Словарь терминов, используемых при симуляции в здравоохранении. Часть 2 (под. ред. З.З. Балкизова)

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 2. С. 20-65.

С

Секретарь/описывание (Scribe/Scribing \'skrlb\ сущ./гл. \skribiNG\) Этим. специальное использование латинского слова scriba - хранитель счетов, секретарь, пи­сатель, от причастия прошедшего времени от scribere - писать. В значении "тот, кто пишет, офи­циальный или публичный писатель" в английском с позднего XIV в.

Определение

- Составление заметок о сценарии и докумен­тирование предпринятых или не предпри­нятых действий.

Серьезные игры (Serious Games \seer-ee-uh s\geymz \) сущ.

Этим. серьезный (serious) (прил.) середина XV в., "выражающий нешуточность намерений или мыс­лей" (о человеке), от среднефранцузского serieux - серьезный, важный (XIV в.), от позднелатинского seriosus, от латинского serius - веский, важный, серьезный. Готическое "высокоуважаемый, почи­таемый", буквально "веский". В значении "сопро­вождающийся опасностью" с 1800 г. Этим. игры (games) (сущ.) 1200 г., от староанглий­ского gamen - радость, веселье; игра, развлечение; участие, общение. Использование в значении "со­стязания в достижении успеха или превосходства в игре по правилам" впервые подтверждено приблизительно с 1200 г. (о легкоатлетических соревнова­ния, шахматах, триктраке).

Определение

- Умственное соревнование с компьютером по определенным правилам, использующее развлечение для достижения целей трени­ровки, обучения, здравоохранения, публич­ного порядка и стратегической коммуника­ции (Zyda, 2005).

- Игра, созданная в первую очередь для дру­гих целей, нежели чистое развлечение. Серьезные игры имеют четко сформули­рованные и тщательно продуманные обра­зовательные цели и не предназначены для использования в первую очередь для раз­влечения (Michael, Chen, 2006). Серьезные игры являются симуляциями реальных событий или процессов, предназначенными для решения определенных проблем.

- В контексте защиты серьезные игры исполь­зуются для повторения, тренировки или изучения вариантов военных действий в симулированных или реальных событи­ях или процессах (Министерство обороны Австралии); прилагательное "серьезные" обычно добавляют для обозначения про­дуктов, используемых такими отраслями, как оборона, образование, научные иссле­дования, здравоохранение, управление в чрезвычайных ситуациях, городское плани­рование, инженерная деятельность, религия и политика.

См. также: симулятор.

Симулированная тестовая среда (Simulation Testing Environment \sim-yuh-ley-shuh n\tee-ching\en-vahy-ruh n-muh nt\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Контекст для промежуточной или ито­говой оценки индивидуальной или груп­повой результативности. Целью симу­лированной тестовой среды является обеспечение эквивалентной деятельно­сти для всех участников для тестирова­ния их знаний, навыков и способностей в симулированной среде (INACSL, 2013).

Симулированное лицо (Simulated Person \ sim-yuh-leyt -id\pur-suh n\) сущ.

Этим. симулированный (simulated) (прил.) 1620-е гг., "инсценированный", причастие прошедшего времени от simulate (гл.). В значении "имитация для проведения эксперимента или тренировки" с 1966 г.; коммерческий жаргон, использование в значении "искусственный, имитация" к 1942 г.

Определение

- Человек, изображающий пациента (симули­рованный пациент), члена семьи или работ­ника здравоохранения в целях симуляции; симулированное лицо также может быть названо стандартизированным пациентом/ членом семьи/работником здравоохране­ния, если оно было формально обучено дей­ствиям настоящего пациента и симуляции набора симптомов или проблем для нужд образования, оценивания и исследований в здравоохранении. Симулированные лица часто участвуют в оценивании, предоставляя учащимся обратную связь (Palaganas J.C. (2012), Annex A).

См. также: соучастник, внедренный участник, ис­полнитель роли, симулированный пациент, стан­дартизированный пациент, стандартизированный/ симулированный участник.

Симулированные/синтетические методы обучения (Simulated/Synthetic Learning Methods \sim-yuh-leyt -id\sin-thet-ik\lur-ning\meth-uh dz) сущ.

Этим. симулированный (simulated) (прил.) 1620-е гг., "инсценированный", причастие прошедшего вре­мени от simulate (гл.). В значении "имитация для проведения эксперимента или тренировки" с 1966 г.; коммерческий жаргон, использование в зна­чении "искусственный, имитация" к 1942 г. Этим. искусственный (synthetic) (прил.) 1690-е гг., как термин в логике, "дедуктивный", от француз­ского synthetique (XVII в.) и непосредственно от современного латинского syntheticus, от греческого synthetikos - опытный в соединении, созидатель­ный, от synthetos - собранный, сконструирован­ный, сложный, причастие прошедшего времени от syntithenai - соединять (см. synthesis\[синτез]). Свя­занное: синтетический (1620-е гг. в логике). Этим. обучение (learning) (сущ.) Староанглийское leornung - обучение, учеба, от leornian. Этим. метод (method) (сущ.) от латинского methodus - способ обучения или действий, от гре­ческого methodos - научный поиск, метод поиска, исследование, в оригинальном значении "пре­следование, следование за", от meta- - за, вслед + hodos - путешествие, путь. В значении "способ выполнения чего-либо" с 1580-х гг., "упорядочен­ность, регулярность" с 1610-х гг.

Определение

Принципы, педагогические приемы и образова­тельные стратегии, используемые в симуляции в здравоохранении.

- Ситуационное обучение - письменные и уст­ные презентации, используемые для пред­ставления и анализа клинических сценариев, но не включающие практического обучения, например, "настольная" симуляция.

- Компьютерная симуляция - см. Компью­терная симуляция.

- Процедурное или специализированное обучение - см. Специализированный тре­нажер.

- Гибридная симуляция - см. Гибридная симуляция.

- Интегрированное процедурное обучение (с фокусом на психомоторике) - сочета­ет серию отдельных заданий, выполня­емых одновременно или последовательно для формирования сложного клинического задания (например, эндотрахеальная инту­бация и иммобилизация при повреждении шейного отдела позвоночника у пациента с травмой).

- Интегрированное процедурное обучение ( полная процедура) - включает обучение выполнению заданий и исполнение ролей (актерами), что позволяет одновременно отрабатывать решение процедурных и ком­муникационных задач.

- Смешанная симуляция - см. Смешанная симуляция.

- Обучение на основе симуляции/сценария -

учащиеся взаимодействуют с людьми, симуляторами, компьютерами или тренажерами с целью достижения целей обучения, кото­рые соответствуют обязанностям учащихся в реальном мире.

Среда симуляции может быть похожей на рабочее место обучаемого.

В зависимости от целей обучения, оборудованию или среде может быть придан реализм.

- Стандартизированный/симулированный пациент - см. Стандартизированный/симу­лированный пациент.

- Исполнение роли - см. Исполнение роли.

- Итоговое обсуждение - см. Итоговое обсуждение.

- Мультимодальные форматы - см. Мультимодальность.

См. также: модальность, типология.

Симулированный пациент (СП) (Simulated Patient (SP) \sim-yuh-leyt -id\pey-shuh nt\) сущ.

Примечание: данный термин часто используется как синоним термина "стандартизированный пациент". Этим. симулированный (simulated) (прил.) 1620-е гг., "инсценированный", причастие прошедшего времени от simulate (гл.). В значении "имитация для проведения эксперимента или тренировки" с 1966 г.; коммерческий жаргон, использование в значении "искусственный, имитация" к 1942 г. Этим. пациент (patient) (сущ.) "страдающий или больной человек, получающий медицинское ле­чение", позднее XIV в., от старофранцузского pacient (сущ.), от прилагательного, от латинского patientem.

Определение

- Человек, тщательно обученный симулиро­вать настоящего пациента так точно, что данная симуляция незаметна для опыт­ного врача. При выполнении симуляции СП представляет собой целостный образ симулируемого пациента и воспроизводит не только анамнез, но и мимику и жесты, физические показатели, а также эмоцио­нальные и личностные характеристики (Barrows, 1987). В США и Канаде данный термин часто используется как синоним стандартизированного пациента, но в других странах симулированный пациент считается более широким понятием по сравнению со стандартизированным, поскольку сценарий симулированного пациента может предус­матривать изменения в роли с целью удов­летворения нужд учащихся.

- Человек, обученный изображать настоящего пациента для симуляции набора симптомов или проблем для нужд образования, оценива­ния и исследований в здравоохранении (SSH).

- СП могут использоваться для обучения и оценки учащихся, в частности их умения собирать анамнез/консультировать, прово­дить физикальное обследование, а также других клинических навыков в симулиро­ванной клинической среде (ASPE). СП также могут использоваться для предоставле­ния обратной связи и оценки успеваемости уча­щихся (ASPE).

См. также: актер, соучастник, внедренный участ­ник, исполнитель роли, симулированное лицо, стандартизированный пациент.

Симулятор (Simulator \sim-yuh-ley-ter\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Обстановка, устройство, компьютерная про­грамма или система, осуществляющие симу­ляцию (Hancock et al., 2008).

- Объект или представление, используемые во время тренировки или оценки, которые ведут себя или функционируют как заданная система и отвечают на действия пользовате­ля (SSH).

- Устройство, которое воспроизводит суще­ственные признаки ситуации в задании. В целом симулятор имеет 3 элемента: смоде­лированный процесс, который представляет, имитирует или как-либо иначе симулирует систему реального мира, систему контро­ля и интерфейс "человек-машина", харак­терный для способов ввода, имеющихся в соответствующей реальной системе (Министерство обороны Австралии); при­мерами являются манекены и специализи­рованные тренажеры.

См. также: компьютерная симуляция, манекен, серьезные игры, экранная симуляция, симулиро­ванный пациент, стандартизированный пациент, тренажер, виртуальная реальность.

