Режиссирование клинической лекции, или 10 условий эффективности

РезюмеСтатья в нестандартной для научной работы повествовательной форме излагает опыт применения режиссерских технологий в организации клинической лекции в медицинском вузе с целью повышения ее эффективности. Приведены конкретные примеры реализации режиссерских принципов при проведении учебного процесса, проведен анализ их эффективности.

Ключевые слова:• клиническая лекция • режиссерские технологии • медицинский университет

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 2. С. 95-106.

Лекция по-прежнему является од­ной из основных форм учебного процесса, в том числе в медицинском вузе. Эффективность лекции, опре­деляемая как доля усвоенной инфор­мации, обычно не превышает 5% [1]. Проблема налицо, актуальность ее со­мнений не вызывает. Соответственно цель работы - повышение эффективности клинической лекции. Из поставленной цели ясна и требующая решения задача - обеспечить внимание аудитории на протя­жении всей лекции. Конечно же, 5% - это среднестатистический показатель, и у от­дельных талантливых лекторов эффектив­ность может быть в несколько раз выше. Однако не каждая кафедра имеет в своем составе достаточное количество таких лек­торов. Кроме того, даже у самых гениаль­ных личностей бывают периоды творческих неудач, плохого настроения и просто болезни. Хотелось бы иметь возможность обеспечить высокую эффективность лек­ции исключительно методически, опи­раясь на конкретные и доступные всем технические средства, чтобы успех учеб­ного процесса сотен студентов не зависел от стабильности настроения 2-3 препода­вателей.

Методы привлечения и удержания вни­мания будущих врачей во время лекции применялись и применяются самые раз­ные, но для решения поставленной задачи надо остановить выбор на самых действен­ных. При таком подходе наиболее перспек­тивными представляются, каким бы стран­ным это не показалось на первый взгляд, методы индустрии развлечений. Техноло­гии привлечения и удержания внимания публики в шоу-бизнесе отточены до совер­шенства и приносят огромную прибыль. Можно ли при помощи этих методов по­высить эффективность образовательного процесса в высшей медицинской школе?

Поспешный и необдуманный ответ на этот вопрос может быть ошибочным, по­скольку консервативное отношение к ор­ганизации учебного процесса всегда было присуще системе медицинского образова­ния. Сделать из клинической лекции шоу считалось предосудительным долгие годы. Логика такого мнения понятна, ведь цель любого представления-развлечение публи­ки, и сравнение серьезного образователь­ного процесса с праздным времяпровож­дением - прямое оскорбление для высшей медицинской школы. Первое желание, возникающее под впечатлением такого оскорбления, - заявить, что студенты, изъ­явившие желание обучаться медицине, уже в достаточной степени заинтересованы в освоении будущей профессии и их внима­ние на лекции гарантировано. Однако это не совсем так, и проблема мотивации буду­щих врачей к учебе стоит очень остро, по­этому борьба за их внимание ведется весьма активно. Об этом свидетельствует большое количество работ, посвященных мотивации студентов-медиков [2-4]. Особенно акту­альна эта проблема для студентов младших курсов, представления которых о будущей профессии далеки от реальности. Студенты в течение первых 3 лет изучают в основном базовые, т. е. неклинические, дисциплины, и поэтому решительно не видят связи меж­ду получаемыми знаниями и будущей про­фессией [5]. Большинство выпускников ме­дицинского вуза, оказавшись один на один с пациентами, горько сожалеют о своем недостаточном рвении к знаниям в студен­ческие годы [6]. Это серьезная проблема, и поэтому она требует нестандартных по­ходов к решению. Мотивация - пусковой момент всякого образовательного процесса. Бернард Шоу однажды заметил, если вы пытаетесь научить человека чему-нибудь, он никогда этому не научится. Эту же мысль высказал Дистерверг: "Развитие и образова­ние ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью" [7]. Поэтому студент должен сам захотеть усваивать но­вый материал [8]. Оскорбительность "бала­ганных" методов тоже надуманная. Моти­вация студентов-медиков была актуальна всегда. Еще Гиппократ использовал стихи и музыку во время чтения лекций, Захарьин и Боткин демонстрировали больных (одна из классических форм проведения клини­ческой лекции), Пирогов выполнял опе­рации. Современные лекторы используют мультимедийную технику для презентаций с анимационными эффектами, что само по себе привносит в лекцию бесспорный элемент театрализации. Лекция всегда была представлением, если хотите - спек­таклем или даже шоу. Она имеет все прису­щие спектаклю атрибуты. Во-первых, есть полное совпадение по цели. Цель любого спектакля не только и не столько развлечь публику, сколько донести до нее, пускай и в развлекательной форме, определенные духовные или интеллектуальные ценности. Цель клинической лекции - дать будущим врачам знания, необходимые им для рабо­ты. А работа врача - исцеление больных, ее невозможно представить без духовного начала, высокой морали, знаний медицин­ской этики и деонтологии. Ну а форма по­дачи материала может быть любой, в том числе развлекательной, и это во-вторых. Иными словами, совпадение имеется и по форме. Даже продолжительность лекции в 1 ч 20 мин соответствует средней длитель­ности художественного фильма, отделения спектакля или концерта. Нет сомнений, что лекция - это познавательное шоу. А если рассматривать лекцию как представление, ее можно режиссировать. Она подчиняет­ся тем же законам, что и любое другое шоу. Когда мы смотрим фильм, срежиссиро­ванный по таким законам, наше внимание поглощено зрелищем настолько, что мы теряем ощущение времени и простран­ства, отрываясь от реальности. Лекция, проведенная в таких условиях, была бы идеальной. Правила, по которым созда­ются успешные представления, реально (действительно) существуют, надо только с ними ознакомиться и применить к усло­виям клинической лекции. Таким образом, применение технологий повышения инте­реса к учебе в медицинских вузах - совер­шенно необходимый и, как выясняется, не­заслуженно забытый классический прием.

