Новости

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 1. С. 14-19.

Расширение номенклатуры медицинских специальностей

Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фарма­цевтическое образование, вскоре расширится. Проект приказа Минздрава России преду­сматривает внесение новых специальностей: "лечебное дело", "медико-профилактическое дело", "сестринское дело", "медицинская биохимия", "медицинская биофизика", "меди­цинская кибернетика", "фармация".

Документ появился в связи с введением процедуры аккредитации специалистов, говорит­ся в пояснительной записке. Проект приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н".

Появление новых медицинских технологий и их повсеместное внедрение спровоци­рует появление совершенно новых медицинских специальностей: консультанты по здо­ровой старости, эксперты по персонифицированной медицине, медицинские аналитики. В реалиях, когда секвенирование генома и вживление индивидуальных диагностических и контрольных чипов становится рутинной медицинской процедурой, медицина начнет все больше ориентироваться на индивидуальные запросы пользователей. При этом потреб­ность в целых клинических подразделениях, которые существуют в современных медуч­реждениях, снизилась. По словам академика Вадима Говоруна, заместителя директора и ру­ководителя лаборатории протеомики Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, сейчас наиболее актуальным является созда­ние индивидуальных, так называемых прикроватных тестов. По его мнению, уже через 5 лет лабораторной медицины не будет, и любая величина, которая сейчас измеряется в ла­боратории, сможет быть измерена человеком самостоятельно либо младшим медперсона­лом, и это не потребует специальной квалификации.

Кроме того, в России в 2016 г. появилась новая медицинская специальность - "бака­лавр школьной медицины". Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова 27 февраля на инвестиционном форуме "Сочи-2017".

Задачи новых специалистов - контролировать соблюдение санитарно-гигие-нических норм в российских школах и проводить мониторинг здоровья детей. Бакалавр школьной медицины следит за состоянием здоровья школьников по всем профилактическим на­правлениям. "Бакалавр школьной медицины - это медработник среднего звена, который получает совершенно особое образование", - считает глава Минздрава России. В 2017 г. планируется запуск первых образовательных потоков.

Источник: http://www.medvestnik.ru/content/news/ Nomenklatura-specialnostei-specialistov-s-vysshim-medobrazovaniem-rasshiritsya.html



Выступление главы Минздрава России Вероники Скворцовой на открытии Ассоциации "Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов"

По итогам 2016 г. в главном корпусе РУДН состоялось заседание Общего собрания Ас­социации "Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов" и Совета деканов медицинских факультетов и директоров медицинских институтов государственных уни­верситетов Минобрнауки России. На мероприятии с приветственным словом выступила министр здравоохранения Российской Федерации.

В своем выступлении Вероника Скворцова отметила, что внедрение инновационных методов диагностики и лечения заболеваний, а также развитие информационных техно­логий требуют пересмотра образовательных программ. Но для того чтобы теория была неразрывна с практикой, создается система непрерывного образования.

По итогам 2016 г. Минздравом России было подготовлено 6 тыс. образовательных программ для врачей, из них около 2 тыс. - для врачей первичного звена. Эти образова­тельные программы состоят из теоретического курса, выбора симуляционного или тренингового цикла и стажировок на рабочем месте.

Для решения проблем кадрового дисбаланса на местах министр предложила развивать целевой прием в медицинских вузах, что позволит эффективно закрывать дефицит ка­дров в регионах. "У нас огромная территория, люди проживают очень неравномерно: есть участки с низкой плотностью населения, труднодоступные, но там тоже должны быть медицинские работники, врачи. Мы должны адресно, по потребностям каждого региона готовить кадры. Это важнейшая задача", - сказала В. Скворцова.

"Мы увеличили квоту целевого приема, в 2016 г. она составила 56,8%, это +2% к пока­зателям 2015 г. Причем это только специалитет, а интернатура и ординатура уже суммарно получают 52,1%. Почему это важно? Первый год - 2015 - позволил нам преодолеть много­летний дефицит подготовки врачей: в 2015 г. выпущено 900 онкологов, 450 неврологов, 450 анестезиологов-реаниматологов. Нам удалось преодолеть дисбаланс", - заявила Вероника Скворцова.

Кроме того, было компьютеризировано 65% рабочих мест, что позволяет развивать федеральный регистр медицинских работников и использовать дистанционные образо­вательные программы.