Симуляционная деятельность (Simulation Activity sim-yuh-ley-shuh n\ak-tiv-i-tee\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Полный набор действий и событий от нача­ла до завершения индивидуальной симуля­ции; в условиях обучения началом обыч­но считают инструктаж/предварительный инструктаж, а концом - итоговое обсужде­ние (дебрифинг).

- Все элементы в сеансе симуляции, включая ее схему и необходимую организацию.

См. также: опыт на основе симуляции.

Симуляционный опыт (Simulated-Based Learning Experience \sim-yuh-leyt-id\bast\ lur-ning\ik-speer-ee-uh ns\) сущ.

Этим. симулированный (simulated) (прил.) 1620-е гг., "инсценированный", причастие прошедшего времени от simulate (гл.). В значении "имитация для проведения эксперимента или тренировки" с 1966 г.; коммерческий жаргон, использование в значении "искусственный, имитация" к 1942 г. Этим. обучение (learning) (сущ.) Староанглийское leornung - обучение, учеба, от leornian. Использова­ние в составе фразы "кривая обучения" подтверж­дено с 1907 г.

Этим. испытывать, переживать (experience) (гл.) 1530-е, "испытывать, пробовать, изучать методом практических проб или испытаний" (сущ.). В зна­чении "почувствовать, испытать" впервые зафик­сировано в 1580-х гг. Связанное: опытный; жизнен­ный опыт; испытание.

Этим. опыт (experience) (сущ.) позднее XIV в., "на­блюдение как источник знаний; фактическое наблю­дение; явление, повлиявшее на кого-либо", от старофранцузского esperience - эксперимент, проверка, опыт (XIII в.), от латинского experientia - исследова­ние, проверка, эксперимент; знание, полученное в ходе многократных исследований. В значении "со­стояние человека, выполнившего что-либо и ставше­го умелым в этом" с позднего XV в.

Определение

- Массив структурированных видов деятель­ности, представляющих фактические или возможные ситуации в образовании и на практике.

Данные виды деятельности позволяют участникам приобрести или усовершенствовать знания, навы­ки и подходы, или проанализировать и ответить на реалистичные ситуации в симулированной среде (Pilcher, Goodall, Jensen, Huwe, Jewell, Reynolds, Karlson, 2012).

См. также: клинический сценарий, симуляция.

Симуляция "точно в срок" (Just in Time Simulation \jast\'in\tim\sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - имитировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Методика тренировки, проводимой непо­средственно перед потенциальным медицин­ским вмешательством (Palaganas, Maxworthy, Epps, Mancini, 2015). Тренировка, прово­димая "точно ко времени", "рядом с местом проведеня потенциального медицинского вмешательства" (Palaganas, Maxworthy, Epps, Mancini, 2015).

- Подход в образовании, удовлетворяющий потребности учащегося во время или непо­средственно перед тем, как это требуется для максимизации результатов обучения (Barnes, 1998).

- Метод снижения затрат, заимствованный из японской автомобилестроительной про­мышленности, в которой он существовал как стратегия, направленная на сокращение времени производственного цикла и регули­рования (Ohno, 1978).

Симуляция (Simulation \sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Технология, обеспечивающая создание ситуации или среды, которые позволяют учащемуся познакомиться с моделью реаль­ного явления с целью отработки навыков, обучения, оценки, тестирования или дости­жения понимания систем или человеческих действий.

- Образовательная технология, которая заме­щает или усиливает реальный опыт с помо­щью управляемых занятий, которые вызы­вают или воссоздают существенные аспекты реального мира в полностью интерактивном режиме (Gaba Future Vision Qual Saf Health Care, 2004).

- Педагогический подход, который заключа­ется в использовании одной или нескольких типологий для стимуляции, улучшения или подтверждения развития участника от уров­ня новичка до эксперта (INACSL, 2013).

- Использование симуляторов в обучении и/или оценке (SSH).

- Методика реализации модели во времени.

Симуляция виртуальной реальности (Virtual Reality Simulation \'var-che-wel\mre-'a-le-te\ sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. виртуальный (virtual) (прил.) В значении "быть чем-либо в принципе или фак­тически, хотя и не на самом деле" с середины XV в., предположительно через значение "способный обеспечить определенный эффект" (раннее XV в.). В компьютерном значении "не существующий фи­зически, а представленный с помощью програм­мы" использование подтверждено с 1959 г. Этим. реальность (reality) (сущ.) 1540-е гг., "суще­ствование в реальности", от французского realite и непосредственно от средневекового латинского realitatem (им. п. realitas), от позднелатинского realis. В значении "реальное существование, все, что реально" с 1640-х гг., в значении "состояние реально­сти (чего-либо)" с 1680-х гг. Иногда XVII-XVIII вв., также в значении "искренности". В составе фразы "на основе реальных событий" с 1960 г.

Определение

- Симуляции, в которых для воссоздания ситуаций реального мира и/или медицин­ских процедур используются разнообраз­ные обеспечивающие эффект присутствия, очень наглядные, трехмерные характери­стики; симуляции виртуальной реальности отличаются от компьютерной симуляции тем, что обычно включают физический или другие типы интерфейсов, такие как компьютерная клавиатура, мышь, средства распознавания речи и голоса, датчики дви­жения и устройства передачи тактильных ощущений (ASSH).

Симуляция в здравоохранении (Healthcare Simulation \helth\ker\sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Технология, обеспечивающая создание ситуации или среды, которые позволяют учащемуся познакомиться с моделью реального медицинского явления с целью отра­ботки навыков, обучения, оценки, тестиро­вания или достижения понимания систем или человеческих действий (SSH).

- Использование симуляции применительно к тренировке, оценке, исследованию или интеграция систем для повышения безопас­ности пациентов (SSH).

См. также: симуляция.

Симуляция методом Монте-Карло (Monte Carlo Simulation \man-te- 'kar-(,) lo\sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. Ложный вывод Монте-Карло 1957 г., по на­званию гостиничного комплекса в Монако, из­вестного своими казино. Ложный вывод о том, что вероятность определенного исхода повышается после серии последовательных противоположных исходов.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Симуляция, при которой используются методы случайной статистической выборки, таким образом, что результат определяет оценки для неизвестных значений (M&S Glossary).

- Математическая модель с использовани­ем распределений вероятностей случайной величины, используемая для расчета воз­можных исходов заданного выбора дей­ствий. Такая симуляция включает большое количество расчетов и перерасчетов, про­водимых для определения диапазона воз­можных исходов.

Симуляция с высокой достоверностью (High-Fidelity Simulation) \hi \fa- 'de-la-te\ sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. достоверность (fidelity) (сущ.) раннее XV в., "верность, приверженность", от среднефранцузского fidelite (XV ст.), латинскогоfidelitatem (им. п. fidelitas) - верность, приверженность, лояльность, от fidelis - верный, истинный, заслуживающий до­верия, искренний, от fides - доверие. С 1530-х гг. как "строгая приверженность правде или реаль­ности", в частности касательно воспроизведения звука с 1878 г.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- В симуляции в здравоохранении понятие высокой достоверности используют при­менительно к симуляциям, являющимся чрезвычайно реалистичными и обеспечива­ющим учащемуся высокий уровень интреактивности и реализма (INACSL, 2013); может применяться к любому режиму или методу симуляции; например: человеку, манекену, тренажеру или виртуальной реальности.

См. также: точность воспроизведения внешних условий, достоверность, реализм.

Симуляция с использованием манекена (Manikin-based Simulation \ma-ni-kan\bast\ sim-yuh-ley- shuh n\) сущ.

Этим. манекен (manikin) 1560-е гг., "сочлененная фигура, используемая актерами", от голландского manneken, дословно "маленький человек", умень­шительная форма от среднеголландского man (че­ловек).

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Применение для имитации пациента манеке­нов с использованием звуков работы сердца и легких, пальпируемого пульса, голосового взаимодействия, движений (например, при­падки, моргание), кровотечения или других возможных симптомов, контролируемых специалистом по симуляции с помощью ком­пьютеров и программного обеспечения.

- Правдоподобные аспекты деятельности человека и ситуаций, генерируемые с помо­щью манекена.

Симуляция с участием стандартизирован­ного пациента (Standardized Patient Simula­tion \stan-dar- ,dlz-d\pa-shant\sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Примечание: термин "стандартизированный паци­ент" часто используется как синоним термина "си­мулированный пациент".

Этим. стандарт (standard) (сущ.) "надежный или признанный экземпляр качества или правильности" (позднее XV в.). В значении "правило, подход или средство оценки" встречается с 1560-х гг. Исполь­зование в значении "определенный уровень" под­тверждено с 1711 г. (как в "стандарте жизни", 1903). Этим. пациент (patient) (сущ.) "страдающий или больной человек, получающий медицинское лече­ние", позднее XIV в.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Симуляция с использованием человека или людей, обученных изображать сценарий с пациентом или настоящих пациентов в медицинском образовании (SSH).

- Форма, используемая для тренировки, обу­чения, оценки или достижения понимания систем или человеческих действий, в кото­рой центральную роль играют стандартизи­рованные (или симулированные) пациенты.

Синтетические технологии обучения (Synthetic Learning Technologies \ sin- 'the-tik\ 'larn-ing\ tek- 'na-la-je-z\) сущ.

Этим. искусственный (synthetic) (прил.) 1690-е гг., как термин в логике, "дедуктивный", от француз­ского synthetique (XVII в.) и непосредственно от современного латинского syntheticus, от греческого synthetikos - опытный в соединении, созидатель­ный, от synthetos - собранный, сконструирован­ный, сложный, причастие прошедшего времени от syntithenai - соединять (см. synthesis[ситез]). Свя­занное: синтетический (1620-е гг. в логике).

Этим. обучение (learning) (сущ.) Староанглийское leornung - обучение, учеба, от leornian.

