Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования: вебинары

РезюмеВ настоящее время дистанционные технологии - это наиболее востребованные варианты обучения. Несмотря на это, в медицинском образовании их применение ограничено. Учитывая накопленный опыт, на кафедре акушерства и гинекологии РМАПО был успешно организован и проведен новый цикл тематического усовершенствования "Стандартизация преподавания и контроля знаний врачей акушеровгинекологов в системе последипломного образования", ориентированный на профессорско-преподавательский состав кафедр акушерства и гинекологии, включенных в систему последипломного образования. Данный цикл показал свою эффективность и актуальность в современных условиях подготовки квалифицированных педагогических кадров.

Ключевые слова:• Дистанционное образование • Вебинар • Последипломная подготовка врачей

Мед. образование и проф. развитие. 2012. № 3. С. 57-64.

В соответствии с Федеральным законом № 11-ФЗ от 28.02.2012 г. в существующий закон Российской Федерации "Об образовании" были внесены изменения в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Эти изменения направлены на совершенствование правового регулирования применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе (Федеральный закон Российской Федерации от 28.02.2012 № 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий").

Российская нормативная база в области образования дополнилась новыми понятиями и новыми дефинициями: "электронное обучение", "дистанционные образовательные технологии", "электронная информационная образовательная среда". Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса (Федеральный закон Российской Федерации от 28.02.2012 № 11-ФЗ). Дистанционными образовательными технологиями называются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Закон разрешает использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ независимо от форм обучения. В образовательном учреждении такими формами являются очная, очно-заочная (вечерняя), заочная. Кроме того, обучение возможно в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Принятый документ является своевременной правовой поддержкой тех образовательных учреждений, которые давно и успешно развивают дистанционное обучение в рамках существующего законодательства, внедряют дистанционные образовательные технологии и постоянно испытывают затруднения, связанные с различными подзаконными актами.

На сегодняшний день дистанционные технологии в медицинском образовании применяются весьма ограниченно. Очевидно, что специфика медицины как науки и сферы профессиональной деятельности не позволяет организовать полномерное дистанционное медицинское образование.

Целесообразно говорить только о дистанционном обучении, реализуемом в рамках изучения теоретических курсов, курсов неклинических дисциплин или отдельных разделов клинических дисциплин (М.А. Гачегов, Е.Л. Макарова, А.Г. Булычев, 2011).

На данный момент одним из наиболее востребованных вариантов является внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс повышения квалификации врачей.

Наша страна имеет самую большую территорию в мире, занимающую 17,1 млн квадратных километров (Г.В. Поздняк, 2006). Удаленность огромного количества населенных пунктов от больших городов, в которых расположены учреждения выс-шего и среднего медицинского образования, а также системы усовершенствования врачей, затрудняет исполнение и обеспечение необходимости непрерывного образования врачей и среднего медицинского персонала. Врачи, работающие в небольших городах и поселках, по многим объективным причинам не имеют возможности на длительный срок уезжать для прохождения циклов усовершенствования или переподготовки (М.А. Гачегов, Е.Л. Макарова, А.Г. Булычев, 2011; М.А. Пальцев, 2007).

Следует отметить, что идея частичной заочной подготовки в системе повышения квалификации врачей была реализована еще в 1970-х гг. (www.rmapo.ru).

В Центральном институте усовершенствования врачей (первоначальное название Российской академии последипломного образования - РМАПО) в учебно-производственные планы кафедр в обязательном порядке включались циклы с предцикловой подготовкой. Например, вместо очного цикла продолжительностью 144 ч (1 мес) предлагался заочно-очный цикл. Обычно на заочную часть отводились 6 мес, благодаря чему очная часть сокращалась на 2 нед. Таким образом, фактически обучение на цикле продолжалось 6,5 мес, но сроки пребывания слушателя на месте обучения уменьшались вдвое. Такие циклы пользовались популярностью и у самих врачей, и у их руководителей, постоянно сталкивающихся с проблемами временной замены специалиста, оплаты командировочных расходов, сохранения заработной платы и др. Слушатели получали тексты лекций, учебные задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задачи, проходили тестовый контроль. Техническая сторона организации учебного процесса в период предцикловой подготовки была полностью возложена на услуги почты. Кафедры испытывали большие трудности с подготовкой учебных материалов, их размножением, копированием, рассылкой, однако опыт оказался результативным и успешным.

Данную технологию проведения предцикловой подготовки используют и в настоящее время, но передача информации и взаимодействие участников образовательного процесса осуществляются с помощью электронной почты (Е.А. Белозерова, Б.В. Кристальный, М.Я. Натензон и соавт., 2007).

Благодаря развитию информационнокоммуникационных технологий в настоящее время появились новые возможности и новые технологии организации учебного процесса. Например, в бизнес-образовании накоплен большой опыт организации вебинаров, технология которых позволяет организовать двухстороннюю связь.

