Анонсы мероприятий

Резюме



Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 4-13.

IV Всероссийская конференция с международным участием и выставка "ОРГЗДРАВ-2016. Эффективное управление медицинской организацией"

26-27 мая 2016 г., Москва

Целевую аудиторию конфе­ренции представляют руководи­тели органов управления здра­воохранением субъектов РФ, руководители медицинских орга­низаций, заведующие кафедрами по организации здравоохранения, а также руководители профес­сиональных обществ и страховых организаций. Конференция сер­тифицирована в соответствии с требованиями к образователь­ным мероприятиям и рекоменда­циями Координационного совета по развитию непрерывного меди­цинского и фармацевтического образования Минздрава России, соответственно участникам конференции начисляются обра­зовательные кредиты, необходи­мые для повышения квалификации в соответствии с новой моделью непрерывного медицинского обра­зования (НМО) и учета в системе НМО по специальности "органи­зация здравоохранения". В про­шлом году в работе конференции приняли участие более 460 чело­век практически из всех регионов страны, что свидетельствует об огромном интересе к теме конфе­ренции. Руководители здравоохра­нения ждали серьезного разговора и ответов на наболевшие вопросы: - Как выживать отрасли в условиях финансового дефи­цита и хватит ли средств на оказание бесплатной помощи населению до конца 2015г.?

  • Что делать с высокой кре­диторской задолженностью медицинских организаций?
  • Как устранить несоответ­ствие установленных тарифов реальным затратам на оказа­ние медицинской помощи?
  • Как сократить кадровый дефи­цит в первичном звене и обеспе­чить качество медпомощи?

Широкую поддержку встрети­ло мнение председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Гузели Улумбековой о необходимости добавить в си­стему как минимум 300 млрд руб. из федерального бюджета, чтобы достичь госфинансирования уровня 2013 г. в постоянных ценах. Все вы­разили понимание, что только за счет оптимизации и экономии ре­сурсов эту задачу не решить.

Также обсуждалось создание системы обеспечения качества медицинской помощи в России, что позволит приблизить показа­тели качества к развитым стра­нам, - только контрольные меро­приятия не помогут.

Организаторы здравоохранения заявили о своем намерении участво­вать в определении судьбы отрасли. Обсуждение этой темы получило продолжение на IV съезде Россий­ского общества организаторов здра­воохранения (РООЗ). Участники съезда намерены направить реше­ния конференции в Минздрав России и приступить к разработке Концеп­ции развития российского здравоох­ранения на период 2015-2020 гг.

26-27 мая 2016 г. под эгидой Общества по орга­низации здравоохранения и общественного здоро­вья и Национальной медицинской палаты в Москве пройдет IV международная конференция и выставка "ОРГЗДРАВ-2016. Эффективное управление ме­дицинской организацией" и V Съезд Российского общества по организации здравоохранения и обще­ственному здоровью (РОПОЗиОЗ).

"ОРГЗДРАВ-2016" - это главное мероприятие года, которое проводит Общество по организации здравоохранения и общественного здоровья. Прав­ление Общества хочет сделать конференцию пло­щадкой не только для дискуссий, но и для принятия решений. В этот раз после обсуждения на конфе­ренции мы сделаем предложения по следующим во­просам (проекты документов будут предварительно разосланы всем участникам):

  • перечень неотложных и среднесрочных мер в современном здравоохранении России;
  • профессиональный стандарт по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье";
  • оптимизация числа и содержания форм меди­цинской документации, используемой в меди­цинских организациях, работающих в амбулатор­ных условиях;
  • проект концепции единой системы управления качеством медицинской помощи с унифициро­ванными показателями для контроля.

По итогам работы конференции эти документы будут направлены в Минздрав России, где целесо­образно создать рабочие группы по указанным на­правлениям.

Важно отметить, что данная конференция - это часть образовательной программы для повышения квалификации руководителей здравоохранения. При активном участии и присутствии на всех заседаниях конференции участник получит 12 кредитов (из 50 кредитов, которые ему необходимо накопить за год по новой системе непрерывного медицинского образования, внедряемой в РФ с 2016 г.).