Этим. техно (techno) словообразущий элемент, означающий "искусство, ремесло, навык", позже "технический, технологию", от латинизированной формы греческого tekhno- - компонент сложного слова tekhne - искусство, навык, мастерство в ра­боте; метод, система, искусство, система или метод создания или выполнения.

Определение

- Технологии, используемые в искусственной или симулированной обучающей среде, в том числе манекены, компьютерная виртуальная реальность, гаптика, актеры, симулирован­ные пациенты, специализированные трена­жеры, гибридные, видеотехнологии (ASSH).

Ситуативное обучение (Situated Learning \ sich-oo-ey-tid\lur-ning\) сущ.

Этим.располагать (situate) (гл.) раннее XV в., "пе­реводить в определенный режим или состояние", от средневекового латинского situatus, причастия прошедшего времени от situare - помещать, рас­полагать, от латинского situs - место, позиция (см. si'te\[место]). Связанное: расположенный; распола­гающий, ситуация (сущ.).

Этим. обучение (learning) (сущ.) Староанглийское leornung - обучение, учеба, от leornian (см. learn\ [учиться]). Использование в составе фразы "кри­вая обучения" подтверждено с 1907 г.

Определение

- Теория, которая утверждает, что обучение происходит в рамках аутентичной деятель­ности, контекста и культуры. Социальное взаимодействие и сотрудничество рассма­триваются как существенные компоненты (Lave, Wenger, 2008), в отличие от обучения в классе, которое является абстрактным и не связано с контекстом.

Ситуационная осведомленность (Situ -ational Awareness \sich-oo-ey-shuh n-ul\a-'wer-nis\) сущ.

Этим.располагать (situate) (гл.) раннее XV в., "пе­реводить в определенный режим или состояние", от средневекового латинского situatus, причастия прошедшего времени от situare - помещать, рас­полагать, от латинского situs - место, позиция (см. si'te\[место]). Связанное: расположенный; распола­гающий, ситуация (сущ.).

Этим. осведомленность (awareness ) (сущ.) 1828 г., от aware - осведомленный, сознательный) + -ness. Староанглийское gewer - осторожный, осмотри­тельный.

Определение

- Ситуационная осведомленность (СО) - вос­приятие элементов окружающей среды во времени и пространстве и восприятие их зна­чения; включает осознание того, что проис­ходит вокруг, позволяющее человеку понять, как информация, явления и его собственные действия влияют на исходы и цели.

- Область науки, посвященная пониманию факторов окружающей среды, имеющих кри­тическое значение для лиц, принимающих решения, в сложных, динамически изменя­ющихся областях; ситуационная осведомлен­ность характеризует степень соответствия чьего-либо восприятия ситуации реальности.

- Осведомленность об усталости и уровне стресса у членов команды (и у самого себя), угроз безопасности со стороны окружаю­щей среды, непосредственных задач, обме­на информацией и ухудшающегося состо­яния критической ситуации или пациента. Термин наиболее часто используется в кон­тексте обучения использованию ресурсов в условиях критической ситуации (Hancock et al., 2008).

Для сравнения: совместная когнитивная модель. В отличие от: ошибка фиксации.

Скрипт (Script \skript\) сущ.

Этим. (сущ.) позднее XIV в., "нечто написанное". Использование в значении "рукопись" зафиксирова­но с 1860 г. Театральное использование, сокращенно от manuscript - рукопись, подтверждается с 1884 г.

Определение

- Написанный план симуляции, который включает различные наборы тем, подтем, навыков и пусковых сигналов, создающих ситуацию, которая должна вызвать у участ­ников желаемые внешнее поведение.

- Предопределенный ряд действий, основан­ный на времени и последовательности кон­кретных событий.

- Написанный набор инструкций, являющий­ся подробным планом действий в вариан­те симуляции; по аналогии с театральной пьесой.

- Слова, произносимые операторами, вне­дренными актерами или симулированными пациентами во время симуляции.

См. также: клинический сценарий, сценарий.

Смешанная реальность (Mixed Reality Human \mikst\re-'a-la-te\hyu-man\) сущ.

Этим. реальность (reality) (сущ.) 1540-е гг., "суще­ствование в реальности", от французского realite и непосредственно от средневекового латинско­го realitatem (им. п. realitas), от позднелатинского realis. В значении "реальное существование, все, что реально" с 1640-х гг., в значении "состояние реальности (чего-либо)" с 1680-х гг.

Определение

- Использование технологий, таких как видео, дополненной или виртуальной реаль­ности в сочетании с физическим манеке­ном для симуляции человеческого организма (Costanza E., Kunz A., Fjeld M., 2009), например, в групповом тренинге исполь­зование телевизионных дисплеев в пор­третном режиме с интерактивным видео в качестве замены настоящему члену команды (Palaganas, Maxworthy, Epps, Mancini, 2015).

Смешанная симуляция (симуляция смешан­ными методами) (Mixed Simulation \[Mixed Methods Simulation] \mikst\sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г. Этим. метод (method) (сущ.) раннее XV в., "ре­гулярное систематическое лечение болезни", от латинского methodus - способ обучения или дей­ствий, от греческого methodos - научный поиск, метод поиска, исследование, в оригинальном зна­чении "преследование, следование за". В значении "способ выполнения чего-либо" с 1580-х гг., "упо­рядоченность, регулярность" с 1610-х гг.

Определение

- Использование широкого спектра разноо­бразных способов симуляции; в отличие от гибридной симуляции, которая подразуме­вает совместное использование одного типа симуляции для усиления эффекта другого типа, данное понятие используется для обо­значения использования нескольких типов симуляции в одном и том же сценарии или месте. Например, симулированный пациент (СП) и манекен используются в сценарии или тренажере в паре с СП для венопункции и т.д. (SSH).

См. также: мультимодальная симуляция.

Для сравнения: гибридная симуляция.

Событие (Event \i-'vent\) сущ.

Этим. 1570-е гг., "следствие чего-либо" (как "в том случае, если"); 1580-е гг., "то, что происходит"; от среднефранцузского event, латинского eventus -слу­чай, происшествие, событие, фортуна, судьба, доля, истечение, от причастия прошедшего времени от evenire - выходить, случаться, иметь результатом, от ассимилированной формы ex- вы-/ис- и .д. + venire - приходить. В значении "соревнование или единичный процесс в публичном спортивном со­бытии" с 1865 г. Использование термина события в значении "ход событий" подтверждено с 1842 г.

Определение

- Явления, которые вызывают отклоне­ния или изменения в состоянии системы (Sokolowski, Banks, 2009); в симуляции дан­ный термин распространен в контексте про­граммирования манекенов и часто относит­ся к действиям учащихся.

- Событие описывается временем возник­новения, и могут быть составлены списки событий, запускающих изменения в симу­ляции.

См. также: состояние/состояния.

Совместная когнитивная модель (Shared Mental Model \shaird\men-tl]\mod-l]\) сущ.

Этим. доля/делить (share) (сущ./гл.) 1580-е гг., "распределять по долям; делить с другими; наслаж­даться или переносить (что-либо) вместе с други­ми", от share - делить. Использование в значении "делить что-либо свое и отдавать часть другим" от­мечено с 1590-х гг. Связанное: совместный, распре­деленный, участник, разделение Этим. мысленный (mental) (прил.) раннее XV в., "относящийся к уму", от среднефранцузского mental, от позднелатинского mentalis - ума, от ла­тинского mens (р. п. mentis) - ум; слова общего происхождения: санскритское matih - мысль, ум; староанглийское gemynd - память, воспоминание. Этим. модель. В значении "имитируемый предмет или человек" с 1630-х гг.

Определение

- Способ обозначения того, что каждый участник симуляции имеет общее с другими понимание цели и процесса симуляции и ролей участников.

- Система знаний о взаимосвязях между зада­нием, которое решает команда, и тем, как будут взаимодействовать члены команды, например, облегчающая способность коман­ды прогнозировать то, что члены команды будут делать, столкнувшись с задачей, и что им потребуется сделать.

- Модель, в которой восприятие ситуации, возникшее у отдельного члена команды, используется совместно, что позволяет команде размышлять над информацией и пересматривать свою ситуативную осве­домленность и собственную когнитивную модель на основании новых сведений; передача информации может происходить посредством озвучивания наблюдений, сообщения о новой информации, с использованием структурированного перерыва для сообщения новых данных и размышления вслух и нацелена на то, чтобы позволить дру­гим членам команды оценить и установить связь между оценками, связями и планами. Совместные когнитивные модели облегча­ют сотрудничество и имеют критическое значение в случаях, когда общение команды затруднено (вследствие ограниченности вре­мени и пр.).

Для сравнения: ситуационная осведомленность.

Сопровождение (Cueing \'kyu-ln) гл.

Этим. намек (cue) (сущ.) "режиссирование", 1550-е гг., от символа Q, который использовался в XVI, XVII в. в театральных пьесах для обозначения мо­мента выхода актеров, предположительно в каче­стве сокращения латинского quando - когда или сходного латинского наречия.

Определение

- Предоставление участникам во время симу­ляции информации, помогающей пройти сценарий для достижения поставленных целей (из NLN-SIRC, 2013, с изменениями).

- сущ. Информация, предоставляемая учаще­муся для достижения задач обучения (поня­тийные сигналы), или помочь ему интерпре­тировать или уточнить симулируемую реаль­ность (сигналы для дополнения реальности). Понятийные сигналы помогают учащемуся достичь образовательных целей и предо­ставляются с помощью программируемого оборудования, окружения или ответов от симулированного пациента или исполни­теля роли. Намеки для дополнения реаль­ности помогают учащемуся интерпретиро­вать или уточнить симулируемую реальность посредством информации, предоставляемой во время симуляции (из Paige, Morin, 2013, с изменениями).