Итак, наши зрители - студенты III кур­са медицинского вуза. Само представле­ние - клиническая лекция длительностью 80 мин. Методы привлечения и удержания внимания оговаривались выше, - это тех­нологии шоу-бизнеса. Результаты можно оценить по динамике эффективности лек­ции, определив процент усвоенной после лекции информации. Специфика органи­зации учебного процесса на кафедре про­педевтики внутренних болезней позволяет это сделать легко и просто: лекционные и практические занятия по одной и той же теме проводятся в один и тот же день, причем лекция предшествует практике. Кро­ме того, обучение на кафедре проходят студенты всех факультетов, поэтому одна и та же лекция читается в течение недели каждый день новому потоку. Это дает воз­можность быстро реагировать на резуль­таты оценки эффективности, ежедневно внося коррективы в организацию лекции.

Для организации идеальной лекции не­обходимо воспользоваться приемами ре­жиссера К.С. Станиславского и опытного клинициста Г.А. Захарьина.

Первое, что необходимо для успешно­го представления - проходной сценарий. Для идеальной лекции нужен идеальный материал, и он есть в нашем распоряжении. Клинические лекции в медицинском вузе по своему содержанию довольно кон­сервативны, особенно это касается лекций по пропедевтическим дисциплинам, об­учающим студентов основам диагностики заболеваний. Поскольку наиболее типич­ные проявления заболеваний, как и пер­вичные методы диагностики, за последние 100-150 лет не изменились, то и лекции со времен Боткина и Захарьина существен­ных изменений не претерпели, что легко заметить при знакомстве с "Клинически­ми лекциями" С.П. Боткина 1866 г. [9] и Г.А. Захарьина 1910 г. [10].

Маленький исторический экскурс показывает: иметь идеальный материал для эффективной лекции недостаточно. Г.А. Захарьин не был выдающимся орато­ром, но лектором был феноменальным - на его лекции стремились попасть не толь­ко врачи и студенты-медики, но и студенты исторического, юридического, филологи­ческого факультетов. Академик В.Н. Терновский писал: "Захарьин в аудитории был подлинным артистом, художником в самом лучшем смысле этого слова" [11]. Студенты обожали Захарьина как лектора и, когда в 1869 г. он отправился в загранич­ную командировку, они отказались посе­щать лекции другого профессора (Не стоит завидовать тогдашней демократии: 20 студентов были исключены, из них 9 - без права поступления в другое учебное заведение, часть студентов была выслана из Москвы.).

