Использование опыта Европейского совета по реанимации в системе симуляционной подготовки специалистов

Резюме

Симуляционное обучение стало активно использоваться еще во второй половине прошлого века в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могут при вести к трагическим последствиям: в авиации, атомной энергетике, железнодорожном транспорте. В медицине данный вид подготовки специалистов активно начал развивать ся в 1970-е гг., на сегодняшний день он является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования. Для отработки практических навыков стали использоваться сложные симуляторы, стоящие несколько десятков тысяч долларов типа METI, выпускаемый Medical Education Technologies, или SimMan, выпускаемый Laerdal Medical. При их использовании возникает неограниченная возможность моделирования сложных клинических ситуаций. В последние годы были четко определены преимущества симуляционного обучения в здравоохранении, обусловленные его возможностями:

  создание клинических ситуаций, максимально приближенных к реальным, но безо пасных для пациентов;

  неоднократность повторения действий для выработки умения и ликвидации ошибок;

  выработка и поддержания навыков профессиональных действий в экстренных ситуа циях, необходимых каждому медицинскому специалисту;

  отработка взаимодействия при командной работе и определяющая роль лидера в ней.

На кафедре скорой и неотложной медицинской помощи Воронежской государствен ной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко для подготовки специалистов, работаю щих в неотложной медицине, в течение 12 лет используется опыт Европейского совета по реанимации (ERC). Вместе с теоретическими знаниями по неотложной медицине, врачи скорой помощи, медицины катастроф, терапевты и кардиологи получают практическую подготовку с использованием тренажеров. В последние 2 года для наилучшего освоения практических навыков часть занятий проходит в специальном (оснащенном современ ным симулирующим оборудованием) Центре практической подготовки специалистов.

Используется многоступенчатый метод обучения на тренажерах, рекомендуемый ERC: I ступень - преподаватель для всех слушателей подгруппы в режиме реального времени показывает на тренажере, как правильно выполняется тот или иной навык. II ступень - преподаватель показывает и объясняет все элементы навыка и отвечает на вопросы. III ступень - слушатель говорит преподавателю, как выполнять навык, а тот исполняет на тренажере его инструкции, даже если обучающийся дает неверные указа ния. На этой ступени обучающийся должен увидеть возможные ошибки и сам исправить их. IV ступень - слушатель самостоятельно выполняет навык и комментирует его выпол нение. Это позволяет лучше запомнить совокупность составляющих элементов навыка. На заключительном этапе слушатель отрабатывает навык без речевого сопровождения в режиме реального времени. Остальные обучающиеся обсуждают правильность выпол нения его действий, вносят корректировки и дают оценку работе коллеги в целом. Одно временно группой выполняется 4 различных навыка: базовая сердечно-легочная реа нимация, освобождение и поддержание проходимости дыхательных путей, проведение дефибрилляции, оказание экстренной помощи пациенту с угрожающими нарушениями ритма сердца. Каждый преподаватель работает со своей подгруппой, состоящей из 6 слу шателей, а затем происходит их ротация. Это позволяет значительно экономить время за нятий. Итогом курса является обучение конкретным действиям в обстановке максималь но приближенной к жизни. Это так называемые клинические сценарии. Каждый курсант проходит несколько таких сценариев и выступает в разных ролях. Он может отвечать за освобождение дыхательных путей, проводить дефибрилляцию, вводить лекарствен ные препараты или осуществлять общее руководство, т.е. быть лидером команды. Вся аппаратура, применяемая во время этих сценариев, та же, что применяется в по вседневной работе; сценарии проходят в режиме реального времени. Для приближения к реальным условиям используются симуляторы неотложных состояний, с помощью ко торых можно проводить обучение комплексу мер по освобождению дыхательных путей, дефибрилляции, а также оценивать изменения ритма сердца после проведения тех или иных действий. В процессе данной деятельности формируются заданные свойства спе циалиста, обучающийся приобретает собственный опыт взаимодействия с пациентом, находящимся в критическом состоянии и обучается быстро и адекватно корригировать свои действия в случае необходимости. 

В настоящий момент у нас имеется положительный опыт подготовки не только спе циалистов работающих в экстренной медицине, но и подготовки врачей других специаль ностей. Так, нами совместно с кафедрой акушерства и гинекологии разработан и внедрен в практику 3-дневный модуль "Экстренная помощь" в цикл повышения квалификации "Акушерство и гинекология". В дальнейшем мы планируем расширить контингент обу чающихся за счет внедрения подобного модуля в другие циклы усовершенствования вра чей, проходящих подготовку в ИПМО ВГМА им. Н.Н. Бурденко.

 

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»