Аккредитация - принципиально новая система, а не смена названия

Резюме Интервью с директором Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяной Владимировной Семеновой

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 75-78.

Уважаемая Татьяна Владимировна, как меняется порядок допуска к медицинской де­ятельности в этом году?

Еще при принятии Федерального зако­на № 323-ФЗ "Об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации" был предусмотрен переход с 2016 г. на новую си­стему допуска медработников к професси­ональной деятельности. До этого основой допуска было наличие сертификата специ­алиста.

Это не просто замена названий, а прин­ципиально новая система, которая должна продемонстрировать, что у врача достаточ­но профессионализма, чтобы заниматься тем или иным видом деятельности. Поэто­му мы пришли к выводу, что внедрять си­стему аккредитации необходимо поэтапно. 29 декабря 2015 г. В. В. Путин подписал поправки к 323-му закону, которые деле­гируют Министерству здравоохранения РФ право определять этапность внедрения процедуры аккредитации.

В 2016 г. она коснется выпускников, которые заканчивают обучение в соответ­ствии с федеральными образовательными стандартами. Реализация стандартов была начата в 2011 г., а 5-летний срок обучения предусмотрен для стоматологов и прови­зоров. Поэтому этим летом выпускники стоматологических и фармацевтических факультетов будут первыми, кто пройдет процедуру аккредитации.

Недавно В.И. Скворцова сказала, что готовится нормативный акт о том, что моло­дые врачи должны будут отработать опреде­ленный срок в государственных медицинских организациях. Планируется ли вернуть рас­пределение выпускников вузов? Это как-то связано с аккредитацией?

В 323-м законе предусмотрена норма, что такой уровень послевузовского профес­сионального образования, как интернату­ра, завершает свое существование в 2016 г. В связи с этим с помощью процедуры аккредитации мы сможем допустить выпуск­ников медицинских вузов на определенные должности без постдипломного обучения.

Отмечу, что новый федеральный об­разовательный стандарт направлен на вы­работку компетенций, которые позволяют работать самостоятельно - пусть и под на­блюдением старших товарищей и заведую­щих отделениями. Фактически, програм­ма 6-го курса пересматривается в сторону возврата субординатуры, когда есть много практики.

Безусловно, это поможет решению ка­дровой проблемы, но все же это не перво­очередная задача. В системе здравоохране­ния сохраняется кадровый дисбаланс, и он намного более чувствителен, чем истин­ный дефицит кадров. К сожалению, ни­кто не мечтает работать поликлиническим терапевтом или поликлиническим педиа­тром, после окончания вуза все стараются попасть в стационар. Поэтому есть дисба­ланс между уровнями оказания медицин­ской помощи.

То, о чем говорила Вероника Игорев­на, - это механизм, который хоть и не по­вторяет систему государственного распре­деления, которая была раньше, но очень на нее похожа. Это целевое обучение и последующее распределение выпускников на конкретные рабочие места, в основном в первичном амбулаторном звене.

А сколько они должны будут отработать?

Пока мы обсуждаем трехлетний период работы в первичном звене.

Я предполагаю, что мы ограничим, на какие должности можно будет допустить выпускников. Но еще раз повторюсь, что это будет жесткий допуск через процедуру аккредитации.

Что это за процедура?

На сегодняшний день разработан про­ект приказа Минздрава, в котором выделе­ны три уровня аккредитации. Они последовательные: непрохождение одного уровня не позволяет перейти к следующему.

Первичная аккредитация - для вы­пускников по программам специалитета. Именно она ждет нас в ближайшие два года: в 2016-м - для стоматологов и про­визоров и в 2017-м - для всех остальных выпускников.

Что она включает в себя? Первое - это выполнение тестовых заданий, которые подготовлены профессиональным сооб­ществом. Сами задания уже опубликованы на сайте Министерства здравоохранения, их можно распечатать и изучить. Это боль­шой перечень - более 3 тыс. тестов по од­ной специальности. Кроме того, на сайте Методического центра по поддержке про­ведения аккредитации есть возможность пройти репетиционный экзамен. Идея со­стоит в том, что программа автоматически подбирает набор тестов для конкретного обучающегося.

Второе - это структурированный симуляционный экзамен, который проводится по единым требованиям. Это демонстра­ция практических навыков в симулирован­ных условиях: например, у стоматологов - экстракция зуба, восстановление пломбы и т. д.

И последнее - решение клинических кейсов. Здесь большую роль играет аккредитационная комиссия, которая состоит из представителей профессионального сооб­щества, представителя работодателя и пред­ставителя образовательного сообщества.

А представители работодателей - это кто?

Это могут быть представители профсо­юзных организаций, главные врачи, про­сто авторитетные специалисты.

Формирование аккредитационных комиссий - это функция Минздрава, и мы начали этим заниматься. Мы сдела­ли запрос по региам, чтобы в наш адрес направили предложения. Потом прове­дем короткий курс обучения по проце­дурным вопросам.

Тесты, о которых Вы говорите, сформи­рованы по новым профессиональным стан­дартам?

По техническим причинам, многие профессиональные стандарты пока нахо­дятся в стадии проекта, хотя уже прошли этап общественного обсуждения. В них перечислены обобщенные трудовые функ­ции и конкретные трудовые действия. Ко­нечно, тесты все это учитывают.

Уже есть программное обеспечение, и мы планируем провести всероссийскую репетиционную аккредитацию. Вероятно, это произойдет в первых числах апреля. Для каждого участника будет сформирован индивидуальный тест - из тех вопросов, которые можно полностью посмотреть се­годня. На эти ответы мы отводим пример­но 1,5 часа.

