Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей

РезюмеМеждународная коллаборативная программа по переориентации медицинского образования, в 1984 г. запущенная Всемирной федерацией медицинского образования (ВФМО) с целью создания единого общеевропейского образовательного пространства в системе высшего профессионального образования, успешно развивается в странах Европы. Систему перевода и накопления кредитов (ECTS) использует более тысячи европейских вузов. В статье изложены подходы к адаптации российских образовательных традиций к европейским и мировым стандартам, внедрению непрерывного профессионального развития, системы кредитных единиц. Предложена единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации. Приведена предложенная в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова система накопительных кредитов как возможная обобщающая модель подхода к оценке накопительной системы кредитных баллов.

Ключевые слова:Система кредитных единиц ECTS Болонский процесс Непрерывное профессиональное развитие

Мед. образование и проф. развитие. - 2010. - № 1. - С. 25-32.

Всемирная федерация медицинского образования (ВФМО) в 1984 г. создала Международную коллаборативную программу по переориентации медицинского образования. Основное назначение этой программы - создание единого общеевропейского образовательного пространства в системе высшего профессионального образования. Проблемы реализации этой глобальной программы неоднократно обсуждались на совещаниях и встречах министров образования стран Европы и представителей Совета Европы. Вот только некоторые из них: Эдинбургская Всемирная ассамблея здравоохранения, которая в 1988 г. приняла соответствующую Декларацию; в г. Болонье в 1988 г. была принята Большая хартия университетов; затем последовали "Резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения" (1989 г.) и Резолюция № 48.8 "Переориентация медицинского образования и медицинской практики во имя здоровья каждого" (1995 г.); "Рекомендации Мирового саммита по медицинскому образованию" (1993 г.); Сорбоннская декларация от 25 мая 1998 г.; Болонская декларация, подписанная министрами высшего образования 29 европейских стран в г. Болонья 19 июня 1999 г. Далее состоялись Конференция министров высшего образования в г. Праге 19 мая 2001 г.; Заседания Совета Европы в г. Лиссабоне, 2000 г., и в г. Барселоне, 2002 г. И только на Конференции министров высшего образования 40 европейских стран в Берлине 19 сентября 2003 г. Россия присоединилась к Общеевропейской стратегии и подписала Конвенцию. Вступление в Европейское сообщество и подписание в 2003 г.Болонской конвенции обязывает Россию, как и все подписавшие конвенцию страны, провести к 2010 г. преобразование в национальной системе высшего профессионального образования.

В университетах и других высших учебных заведениях Европейского региона, в том числе и медицинских вузах, система перевода и накопления кредитов (ECTS) вскоре должна стать или уже фактически стала панъевропейской кредитной системой. На сегодняшний день система ECTS используется более чем в 1 тыс. высших учебных заведений ряда стран, стала неотъемлемой частью национальных нормативно-правовых актов и проходит этап дальнейшего внедрения в других странах Европейского региона. ECTS пользуется поддержкой со стороны Европейского сообщества (ЕС), Европейской ассоциации университетов (EUA) и других международных организаций.

Идея использования кредитов принадлежит американской системе высшего образования, для которой характерно большое число учебных заведений, их широкое многообразие и переход многих студентов из одного вуза в другой. В таких условиях возникла необходимость в простом описании достижений в сфере образования, а используемая система кредитов служит для отражения объема знаний, приобретенных в процессе обучения или достижений - в процессе преподавания. Задача состояла в том, чтобы кредиты являлись прозрачным и сопоставимым мерилом объема, протяженности и завершенности курса обучения.

Происхождение ECTS. Европейская система перевода кредитов была задумана как неотъемлемая часть Программы действий ЕС "Эразмус". Цель ECTS заключалась в создании благоприятных условий для перевода кредитов в связи с мобильностью студентов и осуществлением программ студенческих обменов. Система ECTS была внедрена в практику и апробирована в рамках 6-летнего пилотного проекта.

