Проблемные вопросы и необходимость подготовки руководителей медицинских организаций по вопросам медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования

РезюмеИсходя из особенностей системы организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) определена необходимость подготовки руководителей медицинских организаций при выполнении задач медицинского обеспечения населения при ЧС. Рассмотрены вопросы комплексного обеспечения готовности медицинских организаций к реагированию на ЧС, и среди них приоритетное значение имеет уровень профессиональных знаний, умений, навыков руководящих кадров в действиях в кризисных ситуациях. В ходе реформирования профессионального образования и внедрения новой модели непрерывного медицинского образования обоснована необходимость разработки специальных профессиональных компетенций по медицине катастроф, профессиональных стандартов с целью подготовки руководителей медицинских организаций к ликвидации последствий ЧС. С учетом опыта работы специалистов ВЦМК "Защита" приведены примеры профессиональных компетенций руководителей медицинских организаций по вопросам организации медицинского обеспечения населения в ЧС. Сформулированы основные задачи для разработки единых требований к образовательным материалам и мероприятиям в части подготовки руководителей медицинских организаций по медицине катастроф.

Ключевые слова:• комплексная безопасность медицинских организаций • непрерывное медицинское и фармацевтическое образование • чрезвычайная ситуация • индекс безопасности больниц • управление медицинской организацией в условиях чрезвычайной ситуации • медицинское обеспечение населения • профессиональные компетенции по медицине катастроф • профессиональный стандарт • служба медицины катастроф

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 42-49.

Готовность здравоохранения к вне­запно возникающим чрезвычайным ситуациям (ЧС), требующим медицин­ского обеспечения пострадавшего населе­ния, - прямая обязанность должностных лиц на всех уровнях. Важная роль в выпол­нении задач медицинского обеспечения населения при ЧС принадлежит руково­дителям медицинских организаций: боль­ниц, поликлиник, центров государствен­ного санэпиднадзора, станций скорой медицинской помощи и переливания кро­ви, аптек, аптечных складов и пр. При этом одни медицинские организации являются базой для формирований службы меди­цины катастроф, участвуют в лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях, а другие обеспечивают объекты здраво­охранения и службу медицины катастроф средствами оказания медицинской помо­щи и лечения.

Система организации и оказания меди­цинской помощи пострадавшим в условиях ЧС, в отличие от повседневной деятель­ности, как правило, имеет существенные особенности, обусловленные медико-тактическими условиями конкретной ЧС. Такими особенностями могут быть оказа­ние медицинской помощи при одномо­ментном массовом поступлении постра­давших и больных, сокращение объемов лечебных мероприятий на этапах медицин­ской эвакуации, временное отсутствие до­ступа медицинских работников к постра­давшим (например, при землетрясениях, ЧС в труднодоступных районах), зависи­мость тактики ведения пациентов от усло­вий медицинской эвакуации (нормально функционирующая система медицинской эвакуация или вынужденная задержка эва­куации), состояния (повреждения) местной системы здравоохранения и иной инфра­структуры и др. Руководители медицин­ских организаций и формирований должны знать и учитывать данные особенности при организации оказания медицинской помо­щи пострадавшим в ЧС.

Роль медицинских лечебно-профи­лактических организаций в системе орга­низации и оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС различна и зависит от их лечебно-диагностических возмож­ностей, профилей и территориального расположения. Это соотносится с опре­деленным уровнем оказания медицин­ской помощи в регионе и закрепляется в планах-заданиях объектам здравоохране­ния на случай возникновения ЧС. Выезд­ные бригады скорой медицинской помо­щи и территориальных центров медицины катастроф при ЧС выполняют основную роль в догоспитальном периоде - оказа­ние экстренной медицинской помощи пострадавшим в зоне (вблизи зоны) ЧС и их медицинская эвакуация в лечебные учреждения. Задачи медицинских орга­низаций стационарного типа (больницы, клинические центры, медико-санитарные части и др.) - оказание специализирован­ной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, а также формирование бригад спе­циализированной медицинской помощи для выдвижения в зону (вблизи зоны) ЧС и усиления передовых этапов медицин­ской помощи и эвакуации. Амбулаторные учреждения (поликлиники и др.), как пра­вило, формируют врачебно-сестринские бригады для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в догоспи­тальном периоде.

По данным Всероссийской службы ме­дицины катастроф, в нашей стране еже­годно происходит порядка 2 тыс. ЧС раз­личного характера и масштаба, в которых среднее количество пострадавших состав­ляет около 14 тыс. чел., из них 50-60% по­страдавших госпитализируются, а порядка 20% погибает в догоспитальном периоде. При этом подавляющее большинство ЧС (80%) относится к техногенным катастрофам, из них дорожно-транспортные про­исшествия и пожары составляют примерно по 50%. На 2-м месте по количеству про­исшествий находятся биолого-социальные ЧС (15%), около 3,5% составляют социаль­ные и 1,5% - природные катаклизмы [1].