В течение 35 лет лекторской деятельно­сти Захарьина университетская аудитория Московского университета была перепол­нена. По 2 ч в день (кроме воскресений) он читал лекции с демонстрацией пациен­тов. Среди западноевропейских лекторов не уступал ему лишь основоположник со­временной невропатологии и психотерапии Жан-Мартен Шарко, но тот читал 1 лек­цию в неделю. Клинические лекции За­харьина по диагностике и общей терапии были переведены на английский, немец­кий и французский языки - успех, редко выпадавший на долю русских профессо­ров-медиков. Но когда эти самые лекции были изданы книгой, студенты и врачи были разочарованы. Бывший студент-ме­дик А.П. Чехов так охарактеризовал раз­ницу между "живой" лекцией и книгой: "...есть либретто, но нет оперы" [12]. Из­вестный своими книгами по истории русской медицины журналист А.Н. Крылов-Толстикович в книге "Кто вы, доктор Захарьин?" как нельзя в тему писал по это­му поводу: "Это как в искусстве. Напи­санный сценарий - это одно, а спектакль, поставленный талантливым режиссером и сыгранный блестящими артистами, - со­всем иное" [13]. Убедительность истори­ческих фактов усиливается современными данными: к сожалению, использование даже дополненных и усовершенствованных текстов классиков пропедевтики в наши дни не позволяет поднять эффективность лекций даже до 10%. Таким образом, иметь гениальный сценарий для успеха нашего представления явно недостаточно.

Второе. Необходимо подготовить пуб­лику: зритель заранее должен знать, чем он будет удивлен и восхищен во время шоу. В противном случае он просто не поймет сути представления и не сможет испытать запланированного для него восторга (за­планированных для него эмоций). Иными словами, нужна рекламная афиша - анонс представления. План лекционных занятий нам не подойдет, его лаконичность не по­зволяет в должной степени подготовить студентов к восприятию важной инфор­мации. В качестве прообраза можно рас­сматривать афишки-постеры с кратким изложением сюжета оперы или спектакля. Для вузовской лекции прямым аналогом таких афишек являются конспекты, "со­кращенное либретто". Идея загодя обеспе­чить студента конспектом лекций кажется революционной, но претендовать на при­оритет не стоит - она уже была успешно реализована в высшей школе [14].

Правда, сейчас удалось существен­но обойти предшественников по эффек­тивности реализации идеи, используя не бумажные, а электронные конспекты. Преимущества электронных конспектов оказались бесспорны. Привычная для мо­лодого поколения форма подачи информации, к тому же распространяемая через Интернет совершенно бесплатно, была воспринята студентами как долж­ное, как обязательная часть обеспечения учебного процесса. Возможность быстро и легко (при необходимости - ежедневно) проводить коррекцию электронного кон­спекта оказалась существенным бонусом проведенной инновации. Всю ценность этого преимущества поймут коллеги, хоть раз занимавшиеся переизданием методи­ческих пособий типографским способом.

Обеспечение студентов электронными конспектами действительно революцион­ным образом решило застарелую (старую) проблему. Даже мотивированный студент на самой интересной лекции буквально разрывается между желанием послушать и необходимостью законспектировать. Замена устаревших информационных та­блиц на современные мультимедийные слайды проблему не решила. Во время конспектирования содержимого слайдов студент не воспринимает речь лектора. Все в полном соответствии со свойством избирательности человеческого внима­ния и законами взаимодействия слухового и зрительного анализаторов [15]. Опытные лектора, знакомые со свойствами внима­ния, во время демонстрации слайда вы­держивают разумную, но от этого не менее неловкую паузу и комментируют в переры­вах, пытаясь привлечь внимание голосом и жестами. Как правило, не очень успеш­но, потому что в эти периоды студенты ста­раются осмыслить только что механически записанную информацию.

Размещение электронных конспектов лекций на сайте кафедры коренным обра­зом изменило отношение студентов к лек­ции. Вместо картины опущенных над кон­спектами голов и привычных просьб повторить или говорить медленнее лектор стал видеть заинтересованные лица. Сту­денты стали активно задавать вопросы, ин­терактивность лекции резко повысилась, а эффективность лекции рекордно подско­чила - с 10 до 50%.

