Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования

Резюме В связи с переходом на новую систему непрерывного медицинского образования в России возникает необходимость в реформировании не только структуры организации образовательного процесса, но и форматов подачи материалов, подготовки преподавательских кадров. Высокая мотивация к самообразованию врачей должна реализовывать стремление к постоянному повышению своих знаний и в итоге повышать качество оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: • образование врачей • непрерывное медицинское образование • повышение квалификации • аккредитация • рентгенология

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 60-68.

Обеспечение подготовки и переподго­товки медицинских кадров на основе непрерывного профессионального образо­вания (НМО) в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. указано как одна из приоритетных задач развития системы здравоохранения.

При этом в качестве основных причин неудовлетворительного качества медицин­ской помощи называют недостаточную ква­лификацию врачей и их низкую мотивацию к профессиональному совершенствованию [1]. Присоединение России к Болонской декларации в 2003 г. и вхождение России в единое Европейское образовательное пространство внесли ряд изменений в по­слевузовское образование врачей [2].

В отличие от большинства европейских стран, где медицинские работники обязаны ежегодно подтверждать свои знания и еже­дневно использовать современные руковод­ства на рабочих местах, по существующей системе непрерывного последипломного об­разования, российские врачи проходят кур­сы повышения квалификации 1 раз в 5 лет. Ситуация усугубляется тем, что обучение для подтверждения сертификата зачастую но­сит формальный характер и содержание об­разовательных программ не всегда отвечает запросам практического здравоохранения. Отсутствие дистанционных технологий пре­подавания приводит к тому, что обучение на курсах повышения квалификации в очной форме вынуждает врачей к неудовольствию работодателей на 1-2 мес отрываться от практической работы [3].

В настоящее время учебный процесс в системе дополнительного профессиональ­ного образования (ДПО) стремится выйти на качественно новый уровень развития, отвечающий современным потребностям общества и государства, инновационному развитию системы здравоохранения [4]. Разрабатываются новые системы профес­сиональной подготовки, позволяющие спе­циалисту постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки [5].

Современные образовательные тенденции

При переходе к системе НМО содержа­ние разных форм образовательных программ повышения квалификации требует прежде всего соответствия актуальным требованиям практического здравоохранения и современных образовательных тенденций, среди них можно выделить активное использование дистанционных технологий, проблемное обучение в малых группах, обучение в соста­ве междисциплинарных команд [6].

Успех современного образования во многом зависит от способности и готовно­сти педагогов работать в новых условиях, применять различные подходы к органи­зации учебного процесса на основе со­временных методологических разработок и новых образовательных технологий [7].

В настоящее время идет коренная перестройка системы ДПО, что связано с этапным переходом к системе аккреди­тации специалистов. Данный процесс ре­гламентирован вступлением в силу с 1 ян­варя 2016 г. ст. 69 Федерального закона от 21.01.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера­ции". Последние изменения по аккредита­ции законодательно закреплены в приказе № 974н от 20.12.2016 "О внесении изме­нений в Положение об аккредитации спе­циалистов, утвержденное приказом Ми­нистерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н".

Первичная специализированная ак­кредитация проводится по окончании ор­динатуры в соответствии с Федеральными государственными образовательными стан­дартами или профессиональными стандар­тами, разработка которых идет и в настоя­щее время. Первичная специализированная аккредитация предусматривает получение специалистом разрешения на работу в обла­сти конкретной профессиональной деятель­ности. Повторная аккредитация проводится каждые 5 лет, она предназначена для под­тверждения готовности к осуществлению медицинской деятельности специалиста, освоившего 5-летнюю программу непрерыв­ного профессионального развития [8].

Структура дополнительного и непрерывного медицинского образования в России

В условиях внедрения системы аккре­дитации специалист, у которого последний сертификат получен после 1 января 2016 г., должен начать обучение по индивидуаль­ной образовательной траектории, чтобы че­рез 5 лет пройти процедуру профессиональ­ной аккредитации для замены сертификата на аккредитационное удостоверение [9].

По разработанной и утвержденной Минздравом РФ модели НМО специалист должен пройти 5-летний цикл обучения и набрать 250 зачетных единиц (ЗЕТ). В год врач должен набирать не менее 50 за­четных единиц. Важно понимать, что даже в случае набора специалистом большего числа ЗЕТ, они будут учитываться только в текущем году без переноса на будущие годы 5-летнего цикла.