Что касается структурированного эк­замена, то здесь есть некоторые ограниче­ния. Есть перечни компетенций, которые нужно продемонстрировать, но во время экзамена задача может быть поставлена по-разному. Ее выполнение должен оце­нивать эксперт, это более трудоемко. И на экзамене большое значение имеет время: если человек не справился за отведенные ему 5 или 10 минут, то он не сдал экзамен.

Как будут допускать к медицинской дея­тельности тех, кто давно работает?

В последующем, когда речь будет идти об аккредитации работающих врачей, бу­дет иная процедура. После получения по­следнего сертификата специалиста в бли­жайшие 5 лет врач включается в систему непрерывного профессионального образо­вания.

На официальном сайте edu.rosmirrzdrav. ru размещены образовательные программы и мероприятия, проводимые профессио­нальными сообществами. Участие в них будет засчитываться в образовательную ак­тивность врача, и через 5 лет у него сфор­мируется образовательное портфолио. К нему будет прикрепляться профессиональное портфолио, и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность специалиста продолжать свою профессиональную дея­тельность.

Будет еще и третий вид аккредитации - когда будут разработаны критерии для того, чтобы возобновить профессиональ­ную деятельность после перерыва. В на­стоящий момент эта процедура разрабаты­вается.

В рамках непрерывного образования бу­дут ли выделены обязательная и вариативная части?

В рамках непрерывного медицинского образования предполагается накопление 50 часов в течение года - соответственно, в течение 5 лет получается 250 часов.

Врач самостоятельно будет выбирать себе образовательный модуль, который может предусматривать и симуляционное обучение, и стажировку по определенным вопросам. Эта обязательная часть, но он ее выбирает сам.

Помимо этого, как образовательная ак­тивность будет засчитываться участие в об­разовательных мероприятиях, конгрессах, съездах, конференциях профессиональных сообществ в объеме не более 14 часов в год. Эти мероприятия попадают в нашу базу, и экспертная комиссия подтвердит, что они не содержат скрытой рекламы и соответ­ствуют другим обязательным требованиям.

И третий элемент, тоже 14 часов в год - самостоятельное обучение, дистанцион­ные образовательные технологии. Сегодня мы переходим к контролю качества ме­дицинской помощи на основе клиниче­ских рекомендаций. Соответственно, мы разрабатываем образовательные модули, которые позволяют врачу и изучить эти протоколы, и проверить на "входном" и на "выходном" тесте, насколько он их освоил.

То есть врач полностью формирует для себя индивидуальную образовательную траекторию, выбирая мероприятия этих трех форматов.

Обязательных требований, какие курсы нужно пройти по своей специальности, не бу­дет?

Нет. Но каждая программа обучения будет маркирована, для кого она засчитывается, а для кого - нет.

То есть идея в том, чтобы всех постав­щиков образовательных услуг - не важ­но, оказываются эти услуги за плату или за счет государства - через экспертную комиссию завести в систему непрерывно­го медицинского образования. Тогда мы сможем сказать, что все, что находится в системе, - легитимно. Это можно засчи­тывать для целей аккредитации, там нет скрытой рекламы и т. д. Все врачи в этом участвуют, и мы получаем информацию обо всем спектре врачебного сообщества Российской Федерации.

Если через 5 лет система будет работать, как мы планируем, то это будет большой переворот в системе подготовки кадров.

Мы всегда говорили, что давать все об­разовательные программы полностью дис­танционно нельзя. Хотя мы понимаем, что современные электронные ресурсы позво­ляют проводить обучение максимального количества людей. В то же время есть фель­дшерско-акушерские пункты и врачебные практики, у которых нет возможности ис­пользовать электронные образовательные ресурсы. Это тоже надо учесть - доступ­ность образования для всех врачей и сред­них медицинских работников.

Здесь есть определенные наработки, которые нужно реализовывать, начиная от обеспечения системой дистанционного общения, заканчивая, может быть, специ­альными обучающими модулями "на коле­сах", которые можно привезти непосред­ственно на рабочее место.

Пока идет переходный период к аккреди­тации, будет ли как-то изменена процедура получения сертификата специалиста?

Согласно 323-му закону процедура аккредитации заменяет процедуру серти­фикации. Поэтому в течение ближайших

5 лет врачи, которые уже работают, прохо­дят еще одну процедуру сертификации по старым правилам и сразу включатся в си­стему непрерывного профессионального образования. Сертификат будет действо­вать до окончания его срока.

Через 5 лет после получения последнего сертификата они пройдут аккредитацию. Но она будет не такая, как для выпускни­ков, только вступающих в отрасль. Она бу­дет больше ориентирована на анализ профессиональной деятельности.

Еще один вопрос. По Трудовому кодексу, если закон требует обязательного обучения, работодатель обязан его оплачивать. Будут ли медицинские организации обязаны оплачи­вать непрерывное медицинское образование?

В настоящий момент процедура ак­кредитации не предусматривает взимания платы с работодателя. В 2016-2017 гг. это аккредитация выпускников, у которых еще нет работодателя. Это государствен­ная функция, и мы ее будем выполнять совместно с профессиональным сообще­ством. Для нас важно качество оказания медицинской помощи, качество подготов­ки специалистов, а не экономическая вы­года при допуске к профессии.

Обязательства работодателей перед ра­ботниками как были, так и остаются. В то же время здравоохранение - это стратегическая отрасль, поэтому мы за счет средств государ­ства учим врачей, которые работают в госу­дарственной системе здравоохранения.

Кроме того, есть образовательный сер­тификат - дополнительный механизм оплаты, который предусмотрен послед­ними изменениями Федерального закона № 326 "Об обязательном медицинском страховании". Это средства нормированно­го страхового запаса, которые можно будет тратить, в том числе на повышение квали­фикации. То есть это оплачивает система обязательного медицинского страхования.

Источник: http://e.economlpu.ru/article.aspx?aid=446560

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»