Инновационные подходы к оценке качества подготовки анестезиологов-реаниматологов в ординатуре

Резюме

В основу Федерального государственного образова­тельного стандарта по специальности "анестезиология-реаниматология" положен профессиональный стандарт врача анестезиолога-реаниматолога, который определил перечень теоретических знаний, умений, навыков и про­фессиональных компетенций, составляющих содержание квалификационных характеристик (функциональных карт) специалиста. Следовательно, компетенции, вырабо­танные у анестезиолога-реаниматолога, должны соответ­ствовать требованиям, обозначенным в этих документах. С целью повышения качества подготовки ординаторов на кафедре разработаны и в последние годы активно внедря­ются новые оригинальные методики преподавания. Вве­ден объединенный дневник учета практических навыков по анестезиологии, реаниматологии, интенсивной тера­пии, который позволяет учитывать и оценивать качество выполненных манипуляций, пособий, курирования па­циентов на каждом этапе обучения, сопоставляя с приве­денными в дневнике требованиями. Смещение акцентов в определении целей и задач традиционных методик пре­подавания (лекция, семинар, тестирование и т.п.) по­зволяет, как нам кажется, повысить эффективность об­разовательного процесса. Мы представляем обсуждаемые варианты модификации: академические лекции, семина­ры с установочной 30-минутной лекцией, анализ ордина­торами клинических случаев и осложнений, рейтинговая оценка теоретической подготовки ординатора и методоло­гия ее определения. Модификация традиционных методов и форм преподавания (академические лекции, семинары с установочной лекцией, новая форма тестирования и рейтинговой оценки активности, ежедневное ведение днев­ника ординатора) позволяет оптимизировать реализацию главной цели основной профессиональной образователь­ной программы послевузовского профессионального об­разования по специальности "Анестезиология и реани­матология", а именно: подготовить квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой знаний, уме­ний, навыков, определяющих способность и готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в со­ответствии с квалификационной характеристикой врача анестезиолога-реаниматолога.

Ключевые слова:• ординатура по анестезиологии-реаниматологии • индивидуальные достижения • дневник ординатора

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 4. С. 31-38.

Уральский государственный меди­цинский университет имеет много­летний опыт подготовки специалистов анестезиологов-реаниматологов. С 1971 г. послевузовская система образования, вклю­чая субординатуру, интернатуру (на рабочем месте), клиническую интернатуру и кли­ническую ординатуру, а также их сочетания по разным формам обучения, часто пре­терпевала изменения. При этом срок под­готовки составлял от 2 до 4 лет. Наиболее удачной, на наш взгляд, была система, в ко­торой сочетались специализированная ин­тернатура и ординатура по анестезиологии-реаниматологии. В этом случае интернатура решала задачи теоретической подготовки по фундаментальным (патофизиология, биохи­мия, клиническая фармакология, информа­тика и т.д.), смежным и профессиональным дисциплинам, а также задачи адаптации мо­лодого врача к профессии [1 - 3]. Ординатура закрепляла теоретические знания на практи­ке, вырабатывала клиническое мышление, обеспечивала возможность самостоятельной работы по специальности.

В настоящее время, согласно № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ординатура - ступень высшего образования, на которой происходит подготовка кадров высшей квалификации и по окончании ко­торой специалист, в частности анестезиолог-реаниматолог, будет проходить первичную специализированную аккредитацию с полу­чением категории [4]. Следовательно, ком­петенции, выработанные у анестезиолога-реаниматолога, должны соответствовать и требованиям, установленным соответ­ствующей секцией Европейского профес­сионального медицинского союза в декабре 1993 г., и рекомендациям по подготовке вра­чей-анестезиологов ЕС (2001 г.), и профес­сиональному стандарту врача анестезиолога-реаниматолога [5]. Обозначенный в этих документах перечень теоретических знаний, умений, навыков и профессиональных ком­петенций положен в основу Федерального государственного образовательного стандар­та и составляет содержание квалификацион­ных характеристик (функциональных карт) специалиста [6, 7].

Новые оригинальные методики, разра­ботанные на кафедре и активно внедряе­мые преподавателям в течение последних 7 лет (см. Приложение) могут значительно повысить качество подготовки ордина­торов.