Состояние/состояния (State/states \stat\) сущ.

Этим. Использование в значении "физическое состояние в отношении формы или структуры" подтверждено с позднего XIII в. Использование в значении "умственного или эмоционального со­стояния" подтверждено с 1530-х гг. (фразу "состоя­ние ума" относят к 1749 г.).

Определение

- Термин, используемый в программировании манекенов; переменные, характеризующие состояние системы, могут включать основные показатели жизнедеятельности, показания монитора, звуки, издаваемые организмом, и вербализацию, осуществляемую симулятором.

- [мн. ч.] Последовательность явлений, изменя­ющихся со временем (Sokolowski, Banks, 2009).

Для сравнения: явление.

*Соучастник (Confederate) \ken-'fe-d(e-)ret\ сущ.

Этим. позднее XIV в., от позднелатинского confoederatus - объединенный, причастие прошед­шего времени от confoederare - образовывать союз, от com- - с, вместе.

Определение

- Лицо(а), которое(ые) во время реализации клинического сценария помогает находить оборудование и/или устранять возможные проблемы при работе с ним.

Данное(ые) лицо(а) могут помогать участникам, выступая в качестве потенциального помощника (help available), например как дежурная медсестра, и/или предоставляя информацию о манекене, не­доступную другими способами: данные о темпе­ратуре, изменении цвета, и/или обеспечивать до­полнительный реализм, играя роль родственника пациента или члена персонала (ASSH).

- Лицо, отличное от пациента, предусмотрен­ное в сценарии симуляции для обеспече­ния реализма, постановки перед учащимся дополнительных задач или предоставления ему дополнительной информации, например, сотрудник службы скорой помощи, сотруд­ник приемного отделения, член семьи, лабо­рант (Victorian Simulated Patient Network).

См. также: актер, внедренный участник, симули­рованный пациент, симулированное лицо, стан­дартизированный пациент.

*Термин, который был определен как потенциально противоречивый.

Специалист по симуляции (Simulationist \ sim-yuh-ley-shuh n- ist\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Человек, участвующий в разработке, реа­лизации и/или доставке услуг симуляции; например, преподаватели, технологи, спе­циалисты по выполнению, техники (SSH).

- Специалист по моделированию и симуля­ции (Tucker).

- Человек, "участвующий на условиях пол­ной или частичной занятости в моделиро­вании или симуляции", например, разра­батывающий модели для использования в целях симуляции, проводящий исследова­ния в области симуляции, занимающий­ся разработкой программного обеспечения для симуляции, руководящий проектами по симуляции, занимающийся рекламой и/ или продажей симуляционных продуктов и/или услуг, осуществляющий поддержку симуляционных продуктов и/или услуг, продвигающий использование решений на основе симуляции применительно к важным проблемам, развивающий технологии симу­ляции и развивающий методологию и/или теорию симуляции (Oren, 2000).

Для сравнения: дебрифер, координатор.

Спусковой(ые) сигнал(ы) (Trigger(s) \'tri-gar\) сущ.

Этим. спусковой сигнал (trigger) (сущ.) - устрой­ство, с помощью которого высвобождается упор или пружина и механизм приводится в действие.

Определение

- Событие или события, которые переводят симуляцию из одного состояния в другое.

Среда виртуальной реальности (Virtual Reality Environment 'var-che-wel\re-'a-le-te\ in-'vi-re(n)-mant\) сущ.

Этим. виртуальный (virtual) (прил.) В значении "быть чем-либо в принципе или фактически, хотя и не на самом деле" с середины XV в., предполо­жительно через значение "способный обеспечить определенный эффект" (раннее XV в.). В компью­терном значении "не существующий физически, а представленный с помощью программы" исполь­зование подтверждено с 1959 г. Этим. реальность (reality) (сущ.) 1540-е гг., "суще­ствование в реальности", от французского realite и непосредственно от средневекового латинско­го realitatem (им. п. realitas), от позднелатинского realis. В значении "реальное существование, все, что реально" с 1640-х гг., в значении "состояние реальности (чего-либо)" с 1680-х гг. Иногда XVII- XVIII вв., также в значении "искренности". В со­ставе фразы "на основе реальных событий" с 1960 г.

Определение

- Широкий круг компьютерных приложений, обычно ассоциируемых с обеспечивающи­ми эффект присутствия, очень наглядны­ми, трехмерными характеристиками, кото­рые позволяют участнику рассматривать и перемещаться в кажущемся реальном или функционирующем по реальным физиче­ским законам мире. Определение обычно дают исходя из типа используемой техноло­гии, такой как использование наголовного дисплея, стереоскопических возможностей, средств ввода и количества стимулируемых сенсорных систем (ASSH).

Среда симуляции/Обучающая среда си­муляции/Искусственная обучающая среда (Simulation Environment/Simulation Learning Environment/Synthetic Learning Environment \ [SLE] \sim-yuh-ley-shuh n\ lur-ning\en-vahy-ruh n-muh nt\ sin-'the-tik\'larn-ing\in-'vi-re(n)-mant\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г. Этим. искусственный (synthetic) (прил.) 1690-е гг., как термин в логике, "дедуктивный", от француз­ского synthetique (XVII в.) и непосредственно от современного латинского syntheticus, от греческого synthetikos - опытный в соединении, созидатель­ный, от synthetos - собранный, сконструирован­ный, сложный, причастие прошедшего времени от syntithenai - соединять (см. synthesis[синтез]). Свя­занное: синтетический (1620-е гг. в логике). Этим. обучение (learning) (сущ.) Староанглийское leornung - обучение, учеба, от leornian. Этим. окружающая среда (environment ) (сущ.) 1887 г., "окружение, окружающая обстановка". В экологическом значении к 1967 г.

Определение

- Физические условия, в которых может про­исходить симуляционная активность, вклю­чая людей и оборудование, которые образу­ют часть симуляции.

- Место, в котором происходит обучение с использованием симуляции, и в котором под руководством координатора создается без­опасная атмосфера, способствующая тому, чтобы участники делились и обсуждали свой опыт без отрицательных последствий.

- Контекст обучения, состоящий из контро­лируемого и защищенного представления ситуаций реального мира и набора обра­зовательных методов и процедур, в кото­ром учащиеся одновременно чувствуют себя столкнувшимися с проблемой и находятся в психологической безопасности для того, чтобы тренироваться и размышлять о соб­ственной результативности (Rudolph et al.).

- Создаваемая координатором атмосфера, способствующая тому, чтобы участники делились и обсуждали свой опыт без опасе­ний осуждения или наказания.

- Обстановка, окружающая среда или усло­вия, которые воспроизводят компоненты или аспекты реального мира для обучения или связанной деятельности и/или исследо­вания (ASSH).

См. также: психологическая безопасность.

Стандарт симуляции (Simulation Standard \ sim-yuh-ley-shuh n\stan-derd\) сущ.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Минимальные требования к достоверности, правильности симуляции, промежуточной или итоговой оценке или любым другим эле­ментам, связанным с симуляционной актив­ностью или программой (SSH).

Для сравнения: руководство по симуляции

Стандартизированный пациент (СП) (Standardized Patient \[SP]\ stan-der- ,diz-d\ pa-shent\) сущ.

Примечание: данный термин часто используется как синоним термина "симулированный пациент". Этим. стандартный (standard) "надежный или признанный экземпляр качества или правильно­сти" (позднее XV в.). В значении "правило, подход или средство оценки" встречается с 1560-х гг. Ис­пользование в значении "определенный уровень" подтверждено с 1711 г. (как в "стандарте жизни", 1903).

Этим. пациент (patient) (сущ.) - страдающий или больной человек, получающий медицинское лече­ние, позднее XIV в.

Определение

- Человек, тщательно обученный симулиро­вать настоящего пациента так точно, что данная симуляция незаметна для опытно­го врача. При выполнении симуляции СП представляет собой целостный образ симу­лируемого пациента и воспроизводит не только анамнез, но и язык мимики и жестов, физические показатели, а также эмоцио­нальные и личностные характеристики (Barrows, 1987).

- Человек, обученный реалистично, стандар­тизировано и воспроизводимо имитировать пациента с определенным патологическим состоянием, когда изображение/представ­ление варьирует только в зависимости от деятельности учащегося; такая строгая стан­дартизация действий в сеансе симуляции отличает стандартизированного пациента от симулированного.

- СП могут использоваться для обучения и оценки учащихся, в частности их умения собирать анамнез/консультировать, прово­дить физикальное обследование, а также других клинических навыков в симули­рованной клинической среде (ASPE). СП также могут использоваться для предостав­ления обратной связи и оценки успеваемо­сти учащихся (ASPE).

- Человек, обученный изображать настоящего пациента для симуляции набора симптомов или проблем для нужд образования, оцени­вания и исследований в здравоохранении (SSH). Термин чаще используется в США и Канаде в значительной мере в связи с участием СП в ответственных оценивани­ях, в которых ответы СП учащемуся были стандартизированы; в последние годы ввиду включения СП в обучающие сценарии дан­ный термин стал взаимозаменяемым с тер­мином симулированный пациент.

См. также: актер, соучастник, внедренный участ­ник, исполнитель роли, симулированный или стандартизированный пациент или участник, си­мулированное лицо.

Стандартизированный/симулированный участник (Standardized/Simulated Parti-cipant\stan-dar- ,cfiz-d\sim-ya- ,lat-id\par-'ti-sa-pant\) сущ.

См. также: симулированный пациент, стандарти­зированный пациент.

Стохастический (Stochastic \sta-'kas-tik\) прил.

Этим. (прил.) 1660-е гг., "относящийся к предпо­ложению", от греческого stokhastikos - способный к угадыванию, высказыванию предположений, от stokhos - догадка, замысел, цель, метка, дослов­но "размеченная палка, установленная в качестве мишени для лучников", в значении "определен­ный случайным образом" с 1934 г., от немецкого stochastik (1917).

