Имитационное обучение в Центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета

Резюме

Для обеспечения гарантии качества практичес­кой подготовки студентов, интернов, ордина­торов и курсантов требуется наличие у медицинских вузов достаточной клинической базы. В дополнение к клинической базе в ряде меди­цинских вузов РФ стали открываться специ­альные центры, оборудованные тренажерами и другими техническими устройствами для про­ведения обучения и аттестации в специально организованных условиях с целью повышения качества практической подготовки.

Ключевые слова:• Имитационное обучение • Практические умения

Создание специальных условий и постоянное расширение применения различных тренажеров в учебном процессе привело к возникновению понятия "имитационное обучение".

Имитационное обучение - это такой метод преподавания, при котором обучающийся осознанно выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Синонимом имитационного обучения является моделирование, а в сфере здравоохранения еще используют термин "симуляционное обучение", когда для моделирования профессиональных ситуаций разными способами симулируют проявления болезней.

Оснащение Центра непрерывного профессионального образования ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" (далее ЦНПО) позволяет проводить практические занятия для различных категорий обучающихся. Проводят такие занятия специально подготовленные преподаватели основных кафедр вуза совместно с техническим персоналом, обслуживающим оборудование в ЦНПО. Такое обучение не заменяет ни один из этапов обучения в медицинской школе, а только дополняет существующую систему подготовки.

Сотрудниками ЦНПО ведется также методическая работа, в том числе изучение мирового и российского опыта применения симуляционных технологий в медицинском образовании.

Имитационное обучение способствует повышению качеству обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения медицинских процедур и минимизации ошибок. Для этого используются игровые методы обучения, а также специальные тренажеры, симуляторы и модели, что позволяет не только сформировать профессиональные умения, но и поддерживать на необходимом уровне в течение всей профессиональной деятельности навыки, редко используемые в каждодневной практике. Для различных медицинских специальностей таковыми могут быть различные навыки - сердечно-легочная реанимация, наложение выходных акушерских щипцов, обеспечение сосудистого доступа, интубация трахеи и другие.

Исключение пациентов на данном этапе из процесса обучения позволяет создать предпосылки для объективных форм педагогического контроля и добиваться того, что после окончания обучения в ЦНПО по конкретной программе каждый учащийся смог демонстрировать правильное выполнение любого элемента этой программы.

Такая система объективного контроля возможна благодаря наличию у ряда симуляторов системы регистрации действий. Так, например, симулятор, снабженный программой для отработки наложения выходных акушерских щипцов,  измеряет степень совпадения применяемой силы с рекомендуемой. В практическом акушерстве доктора часто не решаются прибегать к данному способу родоразрешения из-за неуверенности в своем умении выполнения процедуры. Получить такую подготовку без специального тренажера, сервопривод которого имитирует продвижение головки плода в момент потуги, достаточно сложно.

Помимо отработки и поддержания на необходимом уровне подготовки по редко используемым медицинским вмешательствам, обучение на тренажерах для практикующих специалистов дает возможность для совершенствования техники выполнения манипуляций. Так, например, система оценки при работе на виртуальных эндовидеохирургических симуляторах позволяет оценивать уровень практического мастерства: скорость, точность, количество движений, путь, пройденный инструментом, моторику обеих рук хирурга и т.д. Это в перспективе дает возможность для разработки подходов к сертификации специалистов, которая могла бы стать основой для системы допуска к самостоятельному выполнению операций.

Умение оказывать первую помощь очень важно, так как невозможно обеспечить прибытие машины скорой медицинской помощи на место происшествия в промежуток времени, когда у пострадавшего могут развиться тяжелые и необратимые нарушения в организме. Во всем мире на основе многочисленных научных исследований внедряются стандарты оказания первой помощи, в которых определяется объем и порядок действий. В Центре при обучении первой помощи используются современные рекомендации Европейского совета по реанимации (European Resuscitation Council), научно обоснованные и согласованные между собой. Сотрудники ЦНПО и ряд преподавателей кафедр университета прошли подготовку по курсу "Базовый реанимационный комплекс" Европейского совета по реанимации на базе НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского. Сейчас на базе ЦНПО реализуется обучающий модуль по отработке алгоритма оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. В настоящее время в ЦНПО формируется система подготовки инструкторов из числа медицинских специалистов для обучения населения первой помощи. В ЦНПО внедрен и действует стандарт обученности по этому модулю, создание которого стало возможно благодаря тренажерам для сердечно-легочной реанимации, подключенных к компьютерам, фиксирующим выполнение заданных параметров выполнения.

