Симуляционное обучение базовой сердечно-легочной реанимации специалистов скорой медицинской помощи

Резюме Симуляционный курс базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) с применением автоматической наружной дефибрилляции является видом осмысленной интенсивной практики для специалистов скорой и неотложной медицинской помощи. Обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков врачей скорой медицинской помощи на учебном этапе, обеспечивая им эффективный и безопасный переход к выполнению своих профессиональных задач. Конечная цель обучения - уменьшение количества ошибок при выполнении базовой СЛР, что будет способствовать повышению качества медицинской помощи при внезапной остановке сердца, уменьшению осложнений у реальных пациентов и снижать летальность от кардиальных причин.

Ключевые слова: • симуляционное обучение • тренинг • дебрифинг • непрерывное медицинское образование

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 4. С. 49-55.

В настоящее время основными задачами в здравоохранении является модер­низация системы постдипломного про­фессионального обучения медицинских работников, переход на непрерывное медицинское образование с использо­ванием новых образовательных техноло­гий: дистанционных, электронных, симуляционных. Постдипломное обучение с применением различных симуляционных технологий - быстро развивающийся метод, дополняющий и улучшающий кли­нические навыки практикующих врачей. Метод позволяет моделировать различные клинические ситуации, создавать новые реалистичные сценарии и реализовывать их в образовательном процессе. При обуче­нии используются различные симуляторы: от простых моделей до высокотехнологич­ных компьютеризированных манекенов. Обучение происходит с учетом потребно­стей врачей конкретных специальностей, их уровня профессиональной подготовки и возможностей симуляционного центра. Для повышения эффективности обучения необходима интеграция симуляции в учеб­ную программу таким образом, чтобы это способствовало закреплению полученных знаний и формированию новых практиче­ских навыков с последующим их примене­нием в клинической практике [1-4].

Темы симуляционного обучения ориен­тированы на моделирование клинических случаев по широкому ряду специально­стей, для каждой темы возможны сценарии различной сложности. Занятия включают теоретическую подготовку, первичную си­муляцию, брифинги и дебрифинг, подве­дение итогов занятия. Как правило, в обра­зовательном процессе принимают участие многочисленные заинтересованные сто­роны: тренеры-преподаватели, участники, внешние эксперты [5-7].

Развитию симуляционного постдиплом­ного обучения способствуют клинический опыт и специальные учебные программы, образовательные императивы, которые име­ют потенциал для обеспечения большей эффективности и точности преподавания. Кроме того, этот метод может повысить эф­фективность передачи теоретических знаний и облегчить их применение в клинической практике. Обучающиеся имеют возможность отрабатывать конкретные клинические си­туации, например, остановку сердечной дея­тельности, практиковать на манекене методы базовой и расширенной сердечно-легочной реанимации, а также формировать опреде­ленные психологические аспекты работы в команде. Эффективное симуляционное обучение возможно при выполнении ряда условий:

- наличие учебной базы, программы интеграции;

- подготовка преподавателей, нали­чие у них педагогического мастерства и умения передать опыт на практике, образовательных и профессиональных связей;

- наличие у претендентов на симуляционное обучение теоретических знаний по изучаемой теме;

- моделирование реальных клинических ситуаций;

- командное обучение;

- адекватная оценка полученных тео­ретических знаний и практического опыта;

- наличие обратной связи преподаватель-обучающийся;

- хороший экзаменационный материал [8, 9].

Цель работы - провести анализ эффек­тивности симуляционного обучения базо­вой сердечно-легочной реанимации у спе­циалистов скорой медицинской помощи

Материал и методы

Основным вариантом симуляционного обучения базовой сердечно-легочной реани­мации (СЛР) и автоматической наружной дефибрилляции (АНД) является курс про­вайдеров, разработанный Европейским Со­ветом по реанимации (ЕСР) [10], который прошли 18 специалистов скорой медицин­ской помощи: 12 врачей и 6 фельдшеров. Средний возраст участников составил 41,4±9,6 лет. Стаж работы по специаль­ности варьировал от 10 до 30 лет. Для тео­ретической подготовки к занятию в симуляционном центре за неделю до начала курса участники получили официальный перевод информационного материала (ру­ководство для провайдера) ЕСР по базовой СЛР и АНД [10], так как глубокие теоре­тические знания у обучающихся являются "золотым стандартом" симуляционного обучения. Несмотря на обязательность участия, все специалисты были мотивиро­ваны на обучение: приобретение навыков оказания помощи пациентам при внезап­ной остановке сердца.

Продолжительность курса - 10 ч. Прак­тические навыки отрабатывали на манеке­нах, в работе применялся учебный АНД. В процессе обучения проводилась непре­рывная оценка участников, в конце курса проведены анкетирование, итоговое тести­рование и экзамен.

