Современные критерии оценки качества обучения управленческих кадров в условиях реформирования системы последипломного образования

Резюме

Формирование новой модели непрерывного медицинско­го образования приводит к высокой конкуренции между работодателями образовательных услуг, в связи с этим со­держание образовательного процесса должно быть эффек­тивным, доступным и высокого качества. Нельзя забывать, что для обеспечения доступности и качества медицинской помощи необходим высокий уровень квалификации меди­цинских кадров.

Исходя из вышесказанного цели исследования - изучение и анализ потребности в методиках и формах образователь­ных программ для управленческих кадров в здравоохра­нении, для определения основных оценочных критериев качества образования.

Путем анкетирования респондентов проводили анализ об­разовательного процесса со стороны производителя услуг, непосредственного и конечного потребителя услуг - руко­водителя медицинской организации.

В результате исследования было выявлено, что для опти­мального перехода к системе непрерывного последиплом­ного образования необходимо внедрять организационную форму учебного процесса с элементами дистанционного обучения и практическими занятиями на базах медицин­ских организаций, удовлетворяя приоритетные интересы практикующих врачей-руководителей. Предложенная адаптированная методика ситуационного анализа на осно­ве выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз с последующим их комплексным анализом по­зволяет определить наиболее перспективные направления деятельности в области оказания образовательных услуг: определить потребность в тематике лекций и практических занятий, формах изложения материала, приоритетных за­просах к преподавателям как поставщикам услуг.

Ключевые слова:• образовательная услуга • форма организации учебного процесса

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 69-76.

DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00008


Наибольшую актуальность качество последипломного образования при­обретает в рамках формирования новой модели непрерывного медицинского обра­зования (НМО). При этом наличие и высо­кий уровень квалификации медицинских кадров являются, пожалуй, основными за­дачами при решении проблемы обеспече­ния доступности и качества медицинской помощи, провозглашенной в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граж­дан в Российской Федерации" [1].

Перед системой повышения квали­фикации специалистов здравоохранения стоят непростые задачи по обновлению содержания образовательного процесса, поддержанию соответствующего уровня преподавания в целях достижения доступ­ности, качества и эффективности допол­нительного профессионального и после­дипломного образования [2].

Эти стратегические задачи формиро­вания современных подходов к последи­пломному образованию находят прямое отражение в законодательстве РФ.

С 1 января 2016 г. вступила в силу ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ [3], со­гласно которой право на осуществление медицинской деятельности будут иметь только те, кто получил свидетельство об аккредитации специалиста.

Активно внедряется новая форма по­следипломного образования - система не­прерывного образования на основе балль­ной (кредитной) системы, включающая проведение конференций, мастер-классов и семинаров. Накопленный на протяже­нии десятилетий зарубежный опыт говорит о том, что система НМО и корпоративных профессиональных врачебных сообществ способствует оживлению всей системы здравоохранения.

Основными составляющими НМО являются дистанционные формы обуче­ния. Их достоинства обусловлены новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образователь­ных услуг обучающимся, распределенным по различным сегментам рынка и терри­ториям, а также использованием системы гибкого непрерывного образования [4].

Совершенствование качества образо­вательной деятельности в здравоохране­нии во многом аналогично улучшению качества медицинской помощи [5], а так­же, опосредованно, улучшению качества жизни - и там, и там речь идет об оказании услуг, хотя пользователя обычно интересу­ет результат, который в реальности не всег­да может быть гарантирован.

Для максимального обеспечения по­стоянно растущих потребностей общества по оказанию качественных услуг в сфере последипломного образования необходи­мо учитывать удовлетворенность потреби­теля как обучающегося, так и конечного - работодателя [6].

Кроме того, следует помнить, что, по крайней мере теоретически, образование создает ресурсы для системы здравоохра­нения, повышая уровень человеческого капитала.

Цель исследования - изучить и про­анализировать потребности в методи­ках и формах для управленческих кадров в здравоохранении с целью определения основных оценочных критериев качества образования в условиях реформирования последипломного медицинского образо­вания и перехода к системе непрерывного последипломного образования.

Материал и методы

В нашем случае кафедра организации здравоохранения смогла путем анкетиро­вания изучить образовательный процесс с разных сторон: производители услуг - преподаватели, непосредственный потре­битель услуг - слушатель цикла, конечный потребитель - руководитель медицинской организации.

Объектом настоящего исследования яв­ляются слушатели, обучающиеся на кафедре.

Для оценки были разработаны две стандартизованные анкетные формы для опроса слушателей циклов. Комплексное анкетирование осуществлялось на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением. Вопросы анкеты первоначально апробировались на преподавателях кафедры.

Анкеты обрабатывались статистически по каждой группе опрошенных и оформ­лялись в виде обобщенных протоколов.