Конференция ОРГЗДРАВ - это площадка для обмена опытом и знакомств с коллегами. Будут при­глашены докладчики из различных регионов и меди­цинских учреждений России, которые, несмотря на непростые условия в российском здравоохранении, смогли добиться хороших результатов в организа­ции медицинской помощи. Они готовы поделиться своими большими и малыми победами, путями пре­одоления трудностей. В 2016 г. на конференцию бу­дут приглашены специалисты из-за рубежа - из тех стран, которые смогли опередить Россию в мировом рейтинге по эффективности деятельности здравоох­ранения. Среди них: Беларусь, Иран, Болгария, Сло­вения, США, Чехия и др.

Все доклады конференции проходят предвари­тельное рецензирование. Учитывая обратную связь от участников, организаторы запланировали отвестина на пленарных заседаниях не менее 20 минут для дис­куссий и открыть новые тематические секции:

1) "Клуб министров" - для руководителей здраво­охранения регионов;

2) "Школа главных врачей" - для руководителей амбулаторно-поликлинических и стационарных уч­реждений;

3) "Школа учителей" - для заведующих и препо­давателей кафедр общественного здоровья и органи­зации здравоохранения.

Ключевые темы конференции "ОРГЗДРАВ-2016":

  • Макроэкономика России и отрасли здравоохра­нения.
  • Рейтинг систем здравоохранения по эффектив­ности. Стратегии развития регионов в новых условиях.
  • Управление медицинской организацией в кри­зисных условиях. Как привлечь дополнительные потоки пациентов.
  • Частная медицина - общие проблемы и пути партнерства с государством.
  • Управление качеством медицинской помощи. Унификация показателей для контроля.
  • Аккредитация кадров и непрерывное медицинское образование.
  • IT в здравоохранении.
  • Охрана здоровья граждан - межведомственная задача: производственная и школьная медицина, ГТО.

Подробная информация о конференции на сайте http://www.rosmedobr.ru/



20-я ежегодная конференция IAMSE (Международной ассоциации преподавателей медицинских наук)

4-7 июня 2016 г., Лейден, Нидерланды

Курс по базовым навыкам в медицинском образовании (ESME) (3-7 июня) Объединение курса, охватывающего базовые навыки в медицинском образовании, с международной конференцией получило одобрение слушателей. Курсы ESME прово­дятся с 23015 г., и на сегодняшний день проходят в Европе, Азии, Африке, Северной Аме­рике и Австралии. В сотрудничестве с IAMSE Международная ассоциация медицинского образования (AMEE) рада предложить курс ESME на конференции IAMSE 2016 г. в Лей­дене (Нидерланды).

С ростом профессионализации медицинского образования потребность в подготовке для преподавателей медицинских дисциплин находит самое широкое признание. Хотя многие учреждения во всем мире предлагают обучающие курсы с получением диплома и степени магистра в медицинском образовании, пока недостаточно аккредитованных курсов базового уровня. Программа ESME была разработана для удовлетворения потреб­ности в преподавательской квалификации начального уровня. Она представляет особый интерес для преподавателей, которые вовлекаются в медицинское образование впервые или которые получили некоторые новые обязанности или задания, относящиеся к препо­даванию. Другие находят Программу ESME полезной в качестве курса повышения квали­фикации или актуализации своих знаний. Курс в рамках конференции IAMSE разработан для придания особой значимости преподавателям медицинских наук.

Программа ESME аккредитована AMEE и утверждена Международным консульта­тивным советом. Она была разработана на основании набора компетенций, которыми должны обладать все практикующие преподаватели. К таким компетенциям относятся эффективное обучение, квалифицированное планирование процесса обучения, а также оценка и оценивание на основе полноты информации.

Преподавательский состав курсов в рамках ESME:

Рональд Харден (Ronald Harden) - доктор медицины, бывший директор Центра по ме­дицинскому обучению, Университет Данди, Великобритания, в настоящее время - гене­ральный секретарь AMEE и редактор журнала "Medical Teacher".

Авиад Харамати (Aviad Haramati) - доктор наук, профессор и директор по обучению в департаментах физиологии, биофизики и медицины, учредительный директор Цен­тра по инновациям и лидерству в образовании (Center for Innovation and Leadership in Education - CENTILE) в Медицинском центре Университета Джорджтауна.

