Рефераты

Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 18-22.

Рандомизированное контролируемое исследование высокореалистичных симуляторов в сравнении с лекционным обучением у студентов-медиков на этапе доклинического образования (A randomized controlled trial of high-fidelity simulation versus lecture-based education in preclinical medical students)

Авторы: R.K. Alluri, P. Tsing, E. Lee, J. Napolitano (David Geffen School of Medicine at UCLA, USA)

Источник: Med Teach. 2016; Vol. 38 (4): 404-9. doi: 10.3109/0142159X.2015.1031734.

Цель данного исследования - сравнение эффективности симуляции и лекционного обучения среди студентов-медиков на этапе доклинического образования.

Методы. В данном рандомизированном контролируемом перекрестном исследова­нии приняли участие 20 студентов-медиков. Они были рандомизированы в 4 группы. У каждой группы были проведены 2 симуляционных занятия и 2 лекции, охватывающие 4 различные темы. Усвоение учебной информации проверяли с помощью предваритель­ного, заключительного и отсроченного тестов. Рассчитывали средний процент вопросов, на которые был получен правильный ответ по каждому тесту. Для сравнения симуляционного обучения с лекционным использовали среднее значение баллов, набранных каж­дым студентом по всем 3 тестам.

Результаты. Улучшение результатов заключительных тестов по сравнению с предвари­тельными (р<0,05) обнаружено как в группе симуляционного обучения, так и в лекционной группе. Студенты в группе симуляционного обучения продемонстрировали улучшение ре­зультатов отсроченного теста по сравнению с заключительным (р<0,05), чего не отмечено в группе лекционного обучения (р>0,05). При сравнении вмешательств изменение в балль­ной оценке между результатами предварительного и заключительного тестов было сходно в обеих группах (р>0,05). Изменение в балльной оценке между результатами предваритель­ного и отсроченного тестов было выше в группе симуляционного обучения (р<0,05).

Заключение. Высокореалистичные симуляторы могут использоваться в качестве жиз­неспособной дидактической платформы для доклинического медицинского образования. Наше исследование показало эквивалентное оперативное приобретение знаний и пре­восходное долгосрочное сохранение знаний по сравнению с лекционным обучением.



Руководство AMEE № 105: Мобильные технологии в медицинском образовании (Mobile technologies in medical education: AMEE Guide No. 105)

Авторы: K. Mastersa, R.H. Ellawayb, D. Toppsb, D. Archibaldc, R.J. Hoguec d (a Sultan Qaboos University, Sultanate of Oman; b University of Calgary, Canada; c University of Ottawa, Canada; d University of Massachusetts, USA)

Источник: Med Teach. 2016Mar 24:1-13. doi: 10.3109/0142159X2016.1141190.

Мобильные технологии (в том числе гаджеты и мобильные устройства) обладают определенным потенциалом для повышения качества обучения и в базовом медицин­ском образовании, и в ординатуре, и далее. Для успешного применения этих технологий преподаватели медицинских дисциплин должны быть осведомлены о лежащих в их основе социально-теоретических концепциях, которые влияют на их использова­ние, условиях реализации доклинических и клинических образовательных программ, в которых проводятся образовательные мероприятия, а также практических возмож­ностях и ограничениях. Данное руководство основывается на предыдущем руководстве AMEE по электронному обучению в медицинском образовании путем предоставления медицинским преподавателям концептуальных основ и практических примеров ис­пользования мобильных технологий в медицинском образовании. Его цель - оказы­вать содействие медицинским преподавателям при использовании данных концепций и технологий на всех уровнях медицинского образования для улучшения качества об­разования медицинского персонала и работников здравоохранения, а в конечном итоге способствовать повышению уровня оказания медицинской помощи пациентам. Дан­ное руководство начинается с рассмотрения некоторых технологических изменений, которые произошли за последние годы, после чего описываются теоретические основы (социальные и образовательные) для понимания использования мобильных техноло­гий. Далее в руководстве рассматриваются иерархия потребностей учебного заведения, преподавателей и учащихся, процесс определения задач, выявления проблем и поиск решений для эффективного использования мобильных технологий в медицинском об­разовании. В заключении дается краткий перспективный прогноз дальнейшего исполь­зования мобильных технологий в медицинском образовании.



Влияние объективного структурированного клинического экзамена на успеваемость и его возможности для измерения динамики клинических навыков в ходе вторичной специализации в ординатуре (The OSCE progress test - Measuring clinical skill development over residency training)

Авторы: D. Pugh, Cl. Touchie, S. Humphrey-Murto, T.J. Wood (University of Ottawa, Canada)

Источник: Med Teach. 2016; Vol. 38(2): 168-73. doi: 10.3109/0142159X.2015.1029895.