50 ЗЕТ соответствуют 50 академиче­ским часам, которые должны быть по­лучены из двух направлений: 36 зачетных единиц предполагается получать за счет образовательные программы ДПО продол­жительностью 36 или 18 ч; 14 единиц будут складываться из учебных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы, вебинары, электронные модули).

Для вступления в систему НМО сразу после получения последнего сертификата после 1 января 2016 г. специалисту необ­ходимо зарегистрироваться на двух сайтах:

1. Портал НМО www.edu.rosminzdrav.ru.

При регистрации на портале НМО слу­шатель получает личный кабинет (вход осуществляется с вкладки "Специалистам" - "5-летние циклы обучения" - "Вход в личный кабинет"), заполняет регистра­ционную форму с обязательным указанием СНИЛС.

Для врачей, получивших сертификат до 1 января 2016 г., создана вкладка "До­пуск к сертификации", прохождение дан­ных циклов и набор баллов для них добро­вольное.

Если сертификат выдан после 1 января 2016 г., необходимо перейти во вкладку "Допуск к аккредитации". Далее следует добавить 5-летний цикл и внести все за­прашиваемые данные, включая номер сер­тификата и т.д.

На портале можно выбирать програм­мы повышения квалификации 18 и 36 ч, зачетные единицы за прохождение данных программ начисляются автоматически по­сле завершения обучения.

2. Сайт Координационного совета НМО www.sovetnmo.ru.

На этом сайте необходимо регистриро­ваться отдельно. Здесь можно выбрать либо учебные мероприятия, либо электронные модули по своей специальности. После посещения любого учебного мероприя­тия пользователю будет выдан сертификат установленного образца с индивидуаль­ным кодом, который пользователь должен самостоятельно активировать в личном кабинете и добавить таким образом в план обучения.

Следует обращать внимание при уча­стии в образовательных мероприятиях на регистрацию их в Координационном совете НМО. Правомочны фиксировать в личном кабинете ЗЕТ только тех обра­зовательных мероприятий (конференций, вебинаров и др.), которые находятся на сайте Координационного совета [8].

По окончании 5 лет НМО с портфолио, которое формируется в личном кабинете на двух сайтах, специалист проходит про­цедуру повторной аккредитации.

Необходимо отслеживать специаль­ности, по которым проходят те или иные мероприятия, так как в зачет для аккре­дитации будут идти только ЗЕТ, получен­ные по специальности, по который выдан последний сертификат. Например, врач-рентгенолог не может получить баллы по мероприятию, которое аккредитовано по специальности "радиология".

Если врач имеет ≥2 сертификатов по разным специальностям, для дальнейшего допуска к профессиональной деятельности ему нужно будет проходить циклы обуче­ния и набирать зачетные единицы по каж­дой специальности отдельно.

Оплата обучения может проводиться на бюджетной и коммерческой основе или с помощью образовательного сер­тификата обязательного медицинского образования (ОМС). Бюджетные места выделяются региональными органами исполнительной власти в виде государ­ственного задания, чаще всего они стро­го ограничены. Образовательный серти­фикат является новой формой оплаты, предусмотренной приказом Минздрава России № 575н от 04.08.2016 [10].

Проблемно-ориентированное обучение

Меняются не только условия получе­ния новых знаний, но и формы подачи информации. Идет переход на проблемно-ориентированное обучение, где педаго­гическая стратегия подразумевает особый стиль постижения знаний, при котором можно полноценно овладеть проблемой с глубоким освоением материала реальных жизненных ситуаций при максимальном использовании доказательно обоснован­ных мировых информационных ресурсов [11]. Изучение материала обычно прохо­дит в виде занятий в аудитории, в неболь­ших по численности группах слушателей, обычно в форме дискуссии, направляемой преподавателем [12]. Роль преподавателя приравнивается к роли эксперта по об­суждаемой проблеме и состоит в поощре­нии активного обсуждения вопроса, обе­спечении взаимодополняющей работы учащихся и получения соответствующей информации [13]. Такая форма общения позволяет более успешно обсуждать все вопросы, постигать их суть и, что еще важ­нее, оставляет более глубокий след в памя­ти, нежели амбициозное озвучивание авто­ритарного мнения преподавателя.

