Оценка уровня практической подготовки медицинских специалистов

Резюме

Уровень практической подготовки имеет большое значение не только при оцен ке результатов обучения, но и при оценке деятельности практикующих специалистов в системе здравоохранения. При этом знания - это не самый главный элемент результата обучения, который необходимо оценить. К идее разработки так называемых стандартовобученности,  которые позволят объективно оценить уровень подготовленности спе циалистов, нас подтолкнула необходимость эффективного использования имеющегося в Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) ГБОУ ВПО "Первый МГМУ им. И.М. Сеченова" оборудования для имитационного (симуляционного) обуче ния. По результатам анализа мировых тенденций было выявлено, что наибольшее рас пространение обучения медицинских работников в условиях имитации профессиональ ной деятельности получило на Североамериканском континенте. В США при наличии в целом благожелательного отношения к работе врачей считают, что ее улучшению мо гут способствовать периодические проверки и применение механизмов обратной связи (изучение отзывов пациентов). Здесь же практикуется подтверждение сертификации врачей при условии выполнения ими необходимых требований (повторная сертифи кация, ресертификация). Такие системы содействуют выявлению тех немногих врачей, показатели работы которых значительно ниже допустимых стандартов. Существование системы всесторонней оценки компетентности включает в себя также и оценку практи ческой подготовки к различным ситуациям, в том числе и к редко встречаемым в каж додневной практике. Осознание того, что надо быть всегда готовым к таким ситуациям, нацеливает специалиста на регулярные тренинги, которые возможны в условиях имита ции профессиональной деятельности. В настоящее время одной из наших проблем ор ганизация такого процесса является отсутствие жестких профессиональных стандартов деятельности, но эта работа начата и ведется путем внедрения в работу нашего центра листов экспертной оценки, в основу которых закладываются современные алгоритмы действий. Такие листы всегда могут быть изменены с появлением новых научно дока занных сведений. В основу разработок Центра легли сведения педагогической науки об организации педагогического контроля и теория педагогических измерений. Все из вестные виды педагогического контроля в конечном счете можно свести к 2 принци пиально разным методам: экспертный контроль и тестирование. Каждый из них имеет свои слабые и сильные стороны, причем слабые стороны одного метода компенсируются сильными сторонами второго. Необходимость оценки большого количества параметров затрудняет работу преподавателя-эксперта, которому приходится классифицировать и анализировать огромное количество информации. Это предопределило создание инте гральной системы подсчета параметров в штрафных баллах. Максимальное количество штрафных баллов зависит от того, насколько далек уровень подготовленности кандида та от идеального выполнения (за 0 мин, с максимальным результатом и при отсутствии неправильных действий). В этой же системе оцениваются и результаты компьютерного тестирования знаний. За каждую секунду выполнения задания начисляется 1 штраф ной балл, за правильный ответ по каждому заданию - 0 баллов, за отсутствие ответа - 100 баллов, за неправильный ответ - 200 баллов по каждому заданию. Использование такой универсальной системы оценки в штрафных баллах помогает не только комплек сно регистрировать реальный уровень подготовки, но и стимулирует добиваться по стоянного повышения этого уровня участниками непрерывного профессионального образования. Вся эта работа получила высокую оценку участников, что убедительно де монстрирует высокий потенциал в деле повышения качества подготовки медицинского персонала в нашей стране.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»