Третье необходимое условия для успеха представления - доскональное знание публики. Иными словами, необходимо понимать студентов и знать, чего они хотят от лекто­ра, чтобы не обмануть их ожидания. Сту­денческая аудитория отличается от врачеб­ной главным образом степенью мотивации. В своем отношении к педагогам медицин­ского вуза и их лекциям каждый студент проходит несколько фаз [16]. На I курсе, оглушенный потоком совершенно новой информации, он считает, что "лекции надо слушать и записывать, так как педаго­ги знают все!". На III курсе, сталкиваясь с противоречиями в преподавании, он счи­тает: "Не все-то они знают! Лекции можно и не слушать". На VI курсе и в интернату­ре, обнаружив значительные расхождения между своим багажом знаний и реальной практикой, он пытается даже обвинять: "Да что они вообще знают!? На лекции во­обще ходить не стоит". А став врачом, прочувствовав всю меру ответственности, испытывая недостаток знаний и ежеднев­но вспоминая что "когда-то об этом рас­сказывали на лекции", он с горечью думает: "Да... надо было слушать лекции!". По сути дела, врачи - это бывшие студенты. Од­нако, имея конкретное место работы, они совершенно определенно знают, что им нужно от лекции, на которую они пришли по своему желанию. Форма подачи мате­риала для них не так важна, как для сту­дентов. Студент, хотя и мотивирован стать врачом, не очень четко представляет, в ка­кой мере в его будущей работе пригодятся эти конкретные знания этой конкретной лекции, на которую он пришел фактически по принуждению (свободного посе­щения лекций по-прежнему нет). Боль­шинство студентов мыслит примерно так: "Вот получу диплом врача, тогда и начнет­ся настоящая учеба". Таким образом, сту­дент-медик III курса приходит на лекцию с интересом, который можно выразить так: "Вот он я, пришел, а теперь - удиви меня!". И если у лектора не получится "удивить", студент будет дремать или тихонько уйдет после переклички, как публика на пло­хом спектакле. Следует упомянуть что, как только Захарьин перестал понимать студентов нового поколения с иным ми­ровоззрением, они отказались посещать его лекции - именно III курс в полном составе записался к другому профессору. Захарьин ушел в отставку. А.Н. Крылов-Толстикович прокомментировал это так: "Рано или поздно любой спектакль окан­чивается, уходят с подмостков актеры, ра­бочие разбирают декорации" [13]. В про­должение развития темы "кто она - наша публика?": следует помнить, что студенты III курса еще не владеют в полной мере медицинской терминологией, багаж ме­дицинских знаний у них маленький. Иными словами, для того чтобы публика тебя понимала, надо говорить на понят­ном для нее языке. Это означает, что сле­дует подробно объяснять каждый термин, опираясь на имеющиеся у студентов зна­ния биохимии, гистологии, анатомии и физиологии [17]. Вся система высшего медицинского образования базирует­ся на междисциплинарной интеграции. Студент становится врачом в тот момент, когда начинает видеть связь между всеми дисциплинами. Лекция по пропедевтике может быть пусковым моментом такой интеграции, если будет использовать уже известные студентам по базовым дисци­плинам сведения для объяснения связей между причиной, механизмом развития болезни с одной стороны, и клиничес­кими проявлениями - с другой. Именно эта связь является ключевой для форми­рования мышления врача [18]. Способ­ность увидеть эту связь отличает насто­ящего диагноста от дилетанта, который, подобно герою Джерома К. Джерома, ста­вит диагноз на основании совпадения от­дельных признаков заболевания больного с описанием в диагностическом справоч­нике. Пациент врача с таким подходом к диагностике рискует умереть из-за опе­чатки в справочнике.