Технология проблемно-модульного обу­чения формирует навыки творческого усвоения знаний и мотивацию профес­сиональных достижений. Необходимость и важность развития профессиональных навыков и умений медицинского работни­ка очевидны как с личностной, так и с об­щественных точек зрения [14]. В рамках развития системы НМО среди основных задач, решаемых образовательной органи­зацией, можно выделить следующие:

- качественное образование с использо­ванием инновационных образователь­ных программ, авторских разработок, привлечение высокопрофессионально­го преподавательского коллектива;

- формирование у обучающихся инфор­мационной культуры, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и исполь­зовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные технологии;

- системно-информационный подход к образованию развивает системное мышление;

- развитие логического мышления, твор­ческого и познавательного потенциала обучающихся, их коммуникативных спо­собностей с использованием богатейше­го арсенала компьютерных технологий [15]. Известно, что одной из ключевых задач образования является формиро­вание у будущих специалистов умения самостоятельно принимать решения на основании постоянно обновляемых зна­ний [16]. Именно проблемно-модульное обучение включает изложение знаний с последующей организацией само­стоятельной работы обучающихся по решению проблемы, которую определил преподаватель, включение обучающих­ся в самостоятельный поиск по фор­мулировке и решению проблемы [17]. Постепенный переход образовательных организаций на современные образова­тельные технологии даст новый импульс системе медицинского образования, позволит перейти к инновационному пути развития.

Андрагогическая модель обучения

Современная идеология образования взрослых (андрагогическая модель обуче­ния) основана на ряде научных исследова­ний, и среди них наибольшее признание получили работы A. Naus, D. Smit (США, 1996), U. Jar (Великобритания, 1997), послужившие толчком описания новой науки андрагогики. Андрагогика - наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучаемых. В отличие от педагогики, которая направ­лена на воспитание и обучение человека, в андрогогике раскрываются закономер­ности формирования личности в процес­се ее становления. В андрагогической мо­дели обучения ведущая роль принадлежит самому обучаемому, который в силу при­обретенного опыта, знаний и собственно­го мировоззрения имеет свое понимание и свои требования к образовательному процессу. Основными принципами обу­чения становятся индивидуальность и си­стемность [4].

Мотивация обучающихся

Среди наиболее значимых внешних факторов, влияющих на мотивацию врача к повышению своей квалификации, мож­но выделить следующие: переаттестация каждые 5 лет, заинтересованность руко­водства лечебно-профилактической орга­низации в повышении квалификации со­трудников [18].

Среди внутренних факторов самомо­тивации особое место занимают потреб­ность в осмыслении собственного опыта, необходимость самореализации, профес­сиональный и карьерный рост, а также ма­териальная заинтересованность. При этом подавляющая часть врачей ориентирована на сам процесс труда, а не на зарабатыва­ние денег [19]. С общественной точки зре­ния главным стимулом профессионально­го развития врача должна быть внутренняя мотивация, направленная на получение новых знаний, понимание своей миссии в сохранении жизни и здоровья людей [20].

Однако в результате проведенного отечественными авторами комплексного социально-гигиенического исследования, в котором приняли участие 5090 чело­век, установлено, что 72,3% респондентов считают, что ненужно проходить курсы повышения квалификации каждые 5 лет. Более половины (54,6%) врачей с опытом работы до 5 лет считают, что необходимо только практическое обучение, без теории, а 11,7% врачей, имеющих стаж работы бо­лее 15 лет, считают, что курсы повышения квалификации отвлекают внимание. Про­ходить обучение чаще 1 раза в 5 лет хотят лишь 12,2% опрошенных врачей. При этом большинство респондентов (66,4%) недо­вольны уровнем преподавания и органи­зацией курсов повышения квалификации.

Перечислим наиболее частые пре-тензии:

- тематика занятий: чистая теория, не соответствующая практике, либо бегу­щая вперед, либо отстающая от дей­ствительности;

- уровень преподавания и преподавате­лей, отсутствие современных техно­логий преподавания, тренингов по отработке практических навыков;

- график, отрыв от производства.

Не посещают медицинские семинары, конференции и другие мероприятия 75,5% врачей. Отсутствие информации о времени, тематике и месте проведения мероприятий отмечают 30,2% опрошенных. Со слов 35,7% врачей администрация медицинских орга­низаций не поддерживает стремление к об­разованию и не отпускает с рабочего места. И только 8% отмечают недостаток матери­альных средств как основную проблему не­посещения учебных мероприятий. Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о низкой мотивации руково­дящего состава к повышению уровня образо­вания персонала и оказанию качественной медицинской помощи, особенно среднего и младшего медицинского персонала [21].

В связи с этим можно выделить следую­щие основные критерии успешности обра­зовательной программы:

1. Продолжительность (краткие циклы 18 и 36 ч).

2. График проведения предпочтите­льно без отрыва от производства, частично или полностью дистанционное обучение.