Огромную роль в улучшении качества и оптимизации контроля подготовки спе­циалиста играет разработанный сотруд­никами кафедры объединенный дневник учета практических навыков по анестезио­логии, реаниматологии и интенсивной те­рапии, который позволяет оценивать каче­ство выполненных манипуляций, пособий, курирования пациентов на каждом этапе обучения, сопоставляя с приведенными в дневнике требованиями. Несомненно, ведение дневника дисциплинирует обуча­ющегося, повышает его ответственность. Специфическая методика ежедневного за­полнения дневника позволяет оценить ре­альные показатели активности ординатора. Если обучающийся проходит подготовку на циклах анестезиологической направлен­ности, то каждый день в дневник вносится подробное описание проведенного анесте­зиологического пособия. При прохождении обучающего цикла и практики в отделениях реанимации и интенсивной терапии орди­натор делает запись в дневник о курации наиболее сложного и интересного паци­ента. Кроме того, еженедельно заполняет­ся лист освоенных в течение этой недели практических навыков за подписью курато­ра клинической базы.

Следует отметить, что мы существенно пересмотрели саму модель образовательного процесса, особенно первого года обучения в ординатуре, когда обучающиеся получают фундаментальную подготовку на основных клинических базах кафедры. Смещение ак­центов в определении целей и задач тради­ционных методик преподавания (лекция, семинар, тестирование и т.п.) позволил, как нам кажется, повысить эффективность об­разовательного процесса. Мы представляем обсуждаемые варианты модификации. Не­посредственно практическая, прикладная часть семинарских лекций включает:

- анализ рисков при принятии решений в особо сложных и осложненных слу­чаях;

- прогнозирование рисков возможных осложнений при принятии тех или иных решений (на основании тех или иных рекомендаций);

- рекомендации по форме отображения принятия решений и по его мотивации:

- рекомендации по ретроспективному анализу принятых решений и его мето­дологию.

Семинарские лекции обязательно со­провождаются демонстрацией клиничес­ких случаев.

Академические лекции. На кафедре про­водится 2 лекционных курса по 14 дней на первом году обучения и один 2-недельный лекционный курс на втором году. Всего 72 ч по учебному плану.

Цель - предоставление сведений о со­временном состоянии проблемы на основе:

- современных достижений науки;

- международных и национальных согла­сительных документов;

- национальных клинических руко­водств;

- принятых стандартов и порядков МЗ РФ.

Семинары с установочной 30-минутной лекцией (без прямого повторения структуры академической лекции). Основное направ­ление семинарских занятий - интерпрета­ция академического материала для практи­ческих целей, т.е. для построения алгоритма лечебных или диагностических действий и принятия решений при:

- подготовке к анестезии неотложного, диагностически неясного и осложнен­ного больного;

- выборе метода и проведении анестезии высокого риска;

- диагностике и лечении осложнений анестезии;

- проведении стартовой интенсивной терапии в особо сложных случаях, при неясном диагнозе и отсутствии полно­ты информации о больном;

- при проведении диагностики неотлож­ных состояний, диагностики и лечения соматических осложнений и осложне­ний интенсивной терапии.

Данный подход включает обсуждение и оценку тех или иных стандартов, реко­мендаций, нормативов и принципов под­хода к проблеме в плане:

- воспроизводимости их в реальных практических условиях;

- информативности тех или иных норма­тивных критериев для принятия реше­ния;

- выбора наиболее информативных из существующих для условий прикро­ватного клинического, аппаратного и лабораторного мониторинга.

Тестирование.

Цели:

- закрепление информации из лекцион­ного материала;

- развитие навыка быстрого выбора пра­вильного решения;

- закрепление навыка тестового конт­роля.

Виды тестирования

1. Пакет тестов по теме из 30-60 вопро­сов (несколько версий на одну тему).

2. Тесты по ходу семинарских лекций по клинической фармакологии

- внутривенных анестетиков;

- ингаляционных анестетиков;

- миорелаксантов;

- наркотических анальгетиков;

- холинолитиков и антихолинэстеразных препаратов;

- симпатомиметиков (инопрессоров).

Количество тестов - 20-30 по каждой фармакологической группе.