Сложная военно-политическая об­становка в мире и вблизи границ России определяет необходимость обеспечения готовности сил и средств здравоохране­ния, медицинских организаций к работе в условиях вооруженных и военных кон­фликтов, в том числе при появлении боль­шого числа раненых среди военнослужа­щих и гражданского населения, потоков беженцев и переселенцев, возникновении очагов инфекционных заболеваний и др. В приграничных субъектах Российской Федерации на эти периоды должны быть проработаны вопросы организации лече­ния раненых в организациях гражданского здравоохранения.

Помимо внешней ЧС прямые риски и угрозы для работников и пациентов, а также имущественного комплекса не­сут кризисные ситуации, возникающие внутри самой лечебной организации (вну­тренние ЧС): пожар, наводнение, хими­ческая или биологическая атака, террори­стический акт с захватом заложников и др. В таких случаях от того, насколько гра­мотно и оперативно сработает команда руководства, дежурный персонал и весь коллектив медицинского учреждения, за­висит жизнь многих людей, сохранность медицинского оборудования и другого имущества.

Вопросы обеспечения комплексной безопасности медицинских организаций, включая антитеррористическую защищен­ность, пожарную безопасность, имеют первостепенное значение в деятельности руководителей (главных врачей) лечебных учреждений. Во многом проводимые в этом направлении мероприятия пересе­каются с мерами по повышению устойчи­вости функционирования медицинского учреждения в различных режимах деятель­ности (повседневный, повышенной готов­ности, режим ЧС).

По заданию Минздрава России спе­циалистами ВЦМК "Защита" совместно с представителями здравоохранения ряда субъектов Российской Федерации ведется работа по изучению возможности адап­тации и применения в российском здра­воохранении разработанного Всемирной организацией здравоохранения руковод­ства "Индекс безопасности больниц". Комплексные подходы к оценке уровня безопасности лечебных учреждений, из­ложенные в данном документе, представ­ляют несомненный практический интерес и будут полезны как руководителям меди­цинских организаций, так и руководите­лям органов управлением здравоохранени­ем регионов.

Несмотря на определенные различия в задачах медицинских организаций в усло­виях ЧС, очевидно, что во всех медицин­ских учреждениях вопросы комплексного обеспечения готовности к реагированию в ЧС должны прорабатываться заблаго­временно, причем подготовка руководя­щих кадров и медицинских работников к действиям в нестандартных, кризисных ситуациях имеет приоритетное значение независимо от организационно-правовой формы организации, ведомственной под­чиненности, уровня оказания медицин­ской помощи.

Для решения возникающих задач по управлению медицинской организаци­ей в сложных условиях ЧС руководитель учреждения здравоохранения должен иметь высокий уровень компетентности, включающей рациональное использова­ние кадровых и материально-технических ресурсов для организации устойчивой ра­боты медицинской организации в различ­ных режимах деятельности.

Общее реформирование профессио­нального образования, реализация меро­приятий пилотного проекта Минздрава России по внедрению новой модели непре­рывного медицинского и фармацевтиче­ского образования (НМО) требуют уделить особое внимание разработке специальных профессиональных компетенций по меди­цине катастроф, профессиональных стан­дартов с учетом профессиональных компе­тенций по медицине катастроф, программ дополнительного профессионального об­разования (ДПО) подготовки руководи­телей медицинских организаций в части, касающейся знания современных аспектов организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий ЧС [2].

На сегодняшний день специалистами ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России разработан профессиональный стандарт специалиста в области организации здраво­охранения, в основе которого лежит пере­чень обобщенных трудовых функций для организаторов здравоохранения.

Согласно разработанному профессио­нальному стандарту, обобщенной трудовой функцией врача, занимающего должность руководителя медицинской организации, является управление медицинской орга­низацией, включая ряд частных трудовых функций:

- стратегическое планирование и про­гнозирование деятельности медицин­ской организации;

- управление ресурсами медицинской организации;

- взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями;

- обеспечение развития медицинской организации;

- менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности.

Каждая частная трудовая функция со­стоит из конкретных знаний, умений и на­выков, т.е. профессиональных компетенций руководителя медицинской организации. Данный перечень компетенций представ­лен в полной мере и охватывает практи­чески все сферы деятельности руководи­теля медицинской организации, включая руководство разработкой и утверждение организационно-распорядительных доку­ментов медицинской организации или ее подразделений, финансовых и бухгалтер­ских документов, отчетов о деятельности ме­дицинской организации, выстраивание де­ловых связей и организацию сотрудничества с различными государственными, обще­ственными, религиозными, коммерческими структурами, формирование стратегических и программных документов в области орга­низации медицинской помощи населению, разработку политики и стратегических целей в области менеджмента качества оказания медицинской помощи и ряд других компе­тенций, предполагающих знания, умения и навыки по управлению медицинской орга­низацией [3].

