Методическое сопровождение аккредитации специалистов здравоохранения

РезюмеВ статье представлен опыт работы Методического центра аккредитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по подготовке специалистов здравоохранения к процедуре аккредитации.

Ключевые слова:• аккредитация • специалист • методическое сопровождение

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 54-59.

Качество медицинской помощи тесно связано не только с качеством всех уровней образования, но и с максималь­но объективной оценкой профессио­нальных компетенций врача. Существу­ющая в Российской Федерации система допуска медицинских работников к про­фессиональной деятельности включает сертификацию специалиста, в которой ведущая роль и ответственность возлагаются на образовательные организации, реализующие программы дополнительной профессиональной подготовки [5].

При этом задача по оценке уровня об­разования выпускника решается более успешно, поскольку у образовательных организаций есть реальные образователь­ные стандарты, которые содержат реко­мендуемые технологии и определенные оценочные средства для промежуточной и итоговой аттестации, а также колоссаль­ный опыт государственной итоговой атте­стации [2, 4].

В настоящее время стало очевидным, что оценка профессиональных квалифи­каций специалиста должна проводиться независимыми экспертами из числа про­фессионалов, не связанных никакими обя­зательствами кроме одного - стремления к объективности и ответственности при выполнении своей задачи перед врачами, пациентами и работодателями.

Первым шагом к созданию независи­мой сертификации медицинских работ­ников стало введение в действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 982н "Об утверждении условий и порядка вы­дачи сертификата специалиста медицин­ским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований серти­фиката специалиста". Это позволило от­делить итоговую аттестацию, проводимую по окончанию освоения специалистом программы дополнительного профессио­нального образования, от процедуры сер­тификации [5].

С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здо­ровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской де­ятельности в Российской Федерации име­ют "лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государ­ственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста" (ст. 69). Это стало предпосыл­кой для создания в Российской Федерации единой национальной системы аккредита­ции медицинских работников [6].

Под аккредитацией специалиста по­нимают процедуру, позволяющую оценить готовность конкретного человека к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специаль­ности в соответствии с профессиональны­ми стандартами (ПС) по специальности. В основу процедур аккредитации должны быть положены требования ПС, представ­ленные в форме совокупности трудовых функций специалистов. Эти функции опи­саны и конкретизированы с помощью тру­довых действий специалистов в процессе профессиональной деятельности.

Аккредитация коснется всех медицин­ских и фармацевтических работников, однако вхождение в новую систему будет поэтапным. В 2016 г. к медицинской де­ятельности через процедуру первичной аккредитации будут допущены лица, за­вершающие в 2016 г. освоение основных профессиональных образовательных про­грамм высшего медицинского и фармацев­тического образования по специальностям "Стоматология" и "Фармация" [6].

Остальные категории лиц допускаются к медицинской деятельности через проце­дуру сертификации в соответствии с выше­указанным приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н.

Работу по созданию системы аккреди­тации возглавляет Министерство здраво­охранения Российской Федерации, ко­торое формирует аккредитационные комиссии с участием профессиональных некоммерческих организаций, органи­зовывает разработку оценочных средств и осуществляет другие функции по про­ведению аккредитации специалистов здра­воохранения, опираясь в их выполнении на подведомственные образовательные или научные организации.

Согласно проекту приказа Минздра­ва России "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" оценка квалификации специалиста проводится в три этапа: 1) тестирование, 2) оценка практических навыков (умений) в симу­лированных условиях, 3) решение ситуа­ционных задач.

Первому Московскому государствен­ному медицинскому университету им. И.М. Сеченова была делегирована функ­ция по созданию Методического центра аккредитации специалистов здравоохране­ния, с тем чтобы уже в 2016 г. можно было развернуть подготовку фондов оценочных средств и методического обеспечения пер­вичной аккредитации в сотрудничестве с другими медицинскими вузами России.

Под руководством Методического цен­тра аккредитации были разработаны банки тестовых заданий, прошедших тестологическую и содержательную экспертизу, по результатам которой содержание и формы заданий корректировали. Тестологическая экспертиза позволила выявить недостат­ки формы заданий, случаи ее несоответ­ствия требованиям технологии написания заданий и требованиям стандартизации, тем самым повысив надежность (точность и устойчивость) результатов измерений.

В экспертной оценке и общественном обсуждении тестовых заданий приняли участие квалифицированные специали­сты из 10 профессиональных некоммер­ческих и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицин­ских и фармацевтических кадров: Учеб­но-методическая комиссия по фармацев­тическим дисциплинам Федерального УМО по УГСН 33.00.00 "Фармация", хи­мико-фармацевтический научно-образо­вательный медицинский кластер (Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия, Пятигорский медико-фарма­цевтический институт - филиал Волго­градского государственного медицинского университета, Пермская государственная фармацевтическая академия), Волгоград­ский государственный медицинский уни­верситет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Воро­нежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Рос­сийская фармацевтическая лига, Санкт-Петербургская профессиональная ассоци­ация фармацевтических работников и ряд других организаций.

В подготовке комплектов оценоч­ных заданий для первичной аккредита­ции выпускников по направлению "Сто­матология" приняли активное участие Московский государственный меди­ко-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Первый Московский государственный медицинский универси­тет им. И.М. Сеченова, Воронежский го­сударственный медицинский университет, Казанский государственный медицинский университет и другие вузы России, подве­домственные Минздраву России.