Семинары, предшествующие конференции:

Активное обучение: чтобы достичь цели, нужна командная работа [Энн Познански (Ann Poznanski), Элис Форнари (Alice Fornari)].

Плата за стресс у студентов, ординаторов и преподавательского состава в биомеди­цинской области: его понимание и преодоление [Майк Лампкин (Mike Lumpkin), Эмили Ратнер (Emily Ratner]).

Однодневные курсы:

Введение в науку о медицинском образовании - от концепции до публикаций [Питер де Йонг (Peter de Jong), Грейс Бреннан (Grace Brannan), Дэвид Йенс (David Yens), Джейн Думша (Jane Dumsha)].

Основы коллективного обучения за один день [Кристофер Бернс (Christopher Burns), Сэнди Кук (Sandy Cook)].

Как стать эффективным координатором курса [Брюс Ньютон (Bruce Newton), Кэрол Николз (CarolNichols)].

Оценки письменных работ для больших (или малых) классов медицинских работ­ников: продвижение глубокого концептуального обучения [Эми Уилсон-Делфосс (Amy Wilson-Delfosse), Клара Папп (Klara Papp)].

Практические навыки создания и монтажа видеоматериалов для впечатляющего ин­терактивного занятия со студенческой аудиторией [Джонатан Уиско (Jonathan Wisco), Кейтлин Катлер (Caitlyn Cutler), Дэвид Мортон (David Morton)].

Программа конференции

  • Принятие решений на основании компетентности в области обучения и оценки в преподавании медицинских наук.
  • Когнитивная интеграция: методы ее достижения и оценки.
  • Сложная динамика онлайн-процессов обратной связи: влияние онлайновой обратной связи на глубинные процессы обучения.
  • Разработка набора для решения поставленных задач на основании учебного предмета, относящегося к одной медицинской науке, для более широкого применения.
  • Электронные портфели: интеграция учебных программ и развитие самостоятельности студентов. В поисках доказательств того, что программы по медицинской технике и гуманитарные программы положительно влияют на обучение студентов. От теории к практике: реализация оценок на основании ключевых точек для студентов-медиков перед медицинской практикой.
  • Есть ли место в фундаментальной науке для оценки поведенческой компетентности?
  • Инновации в обучении клинической трансплантации почки с помощью массового открытого онлайн-курса.
  • Сеть консультантов по вопросам питания при обучении медицинских работников.
  • Интеграция фундаментальной науки в клинических ротациях студентов-медиков старших курсов.
  • Решение трудной задачи в преподавании геномики: создание решений для вашей программы обучения.
  • Стресс и нервное истощение у преподавательского состава: вызовы и стратегии для решения проблемы.
  • Использование динамической рубрики для продольной оценки научных коммуника­ционных навыков.
  • Верьте мне, я знаю свой предмет! Использование фундаментальных наук для оценки задачи принятия клинических решений.
  • Каков мой стиль? Основа для повышения навыков лидерства в медицинском обра­зовании.
  • Построение интерактивного учебного помещения в рамках интегрированных учеб­ных планов.
  • Измерение готовности учащегося к медицинской практике с использованием форми­рующей оценки на основании ЕРА.
  • Интеграция обучения по доказательной медицине в клинической практике: CAT-проект в рамках программы бакалавра медицины.
  • Междисциплинарное обучение в многоцентровом медицинском колледже.
  • Всесторонняя поддержка студента: поддержка успешности студента в его физиче­ском, умственном и духовном развитии, а также в его социальной жизни.
  • Педагогика и рассеянный учащийся.
  • Использование шаблонов компетентности в консультировании, методика написания писем, мониторинг и развитие преподавательского состава.
  • Что такое картирование учебных программ и чем это полезно для моего учебного заведения?
  • Разработка учебных программ: от вверенной профессиональной деятельности до основных этапов и оценок.
  • Программы предварительного обучения в рамках специального среднего медицин­ского образования: влияние на успешность обучения студента.
  • Восстановление роли фундаментальных наук в медицинском образовании на основе компетентности.
  • Какие усилия требуются для написания учебной программы, и что мне делать с этими данными?
  • (До) клиническое обоснование для активации знаний фундаментальных наук и их интегрирования с клинической наукой.
  • Критическое осмысление в медицинском образовании: структурный подход в обуче­нии.
  • Разработка межпрофессиональной учебной деятельности на основе моделирования для студентов-медиков разных специальностей.
  • Отгадай загадку? Построения эффективных вопросов с несколькими вариантами ответов.
  • Улучшение обучения и преподавания через формирующее оценивание.
  • Обучение концепции ситуационной осведомленности для студентов-медиков и меди­цинских работников.
  • Открытая обучающая платформа с ориентацией на конкретные темы (Topic-Oriented Open Learning - TOOL) в анатомии: что это значит лично для вас?
  • Использование вопросника по учебному плану для сопоставительного анализа в меж­дународном медицинском образовании.