Способность говорить на понятном для собеседника языке является обязатель­ным для врача качеством. От того, насколь­ко пациент понимает доктора, зависит сте­пень его доверия назначенному лечению, а значит, и дисциплина в его выполнении, или, как сейчас принято говорить, привер­женность лечению. Этой важной способ­ностью обладали все известные доктора. Тот же Захарьин так формулировал осо­бенности понятного для пациентов-куп­цов языка: "Купца лечить - по-купечески его материть". Однажды к нему на прием явился купец-миллионер, который с порога без стеснения стал рассказывать о своих по­хождениях, приведших к болезни. Захарьин вскоре не выдержал: "Ах ты скотина, - за­вопил он, - ты делаешь разные пакости и о них как ни в чем не бывало рассказыва­ешь! Тебя бить за это мало! - он схватился за палку. - Если ты так будешь жить даль­ше, то подохнешь от своих скверных обы­чаев!". Накричавшись, Захарьин дал ряд врачебных указаний, и перепуганный па­циент поклялся, что исполнит все в точно­сти. Не успела закрыться дверь за купцом, как в кабинет вошла великосветская дама, к которой Захарьин любезно обратился на прекрасном французском языке и очень вежливо провел прием. Потом он заметил ассистентам: "Если б я эту даму встретил как давешнего купца, она пошла бы везде и всюду поносить меня за мою неслыханную грубость, - теперь же будет славить мою лю­безность. А этот скот-купец тоже до гробо­вой доски не забудет визита ко мне и точно исполнит, что ему велено. Будь я с ним веж­лив, как с дамой, он ничего не стал бы делать и считал бы меня за дурака" [19].

Четвертое условие успеха представления закономерно вытекает из третьего: чтобы знать, чего хочет публика, нужна обратная связь. Как обеспечивают обратную связь организаторы наиболее популярных шоу? При помощи всевозможных опросов и голо­сований зрителей, на основе которых фор­мируется рейтинг шоу. Особенно успешны интерактивные шоу с непосредственным участием зрителей. К выводу о необходи­мости интерактивности современной кли­нической лекции пришла даже консерва­тивная высшая медицинская школа [20]. Интерактивность при организации лекций по пропедевтике внутренних болезней лег­ко обеспечивалась ежедневными опросами на практическом занятии. А масштабно­сти выборки (100% охват аудитории), опе­ративности в мониторировании рейтинга (эффективность лекции - чем не рейтинг) и быстроте реагировании на него могут по­завидовать самые знаменитые шоу мира: ежедневная коррекция в организации лек­ции по результатам опроса студентов. Про­водимые в соответствии с замечаниями студентов изменения в организации лекции повысили интерактивность учебного про­цесса до максимума: студенты ощутили себя полноценными участниками познаватель­ного процесса, почувствовали свою значи­мость и активнее включились в учебу, кон­центрация их внимания во время лекции существенно возросла. Внимание преподавателей к мнению студентов повысило их самооценку. Адаптация материала лек­ции и стиля его изложения под уровень знаний студентов III курса, а также учет мнения студентов позволили поднять эф­фективность лекции с 50 до 65%.

Пятое. Необходимым условием удер­жания внимания публики является пол­ное исключение любых посторонних раз­дражителей. Ни в одном театре нет окон, есть хорошая звукоизоляция, и после третьего звонка публику в зал не пуска­ют. Как правило, опоздавший зритель изначально в меньшей степени мотиви­рован к спектаклю, чем пришедший во­время. Но даже если он опоздал в резуль­тате рокового стечения обстоятельств, он еще долгое время будет находиться под сильным впечатлением от этих самых обстоятельств, вследствие чего не сможет сам воспринимать спектакль и будет ме­шать другим зрителям. Опоздавший сту­дент долгое время стоит посреди лекци­онного зала и выбирает удобное для себя место с подходящими соседями, отвлекая тем самым всех окружающих, включая лектора. Потом он долго и шумно проби­рается к облюбованному месту, медленно надевает халат и шумно делится обстоя­тельствами своего опоздания с соседями. Продолжать лекцию при этом весьма за­труднительно, а если опоздали несколько человек, и вовсе невозможно. Весь этот промежуток времени лектор находится в заведомо проигрышном положении. Выбор у него невелик. Терпеливо ждать, теряя авторитет и драгоценные минуты лекции и невольно оказывая совершен­но незаслуженное уважение опоздавшему студенту. Вариант непопулярных репрес­сий с чтением морали и выдворением недисциплинированного студента также лишен рациональности: потеря времени, испорченное во время возможной дискус­сии настроение и утрата эмоционального равновесия всей аудитории надолго лиша­ют лектора внимания и напрочь разруша­ют необходимую для лекции позитивную атмосферу [21]. Старые окна в лекционной аудитории заменили новыми с двойными стеклопакетами, на время лекции их стали наглухо закрывать и зашторивать, добави­ли необходимое количество светильников, опоздавших студентов пускать перестали. Эффективность лекции достигла 75%.

