К вопросу об использовании ментальных карт в практике обучения студентов по дисциплине "детские инфекционные болезни"

РезюмеВ статье изучается целесообразность использования ментальных карт как альтернатива традиционной учебной литературе для подготовки студентов старших курсов к практическим занятиям по дисциплине "детские инфекционные болезни". Цель - найти преимущества использования ментальных карт перед учебной студенческой литературой. В работе использованы конкретно-социологические методы: добровольное анонимное анкетирование и метод простого интервью для уточнения некоторых позиций. Анкетированию и интервьюированию подверглись 72 студента V и VI курсов лечебного и педиатрического факультетов. В результате проведенного опроса оказалось, что подавляющее большинство респондентов (83,3%) в целом позитивно оценили применение ментальных таблиц при подготовке к практическим занятиям по сравнению с учебной литературой. Из наиболее значимых положительных особенностей использования данного педагогического приема студенты отмечали наглядность и структурированность информации при ее небольшом объеме. Лишь 6,9% студентов продемонстрировали негативное отношение к ментальным картам, указав на поверхностный характер информации. Таким образом, использование ментальных карт как альтернатива учебной литературе во многих случаях целесообразно при подготовке к практическим занятиям по дисциплине "детские инфекционные болезни".

Ключевые слова:• ментальная карта • интеллект-карта • ассоциативная карта • детские инфекционные болезни

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 20-23.
DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00002


Ментальная карта (син.: диаграмма свя­зей, интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map), ассоциативная карта/ диаграмма, карта памяти, схема мышле­ния) - метод структуризации информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Ментальная карта реа­лизуется в виде древовидной схемы, на ко­торой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отхо­дящими от центрального понятия или идеи. Методика была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х гг. [1].

Метод ментальных карт применим в лю­бой сфере жизни, где бы ни требовалось развивать и совершенствовать интеллек­туальные способности личности и решать разнообразные задачи [2]. В педагогиче­ском процессе высшего медицинского об­разования использование данного метода, безусловно, имеет определенные преиму­щества перед традиционной медицинской учебной литературой. Известно, что ме­дицинские знания постоянно обновля­ются и удваиваются по объему примерно раз в 5-10 лет. Это диктует необходимость периодического обновления базы учебной литературы, что не всегда осуществимо практически. В частности к преимуществам использования ментальных карт можно от­нести их оперативную коррекцию, а также краткость, наглядность и информативность представляемой информации.

Таким образом, век информационных технологий предполагает применение но­вых педагогических приемов, способству­ющих лучшему усвоению специфической медицинской информации у студентов.

Цель - обосновать преимущества ис­пользования ментальных карт перед учеб­ной студенческой литературой.

Материал и методы

В работе использованы конкретно-социологические методы - добровольное анонимное анкетирование и метод простого интервью с целью уточнения некоторых позиций [3]. В задачи исследования вхо­дили анкетирование и интервьюирование 72 студентов V и VI курсов лечебного и пе­диатрического факультетов, которые гото­вились к практическим занятиям с помо­щью разработанных нами ментальных карт. С учетом принятых в социологии требова­ний к анкетированию первая часть вопросов носила нейтральный характер, затем предла­гались более сложные, а вопросы социально-демографического блока завершали анкету. Отсутствовали пункты, характеризующиеся органической множественностью, состав­ные вопросы и вопросы с двойным отрица­нием, было минимизировано количество вопросов с числом альтернативных ответов >5 и другие. Была составлена и использова­на оригинальная анкета, которая включала 10 вопросов. Опрос проводили в течение одного учеб-ного дня, чтобы исключить по­вторное включение респондентов.

Анализ паспортной части анкеты пока­зал, что среди респондентов преобладали девушки-студенты в возрастной когорте 20-29 лет, учащиеся на хорошо и отлично.

Результаты

При анкетировании респондентов ока­залось, что только 23 (31,9%) студента ре­гулярно используют учебную литературу, полученную в библиотеке. При выбороч­ном интервьюировании выяснилось, что студенты не желают пользоваться учебной литературой, так как удобнее использовать электронные версии учебников. Кроме того, часть респондентов заявила о неакту­альности учебной литературы.

При ответе на вопрос анкеты "Какими источниками информации Вы готовы пользоваться при подготовке к практиче­ским занятиям, кроме учебной литерату­ры?" абсолютное большинство (55 студен­тов, 76,4%) отметили интернет-ресурсы. Остальные варианты ответов набрали зна­чительно меньше голосов: лекционный материал - 9 (12,5%), научная литература - 5 (6,9%), остальные 3 (4,2%) готовиться к занятиям самостоятельно не планируют. Примечательно, что среди предложенных вариантов ментальные карты не выбрал ни один студент.

Все 72 (100%) студента заявили о го­товности использовать ментальные карты вместо учебной литературы в случае их предоставления студентам.