Результаты и обсуждение

Программа обучения на курсе со­стоит из короткого лекционного курса "Сердечно-легочная реанимация и авто­матическая наружная дефибрилляция" и практических занятий на манекенах, включающих оценку самостоятельного дыхания, открытие дыхательных путей, выполнение компрессий грудной клетки, искусственного дыхания, работу с учеб­ным АНД, помещение пострадавшего в боковое стабильное положение. Исполь­зуется алгоритм обучения, разработанный ЕСР, и 4-ступенчатая модель обучения практическим навыкам. Практическим занятиям предшествует демонстрация преподавателем порядка оказания по­мощи при внезапной остановке сердца. Он показывает на манекене, как правиль­но выполнять весь алгоритм, обращает внимание на точность выполнения каждо­го элемента и этапа, таким образом проис­ходит первичное запоминание материала. Затем преподаватель с объяснениями де­монстрирует весь алгоритм еще раз, что способствует синтезу новой информации и закреплению уже имеющихся знаний по изучаемой теме. На следующем этапе про­исходит передача сформированного зна­ния. Преподаватель предлагает обучаю­щимся детально рассказать, как проводить СЛР, и под их руководством выполняет ал­горитм. Только после этого обучающиеся переходят к самостоятельному выполне­нию алгоритма СЛР. На этом этапе прак­тически закрепляется сформированное знание.

Преподаватель постоянно контро­лирует правильность воспроизведения каждого действия участниками курса. Обучение происходит по принципу "от простого к сложному": сначала участ­ники осваивают алгоритм базовой СЛР, затем оказание помощи с применением АНД. Учитывая специфику работы, де­лается акцент на обучение навыкам ко­мандного взаимодействия, формирова­нию лидерских качеств на рабочем месте, отрабатываются методики СЛР двумя специалистами.

Основным моментом в обучении явля­ется мотивация самого обучающегося. Не­смотря на кажущуюся высокую мотивацию в группе, не все были настроены позитив­но. 16,7% участников проявили негатив­ные эмоции, что в начале курса создавало проблемы при обучении, отвлекало других участников группы. На начальном этапе участникам необходимо понять, что глав­ный принцип обучения - изучение совре­менного алгоритма базовой СЛР и АНД.

В конце курса было проведено ано­нимное анкетирование с целью улучше­ния качества преподавания, получения объективной картины удовлетворенно­сти обучающихся симуляционным кур­сом. Участникам было предложено отве­тить на следующие вопросы:

Вопрос 1. Вы были готовы к работе в симуляционном центре?

Вопрос 2. Как вы считаете, получилась ли у вас первая симуляция?

Вопрос 3. Удались ли вам повторные си­муляции?

Вопрос 4. Испытывали вы чувство страха, неуверенности?

Вопрос 5. Вы смогли справиться с пси­хологическим дискомфортом?

Вопрос 6. Удовлетворены ли вы препо­даванием на курсе?

Вопрос 7. Вы порекомендуете коллегам участвовать в данном курсе?

Из результатов анкетирования (см. ри­сунок) видно, что к занятиям в симуляционном центре были готовы 83,3% участни­ков, этому способствовали теоретическая подготовка, опыт практической работы, психологический настрой, 16,7% участни­ков признались, что не готовы к обучению по новым технологиям - они испытывали волнение, чувство стеснения перед колле­гами.

Несмотря на готовность к обучению большинства обучающихся и большой стаж практической работы, первая симуля­ция удалась только у 25%. Оказалось, что неудача обусловлена психологическим дискомфортом участников курса. Они смущались перед коллегами, чувствовали неуверенность в своих действиях. Страх и психологический дискомфорт в начале курса испытывали 75% участников, что в большей степени обусловлено совершен­но новым методом обучения - симуляцией. Для 94,4% участников это было первое в их профессиональной жизни занятие с применением симуляционных техно­логий. Мешали эффективному обучению слабая теоретическая база, отсутствие ре­гулярных практических занятий и навы­ков, недостаточный опыт по изучаемой теме.

Немаловажным фактором успеха в об­учении является наличие контакта пре­подавателя с участниками курса. Препо­даватель с первых минут занятия должен создать благоприятную обстановку, про­демонстрировать дружелюбный настрой, которые, несмотря на первые неудачные симуляции, будут повышать мотивацию к обучению. Повторные симуляции были успешными у 83,3% участников. Респон­денты указали, что этому способствова­ли анализ ошибок после первой симуля­ции, систематизация знаний алгоритма, большая уверенность в своих действиях. После каждой симуляции участник вы­сказывает свое отношение к проведенной процедуре, анализирует позитивные и не­гативные стороны своей работы, к нему присоединяются другие члены группы, которые также высказывают свое мнение. Итог каждой симуляции подводит препо­даватель. Он обращает внимание на по­зитивные стороны симуляции, объясняет, как избежать ошибок, чтобы в следующий раз улучшить результат. Преподаватель обязан уделять внимание всем обучаю­щимся в равной степени.