Шестое. Теперь, когда нашу публику ничего не отвлекает, она совершенно удов­летворена условиями организации пред­ставления, благодаря подробному анонсу в виде электронного конспекта осведом­лена о содержании предстоящего зрели­ща и уже находится в полной готовности к восприятию приготовленного заранее идеального материала, осталось не опло­шать в самой главной части нашей затеи. Само представление должно быть ярким и зрелищным настолько, чтобы публика просто не могла оторвать глаз. Таким же должен быть и технический метод подачи материала на клинической лекции. Фан­фары, концертный туман и светомузыка для наших целей не совсем подходят - они будут отвлекать зрителей от главного дей­ства, а вот современная мультимедийная видеоаудиосистема - то, что надо. Трудно придумать более яркий объект внимания, несущий информацию, чем красочная кар­тинка с проектора. Инновация облегчила реализацию традиционных возможностей клинической лекции и открыла такие пре­имущества, о которых раньше можно было только мечтать [22]. Спецификой клиниче­ских лекций в медицинских вузах является необходимость демонстрации клиниче­ских признаков заболевания. Традицион­ной формой реализации этой задачи была демонстрация больного, которая всегда связана с трудностями этического и тех­нического характера [23]. Тщательная под­готовка демонстрационного клинического материала (фото и видео высокого разре­шения, чистые аудиограммы) позволили во всех деталях представить клиническую картину любого заболевания и вовлечь в участие всю аудиторию. Огромный экран и видеопроектор с высоким разрешени­ем обеспечили отличную видимость с по­следнего ряда даже для студентов со сла­бым зрением. Голос лектора и звуковое сопровождение демонстрируемого фото-и видеоматериала стали слышны в самых дальних уголках зала. Однако современные технические средства демонстрации - уже давно не залог успеха лекции, а всего лишь необходимое условие.

Седьмое. Очень важна форма подачи материала, она должна соответствовать по­ставленному условию - удивить зрителя. Только мультимедийным сопровождением сейчас никого не удивишь. Демонстрация пациента при его помощи - классический, но неизменно вызывающий интерес ауди­тории, раздел (элемент) лекции, который смело можно назвать гвоздем програм­мы. Беспроигрышный прием гарантирует до 15 мин активного внимания, когда луч­ше всего усваивается новая информация. Гвоздей в программе представления может быть несколько. Клинический материал может быть представлен очень эффектно путем демонстрации эпизодов из художе­ственных фильмов. Даже 3-минутный эпи­зод фильма "Любовь по правилам и без" (2003 г.) с Джеком Николсоном очень ярко демонстрирует клинику инфаркта мио­карда. Благодаря талантливой игре актера и грамотно вставленным в фильм подроб­ностям фильм справедливо занял первое место в номинации "самое реалистичное изображение заболевания". А юмор, с ко­торым обсуждаются особенности взаимо­действия нитратов и виагры при лечении инфаркта, усиливает и без того неизгла­димое впечатление. Не меньший интерес у студентов вызывают зачитанные профес­сиональным актером (аудиозапись) отрыв­ки из книг Булгакова, Вересаева и других писателей-врачей, содержащие яркое ху­дожественное и вместе с тем совершенно реалистичное описание клинической кар­тины заболевания. Не отрываясь, слушают студенты истории заболевания знамени­тых на весь мир людей: президентов, акте­ров, ученых. Однако программа шоу не мо­жет состоять только из гвоздей - причина такого правила кроется в физиологических свойствах человеческого внимания.

Восьмое. В полном соответствии с зако­нами построения успешного шоу, наибо­лее яркие, непроизвольно притягивающие внимание эпизоды должны чередоваться с более спокойными, восприятие которых не требует значительного напряжения. В боевиках погони и драки перемежают­ся лирическими сценами или красивыми пейзажами. В цирке захватывающие дух трюки воздушных акробатов сменяют не­хитрые репризы клоунов. К.С. Станис­лавский считал, что "между каждым скон­центрированным на чем-либо моментом внимания и следующим моментом вни­мания у здорового человека есть интервал отдыха, осознавания" [24]. В этот интервал никакая новая информация восприни­маться не будет, поэтому периоды подачи новой информации необходимо переме­жать с подачей уже знакомой ранее [25]. Таким образом, новую и наиболее важную информацию следует распределить на 4 части, а подачу каждой порции уложить в 15 мин, обеспечив наиболее эффектной формой демонстрации. Поскольку общая продолжительность нашего представле­ния - 80 мин, оставшиеся промежутки в 5-7 мин между ключевыми эпизодами должны быть использованы для повторе­ния новой информации уже в другой, ме­нее яркой форме.