Цель - изучить возможности использования объективного структурированного кли­нического экзамена (ОСКЭ) для ординаторов-терапевтов (IM-OSCE) в качестве теста на успешность приобретения клинических навыков.

Методы. Был проведен ретроспективный анализ данных по 8 проведенным ОСКЭ для ординаторов-терапевтов. Данные масштабировали до среднего значения 500 при стандартном отклонении (СО) 100. Сравнение, основанное на времени, при рассмо­трении года подготовки для вступления в университет в качестве фактора повторных из­мерений использовано для определения динамики успеваемости ординаторов.

Результаты. Общее количество баллов ординаторов по результатам ОСКЭ для ор­динаторов-терапевтов (n=244) увеличилось в ходе обучение в среднем от 445 (СО=84) в PGY-1 до 534 (СО=71) в PGY-3 (p<0,001). При анализе промежуточных баллов, в том числе только для тех, кто участвовал в ОСКЭ, для ординаторов-терапевтов в течение всех 3 лет обучения (n=46) средние значения структурированных оценок за устные экзамены увеличились (p<0,001) с 464 (СО=92) до 533 (СО=83), оценки за физикальные обследо­вания повысились (p <0,001) с 464 (СО=82) до 520 (СО=75), а оценки за процедурные навыки (p=0,033) - с 495 (СО=99) до 555 (СО=67). Существенные изменения в бальных оценках за коммуникационные навыки отсутствовали (р=0,97).

Заключение. ОСКЭ для ординаторов-терапевтов может быть использован для демон­страции динамики улучшения клинических навыков на протяжении обучения в ордина­туре. Хотя имело место улучшение большинства клинических навыков в ходе обучения, по всей видимости, изменения не затронули коммуникативные навыки.



Как мы разработали комплексную учебную программу для обучения неотложной медицинской помощи на основе реанимационной симуляции (How we developed a comprehensive resuscitation-based simulation curriculum in emergency medicine)

Авторы: J.D. Dagnonea, R. McGrawa, D. Howesa, D. Messenger3, E. Bruder3, A. Hall3, T. Chaplin3, A. Szulewski3, T. Kaulb, T. O'Brien3 (3 Queen's University, Canada; b St. Mich3el's Hospital, Canada)

Источник: Med Teach. 2016; Vol. 38 (1): 30-5. doi: 10.3109/0142159X.2014.976187.

В последнее десятилетие симуляционное обучение предстало в качестве нового и весь­ма интересного дополнения к традиционному преподаванию и обучению по принципу "от теории к практике". Симуляционные технологии очень эффективны при обучении не­отложной медицинской помощи, в ходе которого ординаторы должны освоить широкий набор навыков, при этом они могут не иметь достаточных реальных клинических возмож­ностей для достижения компетентности в каждом отдельном навыке. В 2006 г. в рамках программы по обучению неотложной медицинской помощи в университете Квинса была поставлена задача улучшить основную учебную программу путем разработки и внедрения ряда учебных сессий на основе моделирования с акцентом на оказание реанимационной помощи. Данные сессии были разработаны таким образом, чтобы удовлетворять 4 усло­виям, связанным с оптимальным обучением и улучшением эффективности: трудность в приобретении навыков, повторяющаяся практика, мотивация и немедленная обратная связь. Содержание сессий было определено с учетом национальных требований к обу­чению, изложенных Королевским колледжем врачей и хирургов Канады. Сессии предо­ставляли поэтапно, начиная с сессии по реанимации сердечной деятельности на основе руководящих принципов интенсивной терапии по поддержанию сердечной деятельности на догоспитальном этапе Американской ассоциации кардиологов (AHA ACLS) и закан­чивая более продвинутыми сессиями по реанимации. По мере того как персонал стано­вился более искусным при обучении с помощью симуляции, ординаторы более уверенно действовали в рамках такого подхода к обучению. В результате данного процесса была разработана комплексная учебная программа по реанимации, она начинается с фунда­ментальных навыков реанимации и кризисного управления ресурсами (CRM) в течение первых 2-х лет обучения в ординатуре и включает все более сложные случаи реанимации, при которых ординаторы старших курсов должны выполнять лидирующую роль. В дан- ной статье изложено, каким образом была разработана, внедрена и оценивалась новая учебная программа на основе реанимационной симуляции для учащихся, проходящих последипломное обучение по специализации "неотложная медицинская помощь", и об­суждаются некоторые проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться.



Эффективность лекций в веб-формате по сравнению с "живыми" лекциями в качестве обучающего инструмента в медицинском вузе (The effectiveness of webcast compared to live lectures as a teaching tool in medical school)

Авторы: J.-Ph. Vaccani, H. Javidnia, S. Humphrey-Murto (University of Ottawa, Canada)

Источник: Med Teach. 2016; 38 (1): 59-63. doi: 10.3109/0142159X.2014.970990.