Техника тестирования

В процессе лекции или итогового тема­тического контроля проводят визуальное отображение тестовых вопросов со сдачей результатов на бумажном носителе. Затем демонстрируют тестовые вопросы с го­товыми ответами, что дает возможность экзаменуемым обнаружить свои ошибки. При необходимости ошибки или спор­ные ответы обсуждаются всей аудиторией. (Только визуальное представление тестов исключает их копирование и предвари­тельное ознакомление с ними.)

Анализ клинических случаев и ослож­нений ординаторами. Цель анализа кли­нических случаев - развить навыки ре­троспективного клинического анализа, выявления клинической или тактической ошибки, этапа на котором произошла ошибка, ее причины и последствий.

Техника анализа. Для проведения клинического анализа предоставляет­ся реальная медицинская документация: обезличенный материал из архива вневе­домственной экспертизы либо клиничес­кий случай в виде истории болезни из от­деления.

В качестве исследуемого материала под­бираются случаи с клиническими ошибка­ми, нетипичным течением патологии, не­стандартными тактическими решениями, летальными исходами. Предпочтение от­дается случаям, в которых принимал уча­стие сам ординатор, проводящий анализ.

Случай демонстрируется ординато­ром в виде презентации из 12-20 слайдов с обязательной ссылкой на источники ли­тературы, наиболее корректно обсуждаю­щие данную патологию.

Рейтинговая оценка теоретической под­готовки ординатора. Цели: определить качество подготовки клинических ор­динаторов, оценить информативность теоретической подготовки и способность клинических ординаторов к принятию са­мостоятельного решения.

Методология определения рейтинга. Учет посещаемости ведется не по факту присутствия на семинаре, а по факту сдан­ного теста.

Суммарный рейтинг определяется по совокупности балльной оценки (ниже 70% - 1 балл, выше 70% - 1,5 балла, выше 80% - 2 балла, подготовленный анализ кли­нической ситуации - 3 балла).

Данный принцип определения рей­тинга дает определенные диапазоны по­казателей с балльной оценкой активности ординатора. Средний балл, как правило, составляет 9,5. Построенная система по­зволяет полярно оценивать уровень рей­тинга, что требует принятия решений о большей индивидуальной направленно­сти подготовки и существенном увеличе­нии значения самостоятельной работы.

Основные образовательные технологии программы клинической ординатуры по анестезиологии-реаниматологии направле­ны на усвоение знаний, приобретение про­фессиональных умений и формирование личностных качеств ординаторов, заданных целями обучения. В лекциях обобщаются основные научные знания по дисципли­нам. Семинарские занятия направлены на детализацию этих знаний, выработку и за­крепление навыков профессиональной дея­тельности. Практическая работа ординатора проводится в многопрофильных и специа­лизированных стационарах, являющихся клиническими базами кафедр. Модифика­ция традиционных методов и форм препо­давания (академические лекции, семинары с установочной лекцией, новая форма тести­рования и рейтинговой оценки активности, ежедневное ведение дневника ординато­ра) позволяет оптимизировать реализацию главной цели основной профессиональной образовательной программы послевузов­ского профессионального образования по специальности "Анестезиология и реанима­тология": подготовить квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков, определяющих способность и готовность к самостоятель­ной профессиональной деятельности в со­ответствии с квалификационной характери­стикой врача анестезиолога-реаниматолога.

Литература

1. Николаев Э.К., Климов В.Н. К вопросу о дальнейшем совершенствовании преподавания анестезио­логии и реаниматологии в медицинском вузе // Материалы II Всероссийского съезда анестезиологов-реаниматологов. Красноярск, 1981. С. 112-113.

2. Николаев Э.К., Давыдова Н.С. Программа субординатуры по анестезиологии и реаниматологии. Свердловск, 1990. 25 с.

3. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов. Специаль­ность № 04.01.03 - Анестезиология и реаниматология. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2004. 191 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Феде­рации" // Российская газета. 31.12.2012. № 303.

5. Members of UEMS Section of Anaesthesiology. Training Guidelines in Anaesthesia of the European Board of Anaesthesiology, Reanimation and Intensive Care // Eur. J. Anaesth. 2001. Vol. 18. P. 563-571.

6. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258 "Об утверждении Порядка организации и осущест­вления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - про­граммам ординатуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 № 31136) // Российская газета. 12.02.2014. № 31.

7. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.02 Анестезиология - реаниматология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)". Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2014 № 34440) [Электронный ресурс]. URL: www.rg.ru/dok/1078729

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»