Тренинг тренеров

Резюме

Имитационное (симуляционное) обучение при правильном применении имеет высо кую образовательную ценность. Одним из факторов правильного применения является предварительная подготовка преподавателей. Такое обучение должно включать базовые вопросы педагогики, общие принципы имитационного обучения, подготовка сценари ев, умение обеспечивать обратную связь и безопасная работа с оборудованием. Непод готовленные преподаватели приносят больше вреда, чем пользы для реализации идеиимитационного обучения. Это выражается не только в порче оборудования и отказе от применения имитации в будущем, но и в том, что студенты после обучения остаются плохо подготовленными. Именно поэтому специальная подготовка преподавателей явля ется очень важным этапом внедрения имитационного обучения в систему непрерывного профессионального образования медицинских кадров. Потому что медицинское образо вание, обеспечивающее высокое качество, - это не просто дополнение обучением на тре нажерах, а использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы формирования, отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения медицинского работника.

В Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" с большим пониманием относятся к проблеме не достаточной подготовки преподавателей и всеми силами стараются исправить эту си туацию. Так, например, была разработана специальная программа для преподавателей по подготовке из них тренеров-экспертов имитационного обучения. Программа реали зует радиальную форму модульного обучения, когда слушатели осваивают обязатель ный модуль в количестве 12 ч, направленный на педагогическую подготовку, а затем предлагается пройти обучение по имеющимся модулям в качестве "ученика". Будущий преподаватель ЦНПО может пройти подготовку как по одному учебному модулю по вы бору, так и по нескольким, сформировав свою программу, продолжительность которой будет соответствовать продолжительности выбранных модулей. Программа включает общие принципы педагогики и имитационного обучения, тестирование и развитие соб ственных возможностей и личных качеств, разбор примеров (на конкретном оборудо вании и с приглашением тренеров из других центров), создание новых сценариев. Часть программы планируется реализовывать дистанционно через образовательный портал университета. К настоящему моменту в ЦНПО сформировалось 2 варианта подготовки преподавателей. Первый - творческий, когда преподаватели заранее и часто приходят в ЦНПО для подготовки занятия, для разработки совместно с персоналом ЦНПО сце нариев, наглядных пособий, учебных видеофильмов и системы педагогического кон троля. Второй - репродуктивный, в ходе которого преподавателям передается готовый модуль, с целью сохранения стандарта обученности. В ходе деятельности ЦНПО было установлено, что для разработки сценариев занятий с использованием ролевых игр и системы оценки необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов, а для ведения тренингов использовать этих же лиц нецелесообразно, так как для та ких задач подходят лица, задача которых строго требовать от обучающихся соблюдение алгоритма и совершенствовать свое выполнение. В качестве таких тренеров подходят смежные специалисты, лица со средним медицинским образованием и молодые врачи, которые прошли подготовку по педагогике. Для проведения сложных тренингов с роле выми играми необходимо привлекать 2 эти категории специалистов. Дополнительной задачей, которую удается решать при привлечении смежных специалистов (техников, инженеров, биологов, химиков), является задача интеграции различных дисциплин. Например, обоснование сведениями естественных наук действий медицинских специалистов (принцип работы дефибриллятора, механика работы инструментов, гемо- и фармакодинамика и т.д.). В числе проблем подготовки преподавателей можно выде лить отсутствие понимания у руководства кафедр (отсутствие специально выделенного времени на подготовку); переоценка своих возможностей самими преподавателями, не допонимание ими деятельностного подхода к обучению); отсутствие легитимных кон кретных алгоритмов профессиональной деятельности. Подбор авторитетного куратора по каждому модулю (группе модулей) и обучение преподавателей во внешних организа циях может помочь в решении этих проблем.

 

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»