Определение

- В отношении процесса, модели или пере­менной, исход, результат или значение кото­рых зависят от случайности (M&S Glossary).

В отличие от: детерминированный.

Сценарий (Scenario \si-nair-ee-oh\) сущ.

Этим. (сущ.) 1868 г., "набросок сюжета пьесы", от итальянского scenario, позднего латинского scenarius - театральных сцен, латинского scena - сцена. В значении "воображаемой ситуации" ис­пользование впервые зарегистрировано в 1960 г. применительно к гипотетическим ядерным войнам.

Определение

- В медицинской симуляции описание симуля­ции, которое включает цели, задачи, пункты для итогового обсуждения, словесное описа­ние клинической симуляции, требования к персоналу, оснащению помещения для симу­ляции, симуляторам, реквизиту, описание управления симулятором и инструкций для симулированного пациент (Alinier, 2011).

- Программы, истории или алгоритмы, соз­данные для инструктирования участников, включая симуляторы (живые или роботизи­рованные) относительно того, как взаимо­действовать с учащимися.

- Описание упражнения (включая исходные условия), событий для симуляции, вклю­чающее подробную информацию для всех участвующих.

- Исходный набор условий и расписание зна­чимых событий, предъявляемых учащимся или системам для достижения целей упраж­нения (M&S Glossary).

См. также: клинический сценарий, скрипт.



Т

Тайный стандартизированный пациент (Incognito Standardized Patient \in-'kag-'ne-\ stan-dar-,cfiZd\pa-sh8nt\) сущ.

Этим. инкогнито (incognito) (прил./нареч.) С 1640-х гг. как прилагательное ("скрытый под вымышлен­ным именем и личностью") и как наречие ("неиз­вестно, со скрытой личностью"), от итальянского incognito - неизвестный, особенно в контексте пу­тешествий, от латинского incognitus - неизвестный, неисследованный.

Этим. стандартный (standard) "надежный или признанный экземпляр качества или правильно­сти" (позднее XV в.). В значении "правило, подход или средство оценки" встречается с 1560-х гг. Ис­пользование в значении "определенный уровень" подтверждено с 1711 г. (как в "стандарте жизни", 1903 г.).

Этим. пациент (patient) (сущ.) "страдающий или больной человек, получающий медицинское лече­ние", позднее XIV в.

Определение

- Человек, который играет роль пациента в реальных медицинских ситуациях, в то время как медицинские работники, участву­ющие в данных ситуациях, не знают о том, что данный человек не является настоящим пациентом (Rethans et al., review Med Educ, 2007).

См. также: необъявленные стандартизированные пациенты, скрытые пациенты, тайный покупатель.

Технические навыки (Technical skills \'tek-ni-kal\'skil\) сущ.

Этим. технический (technical) (прил.) 1610-е гг., "опытный в определенном виде искусства или во­просе", термин образовался в английском языке от technic - техничный + -al (1), или частично от греческого tekhnikos - искусства; систематический, применительно к лицам, искусным, артистичным, от tekhne - искусство, навык, ремесло. Впослед­ствии значение сузилось до "имеющий отношение к техническим ремеслам" (1727). Этим. навык (skill) (сущ.) позднее XII в., "сила проницательности", от древнескандинавского skil - различение, способность различать, проницательность, корректировка, связанное с skilja (гл.) - разделять, различать, понимать, от протонемецкого *skaljo - делить, разделять (слова общего происхождения: шведское skal - причина, датское skjel - разделение, граница, предел, средне-ниж­ненемецкое schillen - различать, средне-ниж­ненемецкое, среднедатское schele - разделение, дискриминация. В значении "способности, искус­ности" впервые зафиксировано в раннем XIII в.

Определение

- Навык, требующийся для выполнения опре­деленного задания.

- В здравоохранении знания, навык и способ­ность выполнить определенное медицин­ское задание; например, введение грудного катетера или физикальное обследование.

Технологически насыщенная симуляция (Technology Enhanced Healthcare Simulation (включает высоко- и низкотехнологичную симуляцию в здравоохранении) \tek-'na-la-je\in-'han(t)s\'helth\'ker\sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. техно (techno) словообразущий элемент, означающий "искусство, ремесло, навык", позже "технический, технологию", от латинизированной формы греческого tekhno-, компонент сложного слова tekhne - искусство, навык, мастерство в ра­боте; метод, система, искусство, система или метод создания или выполнения.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Группа материалов и устройств, созданная или адаптированная для тренировки работни­ков здравоохранения в симулированной среде. Примерами являются такие разнородные про­дукты, как компьютерные симуляторы вир­туальной реальности, высокодостоверные и статичные манекены, пластиковые модели, живые животные, неактивные животные про­дукты и человеческие трупы (Cook et al.).

- Образовательный инструмент или устрой­ство, с которым физически взаимодейству­ет учащийся, используемое для имитации определенного аспекта лечебной работы для обучения или оценки.

Типология (Typology \ti-'pa-le-je\) сущ.

Этим. типология (typology) (сущ.) - учение о сим­волах, 1845 г., от греческого typos. Связанное: типо­логический, типологически.

Определение

- Классификация различных образователь­ных методов или оборудования, например, 3-мерные модели, компьютерное программ­ное обеспечение, стандартизированные пациенты, специализированные тренажеры или высокодостоверные симуляторы паци­ента (INACSL, 2013).

См. также: модальность, симулированные/искус­ственные методы обучения.

Тренажер/специализированный тренажер (Task Trainer/Part-Task Trainer/Partial Task Trainer \tahsk\trey-ner\) сущ.

Этим. задание (task) (сущ.) раннее XIV в., "объем работы, вмененный в обязанность", от старосеверофранцузского tasque (XII в., старофранцузское tasche, современное французское tache). В общем значении "любая часть работы, которую следует выполнить" использовано впервые зарегистриро­вано в 1590-х гг.

Этим. тренер (trainer) (сущ.) прибл. 1600 г., "тот, кто обучает или инструктирует", отглагольное существительное от train - учить, тренировать (гл.). В значении "тот, кто подготавливает к достижениям, требующим физической подготовки" с 1823 г., ис­ходно применительно к тренерам лошадей.

Определение

- Устройство, предназначенное для отработ­ки только основных элементов осваиваемой процедуры или навыка, таким как люмбаль-ная пункция, введение грудного катетера, установка центрального катетера, или часть общей системы, например, симулятор ЭКГ (Center for Immersive and Simulation Based Learning\[CISL] & Levine et al.).

- Модель, представляющая часть или участок тела человека, например руку или живот. Такие устройства могут иметь механиче­ский или электронный интерфейс для обу­чения и предоставления обратной связи при отработке практических навыков, таких как введение иглы в вену, ультразвуковое ска­нирование, наложение швов и др. В целом используется для выработки процедурных навыков, но также может применяться в сочетании с другими образовательными технологиями для создания интегрированных клинических ситуаций (ASSH).

См. также: процедурная симуляция, симулятор.



У

Участник (Participant \pahr-tis-uh-puh nt\) сущ.

Этим. 1560-е гг., от среднефранцузского participant, от латинского participantem (им. п. participans), при­частие настоящего времени от participare - прини­мать участие в, воспользоваться от particeps - со­вместное использование, участие.

Определение

- В медицинской симуляции человек, уча­ствующий в симуляции с целью приобрете­ния или демонстрации знаний, навыков и/ или установок, относящихся к профессио­нальной деятельности (INACSL, 2013).

- Человек, участвующий в симуляционной деятельности или занятии с целью участия в исследовании симуляционной технологии.



Ф

Фасилитатор (координатор симуляции) (Facilitator \[Simulation Facilitator] \fa-'si-la- ,ta-ter\) сущ.

Этим. 1806 г., отглагольное существительное в ла­тинской форме от facilitate.

Определение

- Лицо, участвующее в реализации симуляционных занятий. Например, преподаватели, педагоги и т.д.

- Лицо, помогающее достичь результата (такого как обучение, продуктивность или обмен информацией) посредством оказания прямой или незаметной помощи, руковод­ства или надзора, например: Координатор итогового обсуждения обеспечивал его гладкое проведение.

Для сравнения: дебрифер, специалист по симуляции.

Физиологическое моделирование (Physiologic Modeling \fiz-ee-uh-loj-i-k\mod-l-ing\) сущ.

Этим. физиология (physiology) (сущ.) 1560-е гг., "ис­следование и описание природных объектов", от среднефранцузского physiologie или непосредствен­но от латинского physiologia - естествознание, нау­ка о природе, от греческого physiologia - естествоз­нание, исследование природы, от physio- - природа + logia - учение. В значении "наука о нормальном функционировании живых объектов" доказано используется с 1610-х гг. Связанное: физиологиче­ский, физиолог.

Этим модель (model) В значении "имитируемый предмет или человек" с 1630-х гг.

Определение

- Математические компьютерные модели, обеспечивающие сложную физиологию человеческого организма в симулируемом клиническом случае таким образом, что на события, вводимые в программу, автома­тически формируются корректные ответы; например, фармакодинамическая модель может прогнозировать эффекты препаратов в отношении частоты сердечных сокраще­ний, сердечного выброса или артериального давления и отображать их на симулируемом клиническом мониторе (Howard Schwid, Rosen K. (2013); in: Levine et al.; гл. 2 и 14).

- Компьютерная модель, предусматривающая возможность работы, при которой оператор вводит значение того или иного параметра, и оно автоматически корректирует другие переменные физиологически реалистич­ным образом (Palaganas, Maxworthy, Epps, Mancini, 2015).

Для сравнения: ручной ввод, заранее подготовлен­ный сценарий, выполнение на лету.

Физическая достоверность (Physical Fidelity\'fi-zi-kal\ fa- 'de-la-te, fi-\) сущ.