Результаты и обсуждение

Для получения более полной и объек­тивной картины общей оценки учебного процесса на кафедре социальной гигиены, экономики и управления здравоохране­ния с сентября 2013 г. по сентябрь 2016 г. анонимно было опрошено 538 слушателей и в итоге получено 484 заполненных анке­ты. Среди них 78,9% анкет было заполне­но слушателями со стажем работы в каче­стве организатора здравоохранения 10 лет и меньше, а 21,1% - со стажем более 10 лет. На этапе предварительного анализа до­стоверных различий соответственно полу, должности и, что более примечательно, возрасту опрошенных не выявлено, что по­зволило отказаться от последующего пред­ставления результатов по этим признакам.

Тем не менее факт отсутствия различий по третьему названному параметру сам по себе крайне важен, так как свидетельству­ет, что степень принятия или непринятия преподавания новых дисциплин и методов обучения не связана с возрастом обучаю­щихся, хотя, казалось бы, общепринятым считается проявление возрастного консер­ватизма при нововведениях и реформах.

Слушателям была предложена первая анкета, в которой присутствовали вопро­сы о том, какие темы цикла вызвали у них наибольший интерес, а также вопросы для оценки всех преподавателей, участвовав­ших в образовательном процессе.

Результаты анкетирования слушателей представлены в табл. 1.

Большинство опрошенных (77,0±1,9%) считают, что предложенная кафедрой учеб­ная программа соответствует их профес­сиональным потребностям. Численность респондентов, полагающих, что програм­ма обучения соответствует, но не в полной мере, или не соответствует профессиональ­ным требованиям, оказалась достоверно (p<0,05) меньшей (20,0±1,8 и 3,0±0,8% со­ответственно). Отрадно отметить, что тех, кто не нашел в обучении практического зерна, достоверно меньше (p<0,05).

Было отмечено, что существенных раз­личий в представлениях о разделах и те­матике преподаваемых дисциплин между организаторами со стажем более и менее 10 лет нет (p>0,05). Напротив, при ответе на вопрос о практической и теоретической удовлетворенности предлагаемого обуче­ния при общей безусловной поддержке в виде 95,6±0,9% положительных заключе­ний специалисты с меньшим стажем в ор­ганизации здравоохранения достоверно чаще (p<0,05) позитивно оценивали обуче­ние в целом, чем более опытные управлен­цы (98,0±0,7 и 92,0±2,7% соответственно). Такой результат вполне объясним: моло­дые специалисты имеют меньший опыт в организации здравоохранения и относи­тельно меньший опыт обучения в последи­пломном секторе образования.

Кроме того, половина опрошенных (50,3±2,3%) высоко оценила необходи­мость всестороннего освещения вопросов трудового законодательства, особенно раз­делов, связанных с увольнением работни­ков и решением конфликтных ситуаций. Число лиц, позитивно оценивших раздел менеджмента и маркетинга в здравоохране­нии, меньше (p<0,05) - 18,0±1,7%. Прак­тически одинаковы мнения организаторов со стажем менее 10 лет и более опытных респондентов, за исключением того об­стоятельства, что доля первых, на отлично оценивших раздел менеджмента и марке­тинга, достоверно (p<0,05) выше почти в 2 раза (27,3±2,3 и 13,6±3,4% соответственно). Это еще раз подтверждает готовность моло­дых специалистов-руководителей принимать активную позицию в управлении отраслью и внедрять организационные инновации в практическое здравоохранение.

Важнейшее значение в опросе имело вы­яснение отношения респондентов к тому, как на кафедре ведется учебно-методическая работа.

В подавляющем числе случаев (p<0,05) учебно-методическая работа кафедры оце­нена положительно (первые две градации ответов в совокупности). Только 2,5±0,7% опрашиваемых негативно оценили работу кафедры в этом направлении, что вполне приемлемо для слушателей в период рефор­мирования методики преподавания (внедре­ние новой формы презентаций и изложения материала). Гораздо хуже, что 15,7±1,6% не определились в своих оценках. Данный факт следует расценивать как проявление того, что они не смогли или не захотели оце­нить этот наиболее важный процесс в про­фессиональной составляющей коллектива кафедры. Оценки учебно-методической составляющей работы кафедры со стороны опрошенных групп существенно не различа­лись (p<0,05), кроме того, что более уверен­но в положительных взглядах чувствовали себя специалисты с опытом в организации здравоохранения менее 10 лет.

Таким образом, по итогам опроса мож­но прийти к заключению, что в целом ра­бота кафедры воспринимается слушателя­ми положительно.

Далее для повышения объективности полученных данных были проведены более глубокие аналитические исследования следующей, второй, группы анкет с приме­нением методов аналитической статисти­ки, которые могли быть использованы для выбора формы и методики организации образовательного процесса.

Одной из важных субъективных харак­теристик результативности в сравнительном анализе разнообразных форм организации учебного процесса является степень удо­влетворенности слушателей получаемой образовательной услугой. Для оценки была разработана стандартизованная анкетная форма для опроса по предлагаемым моделям образовательного процесса у слушателей.

Общий объем опрошенных составил 219 респондентов.