Вебинар (webinar) - от англ. web+seminar - это разновидность веб-конференции, формат проведения семинаров, тренингов и других мероприятий посредством Интернета в режиме реального времени.

Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера. В некоторых случаях преподаватель может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем. На рынке также присутствуют технологии, в которых реализована поддержка VoIP-аудиотехнологий, обеспечивающих полноценную аудиосвязь через сеть.

Вебинары проводятся на платформах Windows XP/7, MacOS, iPad. На MacOS вебинары доступны полноценно, однако локально записи не воспроизводятся.

При выборе сервиса вебинара необходимо обращать внимание на качество звука и изображения. В последнее время важной характеристикой считается совместимость с мобильными устройствами (iPad, iPhone, Android, BlackBerry), которые становятся неотъемлемым атрибутом в работе и в жизни. Например, если участник вебинара подключается через iPad, то он может общаться с преподавателем в чате.

Многие организаторы вебинаров рекомендуют для выполнения лабораторных и практических работ использовать второй монитор. Это позволяет одновременно видеть действия преподавателя и самостоятельно выполнять задания на другом мониторе.

После окончания вебинара остается видеозапись, которую можно использовать для закрепления материала.

Учебный процесс на вебинарах организуется в рамках модели очного обучения, проводимого в учебных аудиториях, а именно:

- о бучение проходит в реальном времени;

- у частник вебинара видит преподавателя с помощью веб-камеры;

- обучающийся видит слайды презентации PowerPoint, видеофайлы, рисунки, документы MS Office и т.п.;

- преподаватель может использовать в своей работе инструменты электронной доски, демонстрировать рабочий стол своего компьютера и проводить показ активных приложений;

- обучающийся заочно знает других участников вебинара;

- в чате обучающийся может задавать вопросы преподавателю, другим обучающимся, а также имеет возможность комментировать их высказывания;

- технология позволяет организовать дискуссию между участниками вебинара.

В проведении вебинара обычно участвуют администратор, преподаватель и модератор. Администратор регистрирует участников вебинара, рассылает информационные письма с инструкцией о подключении к вебинару, ссылкой и дополнительной информацией по курсу. В назначенное время обучающийся подключается к вебинару по указанной ссылке. Рассылку информационных писем следует делать не позднее чем за 2 дня и не раньше чем за 1 нед до даты проведения вебинара.

Это необходимо, для того чтобы участники, во-первых, смогли спланировать свое рабочее время заранее, и, во-вторых, не успели забыть о назначенном мероприятии.

С психологической точки зрения вебинар является довольно специфическим форматом для восприятия и усвоения информации, поэтому его продолжительность не должна превышать 1-1,5 ч. Оптимальным считается вебинар, организованный в течение 45 мин.

Преподаватель проводит занятия, отвечает на вопросы, организует онлайнтестирование и другие учебные мероприятия. Задача модератора - оказывать техническую помощь преподавателю в ходе проведения вебинара, оперативно решать непредвиденные технические вопросы. Кроме того, модератор должен объяснить участникам правила взаимодействия в ходе вебинара и принимать их вопросы по теме вебинара, чтобы не отвлекать преподавателя.

Учитывая накопленный опыт РМАПО в проведении дистанционного обучения, на кафедре акушерства и гинекологии было решено продолжить реализацию дан-ного направления педагогической работы.

Опираясь на понимание актуальности использования телекоммуникационных технологий, в феврале 2012 г. был успешно организован и проведен совершенно новый цикл тематического усовершенствования "Стандартизация преподавания и контроля знаний врачей акушеров-гинекологов в системе последипломного образования".

Цикл был ориентирован на профессорско-преподавательский состав кафедр акушерства и гинекологии, включенных в систему последипломного образования.

Разработанная образовательная программа цикла рассчитана на 72 ч и направлена на подготовку квалифицированных педагогов кафедр акушерства и гинекологии, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний в области акушерства, гинекологии и педагогики, способных вести преподавание по унифицированной программе на высоком уровне, в том числе с использованием телекоммуникационных методик.

Актуальность проведения такого цикла связана с тем, что модернизация здравоохранения и удовлетворение растущих требований к качеству оказания медицинской помощи возможны только путем повышения уровня подготовки врачей на всех этапах медицинского образования.

В цикле приняли участие 30 представителей кафедр из различных регионов России. География участников охватывала все крупнейшие города Центрального региона, Сибири и Дальнего Востока. Учебный план цикла рассчитан на 2 нед, из них первая предполагала дистанционное обучение с использованием телекоммуникационных систем, а вторая - очное присутствие курсантов на занятиях.

На этапе подготовки к циклу всем участником по электронной почте были разосланы расписание занятий, перечень необходимых документов для регистрации на цикле, учебные материалы и тестовые задания, подробные инструкции о порядке подключения и участия в вебинарах с указанием необходимых технических параметров используемого оборудования. Также курсанты прошли электронную регистрацию, позволяющую получить доступ к различным обучающим материалам и тестам, рассылка которых по электронной почте не предполагалась.

