Определение и значение непрерывного образования

Резюме

Понятия доказательной практики и системы обеспечения стандар­тов клинической практики постепенно входят в жизнь практикую­щего врача. На горизонте появились (а во многих странах выходят на первый план в медицинском образовании) понятия сертифи­кации, ресертификации, независимой оценки и подтверждения квалификации. Действительно ли эти понятия настолько отделе­ны от реальности стандартной практики? Действительно ли прак­тикующий врач должен учиться всю жизнь, только для того, чтобы вести общую практику? Начинается ли непрерывное образование после окончания вуза? Пытаясь ответить на эти вопросы в данной статье, мы рассмотрим историю развития непрерывного образова­ния и вопросы его применения в ежедневной практике.

Ключевые слова:• Непрерывное медицинское образование • Клиническая практика • Повышение уровня образования

Мед. образование и проф. развитие. - 2010. - № 2. - С. 26-29.

Введение

Когда люди перенимают друг у друга знания в процессе общения, они тем самым вовлека ются в интересную и увлекательную творчес кую игру.

"Образование и, как следствие, возникновение и изменение мыслей, ценностей, действий, отно шений и социальных форм есть проявление природы человека". (S. Brookfield, 1986)

Термин "непрерывное образование" вошел в употребление в Великобритании после со здания под эгидой Министерства образования и трудоустройства Национальной консульта тивной группы по непрерывному образова нию во главе с профессором Бобом Фрайером. В докладе группы, опубликованном в 1997 г. (B. Fryer, 1997), Фрайер говорит:

"Наша страна нуждается в новой культуре образования, культуре непрерывного образования для всех. Необходимо помочь гражданам достойно ответить на вызов, который брошен XXI ве ком".

Тезисы доклада применимы не только к Великобритании, но ко всему миру в целом и медицинскому миру в частности.

Впоследствии понятие непрерывного обра зования было дополнено правительственными и околоправительственными органами влас ти. Таким образом, доклад Фрайера призвал к трансформации культуры. Целью трансфор мации стало обучение как неотъемлемая часть повседневной жизни, что должно было при вести к так называемому Веку Обучения. Пра вительство Великобритании поддержало при зыв, отраженный в докладе, и в феврале 1998 г. была опубликована консультационная статья "Век Обучения: Возрождение новой Британии" (Department Of Education And Employment, 1998), отражающая манифесты профессио нальных и непрофессиональных сообществ и организаций в отношении понятия непре рывного образования.

В то же время доклад Фрайера не первым упоминал понятие "Непрерывное образова ние". В 1995 г. Жан Клод Пайе, генеральный секретарь Организации экономического со трудничества и развития, сказал:

"Продолжая развивать образование и сис тему обучения, основанные на устаревших при нципах обучения, мы не сможем разработать современную стратегию, соответствующую се годняшним требованиям. Непрерывное образова ние широко обсуждается, но пока на самом деле оно доступно лишь очень небольшой прослойке на селения". (J.-C. Paye, 1995)

Таким образом, видна разница между теори ей и практикой непрерывного образования.

В XX веке преподаватели столкнулись со сложной задачей: как сделать непрерывное образование доступным для большинства (Or ganisation For Economic Cooperation And De velopment). Задача преподавателей XXI века - убедить медицинское сообщество в необходи мости непрерывного образования и реальности его применения в ежедневной клинической работе.

Один из часто звучащих принципов в под держку непрерывного образования - возмож ность самостоятельно выбрать, чему обучаться. Мы сами можем выбрать, где учиться - на ра бочем месте или с отрывом от работы, - выбор часто за нами, но несем ли мы ответственность за обучение и развитие новых навыков? Или мы обязаны принимать участие в обучении, учитываемом для аккредитации в непрерывном медицинском образовании, непрерывном про фессиональном развитии?

Непрерывное образование определяет ра бочее место как мощную образовательную среду как для индивидуального, так и группо вого обучения. Во многих клиниках обучение является ключевой стратегией дальнейшего развития как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации. Врачам часто бывает нелегко подстроиться под постоянные измене ния и принять необходимость непрерывного образования, но развитие организации в це лом, несомненно, выигрывает от поддержки идей непрерывного образования. По мере раз вития самих профессий специалисты, относя щие себя к этим профессиям, должны приспо сабливаться к изменениям и быть готовыми к дополнительным требованиям в рамках своей профессии.

Врачебная практика и непрерывное образование

Можно оспаривать факт, что для достижения успеха в своей специальности все врачи непре менно должны подстраиваться под текущие из менения и становиться "вечными студентами". Развитие медицинской науки, как мы видим, идет десятилетними циклами и практикующий врач должен не только регулярно обновлять свои знания в соответствии с изменениями, но и уметь применить их в своей практике. Если к этому добавить изменения в структуре и систе ме управления, вряд ли врачи, не повышающие уровень своего образования, смогут приспосо биться к этим изменениям как в клиническом, так и в управленческом плане. Тем не менее мы полагаем, что для большинства практикующих врачей непрерывное образование не является структурированной деятельностью, а часто не является и чем-то осознанным!

