Обучение лапароскопической хирургии в системе послевузовского профессионального образования врачей

Резюме

Приоритетными направлениями развития здравоохранения России является внедре ние и совершенствование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, к которым относятся и лапароскопические методы хирургических вмешательств. Во мно гих лечебных учреждениях имеются необходимые для этих целей оборудование и инстру ментарий. Оптимизация процесса обучения лапароскопической хирургии является од ним из важных методологических вопросов современной хирургии.

Основной идеей предлагаемой концепции является обучение с использованием виртуальных тренажеров и лапароскопических боксов при обязательном проведении текущего и итогового контроля. Только после этого целесообразно проводить занятия в виварии, а затем возможна работа в операционной в реальных условиях в объемах, предписанных наставниками. Виртуальные тренажеры и лапароскопические боксы применяются для отработки базовых навыков, которые включают следующие действия: управление лапароскопом, инструментами; фиксация и перемещение объектов; дис секция, клипирование и пересечение трубчатых структур; координация работы двумя руками. Система позволяет объективно оценить более десятка параметров качества вы полнения каждого задания (затраченное время, количество, безопасность, скорость, результативность и эффективность движений). Однако большое количество параме тров, регистрируемых тренажером, затрудняет работу преподавателя, которому при ходится классифицировать и анализировать огромный объем информации. Вследствие этого разработана собственная интегральная система оценки результатов выполнения заданий базового модуля. В основу программы легло распределение параметров по важности, эффективности, необходимости и безопасности. Наименьшее весовое значение присвоили времени выполнения упражнения, далее в порядке возрастания веса идут количество движений инструментом, длина пройденного инструментом пути, эко номичность движений, результативность попыток прохождения упражнения и невы полненные задания. На основе интегральной оценки базового модуля преподавателем выносится решение о дальнейшей программе обучения. При неудовлетворительных оценках курсанту рекомендуется повторное прохождение базового учебного модуля. При хороших и отличных результатах переходят к следующим модулям, направленным на освоение лапароскопической холецистэктомии, нефрэктомии, резекции сигмовид ной кишки и других вмешательств. После этого предлагается изучение факультативного модуля по интракорпоральному наложению швов, овладение которыми позволит зна чительно расширить спектр планируемых для выполнения лапароскопических вмеша тельств. 

Успешное прохождение предлагаемых модулей обучения технике выполнения лапа роскопических операций дает возможность курсантам перейти к работе в виварии, что позволит адаптировать технику базовых навыков к реальным условиям работы в опе рационной и преодолеть определенный психологический барьер, связанный с началом выполнения лапароскопических вмешательств на живом организме. Только после этого целесообразна работа в операционной в условиях хирургического отделения под контро лем опытного преподавателя, сначала наблюдая за его работой с необходимыми коммен тариями, затем помогая ему на операциях. Нужно подчеркнуть, что для полной реали зации концепции обучения лапароскопическим вмешательствам необходимо наличие хирургического отделения, в котором преподаватель, обладая достаточным администра тивным ресурсом, имеет возможность выполнять различные лапароскопические опера ции с привлечением курсантов.

Максимально полная реализация инновационной концепции обучения лапаро скопической хирургии возможна при организации в системе послевузовского профес сионального образования врачей новой учебной структуры, например, кафедры эндо скопической хирургии или курса в составе кафедры хирургического профиля на базе хирургического отделения многопрофильного клинического лечебного учреждения, оснащенного лапароскопическим оборудованием и инструментарием в необходимом объеме. Этапное обучение на базе предлагаемой учебной структуры сделает возмож ным и необходимым объективизацию качества подготовки курсантов с последующей выдачей им свидетельств государственного образца. После прохождения цикла тема тического усовершенствования хирурги должны быть психологически, теоретически и технически готовы самостоятельно выполнить стандартное лапароскопическое вмешательство либо отдельные его этапы при неосложненном течении заболевания под контролем наставника.

Организация подобной учебной структуры в системе послевузовского профессио нального образования врачей позволит максимально полно реализовать описанную концепцию обучения лапароскопической хирургии и сформировать клиническую ка федру нового образца, в которой имитационное обучение будет неотъемлемой частью учебного процесса, что позволит значительно повысить качество подготовки хирургов.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»