При оценивании выпускников с целью определения или подтверждения их готов­ности к осуществлению профессиональ­ной деятельности необходимо учитывать требования и профессиональных, и обра­зовательных стандартов путем установле­ния соответствия между ними [3]. С этой целью в Методическом центре аккредита­ции были разработаны методические ре­комендации по оцениванию специалистов здравоохранения при аккредитации (вы­пуск 1), в которых отражены особенности компетентностного подхода в Федераль­ных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для системы высшего образования и предложена методика пас­портизации компетенций путем описания их дескрипторов на языке трудовых функ­ций. Такие описания обеспечивают опти­мальное решение проблемы установления соответствия между требованиями ФГОС и требованиями ПС.

Для методического сопровождения процедуры аккредитации специалистов Методический центр аккредитации ис­пользует специально созданный интер­нет-ресурс, материалы которого находят­ся в свободном доступе по электронному адресу http://fmza.ru/, а также могут быть открыты по ссылкам, размещенным на сайтах Минздрава РФ (http://www. rosminzdrav.ru/akkreditatsiya-spetsialista) и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (http:// www.mma.ru/education/aakr/). Работа на данном сайте позволяет медицинскому и фармацевтическому работнику, находясь в любой точке России, где есть сеть Интер­нет, не только подготовиться к прохожде­нию аккредитационного экзамена, но и оценить уровень своей подготовки, пройдя репетиционное тестирование, что является неотъемлемым элементом формируемой в настоящее время системы непрерывного медицинского образования [1].

Для этого соискатель должен вни­мательно ознакомиться с содержанием профессионального стандарта по соот­ветствующей специальности, тестовыми заданиями, примерами ситуационных за­дач (мини-кейсами) и примерами заданий по оценке практических навыков (умений) в симуляционных условиях. Важным эле­ментом в подготовке к аккредитации спе­циалистов является повторение учебных материалов из основной и дополнитель­ной литературы, которая была рекомендо­вана соискателям при освоении професси­ональных образовательных программ по выбранной специальности [2, 7].

Тестовые задания, размещенные на указанном интернет-ресурсе, сгруппиро­ваны по отдельным дисциплинам и содер­жат четыре варианта ответа, и среди них только один правильный. Во всех тестовых заданиях, сохраненных в формате pdf, пра­вильный ответ размещен на первом месте под буквой "А", данные файлы доступны для свободного скачивания.

Для прохождения репетиционного тестирования на сайте Методического центра аккредитации специалисту не­обходимо создать новую учетную запись и войти с указанием своего логина и па­роля в раздел "Репетиционный экзамен". Набор тестовых заданий формируется ав­томатически путем случайной выборки из всего опубликованного перечня и состоит из 60 вопросов с четырьмя вариантами от­ветов. На прохождение репетиционного тестирования отводится 60 мин, как и во время первого этапа аккредитации специ­алиста. Количество репетиционных попы­ток не ограничено.

Уже в течение первого месяца с момента открытия сайта на нем зарегистрировалось более 1000 посетителей, и большинство из них успешно прошли репетиционное те­стирование.

Важным направлением деятельности Методического центра аккредитации яв­ляется подготовка экспертов аккредитационных комиссий (АК). С этой целью разработана специальная учебная про­грамма "Эксперт аккредитационной ко­миссии" с использованием электронного обучения и дистанционных образователь­ных технологий.

По окончании подготовки эксперт должен знать существующие процедуры, методы, методики и инструменты, при­меняемые при аккредитации специали­стов; требования ПС по специальности; соответствие требований ПС и ФГОС по направлениям подготовки; перечень до­кументов, необходимых для проведения аккредитации специалистов в сфере здравоохранения и формируемых по ее резуль­татам; уметь разрабатывать оценочные сред­ства для оценки квалификаций; применять их в процессе аккредитации; подготовить отчет о результатах оценки квалификаций; владеть знаниями по вопросам независи­мости, объективности, беспристрастности и ответственности при проведении проце­дуры аккредитации, соблюдать этические нормы и конфиденциальность.

Формирование единых требований к ква­лификации экспертов АК позволяет обеспе­чить качество и единство при организации и проведении аккредитации специалистов в других образовательных и научных ор­ганизациях, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров.

Таким образом, можно резюмировать, что разработанный и реализованный на практике в Первом МГМУ им. И.М. Се­ченова алгоритм методического сопрово­ждения аккредитации специалистов здра­воохранения уже на первом этапе показал высокую эффективность и заинтересо­ванность медицинской общественности в данной процедуре.

Литература

1. Глыбочко П.В. Непрерывное профессиональное образование врачей: опыт внедрения инновацион­ных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2014. № 1 (5). С. 4-7.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностный подход. М. : Логос, 2012. 280 с.

3. Коломиец О.М. Учебная деятельность студента медицинского вуза на занятии: ее структура и содержа­ние // Сеченовский вестн. 2013. № 4 (14). С. 86-90.

4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принцип формирования, назначе­ние и структура : методическое пособие. М. : АНО Центр ИРПО, 2011. 100 с.

5. Свистунов А.А., Ших Е.В., Сизова Ж.М. Независимая оценка профессиональных квалификаций спе­циалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли - важная составляющая непрерыв­ного профессионального медицинского образования // Диагностическая и интервенционная радио­логия. 2013. № 2 (7). С. 23-27.

6. Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Возможности новой системы аккредитации специали­стов в здравоохранении // Виртуальные технологии в медицине. 2015. № 2 (14). С. 6.

7. Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-спе­циалиста в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профес­сиональное развитие. 2014. № 4. С. 22-25.