим сообществу оценивать публикации. Проблема в том, что на сегодняшний день для этого отсутствует сильная экономическая модель, хотя такие организации, как Faculty of 1000 и Publons, пыта­ются это изменить".

У меня нет сомнений в том, что мы увидим больше рецензирования после публикаций. Мы добились значительного прогресса с выходом журнала "MedEdPublish", представляю­щего новый, перспективный журнал AMEE для публикаций в сфере медицинского обра­зования с последующим рецензированием после публикаций.

Разрушительная инновация

15 мая 2017 г. газета "The Wall Street Journal" сообщила о том, что "опубликован­ная в прошлом месяце информация о том, что Университет Пердью, штат Индиана, собирается приобрести коммерческий Университет Каплан, потрясла мир высшего образования". В статье говорится, "данное мероприятие является неожиданным, нетиповым - и умным". Она приравнивает движение к разрушительной инновации, как было описано в книге Клейтона Кристиансена "Дилемма новаторов". В ней говорится, что "индустрия высшего образования, полная блестящих и компетентных лидеров, го­това к распаду". Может ли запуск "MedEdPublish" с акцентом на быструю публикацию и рецензирование после публикации стать разрушительной инновацией в издательстве в области медицины?

5 отличных книг, которые могут изменить ваше мышление и взгляд на преподавание и обучение

15 мая 2017 г. Джордж Курос упомянул в своем блоге 5 отличных книг, напрямую не связанных с обучением, которые могут изменить ваше мышление и взгляд на препода­вание и обучение. Первой была книга "Драйв" (Drive) Дэниэла Пинка. Курос утвержда­ет: "Если вы не думаете, что книга о мотивации относится к образованию, вы упускаете огромные возможности в образовании. Эта книга не подтвердила многие мои мысли, но изменила их". В этой книге подчеркивается важность внутренней мотивации в процессе обучения, а не кнута и пряника.

Вторая книга - "Семь навыков высокоэффективных людей", написанная Стивеном Кови. Курос предполагает, что уроки, описанные в книге, могут показаться обычным здравым смыслом, но это не всегда так:

- Будьте проактивны.

- Начиная, представляйте конечную цель.

- Сначала делайте то, что нужно делать сначала.

- Думайте в духе "выиграл-выиграл".

- Сначала старайтесь услышать, а потом быть услышанным.

- Достигайте синергии.

- Затачивайте пилу (постоянно совершенствуйтесь).

Третья книга - "Гуманизация" (Humanize), написанная Джейми Ноттером и Мэдди Грант. Эта книга позволяет взглянуть на Интернет и социальные сети по-другому

Книга "Гибкое сознание" (Mindset), написанная Кэрол Дуэк, показывает, как мы смотрим на учащихся, их потенциал и на то, как они учатся, а также как мы смотрим на собственное обучение.

Книга "Парадокс выбора" (The Paradoxical Choice) Барри Шварца описывает, что выбор может быть полезным или вредным в зависимости от того, как мы его видим. Слишком большой выбор может быть невыносим.

На более светлой ноте

Я увлекаюсь садоводством. В этом месяце я провожу много времени в теплицах, по­ливая черенки фуксии и герани для летней выставки и для подвесных корзин. Я могу выращивать сорта томатов, которых нет в супермаркетах. Я был впечатлен невероятным таймлапс-фильмом о цветке, который Даг Белшоу упомянул в своем блоге 14 мая 2017 г. Для его создания потребовалось 3 года и 8Тб фото! (https://petapixel.com/2017/05/09/incredible-flower-timelapse-took-3-years-8tb-photos-create/) https://www.mededworld.org/reflections/reflection-items/May-2017/HARDEN-S-BLOG-Gaining-a-student-s-perspective-the.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»