Современные возможности симуляционных технологий позволяют имитировать достаточное количество ситуаций, необходимых для практического обучения на разных этапах обучения медицинских специалистов. Среди специальных средств для имитации в обучении выделяют следующие:

фантом - ("призрак" - фр.)

1) модель человека или его части в натуральную величину;

2) объект, замещающий оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства;

муляж - ("бутафория") специально изготовленный предмет взамен настоящей вещи;

манекен - фигура, на которой можно что-то демонстрировать;

тренажер - устройство для искусственного создания (имитации) различных объектов и ситуаций;

симулятор (чаще компьютерная программа) - элемент, позволяющий имитировать чью-либо ответную реакцию. Наиболее обобщающим, на наш взгляд, понятием для всех средств обучения для имитации в здравоохранении является тренажер или тренажер-симулятор - при наличии обратной связи.

В то же время само по себе наличие тренажеров не обеспечивает высокого качества практической подготовки. К условиям, позволяющим обеспечивать качество обучения в ЦНПО, относятся:

-наличие специальных программ обучения и контроля, в которых отдельно указаны: контингент и форма обучения, оптимальное количество обучающихся на каждом занятии и его продолжительность;

-перечень профессиональных действий и критерии оценки правильности их выполнения;

-привлечение в качестве тренеровэкспертов специалистов, имеющих достаточный опыт работы, соответствующую квалификацию и методически грамотный подход к процессу обучения;

-соблюдение требуемых сроков обучения;

-управление учебным процессом (оценка эффективности обучения, анкетирование преподавателей и обучающихся, своевременное обновление материально-технической и методической базы).

В ЦНПО реализуются следующие виды занятий

1) пробные - для разработки и апробации клинических рекомендаций и/или учебно-методических материалов к занятиям в ЦНПО;

2) тренировочные - для приобретения (совершенствования) опыта осуществления профессиональной деятельности;

3) аттестационные - для проведения процедуры итогового педагогического контроля (оценки на соответствие стандарту);

4) ознакомительные - для ознакомления обучающихся с информацией по теме занятия или о деятельности ЦНПО (лекции или экскурсии);

5) смешанные - для реализации 2 и более ранее перечисленных задач.

Опыт работы, а также знакомство с работой подобных центров в различных частях мира показал, что правильная организация работы центра и подбор оснащения может существенно повысить качество медицинского образования на различных его уровнях. При этом ведение базы данных и информационное сопровождение такого обучения позволяет реализовывать модель непрерывного профессионального образования в сфере здравоохранения.

Помимо тренажеров в ходе имитационного обучения специалистов в сфере здравоохранения, использование методики "стандартизированный пациент" также способствует повышению качества подготовки специалистов. В ЦНПО в настоящее время отрабатывается технология, а также определяются место и время занятий с использованием этой методики.

Учебный процесс с использованием имитационного метода требует использования комплексных методик обучения, которые могут реализовываться командой преподавателей с высокой педагогической и клинической компетентностью. Для создания эффективных методик обучения на тренажерах или "стандартизированных пациентах", в результате которых могут быть сформированы и подтверждены определенные профессиональные компетенции, необходимы дополнительные целенаправленные усилия преподавателей в методическом аспекте. Требуется совершенствование самой методики преподавания, разработка сценариев ситуаций, их техническое воплощение, что осуществимо в процессе специальной дополнительной подготовки преподавателей. В процессе такой подготовки преподаватели проходят инструктаж по безопасной и эффективной работе с оборудованием (средствами обучения), знакомятся с эффективными методиками симуляционного обучения, создают проекты занятий с использованием возможностей ЦНПО.

В ходе разработки содержания программ имитационного обучения обязательно учитывается содержание утвержденных ранее программ, а также содержание нормативной базы, регламентирующей деятельность соответствующей категории обучающихся (образовательные стандарты, квалификационные требования, типовые должностные инструкции, классификаторы медицинских услуг, протоколы лечения, стандарты медицинской помощи, табели оснащения кабинетов и т.п.).