Чтобы свести к минимуму вероятность технических неполадок во время дистанционной части цикла, необходимо было заранее проверить исправность и совместимость оборудования и обучить участников основам проведения вебинаров. С учетом того, что участники обучения находились в разных часовых поясах, также необходимо было заблаговременно согласовать время проведения телекоммуникационных сессий, которое устраивало бы всех участников и соответствовало учебному плану.

Для этого за несколько дней до начала цикла были проведены пробные телекоммуникационные сессии общения через

Интернет между участниками, лекторами и администратором. Результатом таких пробных подключений стала эффективная и бесперебойная работа в течение всего последующего времени.

1/3 учебного времени (в рамках заочной части цикла) была отведена лекциям по ключевым темам, которые преподаются на кафедрах акушерства и гинекологии ДПО.

На семинарских занятиях, проводимых сразу после таких лекций, обсуждались спорные вопросы методологии преподавания данных разделов и их содержательной части. Самостоятельная работа велась курсантами на основе высланных по электронной почте учебно-методических материа-лов, тестов и ситуационных задач. Таким образом, на семинары и самостоятельную работу отводилось 2/3 учебного времени.

Очная часть цикла была построена по обычному плану. Однако при проведении практических занятий основной акцент был сделан на "деловые игры" и "круглые столы", способствующие активным дискуссиям и обмену опытом. Участие в них позволило эффективно обсуждать потребности системы последипломного образования всеми участниками.

По окончании цикла для оценки эффективности обучения было проведено анкетирование курсантов. На основании анализа его результатов мы смогли не только составить представление о том, насколько интересным и информативным был текущий курс, но и оценить пожелания участников на будущее. Некоторые результаты анкетирования представлены в таблице.

Из представленных результатов видно, что около четверти слушателей впервые столкнулись с дистанционными методами обучения, и половина всех участников рекомендовали и в дальнейшем включать этот раздел в программу подготовки педагогических кадров. На наш взгляд, заинтересованность в вебинарах была высока, но не настолько, насколько можно было бы предположить исходно. Возможно, это связано с недостаточным уровнем компьютерной подготовки специалистов или с их умозрительным заключением о невысокой степени охвата Интернетом потенциальных слушателей будущих циклов.

И то, и другое предположение правомочно. Однако мы считаем, что в условиях нарастающей компьютеризации и интернетизации, система подготовки кадров последипломного образования должна идти на опережение и заранее готовить квалифицированных педагогов, обладающих способностью работать в новой образовательной среде. Полученный опыт показал, что вебинары как вид учебного занятия имеют реальные перспективы и могут эффективно применяться в учебном процессе повышения квалификации врачей.

При помощи этой дистанционной образовательной технологии решаются следующие вопросы:

- обеспечения учебными курсами, подготовленными высококвалифицированными специалистами, любых отдаленных регионов страны;

- организации непрерывного образования медицинских работников на месте проживания;

- унификации получаемых знаний, расширение возможностей интерактивного образовательного процесса;

- уменьшения финансовых затрат на повышение квалификации врачей за счет сокращения продолжительности очной части цикла, но без ущерба качеству получаемых знаний и т.п. (Е.А. Белозерова, Б.В. Кристальный, М.Я. Натензон, В.И. Тарнопольский, 2007; М.А. Пальцев, 2007).

Одновременно проявились новые задачи, связанные с подготовкой преподавательского состава к проведению вебинаров, которые можно подразделить на технологические (выбор наиболее эффективных интернетплатформ для проведения вебинара, контентанализ информационных ресурсов вебинаров, повышение информационной культуры преподавателей) и методические (разработка сценария вебинара, подготовка учебных материалов, в том числе демонстрационных, формирование мотивации преподавателей на работу и др.).

Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на ограниченное применение дистанционных технологий в медицинском образовании в России, их внедрение и развитие имеет крайне широкие перспективы. Учитывая большие территории нашего государства и значительную удаленность населенных пунктов друг от друга, врачи часто сталкиваются с отсутствием возможности живого обмена опытом или недоступностью специализированной информации в области их профессиональных интересов.

В такой ситуации дистанционное общение и обучение ускорили бы процесс обновления специальных знаний, упростили бы пути их передачи и позволили повысить уровень оказания медицинской помощи населению. Помимо этого, дистанционные формы преподавания могут помочь в сокращении расходов образовательных учреждений, организующих выездные циклы.

Подготовка квалифицированных педагогических кадров, владеющих навыками организации и проведения дистанционного обучения, в условиях сверхбыстрого распространения Интернета, должна проходить на опережение, а не вдогонку свершившегося факта. Именно такое планирование подготовки специалистов позволит совершенствовать уровень медицинской помощи на самом современном уровне и в максимально короткие сроки.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»