В течение всего курса преподаватель проводит непрерывную оценку каждого участника, в конце курса ЕСР рекомендо­вано проведение тестирования и итоговый экзамен. Как следует из анкеты, с психо­логическим дискомфортом смогли справиться все обучающиеся. Однако итого­вое тестирование и экзамен показали, что к моменту окончания курса участниками не решена основная задача: неуверенность в своих действиях осталась. При прове­дении тестирования правильных ответов было всего 65±8%, на экзамене обучаю­щиеся допускали ошибки, 25% участников допустили 2-3 грубые ошибки и дважды пересдавали экзамен. Таким образом, объ­ективные данные не соответствуют субъ­ективным ощущениям участников симуляционного обучения.

В анкете все участники сказали, что они удовлетворены преподаванием и поре­комендуют коллегам участие в данном кур­се. Отмечены основательность подготовки к занятию и компетентность преподава­теля, четкость и лаконичность изложения материала, позитивный настрой, наличие обратной связи с обучающимися, что в це­лом способствовало повышению мотива­ции к обучению. Обратная связь важна для преподавателя, так как она позволяет ана­лизировать собственную работу, улучшить методику преподавания в симуляционном центре, постоянно повышать свои профес­сиональные знания и умения.

Заключение

Симуляционный курс базовой СЛР с применением АНД является видом осмысленной интенсивной практики для специалистов скорой и неотложной меди­цинской помощи. Однако начало занятий в симуляционном центре сопряжено с пси­хологическим дискомфортом обучающих­ся, что создает определенные трудности на этом этапе обучения. Задача преподавате­ля - создать благоприятную и доброжела­тельную обстановку на занятии, постоянно повышать мотивацию к обучению, так как обучение на курсе призвано повысить уровень профессионального мастерства и практических навыков специалистов скорой медицинской помощи, обеспечи­вая им эффективный переход к выпол­нению своих профессиональных задач. Конечная цель обучения - снижение количества ошибок при выполнении базовой СЛР, что будет способствовать повышению качества медицинской помощи при вне­запной остановке сердца в реальной ситуа­ции, уменьшению осложнений и в итоге снижению летальности от кардиальных причин и увеличению продолжительности жизни населения.

Литература

1. Weller J.M., Nestel D., Marshall S. D., Brooks P.M. et al. Simulation in clinical teaching and learning // Med. J. Aust. 2012. Vol. 196, N 9. P. 594. doi: 10.5694/mja10.11474.

2. Пасечник И.Н., Блашенцева С.А., Скобелев Е.И. Симуляционные технологии в анестезиологии-реаниматологии: первые итоги // Виртуальные технологии в медицине. 2013. № 2 (10). С. 16-21.

3. Мурин С., Столленверк Н. Использование симуляторов в обучении: переломный момент // Вирту­альные технологии в медицине. 2010. № 1 (5). С. 7-10.

4. Лигатюк П.В., Перепелица С.А., Кузовлев А.Н. Симуляционное обучение в медицинском институ­те- неотъемлемая часть учебного процесса // Общая реаниматология. 2015. № 11 (1). С. 64-71. doi: 10.15360/1813-9779-2015-1-64-71.

5. Nestel D., Bearman M., Brooks P., Campher D. et al. A national training program for simulation educators and technicians: evaluation strategy and outcomes // BMC Med. Educ. 2016. Vol. 16, N 1. P. 25. doi: 10.1186/ s12909-016-0548-x.

6. Айзенберг С.Б., МакГэги У.С., Петруса З.Р., Гордон Д.П. и др. Методическое руководство ВЕМЕ № 4: Эффективное обучение с использованием высокореалистичных медицинских симуляторов: систематизированный обзор, выполненный экспертами движения ВЕМЕ // Медицинское образо­вание и профессиональное развитие. 2015. № 1 (19). С. 22-76.

7. Paige J.T., Arora S., Fernandez G., Seymour N. Debriefing 101: training faculty to promote learning in simulation-based training // Am. J. Surg. 2015 Jan. Vol. 209, N 1. P. 126-131. doi: 10.1016/ j.amjsurg.2014.05.034. PMID: 25497438

8. McGaghie W.C., Issenberg S.B., Petrusa E.R., Scalese R.J. A critical review of simulation-based medical education research: 2003-2009 // Med. Educ. 2010. Vol. 44, N 1. P. 50-63. doi: 10.1111/j.1365-2923.2009.03547.x.

9. Перепелица С.А., Лигатюк П.В., Кузовлев А.Н., Коренев С.В. Обучающий симуляционный курс в программе последипломного образования врачей // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. № 1 (7). С. 36-40.

10. URL: www.erc.edu.

Рецензирование