Подробная информация на сайте конференции: http://www.cvent.com/events/ 20th-annual-iamse-meeting/event-summary-51d4e5de800c4cad999f7c411b369ae0.aspx



22-я ежегодная конференция Европейского общества симуляционного обучения, применяемого в медицине, улучшающего медицинское образования в течение 22 лет (22nd Annual meeting of the Society in Europe for Simulation Applied to Medicine enlightening medical education for 22 years, SESAM-2016)

15-17 июня 2016 г. Лиссабон, Португалия

Программа пре-конференс:

1. Интеграция методологии работы с симулированными пациентами в вашу практику

Симулированные пациенты (СП), т.е. специально обученные люди, последователь­но изображающие индивидуумов для образовательных, исследовательских целей и целей оценки, все чаще работают в сфере медицинского образования. Тем не менее, врачи и пе­дагоги иногда сталкиваются с определенными препятствиями при реализации методоло­гии работы с СП в своей практике. Это часто связано с отсутствием ресурсов или знаний о данном методе.

Цели обучения:

После участия в данном интерактивном мастер-классе вы научитесь определять ос­новные компоненты методологии работы с СП, определять препятствия для реализации методологии и описывать стратегии для внедрения методологии работы с СП.

Программа

Факультет давно работает с методологией СП и во время мастер-класса будеб опи­раться на собственный опыт работы в 4 странах (Австралия, Канада, Великобритания и США). Мы расскажем об основных компонентах методологии работы с СП и страте­гиях, используемых для начала работы с СП. Посредством обсуждения, интерактивной симуляции в большой группе, обсуждения в небольших группах и предоставления воз­можности для индивидуального осмысления мы проиллюстрируем ключевые аспекты методологии работы с СП, а также теоретические основы, написание сценариев и под­готовку к изображению конкретной роли. У участников будет возможность учиться друг у друга. Мы будем изучать соответствующие контексты для использования методологии работы с СП, а также способы интеграции методологии работы с СП в разных условиях. Мы также предоставим ресурсы и необходимые ссылки для дальнейшего изучения и при­менения методологии работы с СП.

Целевая группа: клиницисты или преподаватели, которые хотели бы больше узнать о методологии работы с СП.

2. Роль студентов-бакалавров, работающих в центрах симуляции

Многие центры симуляции нуждаются в рабочей силе для реализации своих курсов. Студенты-бакалавры зачастую приветствуют идею дополнительной возможности обучения и возможности заработать немного денег. Именно по этой причине привлечение студентов-бакалавров для работы в центрах симуляции создают беспроигрышные условия для обеих сторон. В рамках данного мастер-класса мы рассмотрим множество ролей, в которых могут проявить себя студенты-бакалавры в ходе работы в центрах симуляции, начиная от помощи в подготовке и проведении симуляционного обучения до непосредственного проведения симуляции, исполнения роли или курирования своих однокурсников.

Цели обучения:

Изучить основы работы в качестве оператора, а также технические аспекты данной роли.

Ознакомиться с помещением для симуляционного обучения и работой за компьютером.

Принять активное участие в практическом обучении работе на четырех различных по­зициях (в качестве оператора, координатора и т.д.) для получения опыта работы "за кули­сами" во время стимуляции.

Целевая группа: студенты-бакалавры, обучающиеся на медицинском факультете, се­стринскому делу и вспомогательной немедицинской деятельности, которые заинтересо­ваны в работе в центрах симуляции; специалисты в области симуляции, заинтересован­ные в получении представления о преимуществах и издержках, касающихся привлечения студентов-бакалавров к работе в центрах симуляции.