В своей ежедневной практике врач должен сочетать навыки клинициста и менеджера для того, чтобы оперативно реагировать на измене ния вместе со всем коллективом:

-быть инновационным в своей практике;

-быть гибким к новым требованиям;

-проявлять находчивость в своей работе;

-быть проводником изменений с новыми правилами и политикой;

-уметь обмениваться опытом и знаниями, проводить экспертную оценку и проверку -медицинской документации;

-уметь адаптироваться к требованиям сис темы здравоохранения и ожиданиям паци ентов;

-критически и творчески относиться к кли нической работе;

-быть самостоятельным в работе, будучи хоро шим менеджером и вырабатывая навыки самоорганизации;

-нести ответственность и отчитываться за свою работу через механизмы аудита и про фессионального саморегулирования.

Мы считаем, что принятие непрерывного образования включает перечисленные требова ния, а также дает инструменты, позволяющие идти в ногу со временем и соответствующим образом реагировать на изменения в профес сиональных стандартах и доказательной прак тике, развивать понимание профессиональных навыков и применять эти навыки в различных ситуациях.

Непрерывное образование строится на том, что вы привнесли в свою работу; оно признает все профессиональные знания и умения неза висимо от места и способа их получения. Этот неформальный подход к образованию мо жет оказать и уже оказывает заметный вклад в нашу работу. По мнению Кристофера Болла (C. Ball, 1998), обучение не только должно быть непрерывным, но и не должно быть фор мальным:

"Многое из того, что мы узнаем и чему учим ся, и зачастую самые ценные знания, получено нами не в учебных аудиториях и не в формальной системе обучения - родной язык, умение ориен тироваться в городе, родительские навыки или умение управлять людьми, умение работать в команде, терпимость, сострадание, смелость - все это мы получаем не в учебной аудитории".

Но как относятся эти высказывания к со временному врачу? Многие нарабатывают собственный опыт доказательной практики пу тем размышления, рефлексии и независимой оценки своей деятельности. Они становятся более творческими и открытыми инновациям в своей клинической практике и делятся своим опытом с коллегами, которые таким образом тоже проходят обучение на рабочем месте.

До недавнего времени непрерывное обра зование многими расценивалось как бессмыс ленное и ненужное времяпровождение, фор мальное повторение ранее изученных навыков. Считалось, что оно может быть либо академи ческим и оторванным от реальной практики, либо неакадемическим, но практическим. Со временное непрерывное образование не при знает такого разделения, оно определяет содер жание, но не точное время и место обучения.

Каким образом непрерывное образование влияет на качество медицинской помощи? До недавнего времени многие организации здра воохранения были больше озабочены своей от четностью, чем оказанием помощи пациентам, но в настоящее время предприняты шаги к вос становлению баланса путем развития системы обеспечения стандартов клинической практи ки (S. Magennis, T. Gibbs, D. Hellenberg, 2003).

Основной функцией системы обеспечения стандартов клинической практики является проверка обеспечения клинической практики, управления и обучения доказательной осно вой, а также сочетания клинического опыта и лучших из доступных внешних доказательных данных для осуществления систематических исследований и понимания изменений в стан дартах предоставления медицинской помощи.

Итак, кто же постоянно повышает уровень своего образования?

По нашему мнению, это самостоятельные практикующие врачи, способные оценивать качество и уровень оказываемых услуг, прини мать во внимание не только свое, но и чужие мнения, как в рамках своей специальности, так и за ее пределами. Это прежде всего мыслящие, способные мыслить самостоятельно врачи! Многие клиницисты являются мыслящими врачами, использующими рефлексию для со вершенствования собственной клинической практики - соответственно, они уже не нужда ются в академических курсах непрерывного об разования. Тем не менее они должны признать, что в своей клинической практике с использо ванием доказательной медицины они исполь зуют навыки непрерывного образования.

Навыки непрерывного образования используются:

-при выборе программы профессионального развития для совершенствования уже полу ченных навыков и знаний;

-в процессе обсуждения специалистами здра воохранения различных идей;

-в процессе информационного наполнения практики путем оценки перспектив, как в рам ках собственного опыта, так и за их пределами;

-если в личное и профессиональное развитие интегрируются навыки рефлексии и иссле дований.

Независимая оценка, экспертная оценка и планирование личного развития - вот инстру менты, которые мыслящий врач использует для достижения высочайших стандартов оказания помощи пациентам и создания образователь ной среды для всего коллектива.

Результатом непрерывного образования должны и могут стать более высокие стандарты медицинской помощи и более активный, обра зованный и творческий медицинский персонал.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Выводы

Непрерывное образование является реальной концепцией.

Принципы непрерывного образования применимы для учебных ситуаций как в последип ломном, так и в базовом образовании.

Результаты применения непрерывного образования на практике измеримы.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»