Источник: https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/12/27/3363-ministr-veronika-skvortsova-vystupila-na-otkrytii-assotsiatsii-soveta-rektorov-meditsinskih-i-farmatsevticheskih-vuzov



Минздрав России завершил работу по подготовке национальных клинических руководств

Минздрав России завершил работу по подготовке национальных клинических руко­водств, начатую в 2013 г. Об этом заявила министр здравоохранения РФ Вероника Сквор­цова 13 января 2017 г. на прошедшем в Москве Гайдаровском форуме.

"Это был тяжелый труд, - сказала она, - потому что российское здравоохранение не было к этому приучено и ведущие медицинские школы одного профиля имели иногда прямо противоположные взгляды на лечение того или иного заболевания. Для того что­бы подойти к формированию национальных клинических руководств, мы изучили со­ответствующие рекомендации британской, австралийской, немецкой, канадской систем здравоохранения. И на основе полученных знаний создали типовую модель наших руко­водств, естественно, различающихся при разных медицинских профилях".

Как сообщила Вероника Скворцова, в настоящее время клинические руководства пере­ведены в электронную форму, создан электронный рубрификатор, который будет встроен в каждое автоматизированное рабочее место врача в амбулаторном и стационарном звеньях. Врач по ключевым словам сможет быстро выйти на необходимые графологические структуры, связанные с диагностикой, получить нужную в каждой конкретной ситуации информацию.

Кроме того, начато прикрепление к клиническим руководствам протоколов конкрет­ных манипуляций, прежде всего хирургических. Обязательным компонентом руководств стали критерии качества оказания медицинской помощи. "Мы взяли за основу британскую систему, наиболее продвинутую, как нам кажется, - сообщила министр. - Фак­тически по каждому законченному случаю лечения мы выставляем интегральный балл качества, состоящий как из процессуальных, так и из временных критериев. И эти кри­терии качества становятся основными регламентами проверок для наших контрольно-надзорных органов и страховых медицинских организаций".

Вероника Скворцова добавила, что сейчас в Главном правовом управлении Админи­страции Президента РФ находится на рассмотрении подготовленный Минздравом зако­нопроект, который сделает клинические руководства обязательными к применению на всей территории РФ. "Это важнейший постулат, - отметила она. - При этом мы нашим оппонентам объясняем, что обязательность применения алгоритма не означает одинако­вое лечение каждого пациента. Каждый пациент - как мир. Мы за индивидуализацию подхода при лечении, более того, мы уже на старте персонификации пациентов".

Источник: http://www.medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-zavershil-rabotu-po-podgotovke-nacionalnyh-klinicheskih-rukovodstv.html



Мнение экспертов Общероссийского народного фронта: обучение студентов-медиков по-прежнему недостаточно финансируется

Эксперты Народного фронта считают, что Минздрав РФ использовал не все возможно­сти, чтобы увеличить финансирование образовательных программ студентов-медиков. За 2016 г. финансирование на эти цели было увеличено, но незначительно - на 11,8%. В настоя­щее время на приоритетные медицинские специальности средств выделяется практически столько же, сколько, к примеру, на специальности лесной отрасли и библиотекаря. Проблема в том, что Минздрав РФ до сих пор не определил список медицинских специальностей, ка­чественное обучение по которым невозможно без дополнительных финансовых вливаний.

Президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин по ито­гам форума ОНФ "За качественную и доступную медицину!", прошедшего в сентябре 2015 г., поручил правительству внести изменения в госпрограмму "Развитие здравоохра­нения" и в порядок формирования госзадания для образовательных организаций высше­го и среднего медобразования, предусмотрев их дополнительное финансирование. По­ручение должно было быть выполнено до 1 июня 2016 г.

Отметим, что Минобрнауки России ежегодно утверждает перечень и состав стоимост­ных групп специальностей и направлений образовательных программ высшего образова­ния и подготовки научных кадров в докторантуре. В данном перечне определены 3 так на­зываемые стоимостные группы специальностей и направлений подготовки, различия этих групп заключаются в стоимости обучения, заложенной на одного студента. В настоящее время специальности по здравоохранению относят ко 2-й стоимостной группе, финанси­рование которой в 2016 г. предусматривало от 70 тыс. до 81,74 тыс. руб. на одного студен­та. Столько же средств направляют, к примеру, на подготовку инженера, библиотекаря или специалиста лесной отрасли.