Этим. физический (physical) раннее XV в. "относя­щийся или связанный с материальной природой" (в медицине, в отличие от хирургического), от средневекового латинского physicalis - природ­ный, натуральный, от латинского physica - наука о природе (см. физический \[physic]). В значении "относящийся к матери" с 1590-х гг.; использова­ние в значении "имеющий отношение к телу, теле­сный" относят к 1780 г. Использование в значении "характеризующийся телесными свойствами или деятельностью" доказано с 1970 г. Термин физи­ческое воспитание (Physical education) впервые за­регистрирован в 1838 г.; сокращенная форма phys ed - в 1955 г. Термин физиотерапия используется с 1922 г. Связанное: физически. Этим. достоверность (fidelity) (сущ.) раннее XV в., "верность, приверженность", от среднефранцуз-ского fidelite (XV в.), латинского fidelitatem (им. п. fidelitas) - верность, приверженность, лояльность, от fidelis - верный, истинный, заслуживающий до­верия, искренний, от fides - доверие (см. доверие). С 1530-х гг. как "строгая приверженность правде или реальности", в частности касательно воспро­изведения звука с 1878 г.

Определение

- Степень реализма, связанная с конкретной симуляционной деятельностью.

- Мера того, насколько симуляция выглядит, звучит и ощущается как настоящее задание (Alexander, Brunyo, Sidman, Weil, 2005).

См. также: точность воспроизведения внешних условий, достоверность, реализм.

Функциональная достоверность (Functional Fidelity \'fen(k)-shnal, -she-nel\fe-,de-la-te\) сущ.

Этим. функциональный (functional) (прил.) 1630-е гг., "относящийся к должности или службе", от function - (функция) (сущ.) + -al (1), от средневеко­вого латинского functionalis. В значении "практич­ный" известно к 1864 г. Связанное: функционально, функциональность.

Этим. достоверность (fidelity) (сущ.) раннее XV в., "верность, приверженность", от среднефранцузского fidelite (XV в.), латинского fidelitatem (им. п. fidelitas) - верность, приверженность, лояльность, от fidelis - верный, истинный, заслуживающий доверия, искренний, от fides - доверие (см. доверие). С 1530-х гг. как "строгая приверженность правде или реальности".

Определение

- Степень реагирования оборудования, используемого в симуляции, на действия участника; напр., статичный аппарат искус­ственной вентиляции легких будет обладать низкой функциональной достоверностью по сравнению с работающим аппаратом искус­ственной вентиляции легких в симуляции, предусматривающей использование сигна­лов тревоги при вентиляции легких.

См. также: достоверность, симулятор с высокой достовернстью, реализм.



Х

Хептический (хептика) (Haptic \[Hap-tics]\'hap-tik\) прил.

Этим. (прил.) "относящийся к чувству осязания", 1890 г., от греческого haptikos - способный контак­тировать с, от haptein - связывать.

Определение

- В медицинской симуляции относится к устройствам, которые обеспечивают пользователю тактильную обратную связь. Тактильная обратная связь может исполь­зоваться для симуляции прикосновения, пальпации органа или части тела, а также рассечения, разрыва или натяжения ткани.

- Устройства, улавливающие и фиксирующие "прикосновение" практиканта по показа­телям местоположения и глубины давле­ния в конкретных анатомических областях (McGaghie et al., 2010; Jackson et al.).



Ч

Человеческие факторы (Human Factors \ hyfl-man\fak-tarz\) сущ.

Этим. фактор (factor) (сущ.) Использование в значении "обстоятельств, даю­щих результат" подтверждено с 1816 г., в матема­тическом контексте.

Определение

- Дисциплина или наука, изучающая взаимо­действие между человеком и системами и технологией; включает, в частности, принципы и приложения в области инженерной пси­хологии, отбора персонала, обучения, обе­спечения жизнедеятельности, обеспечения производительности труда и оценки выпол­нения действий человеком (M&S Glossary).

- Психологические, культурные, поведенче­ские и другие человеческие качества, которые влияют на принятие решений, поток инфор­мации и ее интерпретацию отдельными индивидами или группами (M&S Glossary).



Э

Экзаменатор (Assessor \a-'se-ser\) сущ.

Этим. поздн. XIV в., от старофранцузского assessor (оценщик) - помощник судьи, оценщик (в суде" (XII в., современный французский assesseur) и непосредственно от латинского assessor (оценщик) - ассистент, помощник; помощник судьи.

Определение

- Лицо, оценивающее учащихся в соответ­ствии с предопределенными критериями.

- Экзаменатор должен пройти специаль­ное и основательное обучение и обладать опытом и компетентностью в оценивании (Dictionary.com).

Экранная симуляция/симулятор (Screen -based Simulation/Screen - based Simulator \ skreen\bast\sim-yuh-ley-shuh n\) сущ.

Этим. экран (screen) (сущ.) в значении "плоской вертикальной поверхности для приема проецируе­мых изображений" с 1810 г., исходно в отношении демонстрации изображений с помощью волшебно­го фонаря (Laterna Magica), позже применительно к фильмам. Связанный термин скриншот (screenshot) (сущ.) встречается с 1991 г., от (компьютерного) screen - экран (сущ.) + shot - снимок (сущ.) в фото­графическом значении.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - ими­тировать, от основы similis - подобный. Значение

"модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г. Этим. симулятор (simulator) (сущ.) 1835 г., человек, от латинского simulator - подражатель, притвор­щик, отглагольное существительное от simulare - имитировать, от основы similis - подобный. При­менительно к тренажерам сложных систем с 1947 г. (авиасимулятор), simulated (симулированный, мо­делируемый) (прил.) 1620-е гг., "инсценирован­ный", причастие прошедшего времени от simulate (гл.). В значении "имитация для проведения экс­перимента или тренировки" с 1966 г. (отглагольное существительное si'mulator\[симулятор] в сходном значении встречается с 1947 г.). На коммерческом жаргоне "искусственный, имитация" с 1942 г.

Определение

- Симуляция, представляемая на компьютер­ном экране с использованием изображений и текста, сходно с популярным игровым фор­матом, в которой оператор взаимодейству­ет с интерфейсом с помощью клавиатуры, мыши, джойстика или другого средства ввода. Программы могут предоставлять обратную связь и отслеживать действия учащихся для их оценки, что устраняет необходимость в ин­структоре (Ventre&Schwid, in: Levine, Ch. 14).

- Генерируемый компьютером видеоигро­вой симулятор, который может создавать сценарии, требующие принятия решений в режиме реального времени (Bonnetain; Biese et al., 2009).

См. также: компьютерная симуляция, симулятор.



I

In silico, компьютерный (виртуальный, элек­тронный) (In Silico \in-'si-li- ,ko\) прил. или нареч.

Этим. 1980-е гг.: Латынь, в буквальном смысле "в кремнии" (относительно использования кремние­вых чипов в компьютерных системах); по образцу in vitro и in vivo.

Определение

- Выполненный на компьютере или с помо­щью компьютерной симуляции; фраза была придумана в 1989 г. по аналогии с латинскими фразами in vivo, in vitro и in situ (Sieburg, 1990).

Для сравнения: in situ.

In Situ (в естественных условиях)/Симуляция in situ (In Situ/In Situ Simulation \in 'sItju\sim-yuh-ley-shuh n\) прил.

Этим. in situ 1740 г., латынь, в буквальном смысле "в своем (оригинальном) месте или условиях", от аблятива situs - место.

Этим. симуляция (simulation) (сущ.) имя действия от причастия прошедшего времени simulare - имитировать, от основы similis - подобный. Значение "модель или макет для проведения эксперимента или тренировки" существует с 1954 г.

Определение

- Проведение симуляционного занятия в настоящих условиях/среде с целью достиже­ния высокого уровня достоверности и реа­лизма; данное обучение особенно хорошо подходит для тяжелых условий работы, обу­словленных ограниченностью пространства или шумом. Например, карета скорой помо­щи, маленький самолет, стоматологическое кресло, клизменная (Kyle, Murray, 2008).

Такая тренировка очень важна для оценки, выяв­ления и устранения неисправностей или разработ­ки новых процессов.

Для сравнения: in silico.



Литература/References

1. Alexander A.L., Brunye T., Sidman J., Weil S.A. From gaming to training: A review of studies on fidelity, immer­sion, presence, and buy-in and their effects on transfer in pc-based simulations and games, 2005 (DARWARS technical report). URL: http://www.darwars.com/downloads/DARWARS%2520Paper%252012205.pdf

2. Alinier G. A typology of educationally focused medical simulation tools. Med Teach. 2007; Vol. 29: e243-50. doi:10.1080/01421590701551185

3. Alinier G. Developing high fidelity health care simulation scenarios: a guide for educators and professionals. Simul Gaming. 2011; Vol. 42: 9-26.

4. Bajura M., Fuchs H., Ohbuchi R. Merging virtual objects with the real world: Seeing ultrasound imagery within the patient In: Proc. ACM SIGGRAPH, 1992 July. Comput Graphics. 1992; Vol. 26 (2): 203-10.

5. Balci O. Verification validation and accreditation of simulation models. In: Proceedings of the 29th Conference on Winter Simulation, 1997 December. Atlanta: IEEE Computer Society, 1997: 135-41.

6. Barnes B.E. Creating the practice-learning environment using information technology to support a new model of continuing medical education. Acad Med. 1998; Vol. 73: 278-81.

7. Barrows H.S. An overview of the uses of standardized patients for teaching and evaluating clinical skills. AAMC. Acad Med. 1993; Vol. 68 (6): 443-51.