Пилотный проект по ECTS. Реализация пилотного проекта началась в 1989-1990 гг. и завершилась в 1994-1995 гг. Пилотное исследование охватывало самую разнообразную тематику. В пять предметных областей вошли следующие направления: управление торгово-промышленной деятельностью, химия, история, машиностроение и медицина. Обращает на себя внимание тот факт, что медицина оказалась среди отобранных предметных областей. Это отчасти объясняется тем, что медицина считается трудным предметом, предполагающим овладение комплексными знаниями по таким дисциплинам, как естествознание, социология, гуманитарные науки, клинические дисциплины и т.д., и, в сравнении с другими предметными областями, она подлежит строгому регулированию в соответствии с общенациональными и университетскими нормами. Как заявил один из официальных представителей ЕС, "если это будет работать в медицине, то окажется приемлемым и для любой другой области". На самом деле, несмотря на медленный старт, практика показала, что система ECTS довольно легко нашла свое применение в медицине ввиду того, что учебные программы, как правило, весьма тщательно структурированы и четко описаны.

ECTS и Болонский процесс. ECTS существовала и до принятия Болонской декларации. Болонский процесс, несомненно, ускорил ход развития событий в пользу преобразования системы ECTS в общеевропейскую систему кредитов. Система ECTS упоминается в принятой декларации, и ее роль в Болонском процессе была четко сформулирована на состоявшемся в 2003 г. совещании в Берлине, которое рассматривало ECTS как одно из приоритетных направлений на период 2003-2005 гг. В дальнейшем актуальность ECTS не раз подчеркивалась в официальных докладах и других документах. При введении Болонского процесса в жизнь отмечались некоторые новшества в толковании системы ECTS. На ранних этапах Болонский процесс ассоциировался исключительно с кредитами ECTS. Затем толкование поставленной цели расширилось. Кредиты ECTS должны использоваться и для учета-передачи, и для накопления кредитов.

Роль Болонского процесса состоит в том, что толкование системы кредитов было им расширено и была сформулирована концепция "накопления кредитов".

В связи с этим современное толкование системы ECTS включает в себя две составляющие - статический и динамический компоненты. Статический компонент учета учебной нагрузки предназначен для определения удельного веса или объема компонентов учебной программы на этапе до- и последипломного профессионального образования. Динамический компонент формируется на этапе непрерывного профессионального развития для накопления кредитных единиц, которое производится врачом-специалистом в условиях свободного выбора места обучения, времени обучения и обучающих действий в течение длительного времени. Важно отметить, что использование кредитов ECTS не требует пересмотра учебных программ и не должно обусловливать внесение изменений в учебный план. Система ECTS должна быть применима к любому учебному плану, и вплоть до настоящего времени никто не ставил под сомнение ее правильность.

Придавая большое значение принятому Правительством Российской Федерации решению об участии нашего государства в создании общеевропейского образовательного пространства и реализации в системе отечественного высшего медицинского образования принципов и требований Болонской декларации, ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России в рамках приоритетного национального проекта (ПНП) "Образование" выполнил разработку основных подходов и стратегии реконструкции послевузовского профессионального образования врачей.

Основу процесса адаптации российских национальных образовательных традиций к общеевропейским и общемировым стандартам составляют принятие и введение во всех национальных школах высшего образования инновационных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества профессионального образования и обеспечивающих высокий уровень профессиональной компетенции на протяжении всего срока профессиональной деятельности врачаспециалиста. Согласно этому требованию, доминирующим становится введение системы непрерывного профессионального развития (НПР), системы кредитных единиц, обеспечивающей как зачетную, так и накопительную функции, модульного принципа построения учебных программ, дистанционных и мультимедийных подходов с использованием сетевых компьютерных технологий.