Но, как подчеркивают эксперты Народного фронта, очевидно, что подготовить студента-медика значительно дороже, в том числе из-за обучения на специальном вы­сокотехнологичном симуляционном оборудовании, стоимость которого для медицин­ского вуза составляет около 400 млн руб., а на расходные материалы дополнительно тре­буется еще до трети от этой суммы в год.

В середине прошлого года эксперты ОНФ совместно с представителями Мин­здрава РФ пришли к выводу, что увеличить финансирование на обучение студентов-медиков позволит перевод медицинского образования в 3-ю стоимостную группу. В данном случае подушевое финансирование обучающихся увеличится на треть - до 114-133,74 тыс. руб. Однако переход всех медспециальностей по здравоохранению в 3-ю стоимостную группу будет стоить федеральному бюджету почти 5,7 млрд руб. ежегодно. Поэтому эксперты ОНФ предложили Минздраву РФ определить те из них, качественное обучение по которым невозможно без дополнительных финансовых вливаний.

В своем последнем докладе, поступившем в ОНФ в декабре 2016 г., правительство сооб­щает, что Минобрнауки России увеличил на 11,8% затраты на образовательные программы стоимостной группы, в которую входят в том числе укрупненные группы специальностей "клиническая медицина", "науки о здоровье и профилактическая медицина" и "фармация". В частности потому что стоимость реализации этих программ выше за счет расходов на содер­жание фантомно-симуляционного, высокотехнологичного медицинского и лабораторного оборудования, а также расходов на практическую подготовку специалистов. Однако это всего лишь часть специальностей, которые нуждаются в увеличении финансирования.

"Нужно четко обозначить, какие медспециальности в первую очередь должны быть пе­реведены в 3-ю стоимостную группу. Для этого необходимо определить стоимость обучения одного студента, опираясь на все профессиональные стандарты в сфере здравоохранения. В настоящее время разработано только 6 стандартов: специалист по педиатрии, специалист в области медико-профилактического дела, младший медицинский персонал, специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик), провизор, врач-стоматолог", - сказал ко­ординатор Центра ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы РФ Николай Говорин.

Он подчеркнул, что профстандарты в сфере здравоохранения определяют содержа­ние деятельности и трудовые обязанности медицинских кадров, влияют на структуру учебного процесса, в том числе на количество занятий, и, соответственно, на стои­мость. "Только так можно обосновать переход медицинских специальностей в другую стоимостную группу. Эксперты неоднократно подчеркивали, что это первоочередная задача для повышения качества медпомощи", - считает Н. Говорин.

Кроме того, ранее эксперты ОНФ рекомендовали Минздраву РФ выделить покупку высокотехнологичного медоборудования и создание симуляционных центров в отдель­ную федеральную программу или включить траты на это в приоритетные проекты в сфере здравоохранения. Ведь стоимость обучения даже в третьей стоимостной группе не сможет покрыть расходы на медоборудование и симуляционные центры. Но пока ведомство раз­работало только проект, в котором заложены дополнительные средства на поддержание работы уже существующих симуляционных центров.

"Правительство не внесло изменения в госпрограмму "Развитие здравоохранения" в части финансирования, поскольку считает, что это должно делать Минобразования РФ в рамках своей программы "Развитие образования" на 2013-2020 гг. Пока договориться не получается. Необходимо продолжать работу в этом направлении, и ОНФ готов оказать любое содействие ведомствам для исполнения соответствующего поручения Президента РФ", - отметил Говорин.

Источник: http://onf.ru/2017/01/31/eksperty-onf-obuchenie-studentov-medikov-po-prezhnemu-nedostatochno-finansiruetsya/



Московских акушеров-гинекологов обучат бесконфликтному общению

В 2017 г. Московские акушеры-гинекологи пройдут обучение бесконфликтному об­щению в симуляционном центре при Городской клинической больнице им. С.П. Бот­кина. Об этом сообщил главный внештатный акушер-гинеколог Департамента здраво­охранения г. Москвы Александр Коноплянников.