3. Неотложные состояния в педиатрии - углубленный курс обучения симуляции

Медицинское образование претерпевает изменения. Парадигма "смотри, делай, об­учай" теперь не просто устарела, но и в настоящее время считается оскорбительной с эти­ческой точки зрения. Такие условия работы, как работа в отделениях неотложной по­мощи, отделениях интенсивной терапии, операционных залах, родильных залах и даже палатах классифицируются как работа с высокой степенью сложности и характеризуются наличием потенциального риска возникновения серьезных нежелательных явлений.

Медицинское образование, основанное на симуляции (SBME), представляет собой дисциплину, разработанную для преодоления дефицита традиционного обучения, которая может эффективно минимизировать подобные явления. Особое значение SBME имеет в педиатрии.

Расходы здравоохранения, скудные возможности для осуществления инвазивных процедур и особые потребности при обучении интернов и студентов-медиков в отделе­нии педиатрии представляют собой факторы, связанные с постоянным уменьшением возможностей обучения и приобретения навыков.

Существует большое количество доказательной литературы в поддержку SBME в рам­ках программ обучения по специальности "Педиатрия".

Цели обучения:

Сбор сценариев острых патологий в педиатрии, взятых из отделений интенсивной терапии и неотложной помощи, а также амбулаторных обращений, производится с ис­пользованием самых современных педиатрических манекенов и моделируемой среды для улучшения ухода за больными и в целях повышения безопасности. Сценарии всегда структурированы и содержат три этапа: постановка задач, сценарий и подведение итогов.

Подведение итогов осуществляется на основе контроля событий и заполнения кон­трольного списка вопросов с учетом целей обучения, касающихся технических навыков и антикризисного управления ресурсами.

В курс включены только практические занятия. Он не предполагает проведения тео­ретических занятий.

Целевая группа: педиатры, анестезиологи, врачи широкого профиля, детские хирурги, детские кардиологи, интерны, медицинские работники среднего звена.

Ключевые спикеры на конференции 2016 г.

Ричард М. Сатава - дипломированный врач, член Американского колледжа хирургов, по­четный профессор хирургии в Медицинском центре университета Вашингтона (Сиэтл).

Предыдущие занимаемые должности: профессор хирургии в Йельском университете, военное назначение в качестве профессора хирургии (Военно-медицинский университет) в Армейском медицинском центре Уолтера Рида и руководитель программы в оборонных научно-исследовательских проектах (Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам), а также старший научный советник управления МТО и ме­дицинских исследований армии США в Форт Детрик, Мэриленд. Бакалавриат: Университет Джонса Хопкинса, медицинский факультет в Ганемановском университете в Филадельфии. Стажировка в клинике Кливленда, интернатура в Клинике Мейо. Магистр в области хирур­гических исследований. В течение 23 лет практики военной хирургии он был активным ави­ационным врачом, кандидатом в космонавты, хирургом подвижного армейского хирургиче­ского госпиталя во время вторжения на Гренаду и командиром госпиталя во время операции "Буря в пустыне". Все это время он продолжал клиническую хирургическую практику. Рабо­тал в Комитете по здравоохранению, питанию и безопасности Управления научно-техниче­ской политики (OSTP) при Белом доме. Р.М. Сатава является членом многочисленных ко­митетов Американского колледжа хирургов (ACS), экс-президентом многих хирургических обществ, работал в редакциях многочисленных хирургических и научных журналов, а также принимал активное участие в многочисленных инженерных обществах. Он постоянно за­нимал активную позицию в отношении хирургического образования и хирургических ис­следований. Является автором более чем 400 публикаций и глав книг в различных областях передовых хирургических технологий, в том числе области хирургии в космической среде, формирования видеоизображений и 3D-визуализации, плазменной медицины, хирургии направленной энергии, дистанционной хирургии, виртуальной реальности в хирургии, объ­ективной оценки хирургической компетентности и профессиональной подготовки, а также влияния передовых технологий на морально-этические принципы.