3. Интересные темы для практической деятельности.

4. Профессиональные лекторы.

5. Новый формат подачи информации с интерактивным общением с аудиторией.

6. Большое количество практических занятий.

7. Обязательная независимая оценка преподавателей и цикла слушателями.

Грамотное планирование образовате­льной деятельности в соответствии с поже­ланиями аудитории, требованиями практи­ческого здравоохранения и возможностями образовательных организаций должно стать одним из ведущих мотивирующих факторов новой системы.

Заключение

Все представленные данные подтверж­дают необходимость перехода на систему НМО с реформированием процесса обу­чения и выходом на новый уровень подачи информации для усиления мотивации со­трудников и руководителей к совершен­ствованию профессиональных знаний, что должно способствовать повышению каче­ства оказания медицинской помощи.

Литература

1. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html. (дата посещения: 28.03.2017)

2. Прозорова Г.Г., Алехина О.Д., Бурлачук В.Т., Трибунцева Л.В. и др. Изменение качества первичной медицинской помощи на фоне непрерывного последипломного образования врачей общей прак­тики // Инновации в науке. 2014. № 40. С. 138-144.

3. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование "Стратегии раз­вития здравоохранения РФ до 2020 года". М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

4. Мошетова Л.К., Задворная О.Л. Непрерывное медицинское образование - фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи // Офтальмол. ведомости. 2011. Т. 4, № 2. C. 4-7.

5. Чернышова Т.С. Непрерывное образование как основа профессионального развития специалиста медицинского профиля // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 88-90.

6. Морозов С.П., Трофименко И.А., Дорохова М.М. Школа лучевой диагностики ЕМС - новые об­разовательные технологии и международный опыт // Рос. электронный журн. лучевой диагностики. 2015. № 5 (3). С. 104-109.

7. Чукичев А.В., Пешиков О.В., Тур Е.В., Бердникова Е.В. и др. Игровой учебно-методический кон­курс как способ учебной мотивации // Непрерывное медицинское образование и наука. 2015. № 10 (1). С. 10-12.

8. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Медицин­ское образование и профессиональное развитие. 2016. № 4 (26). С. 12-18.

9. Алексеева М.В., Ваулин С.В. К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании // Смоленский медицин­ский альманах. 2016. № 2. С. 51-55.

10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 августа 2016 года № 575н "Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осущест­вляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязатель­ного медицинского страхования". URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/132/16/19/43998.pdf. (дата посеще­ния: 28.03.2017)

11. Попова Л.Г. Непрерывное медицинское образование // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 117 (2). С. 60-61.

12. Aspy C.B., Aspy D.N. Why religion should be an integral part of public school education // Counseling Values. 1993. Vol. 37, N 3. P. 114-187.

13. Lloyd-Jones G., Margetson D., Bligh J.G. Problem-based learning: a coat of many colours // Med. Educ.1998. Vol. 32, N 5. P. 492-494.

14. Ратникова Л.И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9-11.

15. Бояркина Л.А., Ледак Л.П. Инновационные информационные технологии обучения как средство формирования профессионализма преподавателя // Проблемы и перспективы развития образова­ния в России. 2014. № 31. С. 40-44.

16. Лаврентьева Н.Н., Миронов И.Л., Ратникова Л.И., Шип С.А. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования // Изв. высш. учеб. заведений. Уральский регион. 2013. № 3. С. 129-132.

17. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Инновации в медицинском образовании посредством внедрения педагогических технологий // Успехи соврем. естествознания. 2015. № 2. С. 189-194.

18. Ратникова Л.И., Шип С.А. Востребованность расширенных видеолекций в непрерывном медицин­ском образовании по специальности "Инфекционные болезни" // Непрерывное мед. образование и наука. 2016. № 11 (2). С. 17-20.

19. Авилов О.В., Чащина Е.Н. Мотивация труда врачей в клинике Южно-Уральского государственного медицинского университета // Непрерывное мед. образование и наука. 2015. № 10 (1). С. 13-15.

20. Ратникова Л.И. Формирование мотивации студентов медицинского вуза к непрерывному образо­ванию. Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент ка­чества и инновации. Материалы III Всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. URL: http://www.chelsma.ru/files/misc/smk2015_smsbornik.pdf. (дата посещения: 28.03.2017)

21. Бреусов А.В., Бершадская М.Б. Мотивация персонала - основополагающий фактор в системе не­прерывного медицинского образования и повышения качества медицинской помощи // Россий­ский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2010. № 4. С. 110-113.

Рецензирование