Однако, по нашему мнению, в перечне частных трудовых функций или в перечне профессиональных компетенций, относя­щихся к той или иной трудовой функции руководителя медицинской организа­ции, должны содержаться знания, умения и навыки по организации работы меди­цинского учреждения при ЧС различного характера (внешней, внутренней, комби­нированной), в том числе при массовом поступлении пострадавших и возникновении нештатных ситуаций в самом учреж­дении. При этом необходимо принять во внимание, что на основе разработанных и утвержденных профессиональных стан­дартов и профессиональных компетенций будут формироваться образовательные стандарты по каждой специальности, раз­рабатываться программы ДПО и оценоч­ные материалы для аккредитации специа­листов в рамках НМО [4, 5].

На сегодняшний день обучающиеся в ординатуре или аспирантуре по специ­альности "организация здравоохранения и общественное здоровье", а также руко­водители медицинских организаций, кото­рые проходят ДПО по основной специаль­ности, не получают знаний по медицине катастроф ввиду отсутствия специальных трудовых функций (профессиональных компетенций), прописанных в разрабо­танном профессиональном стандарте.

В постановлении Правительства Рос­сийской Федерации "О защите жизни и здоровья населения Российской Феде­рации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вы­званных стихийными бедствиями, авария­ми и катастрофами" от 03.05.1994 № 420 Минздраву России предписывалось:

- создать систему подготовки и обучения специалистов по проблеме медицины катастроф, их действиям в условиях возникновения и ликвидации послед­ствий ЧС;

- разработать порядок подготовки меди­цинских кадров по медицине ката­строф.

Во Всероссийском центре медицины катастроф "Защита" (ВЦМК "Защита") уже более 20 лет реализуются требования вышеуказанного постановления приме­нительно к условиям мирного и военного времени.

Система подготовки медицинских спе­циалистов по вопросам медицинского обе­спечения населения в ЧС создана и функци­онирует с учетом положений Федеральных законов "Об образовании в Российской Фе­дерации" от 29.12.2012 № 273 и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Фе­дерации" от 21.11.2011 № 323.

В рамках ДПО для руководителей меди­цинских организаций стационарного и ам­булаторного типов сотрудниками ВЦМК "Защита" Минздрава России и кафедры медицины катастроф ФГБОУ ДПО "Рос­сийская медицинская академия непре­рывного профессионального образования" Минздрава России организованы и прово­дятся соответствующие циклы повышения квалификации по вопросам медицины ка­тастроф.

В настоящее время в соответствии с ана­лизом ведущих тенденций развития профес­сионального образования одной из приори­тетных задач мы считаем совершенствование организации и методического обеспечения ДПО руководителей медицинских органи­заций по вопросам медицины катастроф, рассматривая компетентностный подход как методологическую основу обучения [6].

Состав профессиональных компетенций по медицине катастроф для каждого специ­алиста, лежащий в основе профессиональ­ного стандарта и программ ДПО, в том числе по специальности "организация здравоохра­нения и общественное здоровье", определя­ется в соответствии с опытом сотрудников ВЦМК "Защита", который в данном случае представляет государственную образова­тельную организацию (ГОО) - провайдер образовательных программ ДПО по меди­цине катастроф, а также Общероссийской общественной организацией специалистов в сфере медицины катастроф (ООСМК) - провайдер образовательных мероприятий по медицине катастроф (профильные конфе­ренции, семинары, симпозиумы, командно-штабные и тактико-специальные учения и пр.), что регламентировано ст. 76 ФЗ № 323 "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации".

В качестве примера профессиональных компетенций по вопросам организации ме­дицинского обеспечения населения в ЧС для руководителей медицинских организаций можно привести готовность/способность:

- использовать федеральные и региональ­ные нормативные правовые документы в сфере здравоохранения и медицины катастроф, порядки оказания медицин­ской помощи, клинические рекоменда­ции по медицине катастроф, методиче­ские рекомендации и иные документы в целях планирования и организации работы медицинской организации при различных видах ЧС;

- эффективно управлять медицинской организацией в сложной обстановке и решать связанные с этим задачи с уче­том особенностей организации и оказа­ния медицинской помощи при ЧС;

- рационально организовать работу сотрудников медицинской организа­ции по приему пострадавших, в том числе при массовом поступлении, оказанию необходимой медицинской помощи, проведению медицинской сортировки, организации при необ­ходимости медицинской эвакуации в другие лечебные учреждения (меж­больничная эвакуация);

- организовать работу медицинского учреждения по безусловному выполне­нию задач при возникновении воору­женных и военных конфликтов;

- обеспечить выполнение экстрен­ных и иных мероприятий по защите и спасению сотрудников и пациентов, сохранности имущества при угрозах и рисках, возникающих при внутрен­них ЧС (пожар, наводнение, химиче­ская или биологическая атака, терро­ристический акт с захватом заложни­ков и др.);

- организовать и обеспечить выполнение комплекса мероприятий по повыше­нию устойчивости функционирования медицинской организации в различ­ных режимах деятельности и др.