В процессе непосредственной подготовки к подписанию Болонской декларации и в начальный период ее реализации Министерством образования и науки РФ был разработан ряд документов, регламентирующих применение инновационных технологий в высшем профессиональном образовании вузов РФ (2002-2005 гг.). Важнейшие среди них - Письмо Минобразования РФ от 28.11.2002 № 14-52-988 ин/13, Письмо Минобрнауки России от 09.03.2004 № 15-55-357 ин/15, Приказ Минобрнауки России от 25.10.2004 №100 "О группе по осуществлению Болонских принципов в России", Приказ Минобрнауки России от 03.02.2005 № 26, Приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40, Решение коллегии Минобрнауки России от 16.12.2004, № ПК-8 Вопрос 2, Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 №178, Приказ Минобрнауки России от 29.07.2005 № 215, Приказ Минобрнауки России от 30.06.2006 №173.

Государственное обеспечение инновационного образования было реализовано в рамках ПНП "Образование", объявленного в 2006 г., где Первый МГМУ им. И.М. Сеченова получил грант на право разработки инновационных образовательных технологий в системе высшего медицинского профессионального образования, адаптированных к требованиям европейских традиций в образовании.

В процессе работы по ПНП "Образование" были выполнены проекты, направленные на концептуальное и методическое обеспечение применения инновационных и традиционных образовательных технологий для послевузовского профессионального образования врачей:

-"Разработка системы зачетных единиц для непрерывного профессионального образования".

-"Концептуальное и методологическое обоснование применения инновационных и традиционных образовательных технологий для послевузовского профессионального образования врачей".

-"Инновационная структура послевузовского профессионального образования врачей в рамках реализации основных положений Болонской декларации".

-"Основные положения модульного подхода к формированию образовательных программ для послевузовского профессионального образования врачей".

-"Создание дистанционного курса обучения врачей по специальности “Общая врачебная практика (семейная медицина)”".

-"Разработка рекомендаций по составлению типовых учебных пособий, организованных по модульному принципу на электронных носителях, используемых в последипломном профессиональном образовании врачей".

Предложена единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов в России в соответствии с принципами Болонской декларации; разработаны подходы к инкорпорированию европейских образовательных традиций в российскую национальную систему непрерывного послевузовского образования врачей с использованием системы зачетных единиц; разработаны критерии адаптации европейской системы зачетных единиц на всех этапах реформы российской образовательной системы; методические приемы перевода учебной нагрузки различных форм непрерывного послевузовского образования врачей в систему зачетных кредитных единиц; предложены пути внедрения новых форм и технологий в образовательный процесс в соответствии с принципами европейской образовательной системы с учетом системы зачетных кредитных единиц.

Основополагающая и объединяющая все прочие образовательные технологии "Концепция обучения человека в течение всей его профессиональной жизни" получила наименование "Непрерывного профессионального развития (образования)" - Life Long Learning, и стала одной из основных доктрин организации и развития образования во второй половине ХХ - начале XXI века. НПР обозначает период образования и подготовки докторов, начинающийся после завершения базового медицинского образования и последипломной подготовки и продолжающийся после этого в течение всей профессиональной жизни каждого врача.

Этой концепцией руководствуются в своей деятельности в области просвещения такие международные организации, как ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский совет и др. Во многих странах (Швеция, Франция, Испания, Канада, Великобритания, ФРГ, Бельгия) концепция непрерывного образования официально положена в основу государственной политики в области образования. Развитие непрерывного образования является целью или одним из важнейших побудительных факторов проведения реформ в системах образования многих стран мира.

В интервью Медицинской газете 13 января 2010 г. зам. министра здравоохранения и социального развития РФ В.И. Скворцова указывает, что "важным для РФ является развитие системы непрерывного медицинского образования, которая подразумевает непрерывное обновление знаний, умений и навыков врача. Получение новых теоретических знаний может быть оценено с помощью так называемых кредитных баллов, которые назначаются врачу при его участии в профильных научных конференциях и семинарах, выступлениях с докладами, написании научных статей и др.".

