Событие

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 10-12.

VII международная конференция "РОСМЕДОБР-2016. Инновационные обучающие технологии в медицине" и V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине

Дата проведения: 29-30 сентября 2016 г.

Организаторы: Национальная медицинская палата, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Ассоциация медицинских обществ по качеству, Российское общество симуляционного обучения в медицине

Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) и информатизация отрасли вошли в пя­терку приоритетных проектов, которые Минздрав России будет реализовывать в ближайшие годы. Эти направления были названы в числе основных для здравоохра­нения на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому разви­тию и приоритетным проектам. Кроме того, на XV Международном инвестиционном форуме "Сочи-2016" председатель прави­тельства РФ Дмитрий Медведев озвучил, что обучение врачей намерены "вывести на новый уровень - благодаря порталу НМО. На нем в ближайшие годы будет размещено около 2 тыс. учебных модулей для повышения квалификации по всем врачебным специаль­ностям. А к 2018 г. повышение квалифика­ции с использованием этих модулей должно пройти не менее 260 тыс. врачей".

Эти темы получили горячее обсуждение среди врачей, представителей органов вла­сти в сфере охраны здоровья, руководителей профессиональных обществ и образователь­ных организаций на VII международной кон­ференции "РОСМЕДОБР-2016. Инноваци­онные обучающие технологии в медицине" и V съезде Российского общества симуляционного обучения в медицине.

"Завершили пилотирование"

С 1 января 2016 г. в системе здравоохра­нения внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности - ак­кредитация специалиста и система НМО. "Мы практически завершили пилотиро­вание НМО и сейчас говорим о его по­всеместном внедрении", - отметила Та­тьяна Семенова, директор Департамента медицинского образования и кадровой по­литики Минздрава России. Переход на но­вую систему НМО и аккредитации будет осуществляться поэтапно - вплоть до 31 де­кабря 2025 г. Суть в том, что медицинский работник будет повышать свою квалифи­кацию не раз в 5 лет (как это было ранее), а на протяжении всей профессиональной деятельности. Каждый год он должен бу­дет учиться не менее 50 ч, а через 5 лет, набрав их нужное количество, - он сможет пройти аккредитацию, которая даст ему право продолжить работать по специально­сти. Важно, что у врача появится возмож­ность делать это без отрыва от производства. Он будет сам формировать свой образова­тельный план и выбирать важные для себя компетенции из мероприятий, которые одобрены специальной комиссией и раз­мещены на сайте www.edu.rosminzdrav.ru.

Помимо очного участия предусмотрено дистанционное обучение - с помощью образовательных модулей. Что касается самого экзамена - так называемой аккредитации, то процесс апробировали весной этого года. Начали с выпускников медвузов. Первыми испытания прошли стоматологи и фармацевты. По замыслу, успешное про­хождение аккредитации - это их допуск к работе с пациентами. Выпускникам пред­стояло пройти тестирование, выполнить задания на симуляционном оборудовании и решить клинические задачи на собеседо­вании с членами аккредитационной комис­сии. По данным Минздрава России, 90% выпускников успешно справились с теста­ми и почти 99% - с практическими зада­ниями и собеседованием.

Аккредитация по сути запустила еще один масштабный процесс - открытие и оснащение симуляционных центров при вузах по всей стране. Там студенты и во время обучения набивают руку и сдают практическую часть экзамена. "Симуляционное образование - это обязательный компонент системы НМО. Оно не само по себе, и это важно. Мы видим, как во мно­гих медицинских учебных заведениях та­кие центры запускают буквально "с нуля". Необходимо, чтобы студенты старших курсов проводили там как можно больше времени, чтобы впоследствии лечить, а не тренироваться на пациентах в первые годы работы", - подчеркнул Залим Балкизов - заместитель председателя правления Ассо­циации медицинских обществ по качеству (АСМОК), член Координационного совета Минздрава России.

Выставка решений для медицинского образования стала самой зрелищной частью конференции "РОСМЕДОБР-2016". Здесь были представлены лучшие разработки. У искусственных пациентов можно диагно­стировать симптомы заболеваний, проводить всевозможные манипуляции, отрабатывать навыки оказания помощи. Непосредственно в выставочном павильоне можно было даже принять роды. Они у робота-симулятора роженицы могут проходить по разным кли­ническим сценариям. Реанимационные ме­роприятия отрабатывали на "младенцах", которые дышат, кашляют и даже каприз­ничают. В рамках конференции прошли симуляционные тренинги по акушерству, гинекологии и перинатологии, неотложной помощи, анестезиологии и реаниматологии, хирургии и стоматологии.

"Почему это нужно? Есть определен­ный заказ общества: нам нужны более ка­чественные врачи. Мы пересматриваем си­стему высшего образования на основании профессиональных стандартов, которые сейчас разрабатываются по всем специ­альностям. Занимаемся совместно с Мин­здравом России внедрением системы НМО. Мы четко понимаем, куда нужно двигать­ся", - заверил Леонид Рошаль, Президент Национальной медицинской палаты.

"Куда двигаемся?"

Для того чтобы врач получал действи­тельно качественное образование, обучаю­щие мероприятия проходят тщательный отбор. В этом процессе задействованы:

1. Провайдеры - те, кто проводит ме­роприятия (конференции, мастер классы и т.д.) и разрабатывает модули для дистан­ционного обучения.

2. Рецензенты - те, кто проверяет ка­чество мероприятий, и "дает добро" на их проведение. Это опытные представители профессиональных сообществ.

Остались еще есть вопросы, которые бурно обсуждали на кругом столе "НМО. Взаимодействие профессионального со­общества, индустрии и провайдеров обра­зовательных услуг", среди них:

1. Кого допускать к разработке учебных мероприятий - только профессиональные общества или дать зеленый свет и другим организациям? В странах ЕС допускаются все участники, которые получили добро от рецензента. Этот вопрос оставили для дальнейшего обсуждения на заседании Координационного совета по НМО при Минздраве России.

2. Как сделать весь процесс максимально прозрачным? Например, к участию в раз­работке образовательных модулей стремят­ся фармацевтические компании. Для них, разумеется, врачи - целевая аудитория, а об­разовательные материалы - потенциальные площади для рекламы. Поэтому решили взять за основу высокие этические требова­ния для фармбизнеса, которые уже приняты в развитых странах. За это проголосовали единогласно.

3. Как информировать врачей, профес­сиональные общества, кадровые службы региональных органов управления здраво­охранением о новых правилах повышения квалификации? Решено подготовить ме­тодические рекомендации и направить их в регионы РФ.

"Не надо забывать ради чего 3 года на­зад мы начали внедрять систему НМО? Главная цель - повышение качества ме­дицинской помощи пациентам. Для этого нужно принципиально улучшить качество обучения по программам повышения ква­лификации врачей, а это значит, актуали­зировать содержание программ и предло­жить разные формы учебных мероприятий и материалов. Все это уже делается сегодня при активном участии профессиональных обществ", - резюмировала Гузель Улумбекова, - председатель правления АСМОК, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»