8. Beaubien J.M., Baker D.P. The use of simulation for training teamwork skills in healthcare: How low can you go? Qual Saf Health Care. 2004; Vol. 13 (1): i51-6. doi:10.1136/qshc.2005.009845

9. Berryman D.R. Augmented reality: a review. Med Ref Serv Q. 2012; Vol. 31 (2): 212-8.

10. Bolman L.G., Deal T.E. Reframing Organizations: Artistry, Choice, and Leadership. San Francisco: Jossey-Bass, 2013.

11. Bonnetain E., Boucheix J.-M., Hamet M., Freysz M. Benefits of computer screen-based simulation in learning cardiac arrest procedures. Med Educ. 2010; Vol. 44: 716-22.

12. Boud D., Walker D., Keogh R. Promoting reflection in learning: a model. In: D. Boud, D. Walker, R. Keogh (eds). Reflection: Turning Experience into Learning. London, England: Kogan Page, 1985: 18-40.

13. Boyd E.M., Fales A.W. Reflective learning key to learning from experience. J Humanistic Psychol. 1983; Vol. 23 (2): 99-117.

14. Bray J., Howkins E. Facilitating interprofessional learning in the workplace: a research project using the Delphi technique. Work Based Learning Primary Care. 2006; Vol. 4 (3): 223-235.

15. CISL (Center for Immersive and Simulation-Based Learning). Part-Task Trainers, 2014. URL: http://cisl.stan-ford.edu/what_is/sim_modalities/phys_trainers.html.

16. Collaborative I.E. Team-Based Competencies: Building a Shared Foundation for Education and Clinical Prac­tice. Washington, DC: Interprofessional Education Collaborative, 2011.

17. Cook D.A., Brydges R., Hamstra S.J., Zendejas B., et al. Comparative effectiveness of technology-enhanced simulation versus other instructional methods: a systematic review and meta-analysis. Simul Healthcare. 2012; Vol. 7 (5): 308-20.

18. Cook D.A., Hatala R., Brydges R., Zendejas B., et al. Technology-enhanced simulation for health professions education: a systematic review and meta-analysis. JAMA. 2011; Vol. 306 (9): 978-88.

19. Cooper M.D. Towards a model of safety culture. Saf Sci. 2000; Vol. 36 (2): 111-36.

20. Cowie N., Premkumar K., Bowen A., Kuling S., et al. Teamwork and Communication in Acute Care: A Teach­ing Resource for Health Practitioners. MedEdPORTAL Publications, 2012. URL: https://www.mededportal.rg/publication/9109 http://dx.doi.org/10.15766/mep_2374-8265.9109

21. Cram R.S., Sime J.A. Improving Safety Culture Understanding Using a Computerised Learning, 2014.

22. D'amour D., Oandasan I. Interprofessionality as the field of interprofessional practice and interprofessional education: An emerging concept. J Interprofessional Care. 2005; Vol. 19 (1): 8-20.

23. De Freitas S., Oliver M. How can exploratory learning with games and simulations within the curriculum be most effectively evaluated? Comput Educ. 2006; Vol. 46 (3): 249-264.

24. Decker S., Sportsman S., Puetz L., Billings L. The evolution of simulation and its contribution to competency. J Continuing Educ Nurs. 2008; Vol. 39 (2): 74-80.

25. Dictionaries. Oxford: Oxford University Press, 2010. URL: http://oxforddictionaries.com/definition/english/VAAR

26. Dictionary. 10th ed. Merriam-Webster Incorporated, 1996.

27. Dictionary. com. Lexico LLC., 2002.

28. Dictionary. Complete and Unabridged 10th ed., 2009. William Collins Sons and Co. Ltd, 1979. URL: http://dictionary.eference.com/browse/

29. Dieckmann P., Friis S.M., Lippert A., Ostergaard D. Goals, success factors, and barriers for simulation-based learning: A qualitative interview study in health care. Simul Gaming. 2012; Vol. 43 (5): 627-47.

30. Dieckmann P., Gaba D., Rall M. Deepening the theoretical foundations of patient simulation as social practice. Simul Healthcare. 2007; Vol. 2 (3): 183-93.

31. Dieckmann P., Molin Friis S., Lippert A., Ostergaard D. The art and science of debriefing in simulation: Ideal and practice. Med Teach. 2009; Vol. 31 (7): e287-94.

32. Dieckmann P., Phero J.C., Issenberg S.B., Kardong-Edgren S., et al. The first Research Consensus Summit of the Society for Simulation in Healthcare: conduction and a synthesis of the results. Simul Healthcare. 2011; Vol. 6 (7): S1-9.

33. Dieckmann P., Rall M. Designing a scenario as a simulated clinical experience: The TuPASS Scenario Script. In: Clinical Simulation: Operations, Engineering, and Management. Burlington, 2008: 541-50.

34. Drews F.A., Bakdash J.Z. Simulation training in health care. Rev Hum Factors Ergonomics. 2013; Vol. 8 (1): 191-234.

35. Edmondson A.C. Psychological safety and learning behavior in work teams. Adm Sci Q. 1999; Vol. 44: 350-83.

36. Ellaway R., Poulton T., Fors U., McGee J.B., et al. Building a virtual patient commons. Med Teach. 2008; Vol. 30 (2): 170-4.

37. Endsley M. Toward a theory of situation awareness in dynamic systems. Hum Factors. 1995; Vol. 37 (1): 32-64.

38. Environment. Achieving Sustainable Construction Health and Safety. In: R. Thomas. Professional Safety. The JeLSIM Perspective, 2003: 52-61. URL: http://www.simulationfirst.com/s1.html

39. Fanning R.M., Gaba D.M. The role of debriefing in simulation-based learning. Simul Healthcare. 2007; Vol. 2 (2): 115-25.

40. Freeth D.S., Hammick M., Reeves S., Koppel I., et al. Effective Interprofessional Education: Development, Delivery, and Evaluation. London: John Wiley and Sons, 2008.

41. Fuchs H., State A., Pisanp E., Garrett W., et al. Towards performing ultrasound guided needle biopsies from within a head-mounted display. In: Proceedings of the Fourth International Conference on Visualization in Biomedical Computing (VBC). Hamburg, 1996: 591-600.

42. Gaba D.M. The future vision of simulation in health care. Qual Saf Health Care. 2004; Vol. 13 (1): i2-10.

43. Hamstra S.J., Brydges R., Hatala R., Zendejas B., et al. Reconsidering fidelity in simulation-based training. Acad Med. 2014; Vol. 89 (3): 387-92.

44. Hancock P.A, Vincenzi D.A., Wise J.A., Mouloua M. (eds). Human Factors in Simulation and Training. Aldershot: CRC Press, 2008.

45. Harden R.M. What is an OSCE? Med Teach. 1988; Vol. 10 (1): 19-22.

46. Harper D. Online Etymology Dictionary, 2001. URL: www.etymonline.com/index.php.

47. Higgins M., Ishimaru A., Holcombe R., Fowler A. Examining organizational learning in schools: the role of psychological safety, experimentation, and leadership that reinforces learning. J Educational Change. 2012; Vol. 13 (1): 67-94.

48. Husebo S.E., Friberg F., Soreide E., Rystedt, H. Instructional problems in briefings: how to prepare nursing students for simulation-based cardiopulmonary resuscitation training. Clin Simul Nurs. 2012; Vol. 8: 307-18.

49. Issenberg S.B., Ringsted C., Ostergaard D., Dieckmann P. Setting a research agenda for simulation-based healthcare education: a synthesis of the outcome from an Utstein style meeting. Simul Healthcare. 2011; Vol. 6 (3): 155-67.

50. Johnson-Russell J., Bailey C. Facilitated debriefing. In: W.M. Nehring, F.R. Lashley (eds). High-Fidelity Pa­tient Simulation in Nursing Education. Boston: Jones and Bartlett, 2010: 369-85.

51. Jovanovic J., Chiong R. (eds). Technological and Social Environments for Interactive Learning. Santa Rosa, CA: Informing Science Press, 2014.

52. Jovanovic J., Chiong R. Introduction to the special section on game-based learning: Design and applications. Interdisciplinary J Information Knowledge Manag. 2012; Vol. 7: 201.

53. King H.B., Battles J., Baker D.P. TeamSTEPPS: team strategies and tools to enhance performance and patient safety. In: Advances in Patient Safety: New Directions and Alternative Approaches. Rockville, 2008; Vol. 3.

54. Kneebone R., Arora S., King D., Bello F., et al. Distributed simulation - accessible immersive training. Med Teach. 2010; Vol. 32 (1): 65-70.

55. Kneebone R., Kidd J., Nestel D., Asvall S., et al. An innovative model for teaching and learning clinical proce­dures. Med Educ. 2002; Vol. 36 (7): 628-34.

56. Kuiper R.A., Pesut D.J. Promoting cognitive and metacognitive reflective reasoning skills in nursing practice: self-regulated learning theory. J Adv Nurs. 2004; Vol. 45 (4): 381-91.

57. Kyle R., Murray W.B. Clinical simulation. Cambridge, MA: Academic Press, 2010.

58. Lave J. Situating learning in communities of practice. In: L.B. Resnick, J.M. Levine, S.D. Teasley (eds). Per­spectives on Socially Shared Cognition. Washington, DC: American Psychological Association, 1991: 63-82.

59. Lekalakala-Mokgele E., Du Rand P.P. A model for facilitation in nursing education. Curationis. 2005; Vol. 28 (2): 22-9.

60. Lekalakala-Mokgele E., du Randt P. Facilitation as a teaching strategy: The experiences of nursing students. Curationis. 2005; Vol. 28 (4): 5-11.

61. Levine A.I., DeMaria Jr S., Schwartz A.D., Sim A.J. The Comprehensive Textbook of Healthcare Simulation. Dordrecht: Springer Science and Business Media, 2013.

62. Mathieu J.E., Heffner T.S., Goodwin G.F., Salas E., et al. The influence of shared mental models on team process and performance. J Appl Psychol. 2000; Vol. 85 (2): 273.

63. McComb S., Simpson V. The concept of shared mental models in healthcare collaboration. J Adv Nurs. 2014; Vol. 70 (7): 1479-88.