В ходе разработки новых проектов в единую систему обязательно объединяют все компоненты учебного процесса (цели обучения, содержание обучения, методы обучения и контроля, организационные формы обучения и средства обучения, потребности обучающегося, требования к педагогу и результату обучения).

ЦНПО ГБОУ ВПО "Первый  МГМУ им. И.М. Сеченова" отличается от других учебных центров, применяющих имитационное (симуляционное) обучение, обширностью контингента учащихся (от населения до опытных врачей), широтой направлений подготовки (лечебное дело, медико-профилактическое дело, терапия, хирургия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, педиатрия, рентгенология (рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение), кардиология, урология, организация и управление в здравоохранении, сестринское дело, скорая медицинская помощь и другое), а также системностью подхода к оценке результатов обучения.

Имеющийся опыт организации занятий в системе непрерывного профессионального образования дает основание создавать 2 вида программ имитационного обучения по каждому направлению:  первичные и повторные; первичные программы предполагают наличие достаточного времени на обучение, а повторные - преобладание использования педагогического контроля.

Различные контролирующие мероприятия в условиях имитации профессиональной деятельности могли бы стать частью процедуры аттестации медицинского персонала в государственных (муниципальных) ЛПУ, а также в медицинских организациях частной формы собственности. В настоящее время в ряде стран предъявляются растущие требования к способности практикующих врачей подтвердить свое соответствие принятым профессиональным стандартам. Эта проблема решается либо с помощью государственной системы контроля, либо с помощью контроля со стороны профессиональных медицинских сообществ. При этом общепризнанно, что процесс не должен носить репрессивный характер, а основные усилия должны быть направлены на содействие профессиональному развитию, выявлению ограничений и снижению риска, который может нести собой плохо подготовленный врач или медицинская сестра. В соответствии с основной идеей подобная система контроля должна обеспечить:

-механизмы профессиональной подотчетности;

-поддержание базового уровня оказания помощи в пределах принятых стандартов деятельности;

-содействие непрерывному совершенствованию качества медицинского обслуживания.

Существование системы всесторонней оценки компетентности включает также и оценку практической подготовки к различным ситуациям, в том числе и к редко встречаемым в каждодневной практике. Осознание того, что надо быть всегда готовым к таким ситуациям нацеливает специалиста на регулярные тренинги, которые возможны в условиях имитации профессиональной деятельности. Заинтересованность руководителей медицинских организаций в участии сотрудников в таких регулярных тренингах возникнет только при условии, если в организации приняты стандарты качества медицинской помощи, а также, если возможность следовать этим стандартам обеспечивается необходимым оснащением. Процесс создания системы такой оценки компетентности должен начинаться на добровольной основе, чтобы исключить возможность протекционизма и других злоупотреблений.

Основную трудность в деле обеспечения надлежащего уровня практической подготовленности медицинского персонала представляет отсутствие доказательных данных об эффективности тех или иных методов вмешательств, наличие рекомендаций (стандартов) деятельности. Выполнить одну и ту же манипуляцию с различной долей успеха можно разными способами, также существуют вариации в процессе назначения лечения, но действенная система организации имитационного (симуляционного) обучения требует однозначного выбора способа действия. Выполнение конкретных рекомендаций дает возможность удерживать хороший средний уровень качества медицинской помощи вне зависимости от личных качеств врача.

Еще одно преимущество, которое дает обучение в ЦНПО, - это возможность для встречи специалистов разных направлений и с разным опытом, что позволяет быстрее распространять наиболее прогрессивные методы обучения и оказания медицинской помощи в различных организациях системы здравоохранения. Особую ценность представляет опыт встреч молодых врачей и опытных специалистов.

Создание симуляционного центра сопровождается значительными затратами, поэтому необходимо тщательно продумывать концепцию его функционирования, особенно сейчас, когда нет законодательной базы, регламентирующей деятельность таких центров. Но когда у врача есть возможность совершать ошибки и учиться на них, не причиняя вреда больному, это дает впечатляющие результаты.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»