Дорис Остергаард - дипломированный врач, магистр в области обучения медицин­ским специальностям, профессор в области медицинского образования и симуляции Копенгагенского университета, директор Копенгагенской академии медицинского обра­зования и моделирования (CAMES), больница Херлев, Дания

Д. Остергаард работает анестезиологом и в настоящее время занимается разработкой программ медицинского образования и обучения на основе моделирования для повыше­ния безопасности пациентов. Основные направления ее деятельности включают в себя разработку учебных программ, исследований в области медицинского образования, мо­делирования и безопасности пациентов. Дорис опубликовала множество работ по дан­ным темам и была наставником несколько аспирантов.

Франсуа Таддеи - директор Центра исследований и междисциплинарности (CRI) в Париже. Центр предлагает специальные объекты для работы приглашенных профессо­ров, широкий выбор курсов и несколько студенческих дискуссионных клубов. Главной ролью CRI является продвижение новых направлений педагогической деятельности, це­лью которых является предоставление возможности творческим студентам брать на себя инициативу и развивать свои исследовательские проекты с помощью менторов и при поддержке научно-исследовательских институтов, частных компаний и фондов, таких как Фонд Беттанкур, который поддерживал множество мероприятий, созданных студен­тами. Данные мероприятия варьируются от организации первой французской команды по синтетической биологии (для первенства фонда iGEM, спонсированного Массачусетским технологическим институтом) до фестиваля науки Париж-Монтань и Научной ака­демии - информационно-пропагандистской программы, которая позволяет учащимся средних школ из бедных районов открыть творческий потенциал науки.

Ф. Таддеи также возглавляет команду биологии развивающихся систем во Француз­ском национальном институте здравоохранения и медицинских исследований (INSERM) на факультете медицины Университета Париж Декарт. Его работа привела к появлению многочисленных публикаций в научных журналах, а также получила несколько наград. Франсуа Таддеи участвовал в различных рабочих группах, изучающих будущее исследо­ваний и образования (Франция в 2025 г., доклад ОЭСР и т.д.).

Подробная информация о конференции на сайте: http://www.sesamlisbon2016.com/



Международная конференция AMEE-2016

27-31 августа 2016 г., Международный конференц-центр Барселоны, Барселона, Испания

Ассоциация по медицинскому об­разованию в Европе (АМЕЕ) была ос­нована в 1972 г. в Копенгагене, что­бы способствовать коммуникации среди медицинских преподавателей и оказывать помощь в развитии на­циональных ассоциаций по вопросам медицинского образования по всей Европе. AMEE является Европейской региональной ассоциацией Всемирной федерации медицинского образования и членом Исполнительного совета ВФМО. Ряд европейских националь­ных медицинских ассоциаций являют­ся корпоративными членами AMEE, в их число входит и Ассоциация ме­дицинских обществ по качеству ме­дицинской помощи и медицинского образования (АСМОК). За последние десятилетия AMEE постоянно рас­ширялась как в размере, так и в сфере своей деятельности, и в настоящее время является всемирной ассоциа­цией с представителями в более чем 90 странах. Начиная с 1973 г. AMEE организует ежегодную конференцию в европейских городах. Конференции AMEE в последние годы регулярно привлекают около 3000 участни­ков со всего мира, это мероприятие стало основным местом встречи всех заинтересованных в образовании в области здравоохранения, местом установления связей, обмена идеями и информацией о происходящем в ме­дицинском образовании во всем мире.

Основные темы конференции

  • Ответ на сложные обстоятельства
  • Оправдание затрат на инновации
  • Принятие решения в сложной окружающей среде

Программа пре-конференс (27-28 августа 2016 г.):

  • Базовые навыки в медицинском образовании (ESME);
  • Семинары полного и неполного дня.

Программа конференции (28-31 августа 2016 г.):

  • Пленарные выступления всемирно известных спикеров;
  • Симпозиумы, обеспечивающие возмож­ность обсудить наиболее интересные вопросы и темы, кратко представленными с разных точек зрения;
  • Короткие сообщения по темам конферен­ции - представление тезисов;
  • Постерная сессия;
  • Практические семинары;
  • Выставка коммерческих и академических стендов, представляющих последние достиже­ния в медицинском образовании и медицин­ских профессиях.

Подробная информация о конференции на сайте: https://www.amee.org/conferences/amee-2016

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»