Невозвращенных анкет 23 (10,5±2,06%), 79,5±1,34% анкет были полностью запол­нены. После предварительной обработки число анкет слушателей циклов тематиче­ского усовершенствования с практически­ми занятиями на базе кафедры (1-я группа) составило 72 обучающихся на циклах про­фессиональной переподготовки с элемен­том дистанционного обучения и с практическими занятиями на базах медицинских организаций (2-я группа) - 41 и слушате­лей циклов общего усовершенствования без дистанционного обучения с практиче­скими занятиями на базах медицинских организаций (3-я группа) - 74 человека.

В выборке соотношение мужчин и жен­щин во всех трех формах обучения было примерно равным: 28 из 72 (38,8±3,48%), 31 из 74 (41,89±4,09%) и 18 из 41 (43,9±4,28) соответственно. Различие статистически не­достоверно (p>0,05). Средний возраст опро­шенных составлял 56,1±1,3 лет в 1-й груп­пе, 48,9±1,8 лет - во 2-й группе и 54,7±1,67 (p>0,05) - в 3-й группе. Таким образом, по половозрастному составу сравниваемые группы практически не отличались. Вос­производимость результатов опроса соста­вила 74,1%.

Результаты опроса показали различ­ную удовлетворенность слушателей учеб­ным процессом и образовательной услугой (табл. 2).

Как видно из приведенных данных, качество образовательной услуги в случае использования форм организации учебного процесса с элементом практических занятий на базах медицинских органи­заций получило более высокие оценки опрошенных: 1-я группа - 4,91±0,08 и 3-я группа - 4,14±0,07 баллов относительно 2-й группы - 4,75±0,2. Также уровень полу­ченных практических знаний в 3-й группе оценен как самый полный и всесторонний (4,62±0,05 балла), в 1-й группе - 4,03±0,07 и во 2-й группе - 4,65±0,05 баллов.

Выводы

На основании предложенных данных и в условиях уже имеющегося опыта тра­диционной системы последипломного об­разования можно с уверенностью говорить о том, что актуальность этой формы ис­ключительно важна. Оценка потребителей образовательных услуг в условиях последи­пломного обучения достаточно высокая, к тому же отдается предпочтение органи­зационным формам учебного процесса с элементами дистанционного обучения и занятиями на клинических базах.

Используя предложенные оценочные критерии потребителей образовательных услуг в медицинском образовании, опре­делив приоритетные интересы практикую­щих врачей-руководителей в предложении тематики и форм обучения, можно сделать процесс перехода к системе непрерывного последипломного образования менее бо­лезненным и оптимальным с точки зрения качества образовательных услуг и удовлет­воренности медицинских кадров.

1. Согласно опросу слушателей ци­клов последипломного образования ка­чество и объем образовательных услуг на кафедре в полной мере отвечают их про­фессиональным потребностям (77,0±1,9% опрошенных). Численность респондентов, полагающих, что программа обучения со­ответствует, но не в полной мере, или не соответствует профессиональным требова­ниям, оказалась достоверно (p<0,05) мень­шей (20,0±1,8 и 3,0±0,8% соответственно).

2. Потребители образовательных услуг удовлетворены практической и теоретиче­ской составляющей обучения.

3. Наиболее востребованы разделы трудо­вого законодательства (88,3%), менеджмента и маркетинга в здравоохранении (79,2%) и качества медицинской помощи (63,9%).

4. Опрошенные потребители (слуша­тели) и производители (профессорско-пре­подавательский состав) основных образо­вательных услуги в сфере последипломного профессионального образования наиболее высоко оценили организационную форму учебного процесса с элементом дистанци­онного обучения и практическими занятия­ми на базах медицинских организаций (71,7 и 82,7% соответственно), что свидетель­ствует об их психологической и профессио­нальной готовности к широкому внедрению новых форм непрерывного образования с дистанционным элементом. При этом большинство опрошенных производителей услуг (75,86%) достоверно (p<0,05) считают, что последипломное образование должно быть получено в государственных образова­тельных учреждениях.

5. Предложенная адаптированная ме­тодика ситуационного анализа на осно­ве выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз с их последующим комплексным анализом позволяет опреде­лить наиболее перспективные направления деятельности в области оказания образо­вательных услуг: определить потребность в тематике лекций и практических занятий, формах изложения материала, приоритет­ных запросах к преподавателям как постав­щикам, так и производителям услуг.

Литература

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде­рации": ред. от 03.07.2016: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 // Рос. газ. 2011, 23 нояб. № 263.

2. Гончарова Н.В. Инновационный подход к подготовке управленческих кадров сферы образования // Инно­вационные технологии управления персоналом : сб. ст. участников Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2015. С. 77-82.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": ред. от 03.07.2016: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 // Рос. газ. 2012, 31 дек. № 5976 (303).

4. Симонян Р.З. К вопросу о положительных перспективах дистанционного образования в медицинских вузах России // Международ. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-7. С. 1357-1359.

5. Турчина Ж.Е., Турчина Т.К., Нор О.В., Шарова О.Я. Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обучающихся института последипломного образования медицинского университета // Соврем. пробл. науки и образования. 2016. № 5. C. 46-51.

6. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Проблемы и пути оптимизации последипломного образования врачей в России // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (ч. 24). С. 5508-5511