Обучение в Лейдене

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 123-125.

Опубликовано 15 июня 2016 г.

Обучение в Лейдене

На прошлой неделе я вернулся из Лейдена (Ни­дерланды), где принимал участие в ежегодной встрече Международной ассоциации медицинских преподавателей (IAMSE). Доехал относительно лег­ко - появился новый рейс из аэропорта Данди в Ам­стердам, от которого до Лейдена всего 30 мин на машине. Мероприятие посетили около 400 участников. Как и в прошлые года, вместе с Adi Haramati я проводил курс ESME (ба­зовые навыки в медицинском образовании). Дискуссии, возникающие в ходе курса, были интересными, да и сам курс хорошо приняли. Одна из участников курса, Mary Steinmann, психиатр Университета Юты, описала, как она использовала врачей-интернов в качестве симулированных пациентов при проведении объективного структурированного клиниче­ского экзамена и этот опыт вызвал у них интересные ощущения и интерпретации. Другой участник курса, Aykut Uren, анатом из Джорджтауна, описал, как он преподает анато­мию, хотя мог бы подавать материал более приближенно к клинической специализации студентов. Также он описал несколько интересных приемов, которые использует, чтобы активизировать студентов на занятии. Сертификат ESME в медицинском образовании, который участники получают при выполнении курсовой работы, - это первый шаг для получения стипендии IAMSE. В Лейдене 11 участникам 2015 г., завершившим курсовую работу, выдали сертификаты AMEE-ESME.

Тема встречи - "Оценка знаний: Соединение медико-санитарных дисциплин и кли­нической компетентности". Был представлен ряд работ по интеграции базовых наук с клинической медициной и более 8 докладов и сессий, посвященных подходу к образо­ванию на основе компетенций и использованию доверенной практической деятельности (ДПД; entrustable professional activities - EPAs).

На первом пленарном заседании Olle ten Cate подчеркнул, что в традиционной пси­хометрии непросто провести оценку на рабочем месте, необходима экспертная оценка, которую не всегда можно четко сформулировать. Он обратил внимание на то, что лучше всего определять компетенцию как порог различных компетенций, и обозначил разви­тие ДПД как холистический подход. Он заявил, что ежедневные доверенные решения по своей области специализации, которые включают формирующиеся и итоговые доверен­ные решения на основе множества источников информации, служат для подтверждения компетенций и разрешения на практику. Он упомянул, что учебная программа в Утрехте была изменена на основе ДПД, но не рассказал как. К сожалению, у участников не было возможности задать вопросы в конце доклада. Вы можете ознакомиться с мнением Olle о ДПД, посмотрев запись его доклада на указанную тему на сайте AMEE-2015 в Глазго.

На следующем пленарном заседании Geoff Norman в своем как всегда очень интерес­ном и хорошо продуманном выступлении говорил, что подход к образованию на основе компетенции уже используется и что стабильный рост компетенций со временем обу­словлен скорее их концепцией, а не учебной программой с установленными сроками, как утверждал Olle. К сожалению, Olle не присутствовал и не смог отстаивать свою точку зрения. Geoff считает, что подход к образованию на основе компетенции скорее отвлекает внимание от личных навыков и умений. Он согласился, однако, с моей точкой зрения, что это может быть функцией рамочной программы оценки компетенций, и такая учеб­ная программа, конечно, не подходит для шотландских врачей, где установка является одной из областей среднего круга в модели трех кругов.

Мы услышали множество замечательных идей о сближении базовых наук с клини­ческой специализацией, а также об их интеграции с клинической медициной. Однако все они были эволюционными, а не революционными, и большая часть предположе­ний сводилась к тому, что студенты будут проходить предварительный период обучения с упором на базовые науки, после которого уже начнутся занятия в клинике, хотя и пред­усматривались некоторые занятия в клинике в первые годы обучения. Peter Garland, бывший профессор биохимии в Данди, предположил, что, возможно, нам требуются более принципиальные изменения, согласно которым студенты будут начинать свое обучение с клинической подготовки и только после этого будут изучать базовые науки, тогда они почувствуют потребность в подобных знаниях. В некоторой степени эта мо­дель обучения адаптирована медицинской школой Университета Хофстра в Нью-Йорке, где первые 6 нед учебной программы студенты проводят вместе с сотрудниками службы скорой помощи.

Cees van der Vleuten выступил с блестящим докладом по программной оценке, под­черкивая важность ее валидности и переход от оценки просто знаний к оценке диапазона компетенций. Он подчеркнул, что нет магического средства, когда речь идет об оценке, и что требуется объединять доказательства, полученные из различных источников дан­ных: "Одно измерение не является измерением". Он еще раз подчеркнул важность про­фессиональной оценки и что объективность не равна надежности. Ряд субъективных оценок может представить объективную (робастную) картину компетенций. Описывая программную оценку, он сравнил ее с оркестром. К тому же он подчеркнул, что необхо­димо передавать информацию по оценке студента с одного этапа обучения на следующие.

Из всех специализированных и коротких коммуникативных сессий, которые я по­сетил, большего всего меня впечатлила сессия Neil Osheroff и Cathleen Pettepher из Вандербильта: "От теории к практике: поэтапная оценка студентов, проходящих клинический период обучения". Это хороший пример программной оценки на практике со сбором ин­формации из ряда источников в разные периоды времени, включая оценку коллегами и самооценку. Студентов оценивали по ряду компетенций. В числе успешных примеров можно назвать то, что ранее не замеченные проблемы со студентами были определены на более раннем этапе обучения, была получена более широкая и точная форма обратной связи, и оценка оказала положительное влияние на учебу студентов.

Размышляя о конференции, я заинтересовался записью от 30 мая 2016 г. в блоге Pat Thomson (https://patthomson.net/2016/05/30/conference-paper-to-journal-article-under-standing-and-using-the-difference), где она обсуждает преобразование докладов, пред­ставленных на конференции, в статьи для публикации в научных журналах и разницу между двумя типами работ. Первое, на что она обращает внимание, - то, что статья для публикации в журнале часто более специфична и узко специализирована, чем доклад на конференции. При преобразовании доклада в статью для научного журнала необходимо указать, почему данный доклад важен для читателей журнала, а также опираться на уже известную читателям информацию по данной теме. Это означает, что необходимо про­верить уже опубликованные в журнале доклады и привести соответствующие ссылки на них. Во-вторых, она предполагает, что в статье научного журнала необходимо уделить внимание слабым местам доклада конференции. Вопросы, возникшие после доклада на конференции, помогут определить область для дальнейшего рассмотрения в статье. В устном докладе на конференции по сравнению с письменной работой можно более чет­ко отразить тему, использовать более яркие метафоры и определения, экономично изло­жить литературу и представить конкретные примеры.

Я сделал эту запись в блоге накануне вылета в Канкун (Мексика), где буду участвовать в 20-й Панамериканской конференции по медицинскому образованию/5-м Междуна­родном конгрессе по медицинскому образованию. Я выступлю с тремя докладами на тему передового опыта в медицинской школе, передового опыта для учителей медицинских вузов и культурной компетенции в учебной программе. Подробнее об этом мероприятии я напишу в следующем посте.

http://www.mededworld.org/reflections/reflection-items/June-2016/ HARDEN-S-BLOG-Learning-in-Leiden.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»