Отчет о проведении международной конференции "Инновационные обучающие технологии в медицине" (27-28 сентября 2012 г., Москва)

Резюме

1. Организаторы конференции

• Национальная медицинская палата (НМП);

• Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК);

• Российское oбщество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД).

Конференция поддержана Министерством здравоохранения Российской Федерации, Ассоциацией медицинского образования в Европе (АМЕЕ), Европейским обществом по симуляционному обучению в медицине (SESAM), секретариатом Делового совета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Эта конференция продолжает традицию проведения мероприятий, посвященных развитию медицинского образования, установленную АСМОК в мае 2010 г. когда состоялась первая конференция - "Медицинское образование в России и мире: традиции и современность", а в апреле 2011 г. при поддержке Минздрава России - "Медицинское образование". Также, по инициативе АСМОК в 2010 г. был основан первый российский журнал по медицинскому образованию - "Медицинское образование и профессиональное развитие".

2. Участники конференции

В конференции приняли участие более 460 участников из 15 стран: Российской Федерации (РФ), Республики Казахстан, Украины, Республики Армении, Республики Беларусь, Молдовы, Великобритании, Германии, Нидерландов, Канады, Португалии, США, Южной Кореи и др. Среди российских участников  были сотрудники Минздрава России, руководители медицинских вузов России, члены Российской академии медицинских наук (РАМН), руководители региональных органов управления здравоохранением, НИИ и профессорско-преподавательский состав медицинских и фармацевтических вузов РФ.

3. Актуальность проведения конференции

Задачи развития здравоохранения и повышения квалификации медицинских работников четко и ясно сформулированы в Указах Президента России В.В. Путина от 7 мая 2012 г. (№ 597, 598, 606): увеличение ожидаемой продолжительности жизни российских граждан с 70,3 до 74 лет к 2018 г.; разработка современной программы развития здравоохранения до 2018 г., в том числе программы повышения квалификации медицинских работников в сроки до 1 мая 2013 г. При этом Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова неоднократно подчеркивала, что этот процесс должен проходить путем гармонизации программ российского медицинского образования с принятыми международными нормами.

Сегодня, когда в медицинскую практику ускоренными темпами внедряются новые сложные диагностические и лечебные технологии, а также резко увеличиваются объем и скорость обновления медицинской информации, требуются новые подходы в обучении врачей и среднего медицинского персонала. Среди них - развитие системы непрерывного (ежедневного) обучения врачей на рабочих местах и такие инновационные образовательные технологии, как электронное и симуляционное обучение. Одновременно повышаются требования и к уровню квалификации преподавателей медицинских вузов и колледжей, меняются сами методы преподавания.

Только внедрение инновационных методов обучения в медицинское образование на всех его уровнях (базовое, обязательное послевузовское и дополнительное профессиональное) сможет обеспечить высокое качество медицинской помощи, улучшить результаты лечения и повысить безопасность пациентов. Более того, внедрение современных технологий обучения в систему образования повышает эффективность расходов на это образование, а также снижает непроизводительные издержки при оказании медицинской помощи. Обсуждению этих вопросов и была посвящена настоящая конференция.

4. Цель и задачи проведения конференции

Цель - повышение качества и безопасности оказания медицинской помощи пациентам путем повышения качества медицинского образования.

Задачи:

1) Объединить усилия Минздрава России, профессиональных медицинских обществ, РАМН, профессоров и преподавателей медицинских вузов, а также руководителей региональных органов управления здравоохранением с целью повышения уровня подготовки врачей и среднего медицинского персонала в соответствии с мировымы стандартами за относительно короткий период (3-4 года).

2) На основе изучения и обмена опытом, сформировать проекты программ на период 2012-2015 гг.: "Развитие непрерывного медицинского образования (НМО) в РФ" и "Внедрение инновационных технологий (электронных, дистанционных и симуляционных) в систему медицинского образования РФ".

5. Основные направления конференции

1) Профессиональное развитие преподавателей в современных условиях (секция А).

2) Развитие НМО с участием профессиональных медицинских объединений и с применением дистанционных технологий обучения (секция В).

3) Внедрение симуляционных технологий в практику медицинского образования (секция С).

6. Результаты работы конференции

За 2 дня на конференции по указанным темам выступили 67 лекторов (в том числе 20  иностранных), проведено 15 мастер-классов. С докладами выступили: начальник департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздрава России В.А. Егоров, вице-губернатор Липецкой области Д.В. Мочалов, министр здравоохранения Республики Татарстан А.З. Фаррахов, ректор РМАПО академик РАМН Л.К. Мошетова, президент Всероссийского общества неврологов академик РАМН Е.И. Гусев, президент Российского респираторного общества академик РАМН А.Г. Чучалин, президент АМЕЕ М. Патрисио; президент SESAM Р. Крейг, руководитель симуляционного центра Гарвардской медицинской школы профессор Ч. Познер, ученый секретарь Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) Б. Майе.

На конференции была организована выставка представителей 14 ведущих производителей симуляционного оборудования и электронных обучающих систем, в том числе "Консультант студента", "Консультант врача" (ИГ "ГЭОТАР-Медиа), Rudiger Anatomie, Adam Rouilly, Cardionics, Karl Stortz, Intermedica и др.

Во время работы конференции был проведен I съезд Росомеда, первым президентом которого был избран директор НИИ им. А.В. Вишневского академик РАМН  В.А. Кубышкин.

Все участники отметили успешную работу и высокий уровень организации конференции. Заседания и мастер-классы проходили в атмосфере взаимной заинтересованности и активного сотрудничества. Во время кофе-брейков и обеда участники имели возможность общаться между собой и знакомиться с экспонатами выставки.

По результатам работы конференции подготовлен проект решений, который включает предложения по внедрению инновационных технологий в практику медицинского образования, а также предложения по развитию непрерывного медицинского образования в РФ на период 2012-2015 гг. Данный проект был разослан всем лекторам, руководителям региональных органов управления здравоохранением, руководителям медицинских вузов и НИИ, а также руководителям компаний и организаций- участников и спонсоров данной конференции для внесения дополнительных предложений. Окончательный вариант решения был подготовлен в октябре 2012 г. и направлен в Минздрав России, ректорам медицинских вузов и деканам медицинских факультетов университетов, руководителям региональных органов управления здравоохранением. Также он будет доступен на сайтах Национальной медицинской палаты (http://www.nacmedpalata.ru), АСМОК (http://www.asmok.ru) и Росомеда (http://www.rosomed.ru).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»