Формат НПР для системы послевузовского профессионального образования медицинских вузов РФ включает в себя последипломное профессиональное образование как этап первичной профессиональной сертификации и последующее непрерывное профессиональное развитие (образование) как этап подтверждения профессиональной компетенции с обязательной ресертификацией в период, кратный пяти годам. Профессиональная компетенция - это динамическое сочетание знаний, умений и способов их применения, а также отношений, которые базируются на содержании образовательной программы (EURACT, WONCA, 2004).

В широком смысле она может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение, предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях.

Система кредитных единиц

Роль системы кредитных единиц была определена в рамках Болонского процесса в 2003 г. на совещании в Берлине как одно из приоритетных направлений преобразований. ECTS стала не только системой учета учебной программы и переноса кредитов, как была задумана первоначально, но и формообразующей концепцией накопительной системы подтверждения профессиональной компетенции.

В связи с этой новой функцией важной особенностью является то, что кредиты отражают не время, потраченное на изучение дисциплины, а достижение обучающимися профессиональной компетенции в пределах пройденного ими объема учебной программы.

Применение кредитных единиц

Инкорпорирование системы кредитов в послевузовское профессиональное образование врачей выполняется в соответствии с рекомендациями, содержащимися в письме Минобразования РФ от 28.11.2002 № 14-52-988 ин.13, согласно которому при составлении учебных программ и планов должно быть принято во внимание следующее правило: на этапе НПР для стажированного врача в дополнение к обязательным сертификационным циклам и тематическому усовершенствованию включается инновационная образовательная технология - система постоянного поддержания профессиональной компетенции путем накопления кредитных единиц.

В этом письме указано, что в РФ за 5 лет между циклами ресертификации врач должен накопить 130-150 кредитов, распределенных равномерно по годам и подтвержденных документально, т.е. 25-30 кредитов в течение 1 года. Накопив этот объем кредитов (знаний и умений), врач-специалист может быть допущен к экзамену для подтверждения профессиональной компетенции после обучения на ресертификационных циклах.

В целом, банк накопительных кредитов включает в себя 45 учитываемых кредитных позиций, является многовариантным и доступен для применения специалистами всех уровней независимо от учреждения и региона, в котором он работает, стажа работы по специальности и области применения знаний. Принимаются во внимание все формы обновления знаний и умений по всем видам деятельности врачаспециалиста, научного работника, преподавателя высшей школы, в том числе теоретическая и научная работа, клиническая работа и профессиональное образование.

Значительный вклад в накопление кредитов может внести участие активное, меньший - пассивное, в работе конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов и прочих видов профессиональных медицинских сообществ. Профессиональное общение относится к одному из наиболее развивающих видов профессиональной деятельности. Чем выше уровень этих встреч, тем большее они внесут в копилку участника. Это могут быть всероссийские и региональные профессиональные встречи, а также зарубежные конгрессы, съезды, конференции. Достаточно обогащающими являются стажировки в крупных центрах России и зарубежных клиниках. Высокий кредитный рейтинг принадлежит теоретическим аспектам деятельности, основанным на участии в научных разработках и печатной научной продукции. Особенно высоко оцениваются крупные работы, например, написание и защита диссертаций, публикация монографий, учебников, справочников, а также закрепление приоритета в виде патентов на изобретение, использование компьютерных образовательных технологий, посещение лицензированных сайтов, виртуальное обучение, подписка на профессиональные журналы.