В данном случае представленные ком­петенции в основном имеют организаци­онную направленность, что предполагает больший объем теоретических знаний, ко­торые могут быть приобретены руководи­телями медицинских организаций за счет дистанционного самообразования, про­ведения очных семинаров и вебинаров [7]. Однако для сбалансированного приобрете­ния теоретических знаний и практических навыков в обучении руководящего состава медицинских учреждений при формирова­нии программ ДПО и обучающих модулей необходимо увеличивать практическую составляющую за счет проведения дело­вых игр и решения ситуационных задач по реагированию и действиям медицин­ских организаций и формирований служ­бы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, ор­ганизации учений, тренировок, соревнова­ний, проверок и др. При этом при форми­ровании материалов для самостоятельной работы, ситуационных задач и вопросов для тестового контроля используется не только опыт ведущих специалистов ВЦМК "Защи­та" и территориальных центров медицины катастроф, но и личный опыт обучающихся по ликвидации последствий реальных ЧС, произошедших на территории соответству­ющего субъекта.

Согласно главному принципу НМО в России - партнерство ГОО и профессио­нальных обществ, для разработки единых требований к образовательным материа­лам и мероприятиям в части подготовки руководителей медицинских организаций по медицине катастроф, считаем необхо­димым решить следующие задачи:

1. Специальные профессиональные ком­петенции для руководителей медицинских организаций представить в Общероссий­скую общественную организацию "Обще­ство по организации здравоохранения и общественного здоровья" о внесении данных компетенций в профессиональ­ный стандарт специалиста в области ор­ганизации здравоохранения, для каждой компетенции создать обучающие модули для внесения их в образовательный кон­тент по данной специальности.

2. Определить количество кредитов/ баллов по медицине катастроф, которые ежегодно обязан приобрести руководитель медицинской организации для прохож­дения аккредитации в системе НМО. По нашему мнению, из 50 кредитов/баллов, ежегодно приобретаемых, 6-8 кредитов/ баллов целесообразно получать по темати­ке медицины катастроф.

3. Мероприятия, проводимые на ре­гиональном уровне, содержащие тематику по медицине катастроф (конференции, съезды, симпозиумы), а также образова­тельный контент, содержащийся в планах проведения командно-штабных и тактико-специальных учений, также необходимо предоставлять к экспертизе и регистри­ровать для набора руководителями и всем личным составом региональных и муни­ципальных медицинских организаций кредитов и зачета их в системе НМО. При этом за участие в семинарах или лекциях, проводимых в рамках образовательных мероприятий, руководители медицинских организаций смогут получать от 1 до, мак­симум, 6 кредитов/баллов.

4. Внести предложения в существующие нормативные правовые акты по интеграции учебных программ ДПО для руководителей медицинских организаций, обучающих мо­дулей по медицине катастроф в программы ДПО для различных специалистов в систе­му НМО и аккредитации для легитимного набора кредитов/баллов медицинскими специалистами на портале Координацион­ного совета sovetnmo.ru.

Литература

1. Доклад ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации о выполнении целевых показателей его деятельности за период 2014-2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vcmk.ru/docs/ofitsialnye-dokumenty/

2. Баранова Н.Н., Бобий Б.В., Гончаров С.Ф., Сахно И.И. Совершенствование системы подготовки ме­дицинских кадров Всероссийской службы медицины катастроф - важная составная часть готовно­сти здравоохранения к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, террористических актов и вооруженных конфликтов // Медицина катастроф. 2016. № 3. С. 51-54.

3. Проект Профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения [Элек­тронный ресурс]. URL: http://www.vcmk.ru/anons/index.php?id=2597.

4. Аккредитация - принципиально новая система, а не смена названия: интервью с директором Де­партамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Т.В. Семеновой // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 75-78.

5. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Мед. образо­вание и проф. развитие. 2016. № 4. С. 12-18.

6. Найговзина Н.Б., Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Задачи подготовки и непрерывного профессио­нального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополни­тельного профессионального образования. // Здравоохр. Рос. Федерации. 2016. Т. 60, № 1. С. 35-40.

7. Решетников А.В., Трегубов В.Н., Шамшурина Н.Г., Марочкина Е.Б. и др. Профессиональное само­образование организаторов здравоохранения с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 53-58.

Рецензирование