Он отметил, что занятия будут вестись не только по сценарию "врач-пациент", но и "врач-врач" - для более эффективного общения с коллегами. Осваивать эти навыки медикам помогут профессиональные актеры.

Специалист сообщил также, что в 2017 г. в рамках реформирования системы родо­вспоможения 132 женские консультации в Москве начнут работать в тесной связке с род­домами и станут едиными комплексами. После масштабного капремонта откроются ро­дильный дом ГКБ № 40 (ранее 5-й роддом), родильный дом ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого (ранее 27-й роддом) и большой перинатальный центр на базе ГКБ № 67. Готовится еще одно нововведение: в ближайшее время практически во всех роддомах будет доступен wi-fi.

Источник: http://www.medvestnik.ru/content/news/Moskovskih-akusherov-ginekologov-obuchat-beskonfliktnomu-obsheniu.html



Единая стратегия преподавания в ревматологии

Единые стандарты преподавания клинических, лабораторных и инструментальных методов диагностики в ревматологии будут разработаны и внедрены в обучение. Этот во­прос обсуждался на впервые прошедшем в России профессорском форуме "Вопросы пре­подавания ревматологии в XXI веке".

По словам главного внештатного специалиста ревматолога Минздрава России, президента Общероссийской общественной организации "Ассоциация ревматологов России", академика РАН Евгения Насонова, важнейшее значение имеет тот факт, что сегодня Минздрав и Минобрнауки России ставят во главу угла постдипломное обра­зование врачей. В основу такого образования должны быть положены 2 принципа: по­вышение квалификации ревматологов и повышение квалификации врачей первичного звена, т.е. формирование у них достаточного объема знаний в области ревматологии.

"Мы должны донести до всех врачей, в первую очередь до терапевтов, важность про­ведения ранней диагностики ревматических заболеваний, рационального применения лекарственных препаратов", - сказал Евгений Насонов. И отметил, что знания по кур­су преподавания необходимо стандартизировать и систематизировать, пока нет едино­го представления о том, какие вопросы наиболее важны. Он призвал объединить усилия преподавателей и врачей и разработать стандарты преподавания клинических, лабора­торных и инструментальных методов диагностики в области ревматологии.

В рамках профессорского форума, который проходил 3-4 февраля 2017 г. в Ярос­лавле, состоялись пленум правления Общероссийской общественной организации "Ассоциация ревматологов России" и заседание высшего совета Евразийской лиги рев­матологов. Форум собрал около 100 ведущих профессоров и врачей ревматологов и те­рапевтов России.

Источник: http://www.rosmedlib.ru/news/8713.html



Визит делегации Медицинского института РУДН в Университет Земмельвейс

В рамках многолетнего научного сотрудничества между Национальным медицинским университетом Земмельвейс (Semmelweis, г Будапешт, Венгрия) и ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) делегация Медицинского института РУДН посетила международную конференцию, прошедшую в Университете Земмельвейс в феврале 2017 г

В работе конференции приняли участие директор Медицинского института РУДН А.Ю. Абрамов, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних заболеваний Ж.Д. Кобалава, заведующий кафедрой госпитальной хирургии с курсом детской хирургии А.Г Файбушевич, ассистент кафедры биохимии им. акад. Т.Т Березова М.М. Башаров.

С пленарной лекцией выступила Кобалава Ж.Д. 10 студентов и 1 ординатор пред­ставили на конференции научные работы и были отмечены дипломами победителей за I (2 студента) и III место (2 студента).

Делегация РУДН посетила клиники внутренних болезней № 1 и № 2, а также кардиоцентр Университета Земмельвейс. В рамках конференции прошла рабочая встреча с проректором по клиническим базам Университета Земмельвейс, директором кардиоцентра и Президентом научной студенческой ассоциации профессором Меркели Бела.

Стороны наметили пути и перспективы развития сотрудничества, договорились про­должать реализацию совместных обменов студентами, ординаторами, аспиратами и сотрудниками. Подписаны 3 рабочие программы сотрудничества на ближайшие 5 лет.

В рамках международного сотрудничества запланирован визит и участие профессо­ра Бела Меркели в конференциях, которые пройдут на базе РУДН: "Интервенционная кардиоангиология" и "SCIENCE4HEALTH-2017" с пленарным докладом и проведением секций с 13 по 17 апреля 2017 г.

Источник: ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России

Рецензирование