Учету подлежат также все виды учебной деятельности врача. Речь идет об обучении не только на плановых циклах тематического усовершенствования, это само собой разумеется. Врач может эффективно пополнять свой накопительный счет, посещая предлагаемые кафедрами и вузами новые для нашей системы виды учебной деятельности на коммерческих началах. Это может быть прослушивание курса программно-ориентированных лекций, которые должны проводиться с частотой 1-2 раза в месяц. Календарный график этих лекций должен быть сформирован и опубликован в местной и центральной периодической медицинской печати за год до их начала, но не менее чем за 3 месяца. Медицинские вузы могут предложить также перечень и график проведения серии обучающих практических занятий по выполнению новых либо особенно сложных традиционных манипуляций и процедур. К осуществлению этих программ привлекаются, как правило, наиболее квалифицированные специалисты, в том числе приглашенные из-за рубежа. Такая форма образовательного процесса именно в рамках НПР практикуется с хорошей эффек-

тивностью во многих европейских странах. В накопительной системе учитываются также некоторые формы преподавания, осуществляемые самим врачом-специалистом. Это может быть курирование практического цикла интернов и клинических ординаторов, обучающие занятия для персонала стационаров и амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и парамедиков (пожарные, сотрудники МЧС, метрополитена, железнодорожных служб и аэропортов, охранных предприятий и др.). Подлежит учету также участие в Государственных региональных программах по охране здоровья, в дистанционных формах обучения и консультирования. Документ, подтверждающий обучающее действие, должен быть представлен на официальном бланке учреждения, заверен круглой печатью.

Перечень кредитообразующих позиций и их количественная оценка в кредитах могут быть изменены в пределах 10-15% в зависимости от особенностей деятельности вуза, учебного центра НИИ и потребностей региональных учреждений, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Процедура накопления кредитов может быть выполнена врачом-специалистом в различных вариантах:

1) накопление 144 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенных по годам;

2) накопление 72 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенных по годам +72 кредита 1 цикла тематического усовершенствования;

3) накопление 144 кредитов за 5 лет за счет 2 циклов тематического усовершенствования по 72 кредита каждый;

4) накопление 36 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределенных по годам +108 кредитов одного цикла тематического усовершенствования.

Приводим предложенную Первым МГМУ им. И.М. Сеченова систему накопительных кредитов как возможную обобщающую модель подхода к оценке накопительной системы кредитных баллов (см. таблицу на сайте www.medobr.ru).

Заключение

Высокий уровень профессиональной компетенции - пока еще не полностью реализованная стратегия в организации медицинской помощи. Именно на нее направлен в итоге ПНП "Образование". Концепция развития профессионального образования имеет две генеральных стратегии: обеспечить постоянный высокий уровень профессиональной компетенции для врачей всех специальностей и учреждений всех уровней и ввести европейские образовательные традиции в национальную систему высшего профессионального образования с целью повышения качества образования и присоединения к общеевропейскому образовательному пространству. В реализации данной стратегии важная роль принадлежит внедрению системы учетных и накопительных кредитов.

Высокий уровень медицинской помощи может быть обеспечен, с одной стороны, мероприятиями, направленными на внедрение высоких технологий, что является сферой интересов ПНП "Здоровье", с другой стороны - на обеспечение высокого уровня профессиональной компетенции специалистов, работающих в формате этих высоких технологий, что является сферой интересов ПНП "Образование".

Совмещение этих двух глобальных направлений в организации медицинской помощи является той стратегией, которая может гарантировать ее высокий компетентностный уровень. Руководствуясь этими обстоятельствами, следует считать, что для реализации основных положений Болонской декларации, направленных на обеспечение высококвалифицированной медицинской помощи, необходимо законодательное закрепление совмещенных концепций развития профессионального образования в рамках ПНП "Образование" и концепции развития здравоохранения в рамках ПНП "Здоровье".

Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей. Инновационная структура послевузовского профессионального образования врачей, основанная на принципах НПР и применения системы учетных и накопительных кредитов

С внедрением инновационного принципа НПР, реализуемого посредством инкорпорирования системы кредитных единиц, подвергнется кардинальному преобразованию система послевузовского профессионального образования врачей (см. рисунок). В предложенном формате она полностью соответствует традициям европейского образования и правилам Болонской конвенции, что обеспечивает РФ достойное вступление в европейское образовательное пространство.

Список литературы и дополнительные материалы опубликованы на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»