Девятое. Даже при самой яркой и зре­лищной форме подачи информации удер­живать концентрацию внимания зрителя в течение 15 мин трудно. К.С. Станислав­ский выделял 3 круга внимания: малый, средний и большой, - и советовал перехо­дить с одного на другой с целью удержа­ния внимания. Для выделения каждого круга внимания режиссер советовал поль­зоваться не только приемами актерской игры, но и сценическим освещением. И действительно, прожектора и софиты успешно применяются не только в цирке или на эстраде, но и в каждом художе­ственном фильме. Такие возможности у нас тоже имеются. Малый круг внима­ния лектор может выделить при помощи лазерной указки. Например, определен­ный участок электрокардиограммы, на ко­торый следует обратить внимание. То же самое можно сделать и средствами анима­ции в программе PowerPoint (лекция ведь мультимедийная). Средний круг внимания обеспечивается включением мультиме­дийного проигрывателя, экран загорелся - все внимание на него. Ну а большой круг внимания можно организовать, просто выключив проектор. Промежутки времени между моментами внимания, необходи­мые для отдыха и осознания, лектор может заполнить поясняющими комментариями только что полученной визуальной инфор­мации.

Десятое. Удерживать внимание легче, своевременно переключая его с одно­го анализатора чувств на другой. Посколь­ку у зрителя задействуются только зрение и слух, эпизоды с яркими движущимися образами чередуются серыми неподвиж­ными сценами, сопровождающимися важ­ной аудиоинформацией. В примерах такой классический сценический прием не нуж­дается, во время лекции он легко реали­зуется своевременной сменой интересных фото- или видеофрагментов или красоч­ной мультимедийной анимации на вос­произведение аудиозаписей звуков работы сердца или легких.

Конечно же, 10 режиссерских прин­ципов, использованных при организации клинической лекции, далеко не исчерпы­вают огромные возможности театрально­го искусства. Например, намеренно был обойден вопрос театральных технологий ораторского искусства лектора, посколь­ку он заслуживает отдельной статьи [26]. Однако применение даже перечисленных режиссерских методов в конечном итоге позволило поднять эффективность кли­нической лекции до феноменальных 85%, что позволяет сделать вывод о необходи­мости использования технологий режисси­рования в организации учебного процесса.

Литература

1. Семенова И. В. К вопросу об эффективном проведении лекции в учебном заведении // Успехи совре­менного естествознания. 2013. № 5. С. 89.

2. Косянчук Н. М., Черных А. В. Формирование учебной мотивации студентов медицинского вуза // Здоровье и образование в XXI веке. 2014. № 9. С. 1-3.

3. Соколов И.М., Железнякова Н.А., Лямина Н.П. Эволюция мотивации в процессе обучения студентов в медицинском университете. Возможность ее повышения // Современные проблемы науки и образо­вания. 2015. № 1. С. 13-25.

4. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Кошель В.И. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 572- 576.

5. Смирнова С.В., Сиднева Е.Н. Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагоги­ка. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 3. С. 64-68.

6. Черникова Т.В. Эмоциональное выгорание у студентов-выпускников медицинского вуза как проек­ция их профессиональной мотивации // Известия ВГПУ . 2012. №10 С.143-148.

7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1956. 378 с.

8. Злобина О. С. Психолого-педагогические аспекты развивающего обучения // Современная наука: ак­туальные проблемы и пути их решения. 2014. № 7. С. 136-137.

9. Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции. М. : Медгиз, 1950. 210 с.

10. Захарьин Г.А. Клинические лекции и избранные статьи. М., 1910. 189 с.

11. Терновский В. Н. Дар учить и исцелять. О Захарьине // Этюды о лекторах : сборник. М. : Знание, 1974.

12. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Т. 21. М. : Наука, 1976. 260 с.

13. Крылов-Толстикович А.Н. Кто вы, доктор Захарьин? 2013.

14. Полицинская Е.В., Полицинский Е.В. К организации опережающей самостоятельной работы сту­дентов при подготовке к лекционным занятиям // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 236-239.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»