Редакционная статья

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 2.

Уважаемые коллеги!

Мы с вами становимся свидетелями и участниками кардинальных изменений в здравоохранении и медицинском образова­нии. Это и сложности, связанные с экономи­ческой ситуацией, заставляющие более эффек­тивно управлять здравоохранением, и реформа дополнительного профессионального образо­вания с переходом к непрерывному образова­нию медработников, и новая процедура допуска к специальности - аккредитация, и взрывной рост медицинских технологий, за которым уже не успевают следить специалисты, но внима­тельно следят пациенты, теперь осознающие свои права и ожидающие от системы здраво­охранения таких же изменений, как и во всей окружающей их действительности, разительно изменившейся за последние 20 лет.

Может ли в этих условиях система меди­цинского образования не менять контент и технологии преподавания? Часто приходит­ся слышать, что медицинское образование в СССР было самым лучшим, и врачи 30-40 лет назад были не хуже, чем теперь, когда появились новые технологии, поэтому не нужно ничего менять в системе обучения медицинских работников. Не споря с этими утверждениями, хочу отметить, что врачи, ко­торые обучались 30 и 40 лет назад наверняка были очень хорошими для своего времени, тех условий, в которых они работали: с очень узким спектром медицинских технологий, ограниченным выбором лекарств, плановой экономикой в здравоохранении, бесправны­ми пациентами.

Сегодня невозможно обучить врача, кото­рый будет работать в отрасли 20-30 лет после выпуска всему, что он должен знать как про­фессионал, но очень важно дать выпускнику понимание базовых дисциплин вместо их зуб­режки перед экзаменом, основные практиче­ские умения, научить его правильно ставить клинические вопросы, искать медицинскую информацию и критически ее анализировать, уметь общаться с пациентами и коллегами, уметь учиться на протяжении всей профессио­нальной жизни. Инструменты и технологии для этого разработаны и уже используются во всем мире. Статья об опыте подготовки студентов в канадских университетах, опубликованная в этом номере, освещает современные подходы в медицинском образовании.

Сегодня большинство наших выпускников имеют крайне слабый уровень практической подготовки. Это связано и с ограничением до­ступа к пациентам, и со слабой ресурсной ба­зой большинства вузов, не позволяющей на должном уровне преподавать не только прак­тические умения, но и морфологические дис­циплины, и с изменением менталитета сту­дентов, обладающих совершенно отличным от большинства преподавателей набором цен­ностей и жизненного опыта. В здравоохране­нии внедрение новых технологий уже приоб­рело взрывной характер, и уже сегодня стало обыденностью применение 3D-печати как для планирования вмешательств, так и для произ­водства индивидуализированных имплантатов. В номере мы публикуем статью об опыте ис­пользования трехмерной печати в предопера­ционном планировании.

Оценка определяет обучение, и внедряемая сегодня система аккредитации специалистов уже дает первые результаты. Среди основных итогов круглого стола по итогам аккредитации 2016 г. нужно отметить возникшее понимание необходимости обучения стоматологов и про­визоров неотложной помощи начиная со II-III курсов. Неизбежны изменения в программах обучения по другим специальностям, с боль­шим вниманием к тем компетенциям, которые будут проверяться при аккредитации. При этом важно не сузить перечень проверяемых компе­тенций, чтобы не превратить обучение на по­следних курсах в подготовку только к опреде­ленным компетенциям, подробно этот вопрос обсуждается в руководстве по проведению объ­ективного структурированного клинического экзамена, опубликованном в этом номере.

Уважаемые коллеги, ваш опыт в сфере ме­дицинского образования и ваши идеи очень важны для нас. Приглашаю вас к активному участию в работе журнала. Присылайте статьи для публикации, предложения по новым темам и письма в адрес редакции: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 9, стр. 4, редакция жур­нала "Медицинское образование и профессио­нальное развитие" или на электронный адрес info@medobr.ru, и не забывайте про наш сайт medobr.ru, где мы публикуем все материалы, из­данные в журнале.

Залим Балкизов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»