64. McGaghie W.C., Issenberg B., Petrusa E.R., Scalese R.J. A critical review of simulation-based medical educa­tion research: 2003-2009. Med Educ. 2010; Vol. 44 (1): 50-63.

65. McGovern K.T. Applications of virtual reality to surgery. BMJ. 1994; Vol. 308 (6936): 1054.

66. Meads G., Ashcroft J., Barr H., Scott R., Wild A. The case for interprofessional collaboration: In health and social care. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2008.

67. Meakim C., Boese T., Decker S., Franklin A.E., et al. Standards of best practice: Simulation Standard I: Termi­nology. Clin Simul Nurs. 2013; Vol. 9 (6): S3-11.

68. Michael D.R., Chen S.L. Serious games: Games that educate, train, and inform. Boston: Thomson Course Technology, 2006.

69. Michaelsen L.K., Parmelee D.X., McMahon K.K. Team-based learning for health professions education: A guide to using small groups for improving learning. Sterling, VA: Stylus Publishing, 2008.

70. Murray J. Composing multimodality. In: Multimodal Composition: A Critical Sourcebook. Boston: Bedford/ St. Martin's, 2013.

71. Nestel D., Watson M.O., Bearman M.L., Morrison T., et al. Strategic approaches to simulation-based educa­tion: A case study from Australia. J Health Specialties. 2013; Vol. 1 (1): 4.

72. Nieva V.F., Sorra J. Safety culture assessment: a tool for improving patient safety in healthcare organizations. Qual Saf Health Care. 2003; Vol. 12 (2): ii17-23.

73. Oren T.I. Responsibility, ethics, and simulation. Transactions. 2000; Vol. 17 (4).

74. Oren T.I., Elzas M.S., Smit I., Birta L.G.. Code ofprofessional ethics for simulationists. In: Summer Computer Simulation Conference. San Diego: Society for Computer Simulation International, 2002: 434-5.

75. Paige J.B., Morin K.H. Simulation fidelity and cueing: a systematic review of the literature. Clin Simul Nurs. 2013; Vol. 9 (11): e481-9.

76. Palaganas J.C., Maxworthy J.C., Epps C.A., Mancini M.E. (eds). Defining Excellence in Simulation Programs. China: Wolters Kluwer, 2014.

77. Panel I. E. C. E. Interprofessional Education Collaborative Expert Panel. Core competencies for interprofessional collaborative practice: Report of an expert panel. Washington, DC: Interprofessional Education Collaborative, 2011.

78. Pazarci H. Online Etymology Dictionary. Review of the Faculty of Divinity University of Siileyman Demirel. 2015; Vol. 100 (6 Suppl 21): 177.

79. Practice: Simulation Standard I: Terminology. Clin. Simul Nurs. 2013; Vol. 9 (6): S3-11.

80. Proctor M.D., Campbell-Wynn L. Effectiveness, usability, and acceptability of haptic-enabled virtual reality and mannequin modality simulators for surgical cricothyroidotomy. Mil Med. 2014; Vol. 179 (3): 260-4.

81. Raemer D., Anderson M., Cheng A., Fanning R., et al. Research regarding debriefing as part of the learning process. Simul Healthcare. 2011; Vol. 6 (7): S52-7.

82. Reeves S., Zwarenstein M., Goldman J., Barr H., et al. (2010). Framework for Action on Interprofessional Education and Collaborative Practice. Geneva: World Health Organization WHO, 2010.

83. Rethans J.J., Gorter S., Bokken L., Morrison L. Unannounced standardised patients in real practice: a system­atic literature review. Med Educ. 2007; Vol. 41 (6): 537-49.

84. Richter T., Pawlowski J.M. The need for standardization of context metadata for e-learning environments. In: Proc. of e-ASEM Conference. Seoul, Korea, 2007.

85. Riley R.H. Manual of Simulation in Healthcare. Oxford: Oxford University Press, 2008.

86. Robinson S. Simulation: The Practice of Model Development and Use. London: Palgrave Macmillan, 2014.

87. Robinson-Smith G., Bradley P., Meakim C. Evaluating the use of standardized patients in undergraduate psy­chiatric nursing experiences. Clin Simul Nurs. 2009; Vol. 5 (6): e203-11.

88. Robles-De-La-Torre G. Principles of haptic perception in virtual environments. In: Human Haptic Perception: Basics and Applications. Basel: Birkhauser, 2008: 363-79.

89. Robles-De-La-Torre G. The importance of the sense of touch in virtual and real environments. IEEE Multime­dia. 2006; Vol. 1 (3): 24-30.

90. Rodgers C. Defining reflection: another look at John Dewey and reflective thinking. Teach College Record. 2002; Vol. 104 (4): 842-66.

91. Rogers R. Reflection in higher education: a concept analysis. Innovative Higher Educ. 2001; Vol. 26 (1): 37-57.

92. Rudolph J., Simon R., Raemer D. Which reality matters? Questions on the path to high engagement in health­care simulation. Simul Healthcare. 2007; Vol. 2 (3): 161-3.

93. Rudolph J.W., Raemer D.B., Simon R. Establishing a safe container for learning in simulation: the role of the presimulation briefing. Simul Healthcare. 2014; Vol. 9 (6): 339-49.

94. Rudolph J.W., Simon R., Dufresne R.L., Raemer D.B. There's no such thing as "nonjudgmental" debriefing: a theory and method for debriefing with good judgment. Simul Healthcare. 2006; Vol. 1 (1): 49-55.

95. Rudolph J.W., Simon R., Raemer D.B., Eppich W.J. Debriefing as formative assessment: closing performance gaps in medical education. Acad Emerg Med. 2008; Vol. 15 (11): 1010-16.

96. Rudolph J.W., Simon R., Rivard P., Dufresne R.L., et al. Debriefing with good judgment: combining rigorous feedback with genuine inquiry. Anesthesiol Clin. 2007; Vol. 25 (2): 361-76.

97. Satava R.M. Future of modeling and simulation in the medical and health sciences. In: J.A. Sokolowski, C.M. Banks (eds). Modeling and Simulation in the Medical and Health Sciences. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons, 2011: 175-94.

98. Satava R.M. Surgical education and surgical simulation. World J Surg. 2001; Vol. 25 (11): 1484-9.

99. Satava R.M., Morgan K., Sieburg H.B. (eds). Interactive Technology and the New Paradigm for Healthcare. Amsterdam: IOS Press, 1995; Vol. 18.

100.Schon D.A. The reflective practitioner: How professionals think in action. Basic Books, 1983. Vol. 5126.

101. Sieburg H.B. Physiological studies in silico. Stud Sci Complexity. 1990; Vol. 12 (2): 321-42.

102.Smith-Stoner M. Using moulage to enhance educational instruction. Nurse Educator. 2011; Vol. 36: 21-4.

103.Sokolowski J.A., Banks C.M. (eds). Principles of Modeling and Simulation: A Multidisciplinary Approach. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons, 2011.

104. Sundar E., Sundar S., Pawlowski J., Blum R., et al. Crew resource management and team training. Anesthesiol Clin. 2007; Vol. 25 (2): 361-76.

105.TEL Thesaurus and Dictionary Meta-Project. URL: http://www.tel-thesaurus.net

106. Thistlethwaite J., Moran M. Learning outcomes for interprofessional education (IPE): Literature review and synthesis. J Interprofessional Care. 2010; Vol. 24 (5): 503-13.

107. Thompson D.V., Hamilton R.W., Petrova P.K. When mental simulation hinders behavior: The effects of pro­cess-oriented thinking on decision difficulty and performance. J Consumer Res. 2009; Vol. 36 (4): 562-74.

108.Tolk A., Turnitsa C.D., Diallo S.Y., Winters L.S. Composable M&S web services for net-centric applications. J Defense Modeling Simul Applications Methodology Technology. 2006; Vol. 3 (1): 27-44.

109. Tsuda S.T., Scott D.J., Jones D.B. (eds). Textbook of Simulation: Skills and Team Training. Woodbury: Cin6Med Pub, 2012.

110. Tucker B. The M & S Workforce Profession, 2010. URL: http://www.scs.org/magazines/2010-04/index_file/ Files/Tucker.pdf

111. Uys L.R., Van Rhyn L.L., Gwele N.S., McInerney P., et al. Problem-solving competency of nursing graduates. J Adv Nurs. 2004; Vol. 48 (5): 500-9.

112. Van de Ridder J.M., Stokking K.M., McGaghie W.C., Ten Cate O.T.J. What is feedback in clinical education? Med Educ. 2008; Vol. 42 (2): 189-97.

113. Waldner M.H., Olson J.K. Taking the patient to the classroom: Applying theoretical frameworks to simulation in nursing education. Int J Nurs Educ Scholarship. 2007; Vol. 4 (1).

114. Watson K., Wright A., Morris N., McMeeken J., et al. Can simulation replace part of clinical time? Two parallel randomised controlled trials. Med Educ. 2012; Vol. 46 (7): 657-67.

115. Westli H.K., Johnsen B.H., Eid J., Rasten I., et al. Teamwork skills, shared mental models, and performance in simu­lated trauma teams: an independent group design. Scand J Trauma Resusc Emerg Med. 2010; Vol. 18 (1): 47-54.

116. WHO Study Group on Interprofessional Education and Collaborative Practice. Geneva: World Health Orga­nization. URL: http:///www.who.int/hrh/resources/framework_action/en/index.html. (Accessed 8 October 2012).

117. Zulkepli J., Eldabi T., Mustafee N. Hybrid simulation for modelling large systems: An example of integrated care model. In: Proceedings of the 2012 Winter Simulation Conference (WSC). 2012: 1-12.

118. Zyda M. From visual simulation to virtual reality to games. Computer. 2005; Vol. 38 (9): 25-32.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»