В данном исследовании изучалось, сопоставимы ли лекции, проводимые в режиме веб-трансляций, с "живыми" лекциями в качестве обучающего инструмента в медицин­ском учебном заведении.

Методы. 3 лекции по отоларингологии и хирургии головы и шеи были проведены для студентов-медиков III курса в рамках стандартной учебной программы, при этом для одной группы лекции проводились в "живом" изложении, а для другой - в формате веб-трансляции. Все лекции (и в "живом" изложении, и в веб-формате) проводил один и тот же преподаватель, они содержали идентичный материал. Были использованы 3 па­раметра оценки результатов: опрос удовлетворенности студентов, усвоение материала по компоненту "отоларингология - хирургия головы и шеи" в рамках письменного эк­замена, а также усвоение материала по компоненту "отоларингология - хирургия голо­вы и шеи" в рамках объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) на общей экзаменационной сессии в рамках ОСКЭ в конце учебного года.

Результаты. Успеваемость студентов обеих групп на письменном экзамене была идентична. Группа студентов, обучавшихся в веб-формате, опережала по успеваемости группу слушателей "живых" лекций в рамках ОСКЭ. Большинство студентов из группы веб-трансляции признали эффективность данного формата обучения. Многие студенты просматривали данные лекции более одного раза, и признавали, что это было полезно для процесса обучения.

Вывод. Лекции в веб-формате, по всей видимости, столь же эффективный инструмент обучения, как и обычные лекции.



Предоставление преподавателем обратной связи при оценке успеваемости в ходе клинической медицинской практики (Feedback-giving behavior in performance evaluations during clinical clerkships)

Авторы: H.G.J. Boka, D.A.D.C. Jaarsmab, A. Spruijtc, P. van Beukelena, C.P.M. van DerVleutenc, P.W. Teunissencd ("Utrecht University, The Netherlands;b University of Groningen, The Netherlands;c Maastricht University, The Netherlands; d VU University Medical Centre, The Netherlands)

Источник: Med Teach. 2016; Vol. 38(1): 88-95. doi: 10.3109/0142159X.2015.1017448.

Состояние проблемы. Письменная обратная связь, представленная преподавателем, т. е. клиническим руководителем, при оценке успеваемости, как правило, является важ­ным фактором для обучения на рабочем месте. В ходе многих исследований изучали фак­торы влияния на использование инструментов упражнений мини-клинической оценки (мини-CEX) и обеспечение обратной связи, но мало известно о том, как данные факто­ры влияют на режим работы преподавателей по предоставлению обратной связи. В дан­ном исследовании изучали использование преподавателями инструментов мини-CEX при оценке успеваемости с целью предоставления описательной обратной связи в про­цессе клинического обучении в высшем учебном заведении.

Методы. Проведено пилотное качественное исследование с использованием ин­терпретирующего подхода. Сосредоточив внимание на использовании инструментов мини-CEX в процессе клинического обучения, мы провели полуструктурированные ин­тервью для изучения восприятия преподавателей. С февраля по июнь 2013 г. мы провели интервью с 14 врачами, которые принимали участие в качестве преподавателей в процес­се преддипломной клинической практики. Используя информацию о концепциях, полу­ченную из литературы, мы провели кодирование расшифровки интервью и несколько раз уменьшили и отобразили данные с использованием палеточного анализа.

Результаты. Выделены 3 основные темы взаимосвязанных факторов, которые влия­ли на практику работы преподавателей в отношении инструментов мини-CEX: факторы, связанные с преподавателями, факторы, связанные со взаимодействием "преподаватель- студент", а также факторы, связанные со взаимодействием "преподаватель-контекст". Были представлены 4 вопроса (прямое наблюдение, взаимоотношения между преподава­телем и студентом, письменная обратная связь в сравнении с устной, формативные цели в сравнении с суммативными), которые имеют отношение к оценке успеваемости на ра­бочем месте, с целью уточнения, как различные факторы взаимодействуют между собой и влияют на режим работы преподавателей по предоставлению обратной связи. Изучение успеваемости в клинической практике и установление доверительных отношений в паре "преподаватель-студент" в более длительных клинических практических процессах рас­сматривались в качестве важных факторов при создании среды обучения, которая под­держивает и способствует развитию обратной связи.

Вывод. Поведение преподавателя при предоставлении обратной связи складывается в ре­зультате взаимодействия между личными, межличностными и контекстуальными фактора­ми. Улучшенное понимание того, как преподаватели используют инструменты мини-CEX в повседневной практике, поможет разработать стратегии создания профессиональной куль­туры обучения, в которой возможности обратной связи были бы подняты на более высокий уровень.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»