Что касается достоинств метода, сту­денты чаще всего отмечали информатив­ность ментальных карт (43 респондента, 59,7%). При интервьюировании студенты определяли информативность как доста­точный объем знаний при минимальном количестве текста. Также из преимуществ студенты указали на высокую структури­рованность информации (15 респондентов, 20,8%). Позднее они пояснили это лег­костью получения общего представления о конкретных нозологиях. Еще 2 (2,8%) сту­дента не смогли сформулировать позитив­ные черты использования ментальных карт.

Тех, кто негативно отнесся к данному методу, было существенно меньше (5 сту­дентов, 6,9%). Все они указали на недо­статочный объем знаний, который может быть извлечен из конкретной ментальной карты. Оставшиеся 7 (9,8%) студентов не смогли четко обозначить свое отношение к ментальным картам.

Обсуждение

Исходя из полученных результатов можно заключить следующее. Во-первых, в настоящее время студенты старших курсов зачастую не желают использо­вать учебную литературу при подготовке к практическим занятиям, предпочитая интернет-ресурсы. Учитывая, что в Интер­нете много противоречивой, а часто даже ложной информации, существует объек­тивная необходимость в подготовке мето­дически выверенных материалов, которые могли бы стать альтернативой учебникам.

Во-вторых, в век информационных тех­нологий педагогические методы и методи­ки должны соответствовать современной конъюнктуре. Несмотря на то что никто из респондентов не сталкивался с мен­тальными картами ранее, все студенты продемонстрировали готовность к их ис­пользованию при подготовке к заняти­ям. Абсолютное большинство студентов (83,3%) оценили работу по данному мето­ду позитивно, и лишь 6,9% респондентов были недовольны работой с ментальными картами.

В-третьих, необходимо детально про­анализировать причины негативного от­ношения к данному методу изложения специфической медицинской инфор­мации для их возможной минимизации. Студенты указывают на недостаточный объем знаний, который может быть по­лучен из конкретной ментальной карты. Действительно, схемы мышления не могут содержать сопоставимый по глубине объ­ем информации по сравнению с учебной литературой. И если у студента нет полно­ценной базы клинических знаний, ему будет очень трудно выстроить необходи­мый ассоциативный ряд, который лежит в основе любой интеллект-карты. В таком случае уместно предположить, что в ряде случаев использовать ментальные карты целесообразно при подготовке к итоговым или зачетным занятиям, а также к экзаме­ну по дисциплине, т.е. после использова­ния учебной литературы.

Заключение

Использование ментальных карт в выс­шем медицинском образовании пока не получило широкого распространения. При этом процесс их создания интерактивен, прост и доступен широкому кругу препо­давателей. Известно, что данный метод имеет ряд преимуществ: ".Можно быстро и без больших усилий составлять аккурат­ные и многоцветные интеллект-карты, а также по желанию редактировать и улуч­шать уже созданные; анализировать ин­формацию и управлять данными на разных уровнях с помощью большого набора ин­струментов; распространять и демонстри­ровать интеллект-карты в разных режимах, переводить их в различные коммуникаци­онные и отчетные форматы (доклады, пре­зентации, планы проектов и электронные таблицы); развивать групповые идеи и за­мечания в ходе совместной работы; орга­низовывать, осуществлять и отслеживать проекты от начала до конца; повышать эффективность управления знаниями бла­годаря подключению к внешним источни­кам информации" [4].

Также хотелось бы отметить, что мен­тальные карты, по мнению студентов, могут стать современной альтернативой учебной литературе при подготовке к практическим занятиям, т.е. их использование целесообразно и оправдано. Наиболее значительным ограничением их примене­ния может стать низкий уровень базовой подготовки студента, не позволяющий выстраивать нужный ассоциативный ряд. В таком случае можно рекомендовать ис­пользовать ментальные карты при подго­товке к итоговым, зачетным занятиям или экзаменам, т.е. после ознакомления с учеб­ной литературой.

Авторы заявляют об отсутствии кон­фликта интересов и источников внешнего финансирования.

Авторы выражают благодарность кол­лективу кафедры социальной работы с кур­сом педагогики и образовательных техно­логий ДПО ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский универси­тет" за методическую помощь в работе.

Литература

1. Андрюхина Л.М. Ментальные карты (интеллект-карты) как контрольно-оценивающее средство по дисциплине "История и методология педагогической науки" // Сборник научных трудов IX Междуна­родной научно-практической конференции "Формирование кадрового потенциала СПО - инноваци­онные процессы на производстве и в профессиональном образовании". Екатеринбург, 2016. С. 78-86.

2. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.

3. Каплунов К.О. Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфек­ционного стационара // Менеджер здравоохр. 2015. № 1. С. 35-39.

4. Бьюзен Т., Гриффитс К. Интеллект-карты для бизнеса. Минск : Попурри, 2011. 320 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»